|
Разнообразие в самом широком смысле
Для дополнительной проверки моей теории о том, что разнообразие привлекает креативный капитал и стимулирует рост высоких технологий, мы с Гейтсом объединили разные индексы в более широкий рейтинг, который получил название "Совокупный индекс разнообразия"29. Этот индекс представляет собой результат сложения трех рейтингов разнообразия: "Гей-индекса", "Индекса плавильного котла" и "Индекса богемы". Мы составили рейтинги регионов по каждому индикатору и сложили их вместе.
Результаты еще раз подтверждают, что разнообразие и креативность совместно стимулируют инновации и экономический рост. Пять из десяти ведущих регионов в "Совокупном индексе разнообразия" входят в число десяти регионов с наиболее развитыми высокими технологиями, а именно Сан-Франциско, Бостон, Сиэтл, Лос-Анджелес и Вашингтон (см. таблицу 14.5). Статистическая корреляция между "Индексом высоких технологий" и "Совокупным индексом разнообразия" также достаточно высока3". Еще более убедительным кажется тот факт, что "Совокупный индекс разнообразия" предсказывает рост высоких технологий. Оценивая его влияние на рост высоких технологий с учетом процента людей с высшим образованием в регионе, его населения и показателей культуры, досуга и климата, мы обнаруживаем, что "Совокупный индекс разнообразия" продолжает иметь значительное позитивное влияние на рост высоких технологий в период с 1990 по 1998 годы.
Но в данных имеется огромный пробел. Они не учитывают афроамериканцев и представителей других расовых меньшинств. Как уже упоминалось, мои статистические исследования указывают на проблематичную статистическую корреляцию между концентрацией высокотехнологичных фирм и процентом расовых меньшинств среди населения — что внушает особое беспокойство в свете наших данных о других аспектах разнообразия. Складывается впечатление, что креативная экономика не приводит к улучшению ситуации с традиционным разделением между белыми сегментами населения и всеми остальными. Возможно, положение даже ухудшается.
Креативность, инновации и экономический рост
Мы с Гэри Гейтсом решили провести дальнейшие проверки теории креативного капитала, проведя ряд статистических исследований источников роста как занятости, так и населения в 1990-е. Мы разработали несколько моделей для учета последствий таких независимых факторов, как высокотехнологичная индустрия, талант, разнообразие и креативность. Разделив более 200 регионов США, по которым имелись полные данные, на четыре группы в зависимости от размера в диапазоне от самых крупных городов (со средним населением 2,2 млн. человек) до самых маленьких (среднее население 250 000 человек), мы обнаружили следующее:
■ Рост населения: разнообразие и креативность в совокупности приводит к приросту населения. При этом ни высокотехнологичная индустрия, ни человеческий капитал не играют ключевой роли. Самыми сильны ми показателями для предсказания роста населения в период между 1990 и 2000 годами являются, скорее, "Индекс богемы", "Индекс плавильного котла" и "Совокупный индекс разнообразия".
■ Рост занятости: креативность является ключевым фактором в обеспечении роста занятости. Как и в случае с ростом населения, ни высокотехнологичная индустрия, ни человеческий капитал не играют здесь основной роли. Главным рейтингом с точки зрения предсказания роста занятости выступает "Индекс богемы".
■ Крупные регионы: в больших городах креативность и разнообразие совместно обеспечивают рост населения и занятости. "Индекс богемности" и "Совокупный индекс разнообразия" являются единственными серьезными факторами для предсказания роста населения и занятости в регионах со средним населением в размере 2,2 млн. человек. Соответственно, подобные регионы должны вырабатывать стратегии для увеличения разнообразия, а также инвестировать ресурсы в создание динамичной художественной и культурной жизни в городе.
■ Средние и малые регионы: для роста этих регионов более важным фактором является иммиграция. Единственным надежным рейтингом для предсказания роста населения оказывается "Индекс плавильного котла". Малым регионам могут принести пользу стратегии, делающие их более открытыми и привлекательными для иммигрантов.
Наконец, я провел более продвинутый статистический анализ теории креативного капитала совместно со своим докторантом Сэмом Юл Ли. Мы провели систематическое исследование влияния креативности и разнообразия на уровень инноваций (количество патентов на душу населения) с учетом других факторов, наподобие состава индустрии и человеческого капитала. Результаты этого анализа также подтверждают теорию креативного капитала. Мы обнаружили, что инновации прочно связаны со специализированным креативным капиталом (измеряемым суммой "Индекса богемы" и количества ученых и инженеров), а также с разнообразием ("Гей-индекс")31.
Объяснение закона Зипфа
Одна из величайших, до сих пор нерешенных загадок экономики городов и регионального анализа содержится в законе Зипфа32. Получивший название в честь своего первооткрывателя Джорджа Зипфа, он также известен как правило "ранг-размер". Закон Зипфа гласит, что дистрибуция городов внутри страны практически всегда следует простому "правилу умножения", смысл которого в том, что второй по размеру город приблизительно в два раза меньше самого крупного, а третий представляет собой приблизительно одну треть и т. д. Подробные эмпирические исследования доказывают, что закон Зипфа точно описывает реальное распределение городов США на протяжении XX века, а также ситуацию во всех других индустриально развитых странах. Действительно, на логарифмической шкале города выстраиваются по размеру населения почти в идеальную прямую, направленную вниз.
Несмотря на все попытки, экономисты и социологи пока не смогли достоверно объяснить причины устойчивости закона Зипфа. Экономисты Масахиса Фудзита, Пол Кругман и Энтони Венейблс в своей книге "Пространственная экономика" утверждают: "Попытки согласовать экономическую теорию и практические данные обычно сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что теория обычно оказывается слишком 'чистой'... в то время как реальный мир отличается сложными и 'неаккуратными' результатами. Однако, когда дело доходит до распределения городов по размеру, перед нами встает противоположная проблема: данные представляют четкую картину, которую трудно воспроизвести, используя правдоподобную (или даже неправдоподобную) теоретическую модель". Посвятив этой проблеме восемь страниц с массой сложных формул, они приходят к следующему заключению: "На данный момент у нас отсутствует объяснение поразительной регулярности распределения городов по размеру. Необходимо признать, что это интеллектуальный пробел в нашем понимании городов... Никто не сумел убедительно растолковать процессы, при помощи которых возникает правило ранг-размер"33. До недавнего времени так оно и было.
Определенного успеха в вопросе распределения городов по размеру добился Роберт Экстелл с его замечательными компьютерными моделями. Экстелл был студентом университета Карнеги-Меллон, а ныне является членом Центра социально-экономической динамики при Институте Брукингса и частым гостем в институте Санта-Фе, а также лидером в сфере моделирования поведения агентов. Благодаря своим работам, написанным совместно с коллегой по Институту Брукингса Джошем Эпстейном, он считается первопроходцем в области искусственных обществ и разработки моделей процесса формирования фирм. Экстелл — отчасти специалист по компьютерам, отчасти экономист и отчасти физик. Он и его коллеги разработали сложные компьютерные программы для оценки поведения людей или организаций, называемых ими "агентами". Опираясь на мою теорию креативного капитала, Экстелл построил модель формирования городов, основанную на трех принципах:
■ Креативные агенты образуют кластеры с другими креативными aгентами, усиливая тем самым производительность друг друга.
■ Затем креативные агенты собираются вместе и формируют более крупные экономические единицы или фирмы.
■ Эти фирмы затем размещаются в городах, где они растут и развиваются. Города, в свою очередь, растут и развиваются в качестве места для креативных агентов и фирм.
Экстелл заложил эти три принципа в основу программы и прогнал тысячи итераций своей модели на компьютере. Хотя это и трудно объяснить, на экране компьютера по мере выполнения программы возникает следующая картина. Агенты начинают объединятся в фирмы, фирмы выбирают свое местоположение, а города развиваются. Одни растут, другие угасают, третьи находятся в стагнации. Спустя более чем тысячу прогонов программы, ярко проявляется определенная модель дистрибуции городов по размеру. Программа генерирует иерархическое распределение городов, которое почти идеально соответствует закону Зипфа и совпадает с реальным порядком городов США по размеру34. Таким образом, компьютерная модель подтверждает фундаментальное представление о том, как важна для экономического роста городов их способность привлекать креативных людей.
В совокупности эти данные представляют весомые доказательства того, что креативность и разнообразие дополняют друг друга в привлечении талантливых людей, создании высокотехнологичных индустрий и стимуляции регионального роста. Такие показатели разнообразия и креативности, как "Совокупный индекс разнообразия" и "Индекс богемы", объясняют рост регионов более надежно, чем привычные показатели высокотехнологичных индустрий или даже уровня человеческого капитала. Для регионального роста креативный капитал представляется даже более важным, чем человеческий капитал или высокотехнологичная индустрия, так как он формирует и то, и другое. Существуют значительные экономические преимущества открытости, терпимости и разнообразия. Чтобы достичь экономического успеха и процветания, регионы должны обеспечивать 3 "Т" экономического развития. В противном случае они будут все больше и больше отставать.
Глава 15
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|