Сделай Сам Свою Работу на 5

Великое переселение классов





В совокупности эти данные свидетельствуют о значительных и тревожных переменах. Новая география работающего населения США приобретает классовый характер. Она не нуждается в категориях типа "восточное побе­режье — западное побережье" или "солнечный пояс — пояс холода". Значи­тельную концентрацию креативного класса можно найти в таких местах как Омаха, Литл-Рок, Блумингтон, Гейнсвилл, Олбани и Бойсе, наравне с более очевидными центрами высоких технологий вроде Сан-Франциско, Остина и Сиэтла. Корреляции между регионами с преобладанием креативного класса и регионами с преобладанием рабочего, а также креативного и обслу­живающего классов, всегда негативны и указывают на то, что различные классы расселяются вокруг различных региональных центров3. Новая клас­совая география Америки вполне может привести к возникновению новой формы сегрегации, которая будет отличаться от расовой сегрегации или ста­рого раскола между центром и периферией и, возможно, представлять еще большую опасность для национального единства.

Я регулярно могу наблюдать работу этих географических моделей на при­мере Питтсбурга. Несмотря на внушительное 22-е место в рейтинге круп­ных регионов и 53-е место среди всех регионов по показателям креативного класса, у Питтсбурга постоянные проблемы с привлечением членов креа­тивного класса, особенно молодых. В Питтсбурге обучаются более 91 тыся­чи студентов колледжей и университетов. В процентном отношении он представляет собой шестой по количеству студентов город в США с показа­телем 39 студентов на тысячу жителей, что сопоставимо с такими местами, как Бостон (45,8), Сан-Франциско (45,5), Сан-Диего (46,2) и Денвер (44,0). Только Остин (72,2) находится значительно впереди, а Вашингтон, Сиэтл, Чикаго и Нью-Йорк и вовсе отстают в этом отношении4. Однако талантли­вая молодежь уезжает из города в таких количествах, что этот отток и необ­ходимость привлекать новых людей со стороны были признаны местными властями одной из наиболее серьезных проблем региона.



Согласно проведенным мной фокус-группам и интервью, основная при­чина переезда этих людей состоит в том, что город не дает им ощущения до­ма — места, помогающего создать и реализовать творческую идентичность. Когда участники фокус-групп указывают на отсутствие тех или иных эле­ментов инфраструктуры и говорят, что для них "нет места" и город "отста­лый" или им "не подходит", на самом деле они подразумевают, что в Питт­сбурге отсутствует структура повседневной жизни, соответствующая стилю креативного класса. Эти данные находят подтверждение в исследованиях других специалистов. Сюзан Мак-Илрой, моя коллега по Карнеги-Меллон, обнаружила, что талантливые афроамериканцы переезжают из нашего го­рода в такие места, как Атланта и Вашингтон. Это совершенно объяснимо. Там существует значительная прослойка афроамериканцев среднего класса, к тому же это креативные центры5. Моя аспирантка Элизабет Керрид уста­новила, что студенты иностранного происхождения также переезжают из Питтсбурга в такие центры креативного класса, как Нью-Йорк, Сан-Фран­циско и Вашингтон. Другой аспирант обнаружил аналогичную закономер­ность по отношению к гомосексуалистам6.



Таким образом, миграция креативного класса выходит за рамки расы, национальности и сексуальной ориентации. Несмотря на свои различия, представители креативного класса мигрируют в города одною типа. Афроамериканцы могут больше стремиться в Вашингтон или Атланту, а геи — предпочитать Сан-Франциско, но все они выбирают регионы со значи­тельной концентрацией их собственного класса. Я уверен, что их реше­ния диктуются не столько экономической необходимостью, сколько яв­ными отличиями в образе жизни. Проблема Питтсбурга иллюстрирует великое переселение креативного класса в определенные географические районы по всей стране. А если проблемы есть у Питтсбурга, какая судьба ожидает города вроде Буффало и Гранд-Рапидс, Янгстауна и Эль-Пасо, Лаббока и Кокомо, рейтинг которых гораздо ниже? Если город не может удовлетворить интересы членов креативного класса, они переезжают туда, где сама структура повседневной жизни помогает их личному самоутверждению.



 

Креативность и региональная конкурентоспособность

Новая география креативного класса оказывает серьезное влияние на кон­курентоспособность регионов по всей Америке. Значительное преимуще­ство получают те регионы, в которых наблюдается существенная концент­рация этого класса, в то время как регионы с преобладанием рабочего и обслуживающего классов в целом менее успешны (см. таблицу 13.2).

Города с большими популяциями креативного класса также занимают пер­вые места среди центров инновационной и высокотехнологичной индустрии. Три из пяти ведущих центров креативного класса входят в число пяти регио­нов с наиболее развитыми высокими технологиями. Эти же три региона вхо­дят в число пяти наиболее инновационных (показатель измеряется количест­вом патентов на душу населения). И все те же пять крупных регионов лидируют в списке "Индекса таланта" (процент населения со степенью бака­лавра или выше) и концентрации креативного класса: Вашингтон, Бостон, Остин, Роли-Дарем и Сан-Франциско. (Определения и источники данных приводятся полностью в Приложении.) Сопоставления географии креатив­ного класса с количеством патентов и показателями развития высокотехноло­гичных индустрии приносят неизменно позитивные и статистически значи­мые результаты7.

Центры рабочего класса, наоборот, демонстрируют низкий уровень развития высокотехнологичных отраслей, инноваций, человеческого ка­питала и роста занятости. Сопоставления этих факторов с концентраци­ей рабочего класса приносят неизменно негативные и статистически зна­чимые результаты*. Регионы с преобладанием обслуживающего класса также отличаются низким уровнем инноваций, технологий и экономического роста

 

Индекс креативности

Секрет экономического роста состоит в способности не только привлечь креативный класс, но и воспользоваться соответствующим преимуществом для достижения экономических результатов в форме новых идей, нового технологичного бизнеса и регионального роста. Чтобы точнее измерить эти данные, я разработал новый показатель под названием "Индекс креативно­сти". Он объединяет в себе четыре равно значимых фактора: 1) доля креа­тивного класса в занятом населении; 2) инновационность, выраженная в количестве патентов на душу населения; 3) высокотехнологичные индустрии, согласно общепринятому индексу Tech Pole (который я называю "Ин­дексом высоких технологий"); 4) разнообразие, измеряемое посредством "Гей-индекса", с помощью которого вполне можно оценить открытость региона по отношению к новым людям и идеям. Такой комплексный индикатор дает более четкие представления о креативных возможностях региона, чем простой показатель наличия креативного класса, поскольку он отража­ет совокупные последствия концентрации креативного класса и инноваци­онных экономических результатов его деятельности. Соответственно, "Ин­декс креативности" является моим базовым показателем положения региона в креативной экономике, и я предлагаю использовать его в качест­ве барометра долгосрочного экономического потенциала региона. Регионы с высокими показателями "Индекса креативности" я называю креативны­ми центрами.

В таблице 13.3 приводятся мои рейтинги 49 крупнейших регионов со­гласно "Индексу креативности" (рейтинги остальных регионов приводятся в Таблице 5 в Приложении). Некоторые ключевые моменты:

■ Район залива Сан-Франциско является безусловным национальным лидером в области креативности. Если рассматривать крупные субре­гионы внутри побережья Сан-Франциско, каждый из них по отдель­ности входит в десятку ведущих креативных центров: Силиконовая долина является № 1, город Сан-Франциско — № 2, а район Беркли-Окленда — № 7.

■ К другим победителям относятся развитые регионы восточного побере­жья, такие как Бостон, Нью-Йорк и Вашингтон, равно как и более но­вые центры высоких технологий вроде Остина, Сиэтла, Сан-Диего и Роли-Дарема. Большую победу одерживает Техас с тремя районами — Остином, Далласом и Хьюстоном — в десятке лучших. У двух городов на среднем западе — Миннеаполиса и Чикаго — дела тоже обстоят хорошо.

■ Крупные регионы обладают очевидным преимуществом в порождении и привлечении креативности. Из двадцати ведущих креативных цен i ров страны все, кроме трех, имеют население более одного миллиона чело­век. Возможно, это связано с тем, что крупные регионы могут предло­жить больше возможностей.

■ Тем не менее, креативность процветает не только в больших городах. Высокое место в рейтинге креативности занимают небольшие регио­ны — Санта-Фе, Мадисон и Олбани. Хорошие показатели также у Сан-та-Барбары, Мельбурна, Де-Мойна и Бойсе.

■ Некоторые города, входящие в крупные метрополии, например, Анн-Арбор или Боулдер, являются очень важными в своем роде центрами креативности. В таких городах часто располагаются крупные исследо­вательские институты и университеты.




■ Креативность не ограничивается общепризнанными центрами высо­ких технологий и культуры. Такие регионы, как Де-Мойн, Бойсе, Олбани, Гейнсвилл, Портленд, штат Мэн и Аллентаун, штат Пенсильвания, демонстрируют хорошие результаты согласно "Индексу креативно­сти". Хотя эти города и не относятся к типичным центрам высоких тех­нологий, их экономическое будущее может оказаться более светлым, чем можно было бы предположить.

■ Многие регионы остаются за бортом креативной экономики. Хотя в их ряды и входят старые промышленные регионы, вроде Буффало и Гранд-Рапидс, такие места как Норфолк, Лас-Вегас, Луисвилл, Окла­хома-Сити, Новый Орлеан и Гринсборо, штат Северная Каролина, на­ходятся в положении опасной неопределенности. В новой географии проигрывают небольшие города и регионы на Юге и Среднем Западе, которые почти без исключения дают минимальные показатели.

Вот почему так важно понимать процессы и факторы, из которых склады­вается новая креативная география страны. Появление ярких центров креа­тивности оказывает решительное влияние на рост инноваций и высоких тех­нологий, а также на потенциал долгосрочного экономического подъема.

 

 

Глава 14

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.