Сделай Сам Свою Работу на 5

Креативное предприятие и модульное производство





 

Другим решающим элементом социальной структуры креативности являет­ся развитие новых институтов и систем производства. Креативная транс­формация не ограничивается созданием новой продукции, но затрагивает также способы ее изготовления. Крупные японские корпорации, такие как Toyota и Matsushita, сделали первый шаг в этой производственной револю­ции еще после Второй мировой войны, и их основные принципы с тех пор распространились по всему промышленному миру21. Результатом стало раз­витие креативных предприятий, где помимо физического труда рабочих ис­пользуются также их идеи и творческие таланты.

Японцы восхищались уже существующей "тэйлористской" или "фордистской" системой массового производства, но считали необходимым повысить ее эффективность. Один из способов сделать это заключался в устранении некоторых недостатков сборочного конвейера, к примеру, не­обходимости в запасах деталей и материалов, сосредоточенных в опреде­ленных местах во избежание остановки конвейера. Японцы довели до со­вершенства технологии "нулевых запасов", при которых каждая деталь подается и каждая операция осуществляется "точно в срок". Они также выработали технологию "тотального качества", сокращая количество бракованных изделий, которые ранее приходилось списывать, перерабатывать или, в худшем случае, поставлять заказчику. Оба этих метода требовали во­влечения интеллектуальных и творческих способностей всех людей, работа­ющих на заводе, в процесс непрерывного усовершенствования. Даже про­стой заводской рабочий имел право — о ужас! — остановить поточную линию, если он замечал брак.



В 1970-е Таиити Оно, главный создатель прославленной производствен­ной системы компании Toyota, рассказал о том, как один из менеджеров другой фирмы посетил его головное предприятие. Этот человек надеялся уз­нать секрет успеха компании и, очевидно, предполагал увидеть сказочную страну высоких технологий. Вместо этого пораженный гость "понял, что машины устаревшего образца, от которых он сам уже давно отказался, пре­красно работали на Toyota". Ключ к секрету, объяснил Оно, лежит в том, чтобы создать завод, где "деятельность рабочих не задерживает производст­во, а согласуется с ним" — а отнюдь не в том, чтобы "спешить приобрести высокоэффективное оборудование самых последних моделей"24. Акио Морита. основатель и бывший председатель правления корпорации Sony, сформулировал это так: "Компания далеко не уедет, если голова там работа­ет только у руководства. Каждый служащий обязан внести свой вклад, и для сотрудников низшего звена это означает не только физический труд. Мы требуем от всех наших сотрудников интеллектуального вклада"25. Посте­пенно эта идея начала проникать и в другие корпорации. Давний лозунг IBM — "ДУМАЙ" — обрел новую жизнь и перестал звучать как ирониче­ское клише. Так промышленное предприятие превратилось в креативное предприятие.



Другой значительный успех в производстве был достигнут благодаря раз­витию системы аутсорсинга (контрактного производства), состоящей в привлечении специализированных субподрядчиков. Многие люди воспри­нимают аутсорсинг почти как ругательство: крупные компании якобы дела­ют это, чтобы сократить расходы и число штатных сотрудников. Разумеет­ся, часто использование субподрядчиков бывает вызвано именно этими мотивами. Однако нельзя отрицать положительное влияние аутсорсинга на креативность. Во многих отраслях промышленности наличие надежных контрактных производителей помогает новым фирмам вступить в конку­ренцию и позволяет всем, кто в ней участвует, сконцентрироваться на креа­тивном компоненте своей деятельности. Как показал Тимоти Стерджен из Центра промышленной производительности при Массачусетском техноло­гическом институте, эта система обладает двумя преимуществами. С одной стороны, она позволяет креативным фирмам не отвлекаться на производст­во и сосредоточить усилия на разработке новых продуктов или технологий. Так с ее помощью производственная деятельность разбивается на отдельные элементы, повышается специализация и эффективность разделения труда. С другой — она помогает субподрядчикам расширить свои возможности, распределить риск и извлечь выгоду из положительного эффекта масштаба производства26.



Данную модульную систему производства компании США выработали в ответ на конкурентные преимущества крупных интегрированных японских производителей. Когда в середине 1980-х я брал интервью у основателей компании Fairchild Semiconductor, они сказали, что в начале своей карьеры им приходилось самим делать практически все инструменты и оборудова­ние, необходимые для производства полупроводниковых чипов27. В то вре­мя без этого нельзя было обойтись, потому что полупроводники оставались совершенно новым видом продукции, для изготовления которого требова­лись особые производственные технологии. С тех пор чипы стали куда сложнее, а современная линия производства чипов по-прежнему обходится очень дорого — в 2000 году на них ушло не менее 2 млрд. долларов. Если бы собственная линия производства была необходимым условием участия в этом бизнесе, компаний, выпускающих чипы, было бы не больше, чем про­изводителей автомобилей. При существующем положении вещей крупные фирмы, наподобие Intel и Motorola — выпускающие чипы памяти большо­го объема для персональных компьютеров, — имеют свои линии, однако все чаще передают производство субподрядчикам. Многие мелкие чипы специ­ального назначения, применяемые в сотовых телефонах, бытовых устрой­ствах и других изделиях, создаются полупроводниковыми компаниями, которые сами не занимаются производством, а заключают контракты с фирмами, специализирующимися на изготовлении полупроводников.

Сборка электронной продукции — соединение чипов и остальных час­тей — почти на 100% осуществляется контрактными производителями. Та­кие компании, как Solectron и Flextronics, делают практически все элек­тронные устройства, которые мы используем, от ноутбуков и персональных компьютеров до сотовых телефонов и игровых модулей. В различных стра­нах мира предприятия, оснащенные по последнему слову техники, собира­ют прецизионную электронику для корпорации Solectron, основанной в 1971 в Силиконовой долине. Выгода от этого взаимная: компания, под чьим именем выпускается продукция, может сосредоточиться на разработке из­делий, тогда как субподрядчик совершенствует методы производства. При­надлежащий Solectron завод в Гвадалахаре, Мексика, где мне приходилось бывать, отмечен многочисленными наградами за качество, в том числе пре­мией Малколма Болдриджа, которую часто сравнивают с Нобелевской пре­мией в области промышленного производства.

Эта субконтрактная или модульная система не ограничивается высоко­технологичной электроникой. Благодаря ей многие секторы экономики переживают подъем креативности. Прекрасным примером служит индуст­рия моды. Келвин Кляйн и Томми Хилфигер — дизайнеры; они не занима­ются непосредственно производством одежды. В Израиле, на современном швейном предприятии в районе Кармиэль-Мисгав неподалеку от Хайфы,

которое я осматривал в 1999 году, поточные линии выпускали дизайнер­скоебелье практически всех крупнейших марок — от Ralph Lauren и Calvin Klein до Banana Republic, The Gap и множества других. Или возьмите изда­тельское дело, где старое изречение "свобода печати принадлежит владель­цу печатного станка'' буквально не соответствует действительности. Мало кто из издателей книг, журналов или газет (кроме ежедневных) имеет соб­ственную типографию. Многие просто пользуются услугами полиграфиче­ских предприятий.

Хотя в автомобильной промышленности не применяется классическая субконтрактная практика per se, в производстве автомобилей международ­ная сеть поставщиков выполняет функции субподрядчиков. На автомо­бильных заводах нового поколения, которые я посетил вместе со Стердженом из Массачусетского технологического института в 1990-х, мы видели рабочих, собирающих машины из готовых "модулей", изготовленных по­ставщиками28. На некоторых заводах сборкой машин занимаются предста­вители предприятия-поставщика; на таких конвейерах редко (если вообще) работают сотрудники компании, название которой носит машина. Напри­мер, две компании, Johnson Controls и Lear Corporation, производят боль­шую часть сидений — или готовых внутренних блоков — для автомобилест­роителей многих стран мира. Немецкая корпорация Bosch и японская Denso выпускают значительную массу передовой электроники. Чарльз Файн, содиректор Международной программы по автомобилестроению Массачусетского технологического института, рискнул предположить, что эта система привела в автомобильной промышленности к "передаче влас­ти" от традиционных компаний-сборщиков (под чьими названиями выпус­кались машины) к новому типу субподрядчиков и международных постав­щиков. Согласно Файну, в области высокотехнологичной электроники сходную роль выполняет корпорация Intel: большинство компьютеров име­ют логотип Intel Inside и процессоры этой фирмы, которая обладает огром­ным влиянием, хотя сама и не занимается производством компьютеров24.

Разумеется, дизайнеры одежды, издатели и производители электроники должны платить субподрядчикам и тратить деньги на маркетинг и дистри­буцию. Однако и эти услуги часто осуществляются на контрактной основе. Крайним проявлением этого феномена стали "виртуальные компании", ко­торые передают субподрядчикам практически все функции — производст­во, хранение и реализацию, рекламу, бухгалтерские услуги, — сохраняя при этом небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и раз­работчиков. Фирма удерживает за собой только те функции, которые связа­ны с производством интеллектуальной собственности, творческими разра­ботками или самой торговой маркой. Даже в менее экстремальных случаях контрактная система помогает устранить барьеры на пути начинающих фирм, которым теперь не обязательно воссоздавать целиком традиционный вариант компании, со всеми его подразделениями.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.