Сделай Сам Свою Работу на 5

Силы, стоящие за переменами





Что послужило причиной этих изменений? Что случилось между 1950-ми и современностью такого, чего не было в предыдущий период? Ученые и экс­перты высказывают множество теорий наряду с ассортиментом мнений от­носительно пользы или вреда происходящих сдвигов. Одни оплакивают от­мирание традиционных социальных и культурных норм, тогда как другие рисуют радужное будущее, основанное на новых технических достижениях. При этом в одном пункте различные мнения, как правило, совпадают. Боль­шинство авторов склонно видеть в данной трансформации нечто, протекаю­щее независимо от нашей воли. Кто-то жалуется, что отдельные социальные группы навязывают свои ценности обществу в целом; кто-то утверждает, что наши собственные изобретения оборачиваются против нас, оказывая то или иное воздействие. И те, и другие ошибаются.

Общество меняется в значительной степени потому, что мы этого хотим. Более того, эти изменения не являются случайными и хаотичными, как не являются они и таинственным продуктом коллективного бессознательного. Они носят абсолютно разумный и рациональный характер. Логика этих преобразований до сих пор остается скрытой от нас, поскольку сами преоб­разования все еще продолжаются. Однако в последнее время различные и внешне разнородные тенденции начинают выстраиваться в общую картину. Сейчас мы уже в состоянии выявить базовый принцип, силу, управляющую этими сдвигами.



Этой движущей силой стала человеческая креативность, играющая клю­чевую роль в экономике и обществе. В своих профессиональных занятиях и других сферах жизни мы сегодня ценим креативность как никогда высоко и культивируем ее с особенным усердием. Творческая деятельность — отличительная черта человека как вида — в наше время приобретает невиданный размах. Цель данной книги состоит в том, чтобы выяснить, как и почему это происходит, а также проследить, как этот феномен влияет на общество.

Рассмотрим сначала сферу экономики. Принято считать, что мы живем сейчас в "информационной" экономике или "экономике знания". Однако более существенная истина заключается в том, что современная экономика приводится в действие человеческой креативностью. Креативность — "способность создавать значимые новые формы", согласно словарю Вебстера — превратилась в основной источник конкурентного преимущества. Практиче­ски в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Это справедливо для любой исторической эпохи, начиная с этапа сельскохозяйственной революции и вплоть до революции промышленной. Однако только в последние несколько десятилетий мы пришли к ясному осознанию этого факта и начали действовать соответственно. Креативность имеет много измерений и проявляется в многочисленных взаимодополняющих формах. Согласно широко распространенному и ошибочному мнению, креативность ограничивается техническими изобретениями, разработкой новой продукции и созданием новых фирм. Напротив, в экономике наших дней креативность — это масштабная и непрерыв­ная практика. Мы постоянно модифицируем и улучшаем всевозможные продукты, процессы и операции, по-новому подгоняя их друг к другу. Кро­ме того. техническая и экономическая креативность подпитывается взаи­модействием с культурной креативностью и художественным творчеством. Подобная связь очевидна на примере появления абсолютно новых индуст­рии, от компьютерной графики до цифровой музыки и анимации. Для раз­вития различных форм креативности необходима также благоприятная со­циально-экономическая среда. Макс Вебер когда-то указал на то, что протестантская этика обеспечила принципы бережливости, трудолюбия и деловитости, которые легли в основу раннего капитализма. Сходным обра­зом, общая приверженность духу креативности в его множественных прояв­лениях усиливает творческие тенденции, определяющие наш век.





Соответственно, креативность выступает в качестве наиболее ценного товара нашей экономики — не являясь при этом собственно товаром. Кре­ативность исходит от людей. Несмотря на то, что человека можно нанять на работу или уволить, его творческие способности нельзя купить и продать или включить и выключить по желанию. Вот почему, к примеру, мы наблю­даем зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. Если прежде отсутствие дискриминации при приеме на работу было требованием закона, то теперь на этом держится экономическая жизнеспособность компании, поскольку креативность не зависит от цвета кожи, пола или личных предпо­чтений. График работы, корпоративные правила и форма одежды стали бо­лее либеральными, подчиняясь особенностям творческого процесса. Рабо­тодатели, сотрудники фирм и сообщества, где эти фирмы расположены, обязаны поощрять и стимулировать креативность всеми доступными спосо­бами. Неудивительно, что творческий этос выходит за рамки профессио­нальной деятельности, проникая во все сферы нашей жизни.

Одновременно возникли совершенно новые формы экономической ин­фраструктуры, такие как систематические затраты на исследования и разра­ботки, высокотехнологичные интернет-компании и разветвленная система венчурного финансирования, помогающие обеспечить должные условия для креативности и мобилизовать креативно мыслящих людей для работы над перспективными идеями и продуктами. Кроме того, капитализм втянул в свою орбиту таланты различных групп эксцентриков и нонконформистов, прежде исключенных из его экономики. Тем самым был достигнут еще один изумительный результат: маргиналы, принадлежавшие ранее к богемной периферии общества, оказались в самом центре инновационного экономи­ческого развития. Такие новшества в экономике и в работе компаний, в свою очередь, помогли распространить и узаконить соответствующие пере­мены в обществе. Никто больше не считает творческого человека иконобор­цем. Он представляет теперь дух времени.

Анализируя экономические сдвиги, я часто говорю, что в экономике происходит переход от прежней корпоративной системы, опиравшейся на крупные компании, к новой, в которой более заметное место отводится от­дельным людям. Эту точку зрения не следует путать с необоснованным и глупым предположением, будто большие компании отмирают. Неубеди­тельной мне также кажется фантастическая идея экономики, организован­ной вокруг малого бизнеса и независимых "свободных агентов"3. Компа­нии, включая самые большие, по-прежнему существуют, их влияние по-прежнему велико, и, вероятно, они сохранят его и в будущем. Мне про­сто хотелось бы подчеркнуть, что в качестве основного источника креатив­ности люди представляют собой важнейший ресурс новой эпохи. Это имеет далеко идущие последствия — например, для нашей экономики, социаль­ной географии и особенностей различных сообществ.

Часто утверждалось, что в наш век высоких технологий "с географией покончено", и местоположение перестало что-либо значить4. В реальности происходит как раз обратное. Достаточно посмотреть на сами высокотехно­логичные фирмы, сосредоточенные в определенных точках, таких как рай­он залива Сан-Франциско или города Остин и Сиэтл. Место превратилось в главный организующий компонент нашего времени, переняв многие функции, выполнявшиеся ранее фирмами и другими организациями. Исто­рически корпорации играли ведущую экономическую роль в сочетании лю­дей и рабочих мест, особенно благодаря системе долгосрочного найма, при­нятой после Второй мировой войны. Однако сегодня корпорации куда в меньшей степени культивируют своих сотрудников, а последние намного чаще меняют места работы, в результате чего контракт по личному найму приобрел характер более случайный. При таких обстоятельствах именно географическое местоположение, а не корпорация, предоставляет органи­зационную матрицу для сочетания людей и рабочих мест. В современном бизнесе доступ к талантливым и креативным профессионалам является примерно тем же, чем был когда-то доступ к углю и железной руде в стале­литейной промышленности. Им определяется, где будут возникать и развиваться компании, что, соответственно, меняет условия конкуренции между городами. Как сказала однажды Карли Фьорина, генеральный директор Компании Hewlett Paccard, в адрес американского руководства: "Оставьте себе налоговые льготы и транспортные магистрали; нам нужны квалифицированные специалисты"5.

Сами креативные профессионалы, и свою очередь, не просто концентри­руются там, где требуется рабочая сила. Они живут там. где им нравится, и предпочитают центры творческой активности. Креативность всегда цвела пышным цветом в определенных местах — от классических Афин и Рима до Флоренции эпохи Медичи и елизаветинского Лондона и вплоть до Гринвич-Вилидж и района залива Сан-Франциско. Как отметила давным-давно великая урбанистка Джейн Джейкобс, успехом пользуются места многомер­ные и неоднородные - они не обслуживают какую-либо одну промышленную или единственную демографическую группу; их отличает обилие творческих стимулов и креативное взаимодействие6. В своей консультаци­онной практике я часто объясняю ведущим политикам и бизнесменам, что месту необходим человеческий климат — или креативный климат — нарав­не с благоприятными условиями для бизнеса. Такие города, как Сиэтл, Остин, Торонто и Дублин, уловили многомерный характер данной трансфор­мации и стремятся стать не просто центрами технических инноваций и высокотехнологической индустрии, а развитыми креативными сообщества­ми. Если Буффало, Гранд-Рапидс, Мемфис и Луисвилл не возьмут с них пример, их выживание окажется под вопросом.

Фундаментальные общественные формы также меняются под влиянием сил, восходящих к креативному этосу. Буквально во всех аспектах нашей жизни на смену прочным связям, поддерживавшим когда-то структуру об­щества, пришли более слабые отношения. Вместо того чтобы десятилетиями жить в одном и том же городе, мы постоянно переезжаем. Мы ищем не тра­диционные сообщества с их крепкими социальными связями и привержен­ностью семье, друзьям и организациям, а места, где можно быстро завести друзей и знакомых и вести почти анонимную жизнь. Ослабление наших свя­зей с людьми и общественными институтами происходит благодаря увеличе­нию количества отношений и контактов. Как сказал мне один канадский предприниматель из Оттавы, возглавлявший центр трансфера технологий до выхода на пенсию: "Мой отец вырос в маленьком городке и всегда работал на одну и ту же компанию. Всю жизнь его окружали те же четырнадцать че­ловек. Я встречаю больше за один день"7. Жизнь все больше определяется случайными обязательствами. Мы переходим с одной работы на другую с удивительной легкостью и беззаботностью. Если прежде люди объединялись рамками общественных институтов, формируя групповую идентичность, су­щественной чертой современной жизни стало создание индивидуальной идентичности8. Подобное самоизобретение и переизобретение, часто в ма­нере, отражающей характер нашей креативности, является важнейшим при­знаком креативного этоса.

В новом мире нас определяют уже не организации, на которые мы работа­ем, не церкви, не местные сообщества и даже не семейные узы. Мы делаем это сами, моделируя свою идентичность в соответствии с различными сторо­нами собственной креативности. Другие аспекты нашей жизни — объекты потребления, новые формы досуга и отдыха, меры по организации сообществ и т. д. — выстраиваются уже вокруг этого процесса произведения иден­тичности.

Кроме того, при анализе групповой идентичности в изменившемся ми­ре мы обязаны переосмыслить понятие класса. Мы зачастую склонны классифицировать людей на основании их потребительских привычек, об­раза жизни или, проще, уровня доходов. Например, мы часто уравниваем средний доход и принадлежность к среднему классу. Хотя я считаю эти по­казатели важными признаками класса, они не являются его главными де­терминантами. Класс - это совокупность людей, обладающих общими ин­тересами и склонных думать, чувствовать и вести себя сходно, однако эти черты сходства в корне определяются экономической функцией — тем ви­дом работы, который обеспечивает им средства к существованию. Осталь­ные особенности имеют вторичный характер. И решающее значение для нашей эпохи имеет тот факт, что большее, чем когда-либо, количество лю­дей зарабатывает на жизнь креативным трудом.

 

 

Новый класс

 

Экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового класса, который я называю "креативным классом". Около 38 мил­лионов человек, 30% всех работающих американцев, принадлежит к этому классу. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музы­ке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержа­ния. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здра­воохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются ре­шением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мы­шления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важ­ны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативно­сти — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы.

Радикальное отличие между креативным и другими классами заключает­ся в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и об­служивающего класса платят, главным образом, за выполнение работы со­гласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гиб­кости, чем два другие класса. Разумеется, моя теория имеет свои переход­ные зоны и пограничные моменты. И хотя кто-то может обнаружить недо­статки в моем определении креативного класса и основанных на нем расчетах, я уверен, что оно содержит куда больше точности, чем существу­ющие аморфные определения "работников умственного труда", "символи­ческих аналитиков" или "профессионалов и технологов".

Классовая структура США и других развитых стран является предметом оживленных дискуссий уже более ста лет. Для массы авторов XIX и XX веков центральной темой был подъем, а затем упадок рабочего класса9. Дэниел Белл и другие теоретики середины и конца XX века переместили акцент на развитие постиндустриального общества, в котором произошел сдвиг с про­изводства товаров на предоставление услуг10. Наиболее заметная тенденция современности, наметившаяся еще некоторое время назад — это развитие креативного класса, великого нового класса наших дней.

Причина, по которой современное общество выглядело бы непривычно и странно для нашего путешественника во времени, состоит в потрясающем взлете этого класса. В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трех миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 милли­онов специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его су­перкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превос­ходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте.

Длительный период XX века стал свидетелем подъема и упадка рабочего класса, численность которого достигла пика (около 40%) между 1920-ми и 1950-ми, прежде чем начать медленно сокращаться до современного объема (около четверти всей рабочей силы страны). Обслуживающий класс, охва­тывающий такие виды сервиса, как персональный уход, общественное пи­тание и канцелярская работа, за тот же промежуток времени постепенно вы­рос, сначала вдвое — с 16% до 30% рабочей силы между 1900 и 1950 годами — превысив затем 45% к 1980 году. В численном отношении сейчас это самый большой класс, включающий около 55 миллионов человек.

Хотя количественно креативный класс уступает обслуживающему, благо­даря своей решающей экономической роли он является наиболее влиятель­ным. При этом он значительно превосходит класс "организационного чело­века", которому посвящена книга Уильяма Уайта, опубликованная в 1956 году. Подобно управленческому классу Уайта, "определившему американ­ский характер" в 1950-е, креативный класс задает нормы сегодняшнего дня. Однако его нормы весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и "приспособленчество" организационной эпохи. Далее, креативный класс доминирует в отношении состоятельности и уровня доходов, причем в сред­нем его члены зарабатывают почти вдвое больше, чем представители двух других классов.

Однако жертвы, на которые мы готовы пойти ради денег, весьма отлича­ются от тех, которые требовались от "организационного человека". Очень немногие из нас всю жизнь работают на одну крупную компанию, и мы не склонны ассоциировать себя и свои достижения с теми, на кого мы работа­ем. Мы соразмеряем финансовые соображения с возможностью оставаться собой, работать в собственном графике, выполнять интересную и ответст­венную работу и жить в сообществах, разделяющих наши ценности и прио­ритеты. Согласно одному широкомасштабному опросу среди специалистов в области информационных технологий — сравнительно консервативной под­группы креативного класса, — ответственность и интеллектуальный вызов, гибкий график и спокойная, стабильная рабочая обстановка, характерные для их работы, ценятся больше, чем деньги. Для переворота, произошедше­го в нашей частной жизни, типичны следующие цифры: по переписи насе­ления 2000 года членами "конвенциональной" нуклеарной семьи является менее одной четверти американцев (23,5%); в 1960 этот показатель составлял 45%". Вопреки распространенному мнению, эти кардинальные перемены не свидетельствуют о безответственности, эгоизме и испорченности. Они подкрепляются простой экономической рациональностью. Наша жизнь за­висит от креативности, поэтому мы стараемся культивировать ее, создавая благоприятные условия — так когда-то кузнец заботился о своей кузнице, а фермер о быках, тянувших плуг В мире различных профессий креативность не ограничивается креатив­ным классом. В труде фабричных рабочих и даже самого низкооплачиваемо­го обслуживающего персонала всегда был свой творческий элемент. Кроме того, доля креативности во многих рабочих и сервисных профессиях посто­янно растет — хороший пример дают долгосрочные рационализаторские программы на заводах, использующие как физический труд, так и предложе­ния и идеи работников производства. На базе этих тенденций я могу предпо­ложить, что креативный класс, находящийся пока на стадии формирования, в последующие десятилетия будет продолжать расти, по мере преобразова­ния традиционных экономических функций в более креативные виды заня­тости. Я абсолютно уверен, и попробую доказать это в последней главе дан­ной книги, что ключевой мерой по улучшению условий жизни безработных, малоимущих и социально незащищенных граждан должны стать не про­граммы социального обеспечения или создание неквалифицированных ра­бочих мест и не возврат некоторых производственных профессий прошлого, а использование креативных способностей этих людей плюс справедливая оплата труда и полная интеграция в креативную экономику.

Нарождающаяся эпоха креативности имеет свои темные стороны. В от­сутствии крупного предприятия, гарантирующего стабильность, наше по­ложение куда более рискованно, чем у рабочих и корпоративных служащих организационной эпохи. На работе идома мы часто испытываем или создаем сильный эмоциональный ипсихологический стресс. Мы нуждаемся в гибкости, но не имеем времени на вещи, которых действительно хотим. Haшу жизнь наводнили технологии, которые должны были освободить нас от лишней работы.И хотя монополия на креативность не принадлежит креативному классу, он, безусловно, владеет львиной долей соответствующего рынка, тем самым по-новому сегментируя рынок труда и общество. Между кративным н другими классами возникают существенные линии разлома в результате неизбежного столкновения противоречащих ценностей, подхо­дов и желаний. Наше общество, возможно, находится в процессе разделе­ния на два или три отдельных типа экономик, культур и сообществ, которые все больше отдаляются друг от друга по образованию, роду занятий и месту жительства.

Географический центр притяжения в США сместился из традиционных промышленных районов к новым осям креативности и инноваций. Креативный класс сильно тяготеет к крупным городам и регионам, предлагаю­щим разнообразие экономических возможностей, стимулирующую атмо­сферу и множество различных стилей жизни с их инфраструктурой. К ведущим креативным центрам США относятся главные города восточ­ного побережья, такие как Вашингтон, Бостон и Нью-Йорк с его окрестно­стями, а также основные центры высоких технологий — район залива Сан-Франциско, Сиэтл и Остин. Здесь каждый может найти что-либо по вкусу — оживленные городские кварталы, обилие удобств и комфортабель­ные пригородные "ботанистаны" для технарей12. Однако члены нового клacca не обязательно выбирают большие города. Более мелкие, например Боулдер, штат Колорадо и Санта-Фе, штат Нью-Мексико также могут по­хвастаться высокой концентрацией креативного класса, как и менее оче­видные места — Гейнсвилл, штат Флорида; Прово, штат Юта и Хантсвилл, штат Алабама.

Преобразования в экономической географии тесно связаны с классовой идентичностью. Сегодняшний профессионал считает себя не просто корпо­ративным служащим или "организационным человеком", а частью общей креативной массы. Поэтому профессионалы предпочитают стимулирую­щую креативную среду — города, которые гарантируют не только возмож­ности и удобства, но и терпимость к различиям — где они могут проявить себя и утвердиться в своей идентичности. Они покидают старые оплоты рабочего класса и во многих случаях пренебрегают более новыми, но консер­вативными городами "солнечного пояса", все чаще отвергая места, где пре­обладают традиционные ценности и по-прежнему в ходу социальные нормы организационной эпохи. Многие из таких мест остались уже факти­чески без креативного класса.

Одна из наиболее примечательных линий разлома между креативным и другими классами имеет географическую природу. Географические тенденции, о которых я рассказываю в этой книге, не благоприятствуют друж­ным общинам старого образца, какие любят авторы песен, романов и сентиментальных рекламных роликов. Вместе с тем, в последние годы многие авторитетные интеллектуалы выступили с призывом возродить и восста­новить старые формы "социального капитала", свойственные этим сооб­ществам. Подобные попытки бесплодны, поскольку они противоречат экономическим реалиям современности. Сейчас центральной задачей ста­ло развитие новых форм общественных связей, адекватных для креатив­ной эпохи.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.