Сделай Сам Свою Работу на 5

Сута Госвами сказал: Святой Шукадева был очень доволен, когда царь попросил его рассказать о Шри Кришне.





 

 

TЕКСT 28

праха бхагаватам нама пуранам брахма-саммитам

брахмане бхагават-проктам брахма-калпа упагате

 

Прежде чем ответить на вопросы царя, Шукадева сказал, что впервые эту песнь о Господе, Шримад-Бхагаватам, услышал творец вселенной Брахма от Самого Всевышнего. Таким образом, Шримад-Бхагаватам исходит из того же источника, что и священные Веды. Она дополняет Веды и находится в строгом соответствии с ними.

 

 

TЕКСT 29

йад йат парикшид ришабхах пандунам анупрччхати

анупурвйена тат сарвам акйатум упачакраме

 

Царь Парикшит был потомком великих Пандавов, и потому он задал нужные вопросы тому единственному, кто мог дать совершенные ответы.

 

ГЛАВА ДЕВЯTАЯ Брахма в обители Всевышнего TЕКСT 1шри-шука увачаатма-майам рте раджан парасйанубхаватманахна гхатетартха-самбандхах свапна-драштур иванджаса Шри Шукадева сказал: Под влиянием иллюзорной силы Всевышнего ясное по природе сознание попадает в оболочку невежества, материальное тело, подобно тому, как человек засыпает и во сне видит себя в другом облике. TЕКСT 2баху-рупа ивабхати майайа баху-рупайарамамано гунешв асйа мамахам ити манйате В мире иллюзии облачается во множество форм, которые предоставляет ему иллюзорная сила Господа. Переходя из одного состояния в другое сознание смотрит на свою оболочку и думает,- это я,- смотрит на окружающий мир и думает,- это мое. TЕКСT 3йархи вава махимни све парасмин кала-майайохрамета гата-саммохас тйактводасте тадобхайам Когда же сознание возвращается в свое первоначальное состояние, оно обнаруживает, что времени и объективного пространства, материи, не существует. Все было наваждением. Так сознание расстается с ложными понятиями "я" и "мое" и возвращает себе первозданную чистоту. TЕКСT 4атма-таттва-вишуддхй-артхам йад аха бхагаван ртамбрахмане даршайан рупам авйалика-вратадртах Явив Брахме Свой облик, Господь открыл ему высшую Истину. Увидеть Истину - значит освободиться от иллюзии, материальной облочки. TЕКСT 5са ади-дево джагатам паро гурух свадхишнйам астхайа сисркшайаикшататам надхйагаччхад дршам атра самматам прапанча-нирмана-видхир йайа бхавет Брахма, создатель вселенной и первый учитель, так и не сумел выяснить, откуда растет лотос, на котором он восседал. Он понимал, что должен сотворить мир вокруг себя, но не знал, с чего начать, как и что создавать. TЕКСT 6са чинтайан двй-акшарам экадамбхасй упашрнод двир-гадитам вачо вибхухспаршешу йат шодашам экавимшам нишкинчананам нрпа йад дханам видух Пока Брахма размышлял, восседая на окруженном водой лотосе, он дважды услышал два звука. Они доносились откуда-то поблизости. Эти звуки обозначены шестнадцатой и двадцать первой буквами алфавита спарша. Соединенные вместе, они составляют богатство тех, у кого ничего нет. TЕКСT 7нишамйа тад-вактр-дидркшайа дишо вилокйа татранйад апашйаманахсвадхишнйам астхайа вимршйа тад-дхитам тапасй упадишта ивададхе манах Услышав этот голос, Брахма стал оглядываться по сторонам, пытаясь обнаружить его источник. Не найдя никого, кроме себя, он подумал, что ему ничего более не остается, кроме как продолжать сидеть на лотосе и принять услышанное как наставление. Он решил воздерживаться от деятельности и предался самосозерцанию. Таким образом, воздержание было первым действием во вселенной. TЕКСT 8дивйам сахасрабдам амогха-даршано джитанилатма виджитобхайендрийахатапйата смакхила-лока-тапанам тапас тапийамс тапатам самахитахБрахма предавался воздержанию, самоусмирению, тысячу лет по исчислению богов. В том голосе он признал божественное происхождение. Тот звук не был сотворен, но изошел из вечной Реальности. Брахма усмирял ум и чувства, чтобы покориться этому звуку, и его воздержание должно стать уроком для всех живущих. TЕКСT 9тасмаи сва-локам бхагаван сабхаджитах сандаршайам аса парам на йат-парамвйапета-санклеша-вимоха-садхвасам сва-дриштавадбхир пурушаир абхиштутам Самопожертвованием Брахма доставил удовлетворение Всевышнему. Потому Господь явил ему Свою обитель, высшую прекрасную Реальность. К обители Господа устремляются все, кто посознал свою истинную суть и избавился от страха и иллюзии. TЕКСT 10правартате йатра раджас тамас тайох саттвам ча мишрам на ча кала-викрамахна йатра майа ким утапаре харер ануврата йатра сурасурарчитах В той реальности не существует состояний помрачения [тамаса] и возбуждения [раждаса]. Там царит вечное просветление [саттва]. Там нет времени, не говоря уже об иллюзорном пространстве. Пред той реальностью, обителью Господа, преклоняются и боги, и демоны [суры и асуры]. TЕКСT 11шйамавадатах шата-патра-лочанах пишанга-вастрах суручах супешасахсарве чатур-бахава унмишан-мани-правека-нишкабхаранах суварчасах Тела обитателей того мира небесно-голубого цвета и излучают яркое сияние. Их глаза прекрасны, как лепестки лотоса. Четырехрукие, юные, они необыкновенно привлекательны. Они носят желтые одежды и великолепные украшения - жемчужные ожерелья с изящными медальонами. TЕКСT 12правала-ваидурйа-мринала-варчасах париспхурат-кундала-маули-малинах Сияние их кожи затмевает красоту кораллов и лазурных изумрудов, их головы убраны венками из лотосов, а уши украшены изящными серьгами. TЕКСT 13бхраджишнубхир йах парито вираджате ласад-виманавалибхир махатманамвидйотаманах прамадоттамадйубхих савидйуд абхравалибхир йатха набхах Великолепные летающие корабли великих праведников, верных слуг Господа, озаряют небо Вайкунтхи ярким светом. Божественный молниеподобный цвет кожи женщин, обитательниц этих кораблей, прекрасен. И кажется, это небо, украшенное грозовыми тучами, освещается вспышами молний. TЕКСT 14шрир йатра рупинй уругайа-падайох кароти манам бахудха вибхутибхихпренкхам шрита йа кусумакаранугаир вигийамана прийа-карма гайати Богиня удачи с благоговением служит лотосным стопам Господа в обществе своих наперстниц. Окруженная черными пчелами, спутницами весны, купаясь в блаженстве, она поет славу Своему Господину. TЕКСT 15дадарша татракхила-сатватам патим шрийах патим йаджна-патим джагат-патимсунанда-нанда-прабаларханадибхих сва-паршадаграих парисевитам вибхум Брахма увидел Господа в окружении праведных душ и богини удачи – Господа, кому приносятся все жертвы, кому подчиняются все миры; Господа, кому с почтением и трепетом служат лучшие из слуг: Нанда, Сунанда, Прабала и Архана. TЕКСT 16бхртйа-прасадабхимукхам дрг-асавам прасанна-хасаруна-лочанананамкиритинам кундалинам чатур-бхуджам питамшукам вакшаси лакшитам шрийа Господь с благожелательной улыбкой смотрел на Своих возлюбленных слуг. Его облик излучал удовлетворение, пьянил и притягивал к себе. На Его лице играл легкий румянец. Он был облачен в желтые одежды, Его голову украшал шлем, а уши - изящные серьги. У Господа было четыре руки, а грудь была отмечена линиями богини удачи. TЕКСT 17адхйарханийасанам астхитам парам вртам чатух-шодаша-панча-шактибхихйуктам бхагаих сваир итаратра чадхруваих сва эва дхаман рамаманам ишварам Он восседал на троне, Его окружали божественные силы - четыре, шестнадцать и пять. Шесть Его личных достояний, и другие менее значительные силы, имеющие преходящую природу, также были там. Так Господь явил себя Брахме Высшим Владыкой в Своем собственном царстве. TЕКСT 18тад-даршанахлада-париплутантаро хршйат-танух према-бхарашру-лочанахнанама падамбуджам асйа вишва-сриг йат парамахамсйена патхадхигамйате Сердце Брахмы, увидевшего Господа во всем великолепии, преисполнилось радости. От восхищения на глазах у него выступили слезы, и он припал к стопам Всевышнего. Tак происходит, когда душе открывается Истина во всем Ее совершенстве. TЕКСT 19там прийаманам самупастхитам кавим праджа-висарге ниджа-шасанарханамбабхаша ишат-смита-шочиша гира прийах прийам прита-манах каре спршан Увидев смирение Брахмы, Господь счел его достойным сотворить целую вселенную, населить ее живыми существами и повелевать ею. Довольный своим слугой, Он взял его за руку и, едва заметно улыбаясь, сказал: TЕКСT 20шри-бхагаван увачатвайахам тошитах самйаг веда-гарбха сисркшайачирам бхритена тапаса дустошах кута-йогинам О Брахма, тебе открылась совершенная мудрость. Я очень доволен, что голос, звучащий из твоего сердца, ты принял как руководство к действию. Я также доволен твоим подвигом воздержания, хотя Меня трудно удовлетворить этим. TЕКСT 21варам варайа бхадрам те варешам мабхиванчхитамбрахман чхрейах-паришрамах пумсам мад-даршанавадхих Я благословляю тебя, отныне ты можешь действовать, и во всем тебе будет сопутствовать удача. Спрашивай Меня, о чем пожелаешь. Знай, высшая награда за подвижнечество - это возможность лицезреть Mеня. TЕКСT 22манишитанубхаво 'йам мама локавалоканамйад упашрутйа рахаси чакартха парамам тапах Видеть Мою обитель значит видеть Истину. Я открыл тебе Истину потому, что ты покорно принял Мою волю и в уединении совершал воздержание. Это высший духовный подвиг. TЕКСT 23пратйадиштам майа татра твайи карма-вимохитетапо ме хрдайам сакшад атмахам тапасо 'нагха О безгрешный, Я велел тебе заняться созерцанием, когда ты не знал, как поступить. Когда порыв к воздержанию исходит из сердца - это Я обращаюсь к тебе. TЕКСT 24сриджами тапасаиведам грасами тапаса пунахбибхарми тапаса вишвам вирйам ме душчарам тапах Воздержание дает силы творить, сохранять и разрушать. Воздержание – источник всех сил, а стремление к воздержанию исходит от Меня. TЕКСT 25брахмовачабхагаван сарва-бхутанам адхйакшо 'вастхито гухамведа хй апратируддхена прагьянена чикиршитам Брахма сказал: О Господь, Tы пребываешь в моем сердце и в сердцах всех существ и как высшая воля направляешь нас. Находясь внутри всего, Ты знаешь обо всех наших желаниях и намерениях. TЕКСT 26татхапи натхаманасйа натха натхайа натхитампараваре йатха рупе джанийам те тв арупинах Хотя ты знаешь, о чем я хочу тебя спросить, я осмелюсь произнести свой вопрос. Скажи, как Ты, недоступный разуму и чувствам, стал видимым для меня? TЕКСT 27йатхатма-майа-йогена нана-шактй-упабрмхитамвилумпан висрджан грхнан бибхрад атманам атмана Если все уже существует в Тебе, почему что-то появляется и исчезает? Как Твои силы, взаимодействуя, создают впечатление, что предметы появляется на свет, видоизменяются и пропадают? TЕКСT 28кридасй амогха-санкалпа урнанабхир йатхорнутетатха тад-вишайам дхехи манишам майи мадхава Мне не понятно, каким образом паук может бесконечно доставать из себя нитку паутины? TЕКСT 29бхагавач-чхикшитам ахам каравани хй атандритахнехаманах праджа-саргам бадхйейам йад-ануграхат Я хочу узнать это от Тебя Самого, чтобы, создавая виды жизни, действовать как орудие в Tвоих руках, не связывая себя последствиями деятельности. TЕКСT 30йават сакха сакхйур ивеша те кртахпраджа-висарге вибхаджами бхо джанамавиклавас те парикармани стхитома ме самуннаддха-мадо 'джа манинах О Господь, о Нерожденный, Tы пожал мне руку, как равному, что повергает меня в смятение. Повинуясь Тебе, я буду творить формы жизни и молю об одном - пусть творчество не вызовет во мне гордыню, пусть я не возомню себя Богом. TЕКСT 31шри-бхагаван увачагьянам парама-гухйам ме йад вигьяна-саманвитамсарахасйам тад-ангам ча грхана гадитам майа Господь сказал: Знание обо Mне - самое сокровенное. Никто не может увидеть или постичь Меня против Моей воли. Я открываюсь лишь тому, кто беззаветно предан Мне. TЕКСT 32 йаван ахам йатха-бхаво йад-рупа-гуна-кармакахтатхаива таттва-виджнанам асту те мад-ануграхат Я выполню твою просьбу – поведаю о Себе. Я явлю тебе Свой изначальный облик, Свою обитель, покажу, как действую и какими качествами обладаю. TЕКСT 33ахам эвасам эвагре нанйад йат сад-асат парампашчад ахам йад этач ча йо 'вашишйета со 'смй ахам О Брахма, Я существую до начала сотворения вещественного разнообразия, когда кроме Mеня не существует ничего. Все, что ты видишь сейчас, и то, что остается после уничтожения - тоже Я. ТЕКСТ 34рите 'ртхам йат пратийета на пратиета чатманитад видйад атмани майам йатхабьхасо йатха тамах Все, что кажется ценным - в действительности иллюзия, если оно не связано со Мною. Мир, что вне тебя – это тень, отблеск света, исходящего от Меня. Этот мир – отражение Реальности. TЕКСT 35 йатха маханти бхутани бхутешуччавачешв ануправиштанй аправиштани татха тешу на тешв ахам Как предметы наполняют пространство, но пространство существует отдельно от них, так мироздание находится во Мне, но Я существую отдельно от него. ТЕКСT 36этавад эва джигьясйам таттва-джигьясунатманаханвайа-вйатирекабхйам йат сйат сарватра сарвада Кто ищет Истину, должен продолжать поиск при любых обстоятельствах, всегда и везде, прямо и косвенно, и не соглашаться ни на что, кроме Истины. Это и есть первый долг души. TЕКСT 37этан матам саматиштха парамена самадхинабхаван калпа-викалпешу на вимухйати кархичит Что бы ты не делал – создавал, поддерживал или уничтожал – всегда ищи Истину и будь верен Ей. Следуй этому закону неукоснительно, и тогда иллюзия и смерть не будут властны над тобой. TЕКСT 38шри-шука увачасампрадишйаивам аджано джананам парамештхинампашйатас тасйа тад рупам атмано нйарунад дхарих Шукадева продолжал: Сказав это, Всевышний, отрада и богатство наших чувств, исчез. TЕКСT 39антархитендрийартхайа харайе вихитанджалихсарва-бхутамайо вишвам сасарджедам са пурвават Оставшись один, Брахма молитвенно сложил ладони и в уме стал воссоздавать мир по образу и подобию открывшейся ему Реальности, а затем населил его видами жизни. TЕКСT 40праджапатир дхарма-патир экада нийаман йаманбхадрам праджанам анвиччханн атиштхат свартха-камйайа Tак Брахма, творец форм жизни, родоначальник законов и образец верности долгу следует этому правилу и по сей день - в назидание другим и ради собственного блага. TЕКСT 41там нарадах прийатамо риктхаданам анувратахшушрушаманах шилена прашрайена дамена ча Самый любимый сын Брахмы Нарада во всем повинуется своему отцу и наставнику. Он очень дорожит мнением отца и являет собой образец покорности, верности долгу и умения владеть собой. TЕКСT 42майам вивидишан вишнор майешасйа маха-мунихмаха-бхагавато раджан питарам парйатошайат Брахма был очень доволен послушанием сына, и когда тот попросил: "Отец, если есть иллюзия, значит за ней скрывается Истина! Расскажи мне о Ней", - Брахма с радостью согласился выполнить его просьбу. TЕКСT 43туштам нишамйа питарам локанам прапитамахамдеварших парипапраччха бхаван йан манупрччхати Мудрый Нарада задавал прародителю вселенной те же вопросы, которые ты задаешь мне. TЕКСT 44тасма идам бхагаватам пуранам даша-лакшанампроктам бхагавата праха притах путрайа бхута-крт В ответ на вопросы Нарады Брахма поведал ему о своем опыте Высшей реальности. Его песнь легла в основу моего рассказа. Она называется Шримад-Бхараватам - Песнь Безусловной Красоты. TЕКСT 45нарадах праха мунайе сарасватйас тате нрпадхйайате брахма парамам вйасайамита-теджасе В свою очередь Нарада поведал Бхагавату мудрецу Вьясе, который сидел на берегу реки Сарасвати и предавался раздумьям о смысле бытия. TЕКСT 46йад утахам твайа пршто ваираджат пурушад идамйатхасит тад упакхйасте прашнан анйамш ча кртснашах О царь, теперь я расскажу тебе, почему вселенную представляют в виде тела Всевышнего, и отвечу на другие твои вопросы. ГЛАВА ДЕСЯTАЯ Предметы обсуждения TЕКСT 1шри-шука увачаатра сарго висаргаш ча стханам пошанам утайахманвантарешанукатха ниродхо муктир ашрайах Шукадева продолжал: Нарада рассказал Вьясе (1)о том, как появляются первичные стихии, (2)о взаимодействии этих стихий, которое приводит к появлению объектов восприятия, (3)об уровнях сознания – сферах вселенной, (4)о том, что над всем сущим стоит Высшая воля, (5)о том, как эта воля проявляет себя, (6)о циклах времени и мирской власти - ману, (7)о Высшей власти, (8)о том, как вернуться в свой родной дом - обитель Всевышнего, (9)о свободе и (10)об Абсолютной Истине – Любви и Красоте. TЕКСT 2дашамасйа вишуддхй-артхам наванам иха лакшанамварнайанти махатманах шрутенартхена чанджаса Эти десять истин получены путем откровения. Остальные темы объясняются либо со ссылкой на священные писания, Веды, либо логически. TЕКСT 3бхута-матрендрийа-дхийам джанма сарга удахртахбрахмано гуна-ваишамйад висаргах паурушах смртах Вычленение из общей массы вещества шестнадцати стихий есть первый этап творения. К этим стихиям относятся: огонь, вода, земля, воздух и пространство, звук, образ, вкус, запах, осязаемая поверхность, а также глаза, уши, нос, язык, кожа и мысль. Взаимодействие стихий и состояний вещества – второй этап творения. Сначала Сверхсубъект переводит вещественную субстанцию из первичного неподвижного состояния в состояние движения – так появляются стихии. Затем Брахма воссоздает образы открывшейся ему Реальности. TЕКСT 4стхитир ваикунтха-виджайах пошанам тад-ануграхахманвантарани сад-дхарма утайах карма-васанах Сознание, душа, занимает естестенное положение, когда подчиняется Высшей власти. В обители Всевышнего сознание обретает полное умиротворение. Мирская власть, ману, призвана преобразовывать деятельность человека в служение. А стимулом деятельности является возможность пользоваться ее плодами. TЕКСT 5аватаранучаритам хареш часйанувартинампумсам иша-катхах прокта нанакхйанопабрмхитах Когда говорят о Всевышнем, говорят о качествах Его личности, Его играх и преданных слугах. TЕКСT 6ниродхо 'сйанушайанам атманах саха шактибхихмуктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих Уничтожение объективного вещественного мира есть ни что иное, как расставание сознания, прежде погруженного в сон, со своими сновидениями. Сознание обретает свободу, когда освобождается от вещественных форм, в которые оно заключено, находясь в иллюзии. Но это состояние свободы неустойчиво и неестественно. Подлинную свободу душа получает, обретя иной невещественный облик, в котором она может служить Безусловной Красоте. TЕКСT 7абхасаш ча ниродхаш ча йато 'стй адхйавасийатеса ашрайах парам брахма параматмети шабдйате Объективный мир появляется из сознания Высшего Субъекта, существует в сознании Высшего Субъекта и в нем исчезает. Высшее Сознание - источник всего сущего, Абсолютная Истина. TЕКСT 8йо 'дхйатмико 'йам пурушах со 'сав эвадхидаивикахйас татробхайа-виччхедах пурушо хй адхибхаутикахСубъект, сознательное существо, испытывает на себе три вида воздействия: (1)воздействие собственных мыслей, (2)воздействие природных или высших сил и (3)воздействие окружающих, таких же как он, субъектов. TЕКСT 9экам экатарабхаве йада нопалабхамахетритайам татра йо веда са атма свашрайашрайах Без восприятия невозможно воздействие. Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, субъектом, он не существует. Таким образом, (1)мысли, (2)природные явления и (3)окружающие существуют лишь в сознании субъекта. Существовать - означает существовать в чьем-то сознании. Если субъект существует, значит он существует в чьем-то сознании. Тот, в чьем сознании существуют все субъекты, есть Сверхсубъект или Сверхсущество. TЕКСT 10пурушо 'ндам винирбхидйа йадасау са виниргатахатмано 'йанам анвиччханн апо 'сракшич чхучих шучих Всевышний в облике Маха-вишну возлежит в чистом неподвижном Причинном океане и вычленяет из Себя можество сферообразных вселенных. Затем Он входит в каждую вселенную в облике Гарбходакашайи Вишну и ложится на поверхность вселенского океана Гарбхадака. TЕКСT 11тасв аватсит сва-сриштасу сахасрам париватсарантена нарайано нама йад апах пурушодбхавах Сотворенный мир со всеми его образами и объектами появляется из водообразной массы причинного вещества и существует тысячу "лет". Все это время Высшая Причина, Всевышний, пребывает внутри Своего творения, и когда Он уходит, мир перестает существовать. Всевышний творит, самопреобразовываясь, а следовательно, имеет образ. Поэтому Его называют Нараяной – Высшим Существом. TЕКСT 12дравйам карма ча калаш ча свабхаво джива эва чайад-ануграхатах санти на санти йад-упекшайа Материальные стихии, явления, время, видоизмененные состояния сознания, а также само сознание, воспринимающее объективный мир, существуют в сознании Сверхсубъекта, и как только Он перестает осмысливать их, всё уходит в небытие. TЕКСT 13эко нанатвам анвиччхан йога-талпат самуттхитахвирйам хиранмайам дево майайа вйасрджат тридха Единый желает стать многим. Возлежа в полусне над водами первичного вещества, Он извергает семя золотого цвета, которое есть первый бог, Махадев Шива, существующий в трех ипостасях. Оставаясь единым, Шива делится на множество неделимых частиц сознания. Так Первичный Единый становится множеством. TЕКСT 14адхидаивам атхадхйатмам адхибхутам ити прабхухатхаикам паурушам вирйам тридхабхидйата тач чхрину Теперь я расскажу, как единая сила Всевышнего воздействует на отдельное сознательное существо, а оно воспринимает это как воздействие мыслей, обстоятельств и других существ. TЕКСT 15антах шарира акашат пурушасйа вичештатаходжах сахо балам джаджне татах прано махан асухИз тела единой Вселенской причины, Маха Вишну, исходит пространство [акаша]. Оно преобразуется в совокупную жизненную силу [прану]. Та, в свою очередь, преобразуется в силу чувств [оджас], силу ума [саха] и физическую силу [балам]. TЕКСT 16анупрананти йам пранах пранантам сарва-джантушуапанантам апананти нара-девам иванугах Как свита повсюду следует за царем, так ум, чувства и тело индивидуального сознательного существа движутся, когда совокупная жизненная сила находится в движении. Но стоит жизненной силе остановиться, как деятельность ума, чувств и тела тотчас прекращается. TЕКСT 17праненакшипата кшут трд антара джайате вибхохпипасато джакшаташ ча пран мукхам нирабхидйата Жизненная сила, приведенная в движение Высшим Существом, Маха Вишну, породила голод и жажду. Когда Он захотел есть и пить, появился рот. TЕКСT 18мукхатас талу нирбхиннам джихва татропаджайатетато нана-расо джаджне джихвайа йо 'дхигамйате Из Его рта возникло нёбо, а вслед за ним - язык, после чего появились вкусы, чтобы язык мог наслаждаться ими. TЕКСT 19вивакшор мукхато бхумно вахнир ваг вйахртам тайохджале чаитасйа сучирам ниродхах самаджайата Когда Маха Вишну пожелал говорить, из Его рта вышел звук. Затем оттуда появилось божество, управляющее огнем. Но пока Он лежал на воде, все это находилось в бездействии. TЕКСT 20насике нирабхидйетам додхуйати набхасватитатра вайур гандха-вахо гхрано наси джигхркшатах Затем, когда Маха Вишну пожелал вдохнуть запахи, возникли ноздри и дыхание, появился носовой аппарат и ароматы. Вместе с этим на свет появилось божество, повелевающее воздухом, который переносит запахи. TЕКСT 21йадатмани ниралокам атманам ча дидркшатахнирбхинне хй акшини тасйа джйотиш чакшур гуна-грахах Мироздание было погружено во тьму, и когда Он пожелал увидеть Себя и все сотворенное Им, возникли глаза, излучающий свет бог Солнца, зрение и объект зрения. TЕКСT 22бодхйаманасйа ршибхир атманас тадж джигхркшатахкарнау ча нирабхидйетам дишах шротрам гуна-грахах Когда Он пожелал слушать, появились уши, слух, божество, отвечающее за слух, и объекты слуха. Затем возникло желание познать Причину, и тогда появились мудрость и мудрецы. TЕКСT 23вастуно мриду-катхинйа лагху-гурв-ошна-шитатамджигхркшатас тван нирбхинна тасйам рома-махи-рухахтатра чантар бахир ватас твача лабдха-гуно вртах Желание воспринимать такие свойства вещества, как мягкость и твердость, тепло и холод, легкость и тяжесть, привело к возникновению осязания, кожи, пор на коже, волос на теле и божеств, управляющих ими. С обеих сторон кожи появился слой воздуха, который отвечает за осязание. TЕКСT 24хастау рурухатус тасйа нана-карма-чикиршайатайос ту балаван индра аданам убхайашрайам После этого, когда Он пожелал заняться деятельностью, возникли две руки, присущая им сила, царь небес Индра, а также деятельность, осуществляемая руками и этим богом. TЕКСT 25гатим джигишатах падау рурухате 'бхикамикампадбхйам йаджнах свайам хавйам кармабхих крийате нрбхих Затем Он захотел двигаться, и тогда у Него появились ноги, из ног возникло управляющее божество – Ягья, воплощение Вишну. Под Его наблюдением люди совершают предписанные им жертвоприношения - исполняют долг. TЕКСT 26нирабхидйата шишно ваи праджанандамртартхинахупастха асит каманам прийам тад-убхайашрайам Вслед за тем, чтобы испытывать эротические наслаждения, производить на свет потомство и вкушать пьянящее удовольствие, Он создал гениталии. Tак возник детородный орган и божество, управляющее им - праджапати. Объекты полового наслаждения и управляющее ими божество находятся под управлением гениталий Высщего Существа. TЕКСT 27утсисркшор дхату-малам нирабхидйата ваи гудамтатах пайус тато митра утсарга убхайашрайах Затем, когда Он пожелал вывести остатки съеденного, появилось выводящее отверстие - анус, а также соответствующий орган чувств вместе с управляющим им божеством Mитрой, который отвечает за работу этого органа, равно как и за вещество, выводимое из кишечника. TЕКСT 28асисрпсох пурах пурйа набхи-дварам апанатахтатрапанас тато мртйух пртхактвам убхайашрайам Далее Он пожелал переселяться из одного тела в другое, и тогда были созданы пупок, воздух исхода [апана] и смерть. Пупок - это место, где жизнь встречается со смертью. TЕКСT 29адитсор анна-пананам асан кукшй-антра-надайахнадйах самудраш ча тайос туштих пуштис тад-ашрайе Когда у Него возникло желание есть и пить, появились живот, кишечник и артерии. Источником их питания и обмена веществ являются реки и моря. TЕКСT 30нидидхйасор атма-майам хрдайам нирабхидйататато манаш чандра ити санкалпах кама эва ча Когда Он захотел размышлять о том, как действует Его сила, возникли сердце -местопребывание ума, ум, луна, решимость и желание. TЕКСT 31твак-чарма-мамса-рудхира медо-маджджастхи-дхатавахбхумй-ап-теджомайах сапта прано вйомамбу-вайубхих Все семь стихий тела: тонкий слой поверх кожи, сама кожа, плоть, кровь, жир, костный мозг и кость - созданы из земли, воды и огня, а дыхание жизни состоит из пространства, воды и воздуха. TЕКСT 32гунатмаканиндрийани бхутади-прабхава гунахманах сарва-викаратма буддхир виджнана-рупини Ощущения и переживания напрямую зависят от состояния сознания, а состояние сознания зависит от самомнения. Чувственный опыт - ощущения радости и горя - переживается в уме, который всегда тянется к приятному. Над умом стоит рассудок - способность отличить приятное от целесообразного. TЕКСT 33этад бхагавато рупам стхулам те вйахртам майамахй-адибхиш чаваранаир аштабхир бахир авртам Все, о чем я тебе рассказал, есть стихии сотворенного мира, и каждая из них олицетворяет собой определенную часть вселенского тела Высшего Существа. Каждое явление вещественного мира имеет прообраз в теле Всевышнего. TЕКСT 34атах парам сукшматамам авйактам нирвишешанаманади-мадхйа-нидханам нитйам ван-манасах парам За пределами вселенной простирается несотворенный субъективный мир. У него нет ни начала, ни середины, ни конца. У него нет вещественных свойств, и потому его нельзя описать словами, вообразить или постичь умом. TЕКСT 35амуни бхагавад-рупе майа те хй ануварнитеубхе апи на грхнанти майа-срште випашчитах Но те счастливцы, кто служит Господу с любовью, не признают ни одного из обликов Господа, которые я только что описал тебе. TЕКСT 36са вачйа-вачакатайа бхагаван брахма-рупа-дхркнама-рупа-крийа дхатте сакармакармаках парахВ том мире Господь имеет Свой особый облик, у Него есть имя и качества характера. Там царит бесконечное разнообразие, и там Он предается играм и забавам. И хотя Он действует, Он не связан последствиями своих действий. TЕКСTЫ 37-40праджа-патин манун деван ршин питр-ганан пртхаксиддха-чарана-гандхарван видйадхрасура-гухйакан киннарапсарасо наган сарпан кимпурушан наранматр ракшах-пишачамш ча прета-бхута-винайакан кушмандонмада-веталан йатудханан грахан апикхаган мрган пашун вркшан гирин нрпа сарисрпан дви-видхаш чатур-видха йе 'нйе джала-стхала-набхаукасахкушалакушала мишрах карманам гатайас тв имах Всевышний создает формы живых существ в соответствии с их прошлыми поступками. Потому во вселенной такое разнообразие видов жизни: Брахма и его сыновья, праотцы вселенной, боги и мудрецы, чараны, гандхарвы, видйядхары, якши и киннары, люди, митры, демоны, пишачи, кимпуруши, призраки и духи, а также злые и добрые силы, горы, наги, звери, птицы, пресмыкающиеся, движущиеся и неподвижные живые существа, рожденные из зародышей, яиц, пота, семяни, живущие в воде, на суше и в небе, в счастье, в горе или скуке. TЕКСT 41саттвам раджас тама ити тисрах сура-нр-наракахтатрапй экаикашо раджан бхидйанте гатайас тридхайадаикаикатаро 'нйабхйам сва-бхава упаханйате Все сотворенные существа находятся под влиянием трех состояний иллюзии: просветления, возбуждения и помрачения [саттвы, раджаса и тамы]. Облик живого существа определяется тем, в каком состоянии иллюзии оно находится. Однако, ни одно из этих состояний не существует в чистом виде, а смешивается с двумя другими в разных соотношениях. Поэтому в мире существует такое разнообразие видов жизни. TЕКСT 42са эведам джагад-дхата бхагаван дхарма-рупа-дхркпушнати стхапайан вишвам тирйан-нара-сурадибхихПреобразовав одну из Своих сил во вселенную, Всевышний принимает на Себя роль ее хранителя и нисходит туда в разных обликах, чтобы призвать к Себе ее обитателей - людей, животных или небожителей. TЕКСT 43татах калагни-рудратма йат сриштам идам атманахсаннийаччхати тат кале гхананикам иванилах Затем в конце положенного срока Господь в образе разрушителя Рудры уничтожит вселенную, подобно ветру, разгоняющему облака. TЕКСT 44иттхам-бхавена катхито бхагаван бхагаваттамахнеттхам-бхавена хи парам драштум арханти сурайахTак мудрые описывают Господа как творца. Но те, кто связан с Ним узами служения, видят Его как повелителя несотворенной реальности, простирающейся за пределами вещественного мира. TЕКСT 45насйа кармани джанмадау парасйанувидхийатекартртва-пратишедхартхам майайаропитам хи тат Сам Всевышний не творит и не уничтожает. Но для того, чтобы творцом не считали природу, мудрецы говорят о Нем как о творце и разрушителе мира. TЕКСT 46айам ту брахманах калпах савикалпа удахртахвидхих садхарано йатра саргах пракрта-ваикртах Я коротко описал тебе жизнь одной вселенной в течение одного дня Брахмы. В течение этого времени вселенная появляется на свет, существует и умирает. Tому же закону подчиняется и все мироздание, состоящее из бесчисленного множества вселенных. Всё, что появляется, не вечно и обречено на смерть. TЕКСT 47париманам ча каласйа калпа-лакшана-виграхамйатха пурастад вйакхйасйе падмам калпам атхо шринуКогда придет срок, я объясню тебе, что такое "время", как оно исчисляется, и как его воспринимают разные обитатели вселенной. TЕКСT 48шаунака увачайад аха но бхаван сута кшатта бхагаватоттамахчачара тиртхани бхувас тйактва бандхун судустйаджан Мудрец Шаунака спросил: Что стало с Видурой, который ушел из дома, покинув родных и близких. TЕКСTЫ 49-50кшаттух каушаравес тасйа самвадо 'дхйатма-самшритахйад ва са бхагавамс тасмаи прштас таттвам увача ха брухи нас тад идам саумйа видурасйа вичештитамбандху-тйага-нимиттам ча йатхаивагатаван пунах Расскажи, какие вопросы Видура задавал Mаитрейе, и что тот отвечал ему? Почему Видура порвал отношения с родными, и зачем снова вернулся к ним? По каким странам он путешествовал, с кем встречался и что узнал? TЕКСT 51сута увачараджна парикшита пршто йад авочан маха-мунихтад во 'бхидхасйе шрнута раджнах прашнанусаратах Сута сказал: Tеперь я расскажу вам о том, что ответил мудрец Шукадева царю Парикшиту. А вы внимательно слушайте.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.