Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА





Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает экономическая теория?

2. Объясните различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Как они связаны между собой?

3. Преподаватели часто сравнивают макроэкономику с «лесом», а микроэкономику с «деревьями». Что они имеют в виду?

4. В чем суть метода научной абстракции?

5. С чьим именем связано появление термина «политическая экономия»?

6. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

7. В чем состоит основное содержание марксизма?

8. Какая концепция стоит в центре учения А.Смита?

9. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

10. Кто из известных экономистов первым описал преимущества специализации и разделения труда?

Примеры решения задач:

Задача 1. Изучив лекции и учебную литературу, заполните таблицу 3.1.

Таблица 3.1 Формирование основных школ и направлений развития экономической теории

Школы и направления Представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм      
Физиократизм      
Английская школа классической политэкономии      
Марксизм      
Маржинализм      
Неоклассическое направление      
Кейнсианство      
Институционализм      
Монетаризм      

Задача 2. Выполните задание: каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1 – нормативный метод, 2 – метод сравнения, 3 – исторический метод, 4 – метод научной абстракции):



а) отвлечение в экономическом анализе от не существенного, не главного;

б) рассмотрение экономического явления в ретроспективе;

в) в ходе экономического анализа даются рекомендации о желательном развитии;

г) в ходе анализа показаны сходства и различия в экономическом явлении.

Тесты:

1. Синтез это:

а) соединение отдельных частей в единое целое;

б) расчленение целого на составные части;

в) упрощенное описание явления;

г) метод умозаключений от частных фактов к общему выводу.

2. Что не относится к методам экономической теории:



а) научная абстракция;

б) финансовая стабилизация;

в) индукция;

г) моделирование.

3. Автором термина «политическая экономия» является:

а) К.Маркс;

б) А.Смит;

в) Антуан де Монкретьен;

г) Д. Рикардо.

4. Позитивная экономическая теория изучает:

а) положительные тенденции в экономическом развитии страны;

б) то, что есть в экономической жизни страны;

в) то, что должно быть в экономике;

г) оценочные сведения.

5. Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал:

а) К. Маркс;

б) Ф. Кенэ;

в) А. Смит;

г) Дж. Кейнс.

ТЕМА 2 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Вопросы для обсуждения:

1. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?

2. Является ли государство экономическим субъектом?

3. Охарактеризуйте основные экономические системы. Каковы их преимущества и недостатки?

4. Какова роль цены в рыночной экономике?

5. Какой смысл имеет предельный, функциональный и графический анализ в микроэкономике?

6. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории?

7. Как кривая производственных возможностей может быть использована для экономического анализа?

Примеры решения задач:

Задача 1.По имеющейся технологии производства канцтоваров производственные возможности гипотетической экономики таковы, что она может выпускать 10 тыс. ручек и 6 тыс. карандашей в день или же 8 тыс. ручек и 8 тыс. карандашей в день:

а) количественно оцените трансформационные возможности гипотетической экономики при данном переходе;

б) как экономист прокомментирует ситуацию, если данная экономика произведет за один день 20 тыс. ручек?



Решение:

а) исходя из данных, альтернативные издержки дополнительного производства 2 тыс. карандашей предполагают отказ от производства 2 тыс. ручек, то есть трансформационные возможности при данных объемах можно количественно оценить как 1:1;

б) очевидно, что такой объем производства ручек находится за границей производственных возможностей экономики. Единственное объяснение состоит в том, что в данной экономике произошел экономический рост.

Тесты:

1. Экономическая теория призвана решать следующие вопросы:

а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;

б) перераспределять блага, чтобы не было богатых;

в) решать проблемы редкости благ;

г) решать проблемы избыточных потребностей.

2. Микроэкономика изучает:

а) рациональное поведение экономического субъекта;

б) рыночное ценообразование;

в) проблемы распределения ресурсов;

г) все вышеперечисленное.

3. Какое утверждение верно:

а) если сокращается производство масла, то будет увеличиваться производство пушек;

б) производство масла должно быть больше, чем производство пушек;

в) производство масла и производство пушек должно соответствовать потребностям государства;

г) производство масла и производство пушек должны соответствовать спросу экономических субъектов?

4. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) пограничное изменение экономической величины;

в) дополнительное изменение экономической величины;

г) очень большое изменение экономической величины.

5. Модель «круговых потоков» включает:

а) товарно-денежные потоки;

б) рынки благ, услуг и факторов производства;

в) ценообразование;

г) верно а) и б).

ТЕМА 3 СОБСТВЕННОСТЬ

Вопросы для обсуждения:

1. Можете ли вы назвать юридические принципы содержания собственности?

2. В чем преимущество экономической теории «прав собственности»?

3. В чем вы видите достоинства и недостатки государственной собственности?

4. «Собственность реализуется экономически». Что это значит?

5. Каковы плюсы и минусы частной собственности?

6. В каких формах существуют отношения собственности?

7. В чем заключаются особенности приватизации в России?

8. Каковы различия между задачами и способами приватизации?

9. Какие существуют критерии эффективности преобразования форм собственности?

Примеры решения задач:

Задача 1. Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните таблицу 3.2.

Таблица 3.2 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем

Признаки для сравнения Централизованная экономика Рыночная экономика
Преобладающая форма собственности на средства производства    
Характер экономической деятельности    
Способ согласования хозяйственной деятельности    
Главный мотив экономической активности    
Главная забота общества    

Тесты:

1. Отношения между людьми по поводу присвоения какой-либо вещи это:

а) общение;

б) присвоение;

в) собственность;

г) владение.

2. Юридическое право собственности не включает;

а) право пользования;

б) право отдавать имущество под залог;

в) право владения;

г) право распоряжения.

3. Создателями экономической теории прав собственности являются:

а) Визер и Бём-Баверк;

б) Смит и Рикардо;

в) Коуз и Алчиан;

г) Маркс и Энгельс.

4. Социолог, представивший многообразие человеческих потребностей в виде пирамиды:

а) А. Маслоу;

б) Д. Кейнс;

в) Ф. Кенэ;

г) А. Смит.

5. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество – это:

а) унитарное предприятие;

б) частное предприятие;

в) производственный кооператив;

г) товарищество.

ТЕМА 4 СОВРЕМЕННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основополагающие условия функционирования рынка?

4. Как вы понимаете высказывание А. Смита о «невидимой руке рынка»?

5. Какие функции рынка вам известны?

6. Какие секторы экономики относятся к нерыночным?

7. Каковы преимущества и недостатки рыночного механизма?

8. Какими способами осуществляется государственное регулирование рыночной экономики?

9. Почему возможна деформация рыночных отношений?

10. В чем состоят достоинства совершенной конкуренции?

11. Чем отличается рынок несовершенной конкуренции от рынка совершенной?

12. Как объясняется фактор неопределенности в рыночной экономике?

13. Каковы причины рисков? Можете ли вы раскрыть их содержание?

14. Какие вам известны способы снижения рисков?

15. Под воздействием каких факторов сформировалась рыночная система в России?

Примеры решения задач:

Задача 1.

В городе N продажа кваса в розлив одним из заводов розничным продавцам происходит по одинаковой цене. Рынок кваса является совершенно конкурентным. На основе данных, приведенных в таблице 3.3, постройте линии спроса и предложения и ответьте на следующий вопрос.

Спрос на квас из-за сильной жары повысился на 50%. Как изменятся розничные цены и объемы продаж кваса в краткосрочном периоде?

Таблица 3.3 Данные к задаче 1 по значениям кривых спроса и предложения

Показатели Значения
Цена, руб./шт.
Спрос, тыс. шт./день
Предложение, тыс. шт./день

Тесты:

1. Какие условия относятся к возникновению рыночной системы:

а) дифференциация потребителей;

б) развитие предпринимательства;

в) экономическая обособленность субъектов;

г) общественное разделение труда?

2. Какие из приведенных характеристик не относятся к рыночной системе:

а) частная собственность;

б) жесткая система управления производством и распределением;

в) экономическая свобода;

г) централизованное планирование?

3. Как вы понимаете экономическую сущность разделения труда:

а) как координацию экономической деятельности;

б) специализацию производителей на выполнении определенных операций в процессе труда;

в) повышение производительности труда;

г) повышение качества изделий?

4. Какой из рынков не является элементом рыночной структуры, определяемой по степени ограничения конкуренции:

а) рынок монополии;

б) рынок монополистической конкуренции;

в) теневой рынок;

г) рынок олигополии?

5. К преимуществам рынка не относится:

а) рациональное использование ресурсов;

б) способность к удовлетворению потребностей;

в) развитие монополизации;

г) эффективное распределение (аллокация) ресурсов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.