|
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Документы и материалы, входящие в рабочую программу
1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
|
| 2. Содержание рабочей программы
|
| 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
| 4. Фонд оценочных средств
|
| 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
|
| 6 Методические указания для обучающихся
|
| 7. Материально-техническая база
|
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров направления 38.03.01 «Экономика», профили «Региональная экономика», «Экономика фирмы», «Экономика труда», «Финансы и кредит» и является базовой дисциплиной профессионального цикла Б1.Б14. Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки «Экономика».
Изучение данного курса предполагает формирование базовых знаний, необходимых студентам в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социального, экономического и математического циклов.
Дисциплина «Микроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для других экономических наук: конкретной экономики, функционально-экономических наук (финансов, менеджмента, маркетинга и т.д.), информационно-аналитических наук (статистики, математического моделирования и т.д.) и историческо-экономических наук (истории народного хозяйства, истории экономических учений и т.д.).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов или 8 зачетных единиц (по 4 в каждом семестре). Дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах. В первом семестре лекций и практических занятий проводится в объеме по 36 часов, во втором – по 32 часа. Итого – по 68 часов. Форма итогового контроля – экзамен, как в первом, так и во втором семестрах.
Цель и задачи учебной дисциплины «Микроэкономика».Глубокие перемены в различных сферах в жизни нашего общества – черта современного этапа его развития. Такое положение не могло не отразиться на экономической теории и экономическом образовании, дающем необходимые базисные навыки для профессиональной деятельности. Случившийся экономический кризис в России потребовал разработки новых подходов, новых концепций, новой методологии экономической науки.
Несостоятельность сложившихся в экономической науке взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это общемировая тенденция, которая отмечается многими выдающимися умами Запада и России. Экономические исследования в настоящее время ищут выход из деформации хозяйственной жизни нашего общества. Практика ставит проблемы и вопросы, к решению которых теория не всегда готова. По многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят свое отражение в литературе. Оставаясь в узких рамках микроанализа, экономика перестает быть наукой и превращается в консервативно-используемую систему верований. В связи с этим необходимо принимать во внимание, что потребуется серьезная мыслительная деятельность в процессе самостоятельного изучения и осмысления экономической литературы.
Дисциплина «Микроэкономика» является фундаментальной, знание которой необходимо любому управленцу и экономисту-практику. Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в ФГОС ВПО к подготовке бакалавра в области экономики и управления.
Преподавание курса «Микроэкономика» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки бакалавров. Разработанная программа и методика преподавания основывается на требованиях, определенных стандартом экономических знаний, а также требованием стандартов сопряженных дисциплин.
Конечная цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний в области экономического фундамента, экономического образа мышления.
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
– выяснить предмет микроэкономики как теоретико-методологической основы других экономических дисциплин;
– усвоить основные методы экономического анализа;
– показать общие закономерности экономической организации общества;
– изучить сущность и формы собственности;
– понять сущность современного рыночного хозяйства, изучить функции и структуру рынка, особенности формирования рыночных отношений в современной России;
– рассмотреть категории спроса и предложения, понять закономерности установления рыночного равновесия;
– сформировать представление о закономерностях потребительского поведения;
– показать систему факторов производства и выявить закономерности поведения производителя на основе анализа издержек производства;
– рассмотреть основные типы рыночных структур и понять их соотношение;
– изучить закономерности формирования рынков факторов производства (труда, капитала, предпринимательской способности и земли).
Ожидаемые результаты обучения в рамках данной дисциплины – слушатели удовлетворяют требованиям к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по учебной программе в рамках следующих видов профессиональной деятельности: экономическая, социальная, управленческая, информационно-аналитическая, организационная, диагностическая, методическая.
Компетенции, формируемые учебной дисциплиной «Микроэкономика».Выпускник должен обладать следующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
– осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
– на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
– на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
– анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
– используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
– критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
– использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);
– принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).
В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» обучающийся должен:
Знать:
- сущность, цели и задачи микроэкономики как науки;
- основные компоненты познавательной деятельности в микроэкономике;
- основные понятия, категории, методы и инструменты микроэкономики;
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне.
Уметь:
- осуществлять обобщение, анализ и синтез информации на уровне микроэкономики;
- применять методы экономической теории при проведении экономических исследований;
- уметь применять полученные теоретические знания к проблемам микроэкономики;
- осуществлять целеполагание, находить варианты достижения цели и выбор оптимальных решений на уровне микроэкономики.
Владеть:
- навыками применения методов экономической теории в научных исследованиях, обработки информации при решении экономических задач на уровне микроэкономики;
- навыками самостоятельной исследовательской работы, методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;
- способностью анализировать экономическую ситуацию в регионе и стране с использованием микроэкономического дескриптивного, прогнозного и нормативного инструментария.
Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модули)
Название дисциплины
| Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля)
| Содержательно-логические связи
| Коды формируемых компетенций
| наименования учебных дисциплин (модулей), практик
| на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля)
| которым предшествует
данная учебная дисциплина (модуль)
| для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой
|
|
|
|
|
|
| «Микроэкономика»
| Модуль 1. Рыночное хозяйство и элементы рыночного механизма
Модуль 2. Основы теории потребительского поведения и теории производства
Модуль 3. Фирмы и рынок
Модуль 4. Рынки факторов производства
Модуль 5. Общее равновесие и теория общественного выбора
| История экономических учений
Философия
Социология
Экономико-математические методы
| Макроэкономика
Менеджмент
Маркетинг
Экономика труда
Мировая экономика и международные экономические отношения
Национальная и региональная экономика
| Макроэкономика
Мировая экономика и международные экономические отношения
Национальная и региональная экономика
| ОК-3
ОПК-2
ПК-2
ПК-4
ПК-5
ПК-6
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(для дневного отделения бакалавриата)
Дисциплины «Микроэкономика» на 1, 2 семестры
Рабочую программу осуществляют:
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 8
|
|
| Лекции:
| Учебных часов: всего 288 ч.
| проф., д-р. экон. наук Нусратуллин В.К.
| лекций – 68 ч.
| | семинарских – 68 ч.
| Практические занятия:
| Экзамен – 1 и 2 семестр, 108 ч.
| проф., д-р. экон. наук Нусратуллин В.К.
| самостоятельная работа студентов – 40 ч.
| старший преподаватель Габдинова В.Р.
| КСР – 4 ч.
| Таблица 2 - Содержание рабочей программы
№
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов
| Кол-во часов
ауд. работы
| Основная и допол. литература, реком-мая студ-там (номера из списка)
| Задания по СРС с указанием литературы, номеров задач
| Кол-во часов СРС
| Форма контроля самостоятельной работы студентов
| Лк
| Сем
|
|
|
|
|
|
|
|
| Первый семестр
| Модуль 1. Рыночное хозяйство и элементы рыночного механизма
| 1.
| Предмет микроэкономики и методы экономического анализа
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 1, 2; 2, § 1.1-1.2; 4, гл. 1; 5, гл. 1
| Вопросы для самоконтроля к теме 1
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 2.
| Общие закономерности экономической организации общества
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 3, 4; 2, гл. 2
| Вопросы для самоконтроля к теме 2
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 3.
| Собственность
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 5.1
| Вопросы для самоконтроля к теме 3
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 4.
| Современное рыночное хозяйство
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 5.2–5.4; 2, § 3.1
| Вопросы для самоконтроля к теме 4
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 5.
| Спрос и предложение
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 6, 7; 2, § 3.2-3.3; 4, § 2.1-2.2; 5, гл. 3
| Вопросы для самоконтроля к теме 5
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 6.
| Эластичность спроса и предложения
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 8; 2, § 3.4; 4, § 2.3
| Вопросы для самоконтроля к теме 6
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| Модуль 2. Основы теории потребительского поведения и теории производства
| 7.
| Основы теории потребительского поведения
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 9; 2, § 4.1; 4, § 3.1
| Вопросы для самоконтроля к теме 7
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 8.
| Выбор потребителя
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 10.1, 10.2; 2, § 4.2-4.3; § 3.2
| Вопросы для самоконтроля к теме 8
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 9.
| Эффект замены и эффект дохода
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 10.3, 10.4; 2, § 4.2-4.3; 4, § 3.3-3.4
| Вопросы для самоконтроля к теме 9
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 10.
| Основы теории производства
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 11; 2, гл. 5; 4, гл. 4; 5, гл. 2
| Вопросы для самоконтроля к теме 10
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 11.
| Издержки производства
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 12; 2, § 6.3; 4, гл. 5; 5, § 2.2
| Вопросы для самоконтроля к теме 11
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| Итого за 1-й семестр
|
|
| –
| –
|
| –
|
Продолжение 1 таблицы 2
|
|
|
|
|
|
|
| Второй семестр
| Модуль 3. Фирмы и рынок
| 12.
| Фирмы и рынки
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 5, 13; 2, § 6.1-6.2; 4, гл. 6
| Вопросы для самоконтроля к теме 12
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 13.
| Совершенная конкуренция
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 13; 2, § 7.1; 4, гл. 7; 5, гл. 4
| Вопросы для самоконтроля к теме 13
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 14.
| Чистая монополия
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, гл. 14; 2, § 7.2-7.4; 4, гл. 9; 5, гл. 5
| Вопросы для самоконтроля к теме 14
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 15.
| Монополистическая конкуренция
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 15.1; 2, § 8.1-8.3; 4, § 10.1; 5, § 6.1
| Вопросы для самоконтроля к теме 15
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 16.
| Олигополия
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 15.2-15.4; 2, § 8.4; 4, § 10.2-10.3; 5, § 6.2-6.3
| Вопросы для самоконтроля к теме 16
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| Модуль 4. Рынки факторов производства
| 17.
| Рынки факторов производства
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 16.1; 4, § 11.1; 5, гл. 7
| Вопросы для самоконтроля к теме 17
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 18.
| Рынок труда
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 16.2-16.3; 2, гл. 9; 4, § 11.1
| Вопросы для самоконтроля к теме 18
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 19.
| Рынки капитала и земли
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 1, § 16.4-16.6; 2, гл. 10; 4, § 11.2
| Вопросы для самоконтроля к теме 19
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| Модуль 5. Общее равновесие и теория общественного выбора
| 20.
| Общее равновесие
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 2, гл. 11; 4, гл. 8; 5, гл. 8
| Вопросы для самоконтроля к теме 20
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 21.
| Внешние эффекты: последствия и регулирование
| Лекция, семинар, СРС
|
|
| 2, § 13.1-13.2; 4, гл. 12; 5, § 9.1-9.3
| Вопросы для самоконтроля к теме 21
|
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| 22.
| Общественные блага и теория общественного выбора
| Лекция, семинар, СРС
| 2
| 2
| 2, § 13.3, гл. 14; 4, гл. 13; 5, § 9.4
| Вопросы для самоконтроля к теме 22
| 2
| Проверка ответов на вопросы самоконтроля
| Итого за 2-й семестр
| 32
| 32
| –
| –
|
| –
| Всего за год
|
|
| –
| –
|
| –
|
ТЕМАТИКА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|