Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие делопроизводство.





История развития делопроизводства в Республике Беларусь

В рамках Полоцкого княжества (Х-ХШ вв.) были заложены основы белорусского делопроизводства. В начале Х в. уже применялись договоры, а для удостоверения реквизитов(обязательных элементов документа)договора использовались печати. В ХП в. появились писцы, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрением документов.

В ХУ в.- ХУШ в. была сформирована система делопроизводства. Именно в этот период начала действовать первая государственная канцелярия, которая занималась подготовкой большинства документов. Под началом канцлера в канцелярии работали регенты, секретари, писари, дьяки и переводчики.

В ХУ-ХУI вв. складывается белорусский делопроизводственный язык. Определенную системность и структуру приобретает изложение текстов документов. В первой части документа указывается причинаего составления, во второй – решение по данному вопросу. В этот период появляются формуляры – образцы документов. Продолжается формирование специальных систем документирования: дипломатической, учетной, военной, судебной.

Приказное делопроизводство возникло в конце ХУ в., когда появились первые приказы– центральные органы государственной власти, ведавшие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы – органы государственного управления на местах.



Коллежское делопроизводство пришло на смену приказному в 1717-1718 гг. Было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной сферой управления и подчинялась Сенату. Применялись упорядоченные системы регистрации документов, были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появился термин «архив».

 

В конце ХУШ в. белорусские земли вошли в состав России, что потребовало введения соответствующей системы документирования - была распространена система, действующая на всей территории Российской империи и получившая название «исполнительное делопроизводство».

Исполнительное делопроизводство сменило коллежское в 1802 г., когда был издан указ о замене петровских коллегий министерствами. Введение министерств завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, заменило коллегиальность единоначалием. Отличительной чертой исполнительного делопроизводства явилась его полная регламентация законодательными актами. В первой половине Х1Х в. были установлены и закреплены в законах формы написания многих документов и порядок работы с ними.



 

После Октябрьской революции 1917 г. документ становится объектом стандартизации.

В 20-е годы развернулась разработка белорусской национальной терминологии.

С 1972 г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-распорядительных документов: ГОСТ 6.38-72 «Требования к оформлению документов» и ГОСТ 6.39-72 «Формуляр-образец». В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 «Унифицированные системы документации (УСД). Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» - стандарт установил основные требования к унифицированным формам организационно-распорядительных документов.Общее методическое и научное руководство работами по унификации и стандартизации документов осуществлял Госстандарт.

 

Постсоветский период начался с распадом СССР. Главное управление при Совете Министров БССР было преобразовано в Комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. На базе Института историко-политических исследований был создан Белорусский научно-исследовательский центр документоведения, археографии и архивного дела, впоследствии преобразованный в БелНИИ документоведения и архивного дела.

С октября 1995 г. вступил в действие стандарт Беларуси СТБ 6.10.1 – 95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения». В 1996 г. был введен в действие стандарт Беларусь СТБ 6.38-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (заменен на СТБ 6.38-2004 в 2004 году).



 

2) Предмет делопроизводства и его содержание

Делопроизводствопредставляет собой деятельность, охватывающую вопросы документирования и организации работы с документами в процессе управленческой деятельности.

Документирование– это процесс подготовки и создания документов. О любой организации можно судить по тому, насколько грамотно в ней поставлено делопроизводство. От этого зависят оперативность, надежность и экономичность организации управленческого труда.

Делопроизводство, как процесс обработки информации, представляет собой часть технологии управления, где предметом труда является информация в различном виде, а средством труда служит оргтехника, которая обеспечивает качество и высокую производительность обработки информации. Учитывая это, понятие «делопроизводство» меняется на более точно соответствующее его содержанию понятие «документационное обеспечение управления» (ДОУ).

Организация работы с документами – это создание условий, обеспечивающих движение, поиск и хранение документов в делопроизводстве.

Административным делопроизводством называют операции по документированию организационно-распорядительной деятельности и организации работы с документами.

 

Цель курса состоит в овладении студентами теоретическими знаниям и выработке практических навыков и умений в области документирования организационно-распорядительных документов, а также организации работы с документами.

В этой связи задачами курса являются:

· определение роли делопроизводственных процессов в структуре управленческого труда;

· изучение организации и условий труда работников служб документации;

· определение роли организационной техники и унификации документов в повышении производительности управленческого труда;

· приобретение навыков практического применения нормативно-правовых и методических документов по делопроизводству;

· изучение требований к форматам бумаги, бланкам документов, машинописному тексту, составу реквизитов документов, правилам составления и оформления организационно-распорядительных документов.

 

Основные нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие делопроизводство.

Государственная система делопроизводства представляет собой научно упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства с момента подготовки и оформления документов, отправления (поступления) до передачи их в ведомственный архив и на государственное хранение.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими делопроизводство в Республике Беларусь, являются:

· закон Республики Беларусь «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» ( включает 11 глав, регламентирующих деятельность архивов, порядок организации и ведения делопроизводства.);

· стандарт СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (устанавливает состав реквизитов на документе, требования к бланкам и текстам документов, оформление реквизитов и требования к документам, изготавливаемым с помощью печатных устройств);

· методические указания по практическому применению стандарта СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (приведен порядок разработки бланков и оформления документов);

· инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь;

· унифицированная система организационно-распорядительной документации;

· основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь.

Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусьустанавливает:

- правила подготовки и оформления документов;

- организацию работы с документами;

- контроль исполнения документов;

- составление номенклатуры, оформление и формирование дел;

- экспертизу ценности документа;

- составление описи дел;

- оперативное хранение документов;

- передачу дел в ведомственный архив и на государственное хранение.

В унифицированной системе организационно-распорядительной документацииприведен классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов:

- по созданию, реорганизации, ликвидации организации (предприятия);

- приватизации государственных и коммунальных организаций;

- распорядительной деятельности предприятий;

- организационно-нормативному регулированию деятельности предприятия;

- оперативно-информационному регулированию деятельности организаций;

- переводу (перемещению) на другую работу;

- увольнению с работы;

- оформлению отпусков, поощрений и дисциплинарных взысканий.

Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь определяют:

- номенклатуру и формирование дел;

- экспертизу ценности документов, подготовку дел к передаче и передачу их в архив;

- обеспечение сохранности документов архива;

- организацию работы архива.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.