Сделай Сам Свою Работу на 5

Уставной капитал и имущество предприятия





ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ

  1. Понятие и классификация предприятий
  2. Конкуренция и предприятие
  3. Уставной капитал и имущество предприятия
  4. Организационно-правовая форма предприятия
  5. Порядок образования и ликвидации предприятия
  6. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

1. Понятие и классификация предприятий

Предприятиеэто самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.



Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

В России предпринимательской деятельностью, согласно ГК РФ, могут заниматься как физические (граждане), так и юридические (предприятия) лица. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация.

В соответствии с критерием численности занятых на предприятиях РФ выделяют:

- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);



среди малых предприятий выделяются микропредприятия (до 50 человек)

- средние предприятия, или средний бизнес (до 250 человек);

- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 250 человек).

Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Конкуренция и предприятие

Конкуренция – это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция – важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий – изготовителей продукции. И именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства, заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективную технологию, современные методы организации производства и труда.

Понятие противоположным конкуренции, является монополия. При монополии на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Монополист как единственный производитель данного товара может свободно повышать цену, не беспокоясь о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок.



Но и малым предприятиям присущи положительные экономические качества, которыми не обладают крупные компании. Как правило, малые фирмы работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход. При неудаче в одной сфере деятельности, они могут быстро переключится на другую, более эффективную. Один успех малых фирм может окупить много неудач, а на крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.

Таким образом, преимущество малых фирм подтверждаются: они могут успешно вести конкурентную борьбу.

Уставной капитал и имущество предприятия

Уставный капиталпредставляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия. Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.

Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:

• в открытом АО он не может быть менее 1000 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ);

• в закрытом АО и в ООО - не менее 100 МРОТ.

Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.

В оплату уставного капитала входит денежные и имущественные взносы.

К имущественным взносам относятся:

• здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие материальные ценности;

• имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);

• интеллектуальная собственность;

• ценные бумаги;

• средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).

Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость предприятию. Кроме того, уставный капитал служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, т.е. он выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.

Эффективность использования уставного капитала может быть определена двумя показателями: отношением суммы годового оборота к стоимостной оценке уставного капитала; отношением прибыли, полученной за год, к сумме уставного капитала.

Имущество предприятия- это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.

В состав материальных активов входят: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.

К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.

Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.

Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев). Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может являться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п.

При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредитора. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.