Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере
Социальная ответственность государства при ратификации и реализации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);
• Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года; Кодекс социального обеспечения 1990 года;
• Хартия основных прав Европейского союза 2000 года;
• Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;
• Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;
• конвенции и рекомендации МОТ.
Актуальность социальной ответственности при ратификации международных норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.
Социальная ответственность гражданина
Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой - перед своими близкими.
Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
Перед близкими, в первую очередь перед семьей, - в создании благоприятного психологического климата в общежитии и при воспитании детей.
Важнейшим фактором и условием развитиясоциального государства является его финансовое обеспечение.Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения, что предполагает взаимосвязь социальных и экономических интересов.
При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию, как своеобразной «корпорации». Это обусловливает необходимость объединения некоторой части активов и ресурсов всех территориальных образований для достижения общей цели в масштабах Российской Федерации.
Главная цель функционирования такой «корпорации» - создание для каждого трудоспособного гражданина правовых условий, при которых он может своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а в конечном итоге - и повышение благосостояния всего российского народа при минимальном истреблении природных ресурсов и минимально возможном ущербе для экологии, необходимых для грядущих поколений.
Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.
Социальное государство - это современный тип правового государства, наиболее целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества.
Интересы личности, ее право на самореализацию, основанное на признании обществом и государством неотъемлемых прав и свобод человека, находятся в центре внимания социального государства, а благо общества представляет его высшую цель. При этом право выступает не как ограничитель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.
Однако в социальном государстве оно не может ограничиваться лишь формально-юридическим признанием этих высоких принципов; его влияние должно распространяться и на решение социальных проблем.
Право, задача и сущность которого состоит в охране индивидуальной свободы человека в социальном государстве, призвано взять на себя заботу и о материальных условиях ее осуществления, что должно найти свое конкретное выражение в признании за каждым индивидом конституционного права- на достойную жизнь.
Это право должно быть конкретным и обоснованным, независимым от желания органов власти и управления или усмотрения должностных лиц. Границы этого понятия определяются социальными нормами допустимого (нижнего) и возможного поэтапного (верхнего) показателей уровня жизни, причем нижняя граница не может быть ниже показателей прожиточного социального минимума. Эти параметры не являются постоянными, неизменными и всеобщими. Они будут неизбежно изменяться по мере развития экономики, государства и общества, привнося новые представления о стандартах, уровне и качестве жизни. Именно поэтому правомерно предположить, что наивысшее право на достойную жизнь и свободное развитие человек получает в социальном государстве.
Социальное государство - не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество, сохраняя постоянную гармонию между ними.
Наиболее сложная задача при этом - соблюдение постоянного баланса ме жду свободной экономикой и устранением явного социального неравенства, -------- .,„„..^™ 01/Л д лгиппняя ппобпема - установление границ, пределов
вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано обеспечить каждому реализацию права на достойную жизнь.
В числе базисных, важнейших особенностей социального государства -участие общественных объединений, в т.ч. политических партий, движений, фондов, Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и функционировании социального государства.
В числе общественных объединений возрастает роль профсоюзов в социальном государстве, их участия в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Часть II.
Механизм реализации основных положений и принципов
Социального государства
Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приводятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегрируются в первую очередь социальной политикой.
В социальном государстве социальная политика - главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспечивающий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс -социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных компонентов и частей.
Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; социальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одно из направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные, как в настоящее время - образование, наука, здравоохранение.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). Реализуется и осуществляется социальная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.
В связи с этим на данном этапе становления социального государства необходимо принятие Федерального закона «Об основах социальной политики», который определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Сферой регулирования этого закона должны стать отношения в процессе обеспечения гражданам социального государства достойной жизни путем создания условий для повышения их благосостояния собственными усилиями и средствами, а также справедливого и рационального использования в интересах государства и его граждан национальных богатств.
Важнейшим в социальной политике является социальная защита.В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов.
Необходимость выполнения любым человеческим сообществом присущими ему институтами функции социальной защиты своих членов вытекает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящими в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социальная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препятствия для действия неблагоприятных для граждан явлений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защита включает в себя меры позитивного характера, то есть поддержку, помощь материального, правового, морального и иного характера, рассматривая их как составные части механизма социальной защиты. В социальной защите, то есть в использовании общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а также организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и интересов, от загрязнения окружающей природной среды.
Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений системы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает защиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невозможно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребности в соответствующих сферах жизнедеятельности - получать образование, медицинскую помощь и др.
Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».
Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:
• стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
• предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования;
• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
• доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.
Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям.
В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства.
В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяет государственные гарантии и регулирует деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики.
Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должно им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.
Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Государственная социальная стандартизация Представляет собой правовую регламентацию и регулирование в области установления и применения социальных нормативов и норм в качестве государственных социальных стандартов (минимальных и рациональных) и их структуры.
Формирование системы ГСС Российской Федерации должно осуществляться на базе следующих принципов:
• соблюдение и обеспечение конституционных прав граждан в области получения социальных гарантий, исходя из экономических возможностей государства;
• целевое, адресное -и поэтапное внедрение механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;
• научное и методическое обеспечение разработки государственных минимальных социальных стандартов;
• закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
• использование независимой экспертизы, представляющей различные политические и общественные силы, научные сферы и специалистов при установлении и оценке применения государственных минимальных социальных стандартов;
• гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.
Необходимо принять Федеральный закон РФ «О государственных социальных стандартах», который определит их систему, охватывающую такие основные сферы социальных отношений, как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка; наука, культура; социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан .
В результате установления и применения ГСС становится возможным проведение более эффективных мероприятий по:
• обеспечению удовлетворения важнейших потребностей населения в сот циальных услугах;
• государственной поддержке развития социальной сферы;
• выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;
• концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики;
• планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;
• оценке" и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию государственных социальных стандартов.
В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношенийпредусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка).
Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями.
Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народнохозяйственного комплекса.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработнымпредусматривают установление:
• порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы;
• размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
• правил поиска новых рабочих мест;
• порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.
В качестве ГСС в области пенсионного обеспеченияследует устанавливать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум.
Также в ГСС предусматривается установление:
• размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юридических и физических лиц в государственный Пенсионный фонд;
• порядка организации и деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление:
• минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения;
• перечня категорий 'населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами:
• нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;
• порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улучшении жилищных условий;
• порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;
• перечня и нормативов предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);
• максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);
• порядка предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
• предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги;
• категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
• порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней.
В области образованияцелесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования.
В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стандарт должны использоваться соответствующие государственные образовательные стандарты4, включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др., разрабатываемым Минобразования России.
Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образователь-
ных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением.
Государственные социальные стандарты в области наукипредусматривают:
• порядок финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
• норматив материально-технического обеспечения деятельности научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
• порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам;
• тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов);
• пенсионное обеспечение научных работников (включая научных работников вузов).
Государственные социальные стандарты в области здравоохранения и физического развитияпредусматривают определение:
• перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;
• нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя;
• категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами;
• перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
• нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тре-нерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом;
• порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней.
К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов.
К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.
Государственные социальные стандарты в области культурыпредусматривают определение:
• нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры;
• категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и(или) с предоставлением иных льгот;
• порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения иприумножения национальных культурных цен ностей.
Государственные социальные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания населенияпредусматривают определение.
• порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фондов;
• категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;
• перечня инормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;
• порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.
Государственные социальные стандарты в области обеспечения экологической безопасностипредусматривают определение:
• предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды;
• условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды;
• порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.
Государственные социальные стандарты в области защиты социальных прав гражданпредусматривают определение порядка:
• предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата);
• государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг;
• предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;
• финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав.
Государственные социальные стандарты в области применения налогового и ценового механизмовпредусматривают установление порядка налогообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительского рынка в соответствии с национальными законодательствами.
Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика,уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.
Она определяется:
• состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики;
• долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;
• уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы;
• направленностью региональных бюджетов на решение социальных проблем.
Необходимо проведениепереориентации действующего экономического механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплексный характер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обязанности и ответственность, чтобы обеспечить в необходимых случаях перелом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последовательное движение к цивилизованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству.
В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспертиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.
1. Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления.Следование данному постулату означает, прежде всего, что количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти. Роль исполнительной власти при этом состоит в оценке реализуемости поставленных социальных целей, определении сроков реализации и создании механизмов для их достижения. Естественно, что такие реформаторские действия, как приватизация или национализация, реструктуризация и др., сами по себе не являются целью социальной политики, а лишь вторичным по отношению к ней средством.
2. Конкретный сценарий макроэкономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию поставленных социальных целей в минимально возможные сроки, подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.
Приемлемый подход к выбору альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального государства должен, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.
Данный постулат реализуется с помощью: социального сотрудничества органов власти и системы социального партнерства - профсоюзов и других общественных объединений граждан в выработке альтернативных сценариев социально-экономического развития; стратегического партнерства между ор-
t-oinw,. опалтн ы ьт>\/пиг»1/г>пппг>ят-ыр»1.1МИ утяЙгтиенНЫМИ СТПУКТУПЗМИ. ПоеЛ-
лагаемые сценарии должны рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного признания их полезности для всего общества.
3. Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов со циальной политики по макроэкономическому регулированию и осущест влению выбранного рационального (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.
При проектировании и применении общественно принимаемого механизма макроэкономического регулирования (предполагающего выход на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического развития) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно согласованную концепцию и модель действий органов исполнительной власти и системы социального партнерства для реализации принятого сценария социально-экономического роста.
Законодательно должны утверждаться также и все основные стратегические документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, их структура и порядок разработки, в т.ч. бюджетное послание; государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 10-15-летний период; среднесрочные и ежегодные прогнозы социально-экономического развития страны и планы действий Правительства РФ; федеральные целевые программы и регламенты поставок продукции для федеральных нужд; соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями промышленников и предпринимателей, профсоюзами, крупными корпорациями.
4. Планируемые и фактически реализуемые социально-экономические, народно-хозяйственные значения (показатели), стратегические решения должны прежде проверяться на их социальную эффективность.Этот по стулат означает, чтоэкономические проекты или решения органов власти и управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естест венных монополий, допуск ведущих транснациональных корпораций на рос сийские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны законодательно иметь обос нование социальных последствий, установленные правила и порядок проведе ния общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критерием, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России, и минимизации при этом возможности подкупа экспертов.
5. Должна быть обеспечена объективная оценкасоциально- экономического развития страны.Это предполагает проведение системати ческого и объективного мониторинга соответствия законодательно установ ленных и фактически достигнутых количественных и качественных показате лей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации. Кар-
динальным способом реализации данного постулата может быть предоставление Госкомстату России статуса независимого органа, создание механизмов общественного контроля за его деятельностью, применение комплекса независимых экспертиз и анализов динамики уровня жизни населения в зависимости от проходящих в стране социально-экономических процессов.
6. Неотъемлемым должен быть и постулат ответственности органов власти управления, бизнеса за реализацию основных положений, принципов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей.Систематическая оценка деятельности Правительства РФ по достижению заданных социальных макроуровневых параметров должна производиться ежегодно и гласно Президентом России. В случае неудовлетворительной ситуации с выполнением данных параметров как следствия низкого качества применяемого инструментария государственного регулирования экономики, необоснованного отклонения от принятого социально ориентированного стратегического курса, невыполнения запланированных стратегических (сценарных) мероприятий должен срабатывать механизм персональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|