Сделай Сам Свою Работу на 5

Антенатальные факторы риска





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

специальности:

 

«Лечебное дело - 040100», 4 курс

 

по изучению раздела педиатрия /для работы на внеаудиторном занятии по теме

 

ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 

Составитель:

Жданова Е.И.

доцент кафедры, к.м.н.

Методические рекомендации утверждены

Протоколом ФМС № 7 от 7.02.2011

Зав. кафедрой Решетник Л.А.

 

Иркутск

 

 

Методические рекомендации составлены доц. кафедры детских болезней ИГМУ, к.м.н. Ждановой Е.И. под редакцией зав. кафедрой детских болезней ИГМУ, профессора, д.м.н., заслуженного врача РФ Решетник Л.А.

Рецензенты:

зав. кафедрой педиатрия №1 ИГМУ проф., д.м.н. Мартынович Н.Н.

зав. кафедрой педиатрии №2 ИГМУ проф., д.м.н. Савватеева В.Г.

 

Рекомендовано к изданию ФМС ИГМУ от 7.02.2011 протокол № 7

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного факультета по теме:«Физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на процессы роста и развития детей. Связь состояния физического развития и соматической патологии в педиатрической практике. Оценка физического и нервно – психического развития детей в различные возрастные периоды»



 

Оглавление: Стр.
Введение
Основные закономерности роста детей
Факторы, определяющие рост и развитие ребенка
Изменения телосложения в процессе роста
Изменение основных антропометрических показателей
Антропометрия
Методика оценки физического развития
Отклонения физического развития
Уровень биологической зрелости
Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств ребенка
Оценка нервно-психического развития ребенка
Критические фазы роста и развития ребенка
Тесты исходного уровня знаний
Словарь терминов

© Жданова Е.И., 2011

© ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2011

Цель занятия:

Обучить студентов оценке физического и нервно-психического развития детей с выявлением причинно-значимых факторов риска.

Вопросы для повторения:

1. Особенности сбора анамнеза в педиатрической практике.



2. Оценка отягощенности анамнеза (биологического, социального) и резистентности организма.

Студент должен знать:

1.Возрастные особенности физического развития детей.

2. Основные факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.

3. Методы оценки физического развития в педиатрической практике.

4. Основные этапы психомоторного развития детей.

5. Ведущие факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка.

6. Определение биологического возраста.

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез с выявлением факторов риска задержки физического и нервно-психического развития.

2. Провести антропометрию ребенка.

3. Оценить физическое развитие детей и его гармоничность.

4. Определить биологический возраст ребенка.

5. Оценить нервно-психическое развитие ребенка.

Введение

Процессы роста, развития составляют основную характеристику детского возраста и являются индикатором здоровья ребенка. Физическое и нервно-психическое развитие детей представляет собой целостный процесс, который складывается из совокупности антропометрических, психометрических, морфофункциональных показателей в их взаимосвязи.

Различные заболевания, недостаточное питание, дефекты ухода и воспитания, неблагополучие окружающей среды изменяют процессы роста и развития ребенка. Нарушение физического развития является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка. Уровень физического развития ребенка отдаленно влияет на состояние его здоровья во взрослой жизни.



Рост – отражение системного процесса развития.Ребенок, у которого замедлен рост скелета, замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц и других внутренних органов.

Физическое развитие– это динамический процесс роста и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Основные закономерности роста детей:

Ø Неравномерность скорости роста:

ü Скорость роста с возрастом замедляется. Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития. После рождения наиболее интенсивно ребенок растет в первые месяцы жизни.

ü Имеются периоды “вытяжения”, когда интенсивность роста возрастает. Наиболее выражено “препубертатное” ускорение роста (ростовой скачок). У некоторых детей прослеживается и так называемый “полуростовой скачок” в возрасте от 5 до 7 лет.

ü Чередование периодов “вытяжения” и “округления”. Скорости линейного и объемного роста всего тела и отдельных его частей не совпадают во времени.

Ø Аллометрический характер роста частей тела.Дистальные сегменты тела растут с большей скоростью. За весь период роста ребенка длина нижних конечностей увеличиваются в 5 раз, верхних в 4 раза, туловища в 3 раза, высота головы в 2 раза.

Ø Возврат к заданной генетической программе развития (феномен “гомеореза”). У ребенка наблюдается увеличение темпов роста после устранения воздействия неблагоприятных факторов (голод, заболевания, стрессы), тормозящих развитие.

Ø Феномен “импринтинга” (запечетливания). При выраженном неблагоприятном воздействии на организм (длительный голод, тяжелое заболевание и др.) отсутствует возврат к генетической программе развития. Чем интенсивнее рост и развитие организма, тем опаснее феномен “импринтинга”. Его следствием будет задержка развития ребенка или даже врожденные пороки развития органов (если неблагоприятное воздействие произошло в период эмбриогенеза).

Ø Половая специфичность темпов роста:

ü Более быстрый рост скелета у мальчиков

ü Более ранний ростовой скачок у девочек

ü Большая скорость созревания скелета у девочек

Факторы, определяющие рост и развитие ребенка

Рост и развитие ребенка подчинены видоспецифической и индивидуальной генетической программе. Закладка, дифференцировка и развитие органов и систем в эмбриональном периоде находятся под доминирующим генным контролем и под контролем материнских гормонов. После рождения возрастает влияние внешних факторов.

 
 

 


Антенатальные факторы риска

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.