Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые типичные сценарии





Сценарии - эго искусственные системы, ограничивающие спонтанные творческие человеческие устремления, так же как игры, а которые играют люди, - искусственные структуры, лимитирующие спонтанную творческую интимность. Сценарий - это как бы "матовый экран", который многие родители помещают между ребенком и окружающим его миром (и самими собою) и который ребенок, вырастая, оберегает, держит в целости и сохранности. Через этот "экран" смотрит он на мир, а мир в то же время глядит на него, ожидая от него яркой искры, а может быть, хотя бы небольшой вспышки истинно человеческих чувств. Но поскольку мир глядит через свой собственный "матовый экран", видимость не лучше, чем y ныряльщиков в масках с запотевшими стеклами на дне илистой речки.

"Марсианин" в состоянии протереть запотевшие стекла и поэтому видит немного лучше. Вот несколько примеров того, что ему открывается. Может быть, они помогут объяснить, каким образом сценарии дают ответ на вопрос: Что вы говорите или делаете после приветственных слов?"

Розовая Шапочка, или Бесприданница

Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне, ожидая, пока появится кто-то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по тропинкам в другой части леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем располагала - делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов, почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове y нее была веселая шутка, например, призванная подбодрить того, кто боится заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда устраивались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуютно. Иногда ее приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это случалось.



Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень не понравились друг другу. Красная Шапочка шла по лесу и, заметив сидящую на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: "Здравствуйте".

Минуту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подружиться, - ведь они были похожи, только на одной была красная шапочка, а на другой - розовая.



- Куда ты идешь? - спросила Розовая. - Раньше я тебя здесь не видела.

- Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать, - отвечала Красная.

- Как это мило, - сказала Розовая. - А y меня нет матери.

- Кроме того, - гордо объявила Красная, - когда я приду к бабушке, меня должен съесть волк...

- Да-а? - удивилась Розовая. - Но волка можно удержать. Давай ему по пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь "своего" волка.

- Мне не нравятся твои намеки, - сказала Красная. - Поэтому прощай.

- Что-то ты воображаешь! - сказала Розовая, но Красная была уже далеко. "У нее нет чувства юмора, - решила Розовая. - Но все равно ей нужно помочь". И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную Шапочку. В конце концов она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, конечно, опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной сильнее, чем раньше дружил с Розовой, и Розовая стала еще печальнее. Чтобы справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была сообразительной девочкой и по-прежнему помогала людям, но иногда ей казалось, что самое лучшее для нее - это принять сразу пригоршню сонных ягод.



Клинический анализ

*Тезис*. Розовая Шапочка - сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и осуществлять планы не умеет - это она оставляет другим. Она совестлива и всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Но каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве. Сказав "здравствуйте", она отпускает несколько насмешливых слов, но все это только для того, чтобы подойти к главному вопросу: "Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?" Так она может войти в "глубокие" отношения с неудачником, но с победителем, после того как шутка произнесена, ей просто не о чем говорить.

_Диагноз_, хронически депрессивная реакция.

_Волшебная_ _сказка_: маленькая Розовая Шапочка.

_Роли_: Благожелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.

_Переключения: от Спасителя (Советчик, Заботливый Родитель) к Жертве (Печальный Ребенок). _Родительское_ _наставление_: "Будь хорошей девочкой, помогай людям".

_Родительский_ _образец_: "Вот как надо помогать людям".

_Родительское_ _предписание_: "Не старайся получить что-нибудь для себя".

_Детский_ _лозунг_: "Делай, что положено, и не плачь".

_Позиция_: "Мне плохо, поэтому я плачу".

_Решение_: "Я накажу себя за то, что плачу".

_Сценарий_: "Выкладывайся".

_Антисценарий_: "Умей помогать людям".

"_Футболка_": впереди - "Я сообразительный ребенок", сзади - "Но я сирота".

_Игра_: "Не вышло, как я ни старалась".

"_Премиальные_ _купоны_": депрессия.

_Окончательный_ _итог_: смерть.

_Эпитафия_ _на_ _одной_ _стороне_ _камня_: "_Это_ _был_ прекрасный ребенок", на другой: "Я старалась".

_Антитезис_: "Не выделяться своей сообразительностью".

_Разрешение_: "Воспользоваться советами родителей, чтобы подойти к настоящей цели".

Классификация

Розовая Шапочка - сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца". В основе его лежит "никогда": "Никогда не проси ничего для себя". Сказав "здравствуйте", Розовая Шапочка старается показать себя сообразительной девочкой, всегда готовой помочь.

Сизиф, или "Начни сначала"

Этот сценарий расскажет о Джеке и его дяде Гомере. Отец Джека был храбрым солдатом и погиб на войне, когда Джек был маленьким; вскоре умерла мать. Воспитывал его дядя Гомер - спорщик, хвастун и немножко мошенник. Он хотел сделать из Джека спортсмена и игрока, стремящегося побеждать везде и всегда. Однако, если Джек побеждал, дядя приходил в неистовство. Если же Джек проигрывал, дядя дружески-пренебрежительно посмеивался. В конце концов Джек стал проигрывать намеренно. Чем чаще он проигрывал, тем счастливее и доброжелательнее становился дядя. Джек хотел стать фотографом, но дядя возразил, так как считал это дело для слабых людей, а настоящий мужчина должен выбирать спорт. Джек пошел в профессиональный бейсбол. В действительности дяде хотелось, чтобы Джек попытался стать знаменитым спортсменом. Дядя постоянно находился рядом. Накануне первых игр в высшей лиге Джек повредил руку и вынужден был расстаться со спортом. Позже он говорил, что не может объяснить, как опытный игрок вроде него мог повредить руку весной, когда все берегут себя, чтобы быть в лучшей форме к началу сезона.

Джек стал торговым агентом. Начинал он хорошо, получал все больше и больше заказов, становился любимцем босса. Но именно в этот момент его охватило полное равнодушие к делу. Он подолгу спал, запускал дела, в результате заказы запаздывали. Когда-то он был хорошим агентом, поэтому ему не нужно было искать покупателей: они звонили и приходили сами. Однако он стал забывать регистрировать заказы. В конце концов приходилось объясняться с боссом, чтобы решить возникшие проблемы. После каждого такого объяснения Джек "брал себя в руки", но хватало его ненадолго и дела снова катились по наклонной. Рано или поздно должен был настать день, когда его попросили оставить работу. Пришлось искать другого хозяина и начинать все сначала.

Одно его беспокоило: торговцу приходится немножко привирать и мошенничать; Джеку это не нравилось. В результате Джек порвал с дядей и решил идти учиться, чтобы впоследствии заняться делами социального обеспечения.

Анализ

*Тезис*: "Сизиф" усердно трудится и почти добивается успеха. Но в один из моментов он расслабляется, прекращает усилия и теряет все достигнутое. Он должен начинать снова, повторяя весь цикл.

_Диагноз_: депрессивная реакция.

_Миф_: Сизиф.

_Роли_: Осиротевший Ребенок, Преследователь, Спаситель.

_Переключения_: от Героя (успех) к Жертве (неудача) и к Спасителю.

_Родительское_ _наставление_: "Будь крепким и храбрым, не будь слабаком".

_Родительский_ _образец_: "Можно немножко смошенничать".

_Родительское_ _предписание_: "Не старайся преуспеть".

_Детский_ _лозунг_: "Я - сын героя".

_Позиция_: "Я - нехороший, потому что на самом деле я слабый человек. А они хорошие, потому что преуспевают".

_Решение_: "Я должен быть героем".

_Сценарий_: "Не будь им".

"_Футболка_": впереди - "Я - суперторговец", сзади - "Но не надо покупать y меня".

_Игра_: "Начни сначала".

"_Премиальные_ _купоны_": депрессия и чувство вины.

_Окончательный_ _итог_: Импотенция и смерть.

_Эпитафия_: на одной стороне камня - "Он очень старался", на другой-"У меня не вышло".

_Антитезис_: "Перестань слушаться дядю".

_Разрешение_: идти учиться и заняться новым делом.

Классификация

"Сизиф" - сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Без меня ты не можешь (тебе нельзя) это сделать". В основе его лежит "Снова и снова": "Старайся, пока можешь". Время между первым приветствием и "прощай" структурируется игрой "Начни сначала".

Маленькая мисс Бетки, или "Меня не испугаешь"

Бетки каждый вечер сидела на высокой табуретке в баре и мрачно пила виски. Однажды возле нее возник ужасный тип. Он ее напугал, но она не убежала, познакомилась с ним, и вскоре вышла за него замуж, стала даже о нем очень заботиться. Однако, напиваясь, он ее бил, а в трезвом виде всячески унижал, но она все равно от него не убегала. В психотерапевтической группе, когда она обратилась за помощью, ее сначала жалели и ужасались поведению мужа, но через несколько месяцев отношение изменилось.

"А почему бы вам не сойти со своей табуретки и не разобраться с собою? - сказали ей члены группы. - Вам ведь нравится излагать свои ужасные истории, _это_ выглядит так, будто вы наслаждаетесь игрой в "Подумайте, какой ужас".

Однажды психотерапевт спросил y Бетки: "Какой была y вас любимая детская сказка?" - "Сказки не было, - ответила она. - Но я очень любила детский стишок "Маленькая мисс Бетки", в котором героиня сидела на высокой табуретке". - "Так вот почему вы сидите в баре..." - "Да, я как раз сидела на табуретке, когда встретила его". - "Почему же вы не убежали, когда он вас напугал?" - "Потому что, когда я была маленькой, мать мне говорила: "Если убежишь из дома, попадешь в большую беду". - "Hy, а как насчет первой табуретки, то есть детского горшка?" - "Меня усаживали на горшок и пугали, но мне было слишком страшно, чтобы я могла встать и убежать".

Сценарий мисс Бетки запрещал ей убегать, да она и не знала, куда ей можно было бы бежать. Вместо этого она пила каждый вечер виски. В психотерапевтической группе ее стимулировали "сойти с табуретки" и подумать о себе самой. Раньше она всегда выглядела мрачной и сердитой, но вскоре стала улыбаться.

Мужу Бетки было хорошо известно, что после приветствия ее надо пугать (как это было при знакомстве в баре). Большинство женщин при этом убежали бы, но только не Бетки. Поэтому ему ничего не оставалось, как пугать ее снова и снова, что он и делал.

Анализ

*Тезис*: Маленькая Бетки сидит на табуретке, замкнувшись в себе и ожидая "Паука", поскольку больше ей не на что надеяться. Он появляется и старается напугать ее, но она решает, что это самый прекрасный "Паук" на свете, и предпочитает остаться с ним. Он периодически пугает ее, но она все равно не убегает. Она может искать другого "Паука", но, убедившись, что другого такого красивого нет, она остается "помогать ему ткать паутину".

_Диагноз_: порок характера.

_Детская_ _сказка_: Стихи о маленькой Бетки.

_Роли_: Спаситель, Жертва.

_Переключения_: от Жертвы (обстоятельств) к Спасителю (мужчины) и Жертве (мужчины).

_Родительское_ _наставление_: "Не поддавайся".

_Родительский_ _образец_: "Ежедневный способ справиться - пить!"

_Родительское_ _предписание_: "Не убегай, а то попадешь в большую беду".

_Позиция_: "Я - хорошая, если забочусь о нем".

_Решение_: "Если я не могу ему помочь, то найду кого-нибудь другого".

"_Футболка_": впереди - "Я с этим справлюсь", сзади - "Бейте меня".

_Игры_: "Подумайте, какой ужас!"

_Антитезис_: "Хватит сидеть на табуретке, и хватит пить".

_Разрешение_: самой планировать свою собственную жизнь.

Классификация

"Маленькая мисс Бетки" - это сценарий непобедителя. Ей не суждено преуспеть, но y нее по крайней мере есть "Паук", сидящий рядом. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "можно": "Ты можешь помочь ему работать". В основе его лежит "До тех пор, пока...": "Сиди в одиночестве, пока не встретишь Принца-Паука, потом можешь начать жить". Промежуток между первым в жизни приветствием и "прощай" структурируется ссорами и выпивкой, любовью и работой.

Старые бойцы не умирают, или "Кому я нужен?"

Мак был храбрым офицером н любил людей, которыми командовал. Но однажды по их же неосторожности многие из них погибли. Мак обвинил в этом себя. К его страданиям добавились малярия, постоянное недоедание и другие беды, и Мак не выдержал, серьезно заболел. После выздоровления он стал трудиться с рассвета до заката, стараясь ни о чем не думать. Но как бы усердно он ни работал, по служебной лестнице он не продвигался ни на шаг. У Мака были долги, поэтому нужно было работать еще больше. Он поставлял провизию на свадьбы и различные юбилеи, но y него самого не было поводов для праздника. Он смотрел на все со стороны, создавая другим доброе настроение, помогая им веселиться за праздничным столом. Так ему удавалось как-то чувствовать себя нужным людям. По ночам приходило одиночество, мысли крутились, безостановочно. Лучше всего было в субботу вечером, когда он напивался и мог забыться и наконец почувствовать себя частью толпы, то есть таким же человеком, как все окружающие его люди. Такой образ жизни начался задолго до войны. Его мать уехала с каким-то военным, когда ему было шесть лет. Узнав об этом, он заболел истерической лихорадкой и пытался умереть, так как понял, что матери он не нужен. Трудиться он начал рано, но, сколько ни работал, толку никакого не было. Все заработанное ухитрялся каким-то образом y него вытянуть отец. Не успеет Мак что-либо купить себе, как отец немедленно эти вещи продаст. Он завидовал другим школьникам, потому что y них были матери. Из-за этого ему приходилось даже драться. Разбивать в кровь носы в школьном дворе - это он мог, но на войне на него угнетающе действовал вид убитых людей. Будучи хорошим снайпером, он жалел убитых врагов. Даже в гибели близких ему людей он не мог обвинить врага. Он винил себя в том, что товарищи погибли, а он остался жить. Поэтому он старался не усугублять свою вину и не наслаждался жизнью. Исключением были выпивки, но это он не считал... Он вел какую-то тяжкую жизнь, пытался разбить автомобиль, попадал в больницу, но выжил, много, почти безостановочно курил, несмотря на бронхит. После длительного лечения, консультаций y психотерапевта Мак сумел возобновить дружеские отношения с матерью и стал чувствовать себя гораздо лучше.

Анализ

*Тезис*. Старый солдат оказался ненужным своим родным, а друзей ему не удалось сохранить. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в радости других. Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то нужным.

_Диагноз_: компенсированная шизофрения.

_Песня_: "Старые бойцы не умирают".

_Роли_: Неудавшийся Спаситель, Преследователь, Жертва.

Переключения_:от Жертвы (матери и отца) к Спасителю (товарищей) и к Жертве (обстоятельств).

_Родительское_ _наставление_: "Трудись усердно и помогай людям".

_Родительский_ _образец_: "Вот способ с этим справиться - пей!"

_Родительское_ _предписание_: "Не добивайся результатов".

_Позиция_: "Я не хороший", "Все другие хорошие".

_Решение_: "Я загублю себя - работой".

"_Футболка_": впереди - "Я хороший парень", сзади - "Даже если это меня погубит".

_Времяпрепровождение_: воспоминания о войне.

_Игра_: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".

_Антитезис_: "Хватит убивать себя".

_Разрешение_: включиться в жизнь и идти вперед.

Классификация

"Старый боец" - сценарий "непобедителя". Однако идти вперед, делать карьеру - для многих старых бойцов дело чести. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут". В основе его - "после": "После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать". Время ожидания смерти заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.

Победитель дракона, или "Папочка знает лучше"

...Жил некогда человек по имени Георгий, прославившийся тем, что побеждал драконов и оплодотворял бесплодных женщин. Он бродил по стране свободный и независимый (так по крайней мере казалось). Однажды в летний день он скакал на лошади по степи и вдруг заметил вдали языки пламени, взвивающиеся к поднебесью. Приблизившись, он услышал ужасный рев, сквозь который прорывались пронзительные девичьи крики. "Так, - подумал он, беря копье наперевес. - Уже третий дракон с девицей на этой неделе. Я убью злодея, и, конечно, моя храбрость будет вознаграждена". "Держись, мерзавец!.. - крикнул Георгий дракону и ободрил девицу: - Не бойся". Дракон стал рыть когтями землю, предвкушая не только двойной обед, но и то, что он любил еще больше, - хорошую драку. Девица по имени Урсула простерла вверх руки и закричала: "О мой герой! Я спасена!" Она не только радовалась спасению, но и предвкушала увидеть прекрасное зрелище, за которое (поскольку на самом деле она не была девицей) надеялась отблагодарить спасителя.

Георгий и дракон разъехались, готовясь к схватке. Урсула приветствовала обоих. В этот миг появился еще один всадник на коне с украшенной серебром уздечкой и сумками, набитыми золотом. "Эй, малыш!" - закричал новоприбывший. Георгий удивленно обернулся: "Пап, как я рад тебя видеть!" Развернувшись, он спешился, чтобы поддержать стремя отцу. Последовал разговор между отцом и сыном. Иногда был слышен голос Георгия: "Да, папа.

Конечно, папа. Как ты скажешь, папа". Ни дракон, ни Урсула не слышали, что говорил отец, но скоро им стало ясно, что разговор обещает быть долгим.

"О боже! - воскликнула Урсула, сердито топнув ногой. - Где же герой? Как появился этот старик, так мой спаситель только кланяется, расшаркивается. И ноль внимания на меня, бедняжку!" - "Действительно, - сказал дракон. - Это, кажется, надолго". Он выключил пламяизвергатель, растянулся на траве и громко захрапел. Наконец старик уехал, а Георгий стал

готовиться к схватке. Он взял наперевес копье, ожидая, что дракон изрыгнет пламя, а Урсула радостно закричит. Но он услышал: "Хам!" Это выкрикнула Урсула и пошла прочь. Дракон поднялся на ноги, сказал: "Чудак" - и тоже ушел. Увидев это, Георгий с криком: "Эй, папа!" - поскакал вслед за отцом. Урсула и дракон одновременно обернулись и прокричали: "Жаль, что твой отец старый, а то бы он мог куда лучше заменить тебя!"

Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе"

...Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в истэблишмент. Это, он считал, все равно, что войти в небесные врата. Его, однако, туда не допускали. Тогда он решил обратиться к преисподней (речь шла о бессознательном). Там не было истэблишмента, там всем было все равно. И он обрел авторитет в преисподней. Успех его был столь велик, что скоро истэблишмент переместился в преисподнюю.

Анализ

*Тезис*. Кто-то решает стать великим человеком, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их преодоление, он все обходит стороной, находит проблему, достойную его рвения, и в "преисподней" становится великим человеком.

_Диагноз_: фобии.

_Герои_: Ганнибал, Наполеон и т.п.

_Роли_: Герой, Оппоненты.

_Переключения_: Герой, Жертва, Герой.

_Родительское_ _наставление_: "Работай усердно и не оставляй труда".

_Родительский_ _образец_: "Используй свой ум и найди ему применение".

_Родительское_ _предписание_: "Будь великим человеком".

_Позиция_: "Я в порядке, когда я творю", "Они в порядке, если они думают".

_Решение_: "Если не добраться до небес, то попробую в преисподней".

"_Футболка_": не видно ничего (ни на груди, ни на спине).

"_Премиальные_ _купоны_": не собирает.

_Игры_: на игры нет времени.

_Антитезис_: нет необходимости.

_Разрешения_: имеется их вполне достаточно.

Классификация

Это сценарий "победителя". Ведь Зигмунда ведет по жизни сценарий, так как он знает, что должен делать. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "можно": "Если не получается так, можно попытаться иначе". В основе его лежит "всегда": "Никогда не прерывай усилий (всегда пробуй)". Сказав "здравствуйте", он тут же принимается за работу.

Флоренс, или "Ясновидение"

...Мать желала для своей дочери Флоренс хорошей партии и счастливого места в обществе. Однако Флоренс решила, что ее судьба - в служении человечеству. Более четырнадцати лет все окружающие старались ее переубедить, но все было напрасно. Она добилась своего и стала медицинской сестрой. С огромным трудом, преодолевая всевозможные препятствия, она

снискала уважение со стороны даже высшего общества. Посвящая всю себя делу, Флоренс не участвовала в интригах, была очень скромной, не создавала себе рекламу, но стала известна всему миру.

Анализ

*Тезис*. Мать внушала Флоренс светские амбиции, но в глубине души девушка ощущала свое более высокое предназначение. Она отчаянно боролась с матерью за право избрать собственный путь. Окружающие воздвигали на этом пути препятствия, но Флоренс не тратила времени на игры, она обходила все препятствия в поисках великих задач и стала героиней.

_Диагноз_: кризис взросления.

_Героиня_: Жанна д'Арк.

_Роли_: Героиня, Оппоненты.

_Переключения_: Жертва, Героиня.

_Родительское_ _наставление_: "Выйди замуж за богатого человека".

_Родительский_ _образец_: "Делай так, как тебе говорят".

_Родительское_ _предписание_: "Не спорь".

_Предписание_ (скорее всего отца): "Будь героиней, как Жанна д'Арк".

_Позиция_: "Я хорошая, если я действую", "Они хорошие, если мне не мешают".

_Решение_: "Я буду служить человечеству, иначе я не могу".

"_Футболка_": впереди - "Заботиться о раненых солдатах", сзади - "Делай это лучше, чем делали прежде".

"_Премиальные_ _купоны_": не собирает.

_Игра_: нет времени на игры.

_Антитезис_: не нужен.

_Разрешения_: имеется их вполне достаточно.

Классификация

Это сценарий "победителя", классифицируемый так же, как и предыдущий. В обоих случаях герои брали неудавшийся сценарий (Ганнибал, Наполеон, Жанна д'Арк) и превращали его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ним лоб в лоб. Такая гибкость ни в коей мере не умаляет решимости действовать и не

мешает достижению желаемого.

 

Трагические сценарии

Можно спорить о том, являются ли победители победителями именно потому, что их побуждает к этому сценарий, или потому, что им разрешен самостоятельный выбор. Относительно неудачников, наверное, нет сомнений в том, что они подчинены родительскому программированию и собственному внутреннему "демону". Трагические сценарии могут быть "высокими" и "низкими". "Высокие" становятся источником вдохновения и могут воплощаться

в образах благородных героев на театральных сценах. В "низких" в основном вновь и вновь воспроизводятся одни и те же сюжеты, появляются одни и те же мрачные типы, которые располагаются в унылых декорациях социального дна, то есть в тех местах, которые общество предоставляет неудачникам. Там они собирают свои "коричневые купоны": в кабаках, ломбардах, в залах судебных заседаний, в больницах, моргах и различных злачных местах. В жизни неудачника сценарный элемент легко различим, ибо итог этой жизни всегда типичен. Поэтому книги по психиатрии и криминологии, с их бесконечным количеством конкретных примеров, представляют собой прекрасный источник для изучения таких сценариев.

Дети, по существу, являются "пленниками" родителей, которые могут в основном сделать из них все, что пожелают. Девочке, например, могут говорить, что она истеричка, плакса и жалеет только себя. Родители знают ее слабые места и иногда мучают ее в присутствии гостей, до тех пор пока она, не выдержав, не ударится в слезы. Если же ей уже известно, что слезы – это знак "жалости к себе", то она может постараться не плакать, но, когда сдерживаться ей становится невозможно, бурный ее плач может быть похож на припадок. Родители говорят: "В чем дело? Каждый раз, когда y нас гости, она закатывает истерику. Что за плакса..." и т.д. Главный вопрос для сценарного аналитика в подобной связи будет таким: "Как бы вы воспитывали девочку, чтобы, будучи взрослой, она вела бы себя так же, как эта пациентка?" Ответ на такой вопрос помогает психотерапевту восстановить процесс воспитания пациента.

Некоторые люди, отсидевшие долгие годы в тюрьме, выйдя на свободу, страшатся сложностей и проблем "большого" мира, поэтому стараются вновь нарушить закон, чтобы скорее попасть обратно в камеру. Тюремное существование, конечно, и неприятно, и убого, но это знакомый для такого человека мир. Он хорошо знает, как надо здесь себя вести, чтобы избежать серьезной беды. Здесь рядом его "друзья". Точно так же, когда пациент старается вырваться из "клетки" своего сценария, он находит внешний мир холодным и неприветливым. Перестав играть в старые игры, чаще всего он теряет прежних друзей. Надо приобретать новых, но известно, что это совсем не легко. И он стремится вернуться в прежнее состояние, ведомый тюремной ностальгией.

Золушка

Происхождение Золушки

С точки зрения сценарного аналитика в истории Золушки есть все. Здесь имеется множество взаимосвязанных сценариев, бесчисленные детали, чреватые новыми интересными открытиями, много жизненных прототипов для каждой роли.

В США сказка "Золушка" больше известна под названием "Хрустальный башмачок". Перевод французской сказки Шарля Перро впервые опубликован в США в 1697 году. Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на наш взгляд, Родительскими предписаниями. Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее

наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

В последних трех положениях описан настоящий Родительский образчик, полученный Золушкой от феи: это точная модель воспитания леди, о которой мы уже упоминали. Шарль Перро делает еще один вывод - о необходимости родительского разрешения в том случае, если ребенку суждено совершить в своей жизни что-либо важное. Он говорил о том, что человеку, бесспорно, нужны ум, отвага и благородство. Но ни одна из этих добродетелей не проявит

себя в жизни, если человек не получит благословения от волшебников и пророков.

Теперь мы рассмотрим представление о Золушке с марсианской точки зрения, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знает большинство детей, говорящих по-английски, и обсудим различные содержащиеся в сказке сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Как и в случае с Красной Шапочкой, мы придем к интересному выводу о том, что происходит с персонажами сказки после того, как она закончилась.

История Золушки

Согласно Перро, жил некогда джентльмен, женившийся второй раз на вдове, самой гордой и надменной женщине из когда-либо живших. (Несомненно, она, как это обычно случается с подобными невестами, была еще к тому же и фригидна.) У нее росли две дочери, во всем на нее похожие. Он же имел дочь от первого брака, милую и добрую девушку, унаследовавшую характер матери - чудеснейшего в мире создания.

После свадьбы мачеха стала обращаться с Золушкой очень жестоко. Для нее было невыносимо присутствие Золушки, внешний вид которой подчеркивал грубость и неуклюжесть ее собственных дочерей. Бедняжка терпела все безропотно и не могла даже пожаловаться отцу, который был под каблуком y жены и не смог бы прислушаться к ее жалобам. Выполнив всю тяжелую работу, она шла в угол за печкой и сидела на куче золы, отчего и получила свое

прозвище - Золушка.

В один из дней королевский сын давал бал. Приглашались все, кто хотя бы что-то значил в королевстве. Были приглашены и две сводные сестры Золушки. Она помогала им причесываться и одеваться, а они в это время только насмехались над ней. Золушке оставалось лишь согласиться, что королевский бал не для нее, грязной и бедной девушки. Когда сестры ушли на

бал, она стала горько плакать.

Но вдруг появилась прекрасная фея и объявила, что Золушка тоже может отправиться на бал. "Сходи в огород и принеси тыкву", - сказала она девушке. Затем тыкву она превратила в золотую карету. В карету впряглась четверка мышей, крыса стала веселым толстым кучером с роскошными усами, а на запятки кареты вскочили лакеи-ящерицы. Золушка получила чудесное вечернее платье, драгоценности и маленькие хрустальные башмачки. "Тебе

только нельзя оставаться на балу после того, как часы пробьют полночь", -предупредила фея.

Появление Золушки на балу стало сенсацией. Принц посадил ее на почетное место, и сам король, хотя и был в преклонных летах, то и дело на нее поглядывал и что-то шептал о ней королеве. Около двенадцати часов Золушка покинула бал. Когда сестры вернулись домой, она притворилась спящей. Они наперебой рассказывали о прекрасной незнакомке. Золушка, улыбаясь, даже спросила: "Она, наверное, и в самом деле прекрасна... Как мне хочется на нее посмотреть! Не могли бы вы дать мне одно из ваших платьев, чтобы я пошла на бал завтра?" Но сестры, конечно, ей платья не дали.

На следующий день Золушка так увлеклась танцами, что перестала следить за часами. Услышав бой часов в полночь, она вскочила и бросилась бежать, как испуганный олень. Принц пытался остановить ее, но не удержал, и y него остался лишь хрустальный башмачок, упавший с маленькой ножки Золушки. И тогда на следующий день принц велел трубить в трубы и объявить, что возьмет в жены ту, чьей ножке придется впору потерянный хрустальный башмачок. Он послал придворных мерить его всем женщинам королевства. После того как сестры безуспешно пытались всунуть в башмачок ступни своих ног, появилась Золушка и сказала: "Дайте попробовать и мне". У сестер это вызвало приступ хохота, но придворный, посланный с поручением, сказал, что, согласно приказанию, он не должен делать исключений. Он предложил Золушке сесть, и ее ножка легко скользнула в башмачок, как будто он был не из хрусталя, а из воска. Удивление сестер было неописуемым, но еще больше они удивились, когда девушка вынула из кармана фартука второй башмачок и поставила рядом с первым. Вдруг появилась фея и одним движением волшебной палочки сменила платье Золушки на великолепный наряд.

Увидев, что Золушка и есть та прекрасная принцесса, сестры стали просить y нее прощения. Золушка обняла их и простила. Затем она поехала к принцу и вскоре вышла за него замуж. Она предоставила обеим сестрам покои во дворце и выдала их замуж за знатных лордов. Все три свадьбы были сыграны в один день.

Взаимосвязанные сценарии

В этой сказке столько интересного, что не знаешь, с чего начать обсуждение. Сюжет, оказывается, гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Вот действующие лица в порядке их появления:

 

Отец Золушка Лакеи (Королева)

Мачеха (Мать) (Люди на балу) (Слуги)

Дочь _А_. Фея Принц Придворный

Дочь _В_. Кучер Король Два лорда

 

Сюда входят основные персонажи, несколько лиц, не имеющих собственного текста или с одной репликой, и много других персонажей. Самое интересное в этом сюжете, что почти y всех имеется "второе дно", то есть вторая роль.

Характерной чертой является четкость переключении, что обычно бывает почти во всех историях, предназначенных детям. Вначале y Золушки как будто бы все в порядке, затем она становится Жертвой, потом Преследователем, наконец, Спасителем. Мачеха и ее дочери превращаются из Преследователей в Жертв. В сказке имеются две классические роли, обычно обнаруживаемые в игре "Алкоголик". Роль Поставщика в сказке играет фея, предоставляющая Золушке все, что ей необходимо, а роль Простаков исполняют лорды, которым

предназначены в жены страшные сестры.

Рассмотрим сценарии участников. Весьма нетрудно понять, как много персонажей обнаруживают природу своих сценариев в этой, казалось бы, очень простой сказке.

1. _Золушка_. У нее было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем ей было предназначено страдание, но произошло некое событие. Решающие сцены структурированы по времени: она может радоваться сколько угодно, но до тех пор, пока не пробьет полночь, когда ей надо возвращаться в прежнее состояние. Золушка избегает соблазна сыграть в игру "Подумайте, какой ужас!" даже с собственным отцом. Она кажется смирившейся со своим несчастьем, но вдруг разворачивается сцена на балу. Она разыгрывает "Hy-ка, поймай меня" с принцем, а затем (сопровождая игру сценарной улыбкой) "Я кое-что знаю" - с сестрами. Кульминацией оказывается сокрушительный ход в игре "Ах, что она говорит!". И Золушка с лукавой улыбкой получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию "победителя".

2. _Отец_. По сценарию ему предназначено потерять первую жену и жениться на властной (скорее всего фригидной) женщине, которая заставит страдать его и Золушку. Но y него, оказывается, была спрятана "козырная карта".

3. _Мачеха_. У нее сценарий "неудачницы". Она также разыгрывает "Ах, что она говорит!" с отцом Золушки, заставив его жениться на себе. Сразу же после свадьбы она обнаруживает свое подлинное злобное Я. Она живет только для дочерей, надеясь, что ее скупость обернется для них королевским выигрышем. Но ее надежды не сбываются.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.