Сделай Сам Свою Работу на 5

РОБОТ, ПОСЛАННЫЙ НА ЗЕМЛЮ 6 глава





Неожиданно и без всякой видимой причины я остановился и застыл на месте. Я весь покрылся гусиной кожей и почувствовал такой озноб, что мне стало дурно. Колени у меня задрожали, я хотел бежать, но не мог сдвинуться с места, сам не знаю почему: ноги были словно налитые свинцом. Тут я пришел немного в себя и почувствовал, как меня охватывает необъяснимый страх.

Вдруг я услышал за спиной тяжелое дыхание, словно кто-то быстро бежал, но звука шагов не было слышно. Я повернулся и поднял фонарь, подумав, что, может быть, кому-то понадобилось пойти вместе со мной в больницу.

Фонарь сначала осветил несколько бананов, потом пальму и, наконец, куст. Поблизости не было ни одной живой души, а тяжелое дыхание слышалось уже совсем рядом.

И тогда я побежал — побежал как безумный. При этом я уронил зонтик, но даже не остановился, чтобы поднять его. А ноги мои становились все тяжелее… Наконец страшные звуки стихли, и остался лишь дробный стук дождя, барабанящего о железную крышу больницы. Я немного оправился от страха, и, когда входил в кабинет, мне уже было стыдно за свой панический испуг.

Я так никогда и не узнал, что за таинственные звуки повергли меня тогда в ужас. Возможно, мне это все почудилось, а возможно… Впрочем, не буду гадать. Потом я несколько раз слышал эти звуки и понял, что они никак не связаны с шумом ветра в листве деревьев и кустарника… Я проходил мимо заколдованного места и снова и снова слышал все те же таинственные звуки, испытывая такой же страх, как и в первый раз.



И тут я стал замечать, что после наступления темноты местные жители никогда не ходят мимо этого заколдованного места. Сначала я думал, что это чистая случайность. И для проверки несколько раз посылал курьера поздно вечером в больницу. Он всегда выбирал окольный путь мимо склада или через стадион.

Однажды вечером я поделился своими сомнениями с Дэвидом Бретертоном, моим другом, врачом, тоже, как и я, европейцем, работавшим в местной больнице по временному найму.

— Чепуха, — заявил он презрительно, что меня немного задело.

— Сходи туда сам, и тогда посмотрим, чепуха или нет, — ответил я сдержанно. — Должен тебе заметить, что эти звуки очень напоминают хрип умирающего. В общем, здесь не все понятно. Возможно, в этом нет ничего сверхъестественного, но, во всяком случае, явление довольно необычное.



Через несколько дней после разговора с Бретертоном я подумал, что, возможно, странные звуки каким-то образом связаны с вулканической деятельностью в недрах Бугенвиля. Мне, например, рассказывали о кипящих подземных источниках, протекающих под самой поверхностью земли. Однако обсуждать эти вопросы с малообразованными местными жителями едва ли имело смысл.

Один полицейский, правда, сказал мне, что мое "заколдованное место" — это "плейс масалаи", или жилище духов, и потому люди не ходят там после наступления темноты. И тебе тоже не следовало бы шататься там, явно подумал он…"

В 1977 году московское издательство "Наука" выпустило в свет крохотным тиражом в серии, посвященной этнографическим исследованиям, тонкую книжицу Г. Саэди "Одержимые ветрами". Книжка была издана на русском языке в переводе с персидского языка. Автор этого сочинения — профессиональный этнограф, профессор из Ирана.

В научном комментарии, сопровождающем сочинение, сообщается, что на самом деле книжка называется "Одержимые ветрами-духами". Уточнение насчет "духов" было снято с обложки книги, надо так понимать, советской цензурой.

Жители южного побережья Ирана, проживающие на берегу Персидского залива, регулярно общаются с некими местными духами, заявляет Г. Саэди. Контакты с таинственными незримыми существами происходят только в данной местности! Нигде больше в самом Иране, а также в соседствующих с ним странах ничего подобного не наблюдается.



"Ахл-е хава", то есть "одержимый ветром-духом", — так на берегу Персидского залива называют в простонародье человека, попавшего в плен к одному из ветров-духов. А ветрами-духами именуют здесь все таинственные, могущественные, колдовские силы, существующие повсюду и властвующие, по мнению местных жителей, над всем родом людским. Ни один человек, ни одна сила не в состоянии противостоять им.

По сравнению с ветрами-духами человек столь ничтожен и беспомощен, что ему приходится угождать духам, приносить им жертвы и сдаваться на их милость.

Ветры-духи бывают жестокие — и от таких ветров все стараются избавиться. Но бывают они и добрые — и находятся люди, добровольно соглашающиеся покориться им. Ветры обитают повсюду: и на море, и на суше. Они всегда требуют себе в жертву тело человека. Их жертвами становятся обездоленные и уставшие душой. Ветров-духов много там, где сильны страх и тревога! В тех местах, где распространены нищета и безработица, сила духов особенно велика.

Считается, что все одержимые возят на себе ветры-духи, и поэтому их называют "оседланными".

Ветры-духи прилетают из далеких краев, с чужих берегов и чаще всего с дальних берегов Черной Африки, утверждают местные жители. По их мнению, индийские и персидские духи, хотя и страшны, не идут ни в какое сравнение с огромными черными-пречерными ветрами-духами Африканского побережья… На юге Ирана "обитают" многие виды ветров-духов. Вот уже несколько веков аборигены южного побережья Ирана верят в эти ветры и страдают от них, а для избавления пользуются различными колдовскими обрядами.

Вот квинтэссенция местных верований, записанная Г. Саэди со слов здешних профессиональных колдунов:

"Ветры-духи — это силы, владеющие всем миром. Если человек, попавший в плен к одному из ветров, вырвется из-под его власти живым и здоровым, он становится членом клана "ахл-е хава", то есть одержимых ветрами-духами, которые победили этих духов. Ветры-духи не выглядят никак. Они — это именно ветры, наваждение, воздух, "куски" живого мыслящего воздуха… Дух по имени Зар — это просто такой особый воздух, а дух по имени Нобан — тоже не более чем особый воздух, "клок мыслящего ветра". Если он входит в тело человека, то забирает у него здоровье. И никто, кроме местных колдунов, называемых "баба" и "мама", не сможет вылечить больного".

Таким образом, ветры-духи — это недуги, против которых бессильны обычные медицинские средства. Единственным видом их лечения служат особые ритуалы, многие века существующие среди жителей побережья — рыбаков.

Больше всего ветры-духи любят молодых людей, так как они физически сильнее и могут возить на себе духов. В то же время молодые люди, несмотря на свою силу и энергию молодости, оказываются слабее перед духами, чем дети и старики.

Все "мыслящие ветры" заразны и могут переходить с человека на человека. Если один человек сильно любит другого, то он может передать ему свой ветер или взять себе его ветер.

Для так называемого "нисхождения" и усмирения того или иного духа "баба" и "мама" проводят специальные сборища и ритуалы, называемые "игрищами". Лишь с помощью "игрищ" удается изгнать определенного ветра-духа из тела больного, и человек полностью освобождается от власти "мыслящего ветра". В ходе "игрища" исполняются только те ритуалы, которые ветер лично требует от организаторов сборища "в обмен на человеческое тело, которое придется ему покинуть".

Перед началом "игрища" больной погружается местными колдунами в гипноз. Он не осознает своего состояния, и вскоре из его горла начинает звучать чужой голос, совершенно не похожий на голос больного. Это принимается разговаривать ветер-дух, "оседлавший" человека. Колдуны немедленно вступают в переговоры с духом. Спрашивают у него, чего тот хочет, каким образом можно умилостивить его.

В присутствии многочисленных свидетелей дух отвечает на вопросы. Однако он никогда не отвечает на родном языке человека, "оседланного" им! Он отвечает на арабском, хинди или суахили, хотя сам "оседланный" категорически не знает, как правило, этих языков.

Так что профессиональным колдунам волей-неволей приходится быть полиглотами, иначе они ничего не поймут из речей духов.

Приведу сейчас достаточно типичный пример изгнания злого духа Зара из человека.

Однажды вечером некий юноша Мухаммад внезапно почувствовал, что кто-то забрался в его тело и хочет отрезать ему голову. В ужасе он начал испускать пронзительные крики. На следующий день это ощущение усилилось. Мухаммад сбежал из дома, забрался на крышу развалин старинной крепости и принялся там визжать и выть. Пришлось крепко связать его по рукам и ногам веревкой. Никто не сомневался в том, что в юношу вселился ветер-дух.

Баба-Ахмад, профессиональный колдун, взялся вылечить Мухаммада. Действуя ничуть не хуже современных гипнотизеров, он живо загипнотизировал "оседланного". Спустя несколько минут раздался из горла больного чужой голос, заговоривший на суахили — языке, которого необразованный юный рыбак Мухаммад не знал. Ветер-дух представился, назвавшись Заром. Колдун спросил:

— Зачем ты напал на этого юношу? Чего ты хочешь?

Зар ответил:

— Я хочу то, что мне причитается.

— А что тебе причитается? — поинтересовался "баба".

— Я хочу бамбуковую палку, браслет хочу, золотое кольцо, — начал перечислять Зар.

— Чего еще хочешь?

— Шелковую рубаху.

— А еще чего хочешь?

— Хочу, чтобы пировали три дня и три ночи, — последовал ответ.

— Еще чего-нибудь хочешь? — продолжал выспрашивать колдун.

— Пятнадцать дней игрища.

— Ну, а еще чего хочешь?

— Хочу угощения и крови. А больше ничего не хочу.

Колдун сказал:

— Если ты не будешь больше мучить этого юношу, мы готовы дать тебе все, что ты просишь.

В тот же день началось "игрище с угощением", заказанное Заром. Духу были преподнесены предметы, которые он потребовал. Пятнадцать суток люди били в барабаны.

На пятнадцатый день колдун-"баба" спросил:

— Хватит с тебя игрища?

Зар ответил:

— Я доволен.

После окончания процедуры изгнания духа Баба-Ахмад заявил, что ветер-дух не будет больше мучить Мухаммада, но только ровно через год необходимо в это же время отвезти Мухаммада к другому могучему колдуну по имени Баба-Салех, чтобы тот провел еще одно игрище — так сказать, "для профилактики".

Процедура изгнания принесла свои плоды. Юноша полностью выздоровел. Он стал жить и работать, как все остальные.

Спустя ровно год Мухаммад даже и не подумал о том, что надо бы выполнить пожелание местного колдуна — отправиться на "профилактический сеанс гипноза" в другую местность к другому могучему колдуну… Вскоре он начал ощущать тяжесть во всем теле, а потом у него парализовало левую сторону и он потерял способность двигаться.

Баба-Салех, к которому был спешно доставлен внезапно парализованный юноша, в темпе загипнотизировал его — "заставил духа снизойти". Когда тот "снизошел", колдун спросил:

— Зачем ты снова мучаешь этого юношу?

Зар ответил:

— Он нас забыл, он нас не ублаготворил. Мы хотим уничтожить его!

Колдун возразил:

— Он еще почти ребенок, несмышленыш… Жалко будет, если умрет молодым…

Баба-Салех три дня проводил "игрище". Он обнаружил, что в теле юноши сидели два злобных духа. Оба они разговаривали с колдуном по-арабски. И этого языка тоже, как и суахили, необразованный Мухаммад не знал. Зато арабский язык отлично знали ветры-духи, "оседлавшие" его.

Вторая процедура изгнания духов, проведенная на сей раз не Бабой-Ахмадом, а Бабой-Салехом, окончилась столь же успешно, как и первая. Юноша выздоровел: паралич как рукой сняло.

С этого дня Мухаммад чувствовал себя отлично.

"КРАСНАЯ МГЛА"

Несколько лет назад кто-то из читателей моих книг прислал мне по почте ветхую зачитанную рукопись, отпечатанную на машинке под копирку. В письме, приложенном к ней, было сказано, что это копия, снятая с другой машинописной копии, и неизвестно, публиковался ли этот текст где-либо в газетах, журналах, или же бродит он годами по стране лишь в машинописных списках… Текст показался мне интересным. Он был написан в форме газетного очерка. Автор текста некто Г. Пермяков.

Ниже приводится, с некоторыми сокращениями, очерк Г. Пермякова, названный им "Багровый туман":

"Юрий Зимин взглянул на дневник и, вздрогнув, заметил неизвестно откуда взявшиеся красные пятна. Он осторожно коснулся мизинцем разлившейся багровой жидкости, и она осталась на пальце. "Вероятно, кто-то шутки ради брызнул краской на мои геологические записи", — подумал в замешательстве геолог.

Он оглянулся, но комната была пуста. Решив не обращать внимания на загадочные пятна, Юрий продолжал работу. Однако красные потеки теперь возникли на его руках. Казалось, некто незримый плеснул на его пальцы яркой густой краски.

"Что за наваждение?!" — удивился геолог, заметив, что его руки теперь оказались как бы в пунцовых перчатках. Он всмотрелся в краску на руках и записях и явственно увидел тонкую пленку кармина. Вскоре красная жидкость залила скатерть, его брюки, сорочку и ремень. Казалось, невидимый волшебный родник источал алую тушь, и она образовала на полу у ног Юрия сплошную лужу краски.

Зимин огляделся по сторонам.

По деревянным стенам бежали ручейки той же загадочной багровой влаги. Преодолевая изумление и страх, геолог посмотрел в окно. Всего десять минут назад там стоял клочковатый белесый туман, а сейчас это были кровавые клубы, вкрадчиво лизавшие стекла.

Багровая жидкость, заполнившая комнату, неожиданно вспыхнула малиновым огнем. Загорелся дневник на столе, заполыхала скатерть. Огоньки побежали по постели, мебели и по стенам. Юрий глянул в окно. За ним грозно колыхалась сплошная стена огня.

"Может быть, это отсветы от далекого извержения вулкана? — подумал Юрий. — Или же какая таинственная химическая реакция?" Он не мог объяснить явление, и ему стало жутко. Впервые он был на Дальнем Севере с научной экспедицией и не знал еще феноменов Заполярья.

А огонь все усиливался. Однако удивительное дело: со всех сторон бушевало пламя, которое не обжигало!

Что-то колыхнулось в воздухе, и пламя приняло цвет свежей клубники.

Юрий подошел к зеркалу, похожему на плоский фантастический рубин. В нем Зимин увидел чужое длинное фиолетово-оранжевое лицо. Волосы вокруг этой незнакомой маски стали неестественно коричневые, а глаза превратились во впадины. Он коснулся рукой головы. Его волосы вздыбились и зажглись тысячами вьющихся огненных нитей. Стараясь не терять самообладания, Юрий усилием воли отвел глаза от призрачного "портрета в зеркале".

В комнате вдруг потемнело. Она походила теперь на освещенную красным светом фотолабораторию. В поселке днем не было тока, и, чтобы развеять гнетущий красный сумрак, Юрий достал из ящика свечи. В угрюмой оранжевой полутьме один за другим зажглись четыре желтых неверных огонька. От ласкового потрескивания свечей забегали по стенам живые алые ленты.

И здесь случилось нечто совсем уж неожиданное. Хотя воздух был совершенно неподвижен, одна из свечей вдруг потухла. Юрий чиркнул спичкой, но в ту же секунду сами собой погасли еще две свечи. А еще через секунду потухла и последняя — четвертая, словно незримые пальцы сдавили ее фитиль.

Красная мгла еще более сгустилась.

Внезапно все четыре свечи синхронно сами собой зажглись!

Как ни старался Юрий сохранить самообладание, ужас охватил его. Стало трудно дышать. Гулко стучало сердце… И тут вдруг все свечи опять погасли разом.

Послышался сильный стук в дверь.

— Откройте! — услышал Зимин взволнованный голос товарища по комнате Янкова. Юрий открыл дверь.

Едва войдя, старший геолог встревоженно бросил:

— Видите, что творится!

Глазницы Янкова казались коричневыми впадинами, бледное полное лицо было свекольного цвета.

— Что происходит? — спросил Зимин. — Ничего не могу понять.

— Местные жители говорят, что это "красная мгла" — редкое загадочное явление Севера и что опасности нет никакой. Весь поселок и вся тундра залиты багровым свечением. Никто не знает, что такое "красная мгла". Но безвредность полнейшая. На приборах, компасе и барометре — никаких аномальных показаний.

Юрий, выслушав пояснения Янкова, сказал:

— Я напишу об этом в Академию наук.

Так же внезапно, как и появился, зловещий багровый свет вдруг исчез. Не стало красных и малиновых клиньев огня. Ушла кровавая жидкость с одежды, рук, скатерти, пола и стен. Прежний дневной северный свет, радостный и спокойный, залил комнату. Юрию показалось, что недавний багровый туман был лишь кошмарным сном.

Зимин посмотрел в окно. На улице стлался прежний белый туман. Весело трещали огоньки четырех оплывших свечей. Юрий взглянул на часы. Красная мгла стояла около двадцати минут…

А через две недели Юрий читал ответ, полученный из Института физики атмосферы Академии наук СССР.

"О происхождении "красного тумана", или, точнее, "красного свечения атмосферы", сказать ничего не можем. Причиной "красного свечения" может быть хемилюминесценция — излучение, обусловленное химическими процессами. Конечно, "красное свечение" не связано с полярным сиянием".

Юрий тут же пошел в библиотеку поселка и нашел там книгу полярника Леонова "В высоких широтах", где прочитал: "Автору пришлось быть очевидцем интересных геофизических явлений в Арктике. Я и мои товарищи наблюдали в пасмурный, с небольшим туманом, день странное и пока ничем не объяснимое свечение атмосферы. 10 июля около четырех часов дня местного времени, сидя за столом у окна, я вел записи. Вдруг комната и молочно-белый туман за окном вспыхнули красным светом. Первая мысль у меня была о пожаре. Я вскочил с места и, выбежав из помещения, кинулся к находящимся близ дома постройкам. Огня нигде не виднелось, но вся окружающая атмосфера и туман были освещены ровным, интенсивно багровым светом. Мертвая тишина и зловещее кровавое свечение, неведомо откуда исходившее, производили потрясающее впечатление. Через двадцать минут багровый свет исчез так же внезапно, как и появился. Связать это явление с полярным сиянием не было никаких оснований — оно произошло в разгар полярного лета, когда сияний не бывает".

Много позднее Зимин отыскал двух старых морских капитанов, каждый из которых видел "красную мглу". Он записал рассказы бывалых мореходов. Вот что говорил первый капитан:

— О "багровом тумане" рассказывают многие старые моряки. Их слова: "Это редкое явление". То же скажу и я. В сороковых годах, помню, шел я на Север. Уже миновали Охотское море, вошли в Берингово. Вдруг днем каюта наполнилась сильным красным светом. Все загорелось. Я испугался, думая, что начался пожар. Выскочил на палубу, а там люди бегают и кричат: "Пожар! Пожар!" Я взял себя в руки. "Что за пожар, — думаю, — если не жарко". А команда топчет палубу, бегает. Как пройдешь, так на досках твой след горит… Помню, тогда был полный штиль.

Капитан дальнего плавания Ю. Н. Васюкевич сообщил следующее:

— О красном свечении на Севере знает каждый. Я сорок лет на море, и однажды наблюдал его даже сам. Помню, стоял тогда легкий туман. Видимость — четверть мили. Мы сгружали на Чукотке товары. Снимали их с судна и складывали на припай. Оттуда жители носили груз на берег. Вдруг все вокруг потемнело. Вода стала брусничной по цвету, а лед — ну совсем как кровь! Явление жуткое и неприятное. Я тогда стоял на мостике. Спустился и заглянул в трюм: не пожар ли? И там все было красным от огня. Но дыма и жара не было. Я бросился по каютам. Все и там в огне. Да и на палубе мачты, бак, ют, сходни, перила — все будто раскалено докрасна. А прикоснешься — все холодное, обычной температуры, что больше всего и поражало.

Походишь на море сорок лет, всякое увидишь — такими словами заканчивается очерк Г. Пермяко-ва. — А хотелось бы узнать от ученых, что такое "красный туман", "красная мгла"…"

БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

У меня дома — прекрасная библиотека, которую я собирал долгие, очень долгие годы. Книжные полки заставлены, в частности, книгами по биологии, астрономии, геодезии, метеорологии и так далее и так далее… Сообщения об аномальных явлениях, "встречах с чуждым" попадаются иной раз в таких узкоспециальных книгах, в которых никак не ожидаешь обнаружить их.

Например, странное сообщение нашел я в книге профессионального метеоролога Л. Алексеевой "Небесные сполохи и земные заботы", вышедшей в свет в Москве в 1985 году. Л. Алексеева пишет:

"Обский Север, маленький заполярный поселок Антипаюта. Нелетная погода. Сидим, ждем самолета… После окончания долгой напряженной работы вынужденное безделье в разгар полярной ночи казалось невыносимым. Чтобы как-то скрасить ожидание самолета, моя спутница принялась расспрашивать местных жителей, ненцев, о том, что было интересного в их жизни. Ненцы заговорили о великане Тонге, герое местного фольклора.

С удивлением мы узнали, что он приходил в Антипаютинскую тундру всего лишь год назад. Оказалось, что это известно всем живущим в поселке: и ненцам, и русским. Наши собеседники, радуясь возможности обсудить волновавшие их вопросы со свежими людьми, приводили массу подробностей и фактов. Они пользовались именем Тонге как кодовым названием всей цепи странных происшествий. Название было удобное, потому что в фольклоре ненцев подобные события всегда связывались с Тонге — Белым человеком, если перевести имя на русский язык.

Вокруг Антипаюты по безлесной плоской тундре кочуют со своими стадами бригады ненцев-оленеводов. В легком переносном чуме оленевода живет вместе с ним его семья. Несколько таких семей — и больше никого на многие десятки километров. Этих людей и стал беспокоить Тонге. К поселку он не подходил.

Тонге появлялся с первыми после полярного дня сумерками, когда землю только начинал припораши-вать снежок. Видели его очень многие. По их словам, Белый человек являлся им в виде белого тонкого столба, уходящего ввысь, Один из свидетелей видел такой столб при перекочевке, когда тот внезапно возник между двумя нартами, идущими одна за другой. Другому свидетелю он показался белым существом чудовищно высокого роста со светящимися глазами… Кто-то замечал цепочку его следов с несколькими пальцами, тянувшуюся по тундре куда-то вдаль.

В поселке было много оленеводов, так или иначе соприкасавшихся с Тонге. Как выяснилось из разговоров, эти встречи походили одна на другую.

Налетал Белый человек чаще всего в ночные часы, когда все были дома, сидели внутри чума. Он начинал "играть с чумом": лазил по его внешней стене, подсовывал под чум палки, забрасывал внутрь чума через дымовое отверстие разные мелкие предметы, найденные им в тундре. Обычно это были камни и палки, но однажды сверху упала… старая керосиновая лампа, а в другой раз — пузырек с чернилами для авторучки.

Иногда Белый человек отбрасывал оленью шкуру, которая прикрывает вход в чум, и тогда можно было заметить в ночной тьме его глаза — белые, зеленые или красные. Человек, выглянувший из чума, никого не видел рядом с жильем. Только глаза! Но однажды кто-то, высунувшись, получил удар палкой по спине. Порой слышались звуки, похожие на ржание лошади, — это Белый человек смеялся.

Если начиналась его "игра", разговор в чуме замолкал и все с напряжением ждали, когда все это закончится. Собаки сидели на удивление спокойно и не лаяли. Утром на припорошенной снегом стене чума были видны "письмена" Белого человека.

Чтобы избавиться от шалостей Тонге, люди перекочевывали с места на место. Но это не всегда помогало. Рассказывали, будто один человек дней десять подряд переставлял свой чум, но Тонге все-таки находил его каждую ночь.

Среди стариков и детей началась паника! Бригадир оленеводов рассказывал, как он с группой других мужчин выскочил из чума во время очередного налета Тонге. Встав вокруг чума и взявшись за руки, люди начали сходиться, желая схватить Тонге. При этом они не видели и не слышали ничего особенного, но им все время казалось, что по ним стреляют из ружья… Поймать, конечно, никого не удалось.

Из соседнего большого поселка приезжала даже комиссия, чтобы разобраться в причинах тревоги и ненужных перекочевок, а также по возможности успокоить население. Она-то и забрала в качестве вещественных доказательств ту самую керосиновую лампу и тот самый пузырек с чернилами для авторучки.

— А когда точно все это было? — спросила я. Последовал ответ:

— В прошлом, то есть семьдесят втором, году. Но раньше тоже бывало — и в шестьдесят восьмом, и в шестьдесят девятом…

Белый человек появлялся и до этого, но, когда точно, никто не помнил".

ДЖИНН В МАСТЕРСКОЙ

Польский этнограф В. Жукровский в книге "Странствия с моим гуру" (М., 1965) привел рассказ одного индийского портного о том, как завелась и что вытворяла в его доме «нечистая сила».

Вот этот рассказ:

«Портняжная мастерская не отличается от десятка лавчонок, расположенных на этой узкой улочке. Передней стены нет, ее устанавливают только на ночь. А днем комната открыта взорам прохожих. В ней течет будничная жизнь, и повсюду разносится пряный аромат разогреваемой пищи. Когда мы подошли к мастерской, там на коврике, сшитом из лоскутков, сидел старый портной Хасан и, не торопясь, крутил ручку швейной машинки. В работе ему помогала вся семья, не слишком большая, не слишком требовательная. Девять человек — так же, как и у соседей…

— Вся эта история началась в тот день, когда рабочие раскопали наш двор, — рассказал старый портной. — Мы сначала не обратили на это внимания. Ведь у нас всегда шум и сутолока. Но нам стало вскоре как-то не по себе. Было ясно, что кроме нас здесь есть еще кто-то… «Оно» скакало по полу, легко перебегало от стены к стене босыми, еще не окрепшими ногами… Шелестело в бумагах, царапало картинки из журналов, которыми я украсил мастерскую, скреблось, словно кошка, которая точит свои коготки.

Потом «оно» стало проказничать, приставать, беспокоить, как будто ему доставляло радость отрывать нас от работы и пугать клиентов. Мы отчетливо слышали, как с потолка падали крупные капли воды, растекаясь в лужи. Мы задирали головы, трогали потолок руками, но воды не было, а был только звук падающих капель. «Оно» бросалось кусочками штукатурки, иногда в сумерки опрокидывало коробки, рассыпало пуговицы… Однажды затащило мой наперсток на печку, а потом подсунуло его мне. Я даже обжег себе палец о раскалившийся наперсток, вся кожа облезла, — старый портной сунул палец нам под нос, — вот еще и сейчас видно. Потом пропали ножницы.

Я ругался, весь дом бросил на поиски, и мы нашли их — они были воткнуты острием в щель, а на них висело полотенце. Рассвирепев, я стал выяснять, кто это сделал, но мои домашние клялись, что никто к ножницам не прикасался.

Я подумал, что это, может быть, одна из моих дочерей захотела так пошутить, и стал внимательно следить за всеми ними, делая вид, что поглощен работой… Но нет… А когда клиент выходил после примерки, коробки с лентами сами падали ему на голову. Мою мастерскую стали обходить стороной. Дела шли все хуже. По всему кварталу пошли разговоры о том, что у меня в доме «шалит». В лунные ночи швейная машинка крутилась сама, гремела жестяная банка, перекатывался наперсток. Клянусь, что это проказничали не мыши! Все устраивало именно «оно».

Когда во дворе прокладывали трубы и разрыли щебень, рабочие нашли какие-то кости. Видимо, человеческие… Как велит индийский обычай, кости выбросили в реку. Но несколько костей вместе с мусором подложили мне под порог — это уж точно! Оттуда «это» и пошло…

Я мусульманин. Поэтому позвал муллу.

Мулла, приглашенный мной, обладал истинным благочестием. Он снял туфли и преклонил колени на коврике. Мы сидели молча, а на улице росла толпа зевак. Казалось, что мулла заснул, его толстые губы приоткрылись, с них стекала струйка слюны. На глаза ему садились мухи, а он не шевелился… Из-под приоткрытых век поблескивали белки глаз, закатившиеся, как у мертвеца. Стало так тихо, что я различал далекие шумы, велосипедные звонки, гудки рикш…

Вдруг мулла начал что-то бормотать. Я внимательно прислушивался. Закатив глаза, он медленно поворачивал голову и разговаривал с тем, что тут бегало. А «оно» кружилось по комнате, явно обеспокоенное, шелестя то в одном углу, то в другом.

«Садись сюда», — приказал «ему» мулла.

Все мы услышали, как затрещала опрокинутая кверху дном корзина. На нее что-то село.

Мулла, наклонив голову, грозил пальцем, отчитывал кого-то. Он говорил все быстрее и быстрее, мы уже не различали слов. Гнев муллы как бы угасал. Он тяжело дышал, облизывал губы, его щеки обвисли.

Прошло много времени, прежде чем он пришел в себя.

Наконец он сказал мне: «Если хочешь от нее избавиться, то ты должен сделать ей куклу. Самую красивую, какую только можешь». — «А чем тут поможет кукла?» — застонал я. «Поможет, поможет… Та маленькая индуска как раз бежала за куклой. Она вырвалась у матери и побежала. Но ее догнали и убили. Пока она лежала в земле под щебнем рядом с куклой, у вас в доме было спокойно. Когда же начали рыть канаву, то ее кости разбросали, а истлевшую куклу засыпали. Но дух малышки остался, он беспокоится… Ему хочется поиграть. Сделай же ему куклу».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.