Сделай Сам Свою Работу на 5

Оиенка релактором солержания, принципов популяризации и приемов занимательности





Работа редактора над содержанием научно-популярного произведения, составляющего основу издания, имеет двупла- новый характер: с одной стороны, перед редактором стоит за­дача оценить научность содержания; с другой — приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требо­ваниям, которые предъявляются к фактам научным. Фактичес­кий материал, на котором строится научно-популярное произ­ведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выво­дам теоретических и экспериментальных исследований, отно­сящихся к соответствующей сфере науки. Научность содержания предопределяет выбор и использо­вание приемов популяризации, направленных на облегчение понимания и восприятия материала и активизацию творческо­го мышления читателя. Рассматривая средства популяризации, редактор исходит из оценки того, что есть у автора — замысел, концепция, отбор определенных элементов и связь между ними, а также способы освещения темы, раскрытия понятий и т.д.



Используемые в книге приемы изложения (популяризации) должны соответствовать принципу научности. Редактор должен ясно видеть, с одной стороны, за счет чего достигаются понят­ность содержания произведения и доступность его читательской аудитории, нет ли в изложении упрощенчества или вульгариза­ции; с другой стороны, не перегружено ли оно труднодоступным материалом. Не следует забывать, что упрощенчество в научно- популярном произведении является причиной искажения досто­верности и ведет к дезориентации читателя. Нужно также учиты­вать, что доступность — это не только легкость усвоения содер­жания, которая зависит от простоты изложения. Доступность — это показатель того, какими должны быть содержание и харак­тер авторской интерпретации научного материала, чтобы при определенном напряжении сил читатель мог им овладеть.

Границы доступности для конкретного читателя могут рас­ширяться в процессе овладения им материалом и вследствие восприятия содержания, когда он наращивает свои знания и у него усиливается заинтересованность предметом, стремление понять его сущность. Интерес прямо связан с содержанием. То, что просто, тривиально (упрощенно), не вызывает интереса, не побуждает к чтению книги, вызывает пассивность. То, что хотя и трудно, но преодолимо, доставляет удовлетворение. Это дол­жно приниматься редактором во внимание при определении критерия доступности подготавливаемого им издания.



Отбор фактического материала должен оцениваться с опти­мальной точки зрения. Стремление привести как можно больше сведений, хотя бы вскользь сказав о множестве разных фактов, обычно вредит содержанию произведения. Читатель распыляет свое внимание, теряет нить рассуждения, вследствие чего произ­ведение не достигает своей цели. Гораздо важнее сказать о не­многих фактах, но полно и ясно, выбрав из них главные, наибо­лее яркие. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преоб­ладали познавательный интерес и желание овладеть содержа­нием. В этом случае читателю предоставляется возможность более обстоятельного и глубокого осмысления фактов, возмож­ность увидеть идею за отдельными или множеством фактов, понять замысел автора и обобщающие выводы науки.

Соблюдение принципа осмысления является условием ак­тивной интерпретации содержания произведения и, следова­тельно, достижения цели его популяризации. Осмысление — творческий процесс, которым занимаются и читатель, и автор научно-популярного произведения.

В научно-популярном произведении используются традици­онные способы изложения материала: описательно-повествова­тельный и проблемно-аналитический. Выбор того или иного зависит от особенностей содержания, читательского адреса и целевого назначения научно-популярного издания, но главным образом от творческих возможностей автора. В первом случае анализ проблем и явлений иллюстрируется заранее подобран­ными схемами. При таком изложении материала книга способ­ствует лишь количественному накоплению информации читате­лем, который рассматривается как пассивный приемник сведе­ний. Второй способ связан с использованием творческого метода популяризации и рассчитан на активное восприятие читателем. Сущность труда автора как популяризатора заключается в пе­реработке информации, т.е. в выявлении соответствия между принципами максимально эффективного восприятия текста и законами науки.



Отстраненность автора от текста позволяет ему по-другому взглянуть на научный результат. Интерпретируя научные фак­ты, он вносит субъективные оценки. В одном случае это может быть новая точка зрения на рассматриваемую проблему, в дру­гом — обоснование перспектив развития той или иной области науки. В процессе создания научно-популярного произведения происходит переоценка фактов, переосмысление уже известных суждений, устанавливаются новые связи между явлениями, раскрываются неизвестные аспекты рассматриваемых теорий. По этому поводу Е.В. Шлюпер пишет: «Дело автора — суметь выдвинуть на первый план такую мысль, которая помогла бы читателю не просто увидеть в определенном факте частные черты, приспосабливающие его к злобе дня, а найти сопряжение его с главными закономерностями действительности, с миром его собственных раздумий»1.

От автора научно-популярной книги требуется такое же глубокое понимание описываемых им научных теорий, как от специалиста, занимающегося изучением узкоотраслевых про­блем; вместе с тем способность видеть панораму науки во всей ее широте должна быть неотъемлемым качеством настоящего популяризатора. Е.В. Шлюпер отмечает: «Деятельность автора в известной мере носит исследовательский характер. Творчески излагая материал, он открывает в нем новые для себя стороны, а не просто пересказывает то, что до него было изложено в спе­циальных трудах. Тот, кто рассказывает всем о сути явления, познанного немногими, по самому смыслу своей задачи должен себя чувствовать открывателем неведомого»2. Таким образом, читатель и автор научно-популярной книги выступают участни­ками своеобразного исследовательского процесса.

Условием популяризации является доступность изложения. Говоря о доступности научно-популярного произведения, в каж­дом конкретном случае приходится учитывать подготовленность аудитории, ее возрастные и образовательные особенности.

Доступность достигается двумя средствами: последователь­ностью и конкретностью изложения. Автору научно-попу- лярного произведения следует избегать отвлеченного цифрово­го материала. Вводимое в популярное изложение понятие кон­кретизируется разными средствами: уточняется время, место действия, источник сообщения. Абстрактные рассуждения дол­жны подтверждаться при помощи фактических данных — цифр, таблиц, графиков, рисунков, формул, схем. В соответствии с требованием конкретности изложения цепочка доказательств должна включать слова, обозначающие образы (представле­ния).

Эффективным приемом популяризации является описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Ис­пользование средств конкретизации облегчает восприятие тек­ста произведения.

Автор научно-популярной книги должен обратить внимание читателя на наиболее существенные в информативном отноше­нии аспекты, чтобы сделать восприятие произведения более пол­ным, способствовать развитию наблюдательности, систематиза­ции знаний и представлений читателя. Восприятие новых зна­ний достигается легче, когда читатель идет путем исследователя, поэтому важно воссоздать перед читателем процесс научного поиска.

Популярное произведение о науке представляет собой сис­тему логически последовательных доводов, каждый из которых должен быть обоснован, вытекать из предыдущего и служить переходом к последующему. Новые сведения сообщаются пос­ле того, как читатель усвоит уже изложенные. Большое значе­ние имеет четкая классификация фактов, которая может при­вести читателя к логическому выводу.

В хорошей популярной книге должны быть слиты некото­рые черты, свойственные научной работе и литературному про­изведению, — живость и увлекательность изложения, удачные сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном. Все это значительно облегчает восприятие научного материала. Легче всего овладевает вниманием читателя та книга, в которой есть элемент действия. Вместе с тем стремление к беллетризи- рованию в отрыве от предмета книги с целью оживить повество­вание почти всегда приводит к противоположным результатам, потому что надуманный рассказ оказывается искусственным и художественно недостаточно ценным. Таким образом, качество содержания научно-популярного произведения во многом опре­деляется приемами популяризации. Их можно свести к следую­щим.

При создании научно-популярного произведения автор дол­жен ориентироваться на читательскую аудиторию, на которую оно нацелено, учитывать возрастные особенности, образователь­ный уровень, профессиональные интересы читателей. Необходи­мо не только выделять наиболее значимые, мировоззренческие проблемы науки, но и описывать их так, чтобы они проецирова­лись как на жизнь в целом, так и на миропонимание каждого отдельного читателя. Даже самые глобальные проблемы нужнообъяснять просто и доходчиво, не прибегая к сложным форму­лировкам. Художественное осмысление научной информации не должно осуществляться в ущерб ее точности и достоверности.

Изложение достигает цели при соблюдении принципа «от известного — к неизвестному», не следует отпугивать читателя с первых страниц сложностью темы, рекомендуется вести рассказ от простого к сложному. В научно-популярном произведении важно не ограничиваться объяснением явления, события, а со­здавать общую картину, показывая роль данного факта в об­щем процессе. Большую роль играют конкретность и лаконич­ность изложения — многословие, большое число общих фраз мо­гут затушевать основную мысль, вследствие чего она окажется потерянной читателем.

Для редактора важно помнить и учитывать в работе над научно-популярным изданием, что между содержанием и фор­мой существуют неразрывные связи. В научно-популярном про­изведении понятие, факт, образ в зависимости от целевого на­значения, тематики и проблематики книги могут выступать и как объекты популяризации, и как приемы изложения, спосо­бы передачи авторской мысли. Такие требования к популярно­му сочинению, как конкретность и последовательность изложе­ния, вообще могут быть реализованы только в непосредствен­ном, неразрывном единстве содержания и формы.

Ярким отличительным признаком научно-популярной кни­ги является занимательность, которая находит проявление в содержании и в средствах популяризации. Ее способы и при­емы разнообразны и требуют от редактора сосредоточенности и внимательного подхода к их анализу и оценке.

Занимательность обусловлена рядом факторов: природой научно-популярного произведения, целями популяризации на­уки, спецификой творческого труда популяризатора, задачами воздействия на читателя и удовлетворения его потребностей.

Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. По признаниям самих ученых, результаты экспериментальных и теоретических исследований в естествознании, приводящие к установлению новых фактов и законов природы, эстетичны, если в этих исследованиях реали­зуется сведение сложности к простоте. Одно из главных побуж­дений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимаются художник, поэт, теоре­тизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-свое­му». Наука сближается с искусством, т.е. с эстетикой, и высшее эстетическое значение имеет «простая и ясная картина мира»1.

Занимательность научно-популярного произведения опре­деляется творческим мировосприятием автора, его способнос­тью образного видения и осмысления действительности. Умело примененные образные средства создают эмоциональность из­ложения, помогают выразить авторские оценки.

Природа литературного творчества основана в значитель­ной степени не на каких-либо стандартах, а на интуиции и вку­се автора. Используемые популяризатором приемы заниматель­ности носят индивидуальный характер, каждая книга неизбежно отображает его эстетическую позицию.

Авторская индивидуальность в научно-популярном произ­ведении выступает не как одно из свойств текста, а как струк­турно-системный признак, непосредственно и необходимо свя­занный с определением занимательности конкретного произве­дения.

Критерий авторской индивидуальности дает возможность ре­дактору определить, чем обусловлено и насколько целесообразно применение отдельных композиционных элементов — лирических размышлений, философских отступлений, примеров из жизни. Он позволяет более обоснованно и требовательно оценить изобрази­тельно-выразительные средства языка, заметить, отражаю7 ли лирические отступления подлинную оригинальность мыслей и чувств пишущего. Наличие в книге индивидуальной, авторской концепции придает рассуждениям завершенность, законченность, становится важным средством развития повествования, прида­ет изложению необходимую динамичность. Умение автора дать свою оценку фактам и явлениям, его стремление познакомить читателя со своим особым взглядом на науку — все это отно­сится к необходимому условию занимательности научно-попу­лярного произведения.

Авторская концепция должна быть актуальной, иметь на­учное и общественное значение, не противоречить содержаниюкниги, основываться на новейших научных данных, исходить из сущности рассматриваемых явлений науки. Анализ авторской концепции должен опираться на данные науки и учитывать задачи и цели популяризации.

Широко используемый в научно-популярных произведени­ях прием занимательности — авторские отступления. Основ­ное их назначение — создание пауз в подаче научной инфор­мации. Не нарушая логической последовательности изложения, авторские отступления вносят в повествование динамизм, эмо­ционально его насыщают.

Отступления автора — способ выражения его позиции, отно­шения к предмету описания, средство оценки научных положе­ний и разнообразных фактических данных. Обычно авторские отступления выделяются особой эмоциональностью и экспрес­сивностью, они позволяют вызвать должную реакцию читателя на излагаемые сведения. Эмоциональность в авторских отступ­лениях достигается использованием восклицательных предложе­ний, которые передают чувства пишущего и выражают отноше­ние к высказываемому. Авторские включения непосредственно обращены к читателю. Для них типично использование личных местоимений «вы» и «мы», глаголов повелительной формы и 1-го лица множественного числа, вопросов, адресованных читателю и предполагающих его согласие или несогласие.

Задача создания проблемной ситуации, способствующей формированию познавательного интереса, решается с помощью разнообразных приемов, самым распространенным среди ко­торых является беседа с читателем. Диалогичность как прием занимательности позволяет читателю почувствовать себя не­посредственным участником научного поиска.

«Современного читателя мало трогают развлекательные или поучительные монологи. Ему ближе диалогическая форма пода­чи книги, где ему отведена роль собеседника, с которым говорят на равных. При этом в ведущем беседу он ценит не только зна­ние материала и умение изложить его в доступной манере, но и глубину исследовательского интереса к теме, самостоятельность позиции и, что не менее важно, симпатии к нему, читателю, веру в его ум и чувства»1.

Автор может использовать различные формы подачи мате­риала: письмо, беседу с самим собой, диалог с читателем, рас­суждения. Иногда автор высказывает предполагаемую точку фения читателя для того, чтобы впоследствии опровергнуть ее.

Вот пример такого диалога.

«Как же так, — возможно, скажете вы. — Ведь еще недавно, согласно принципу неопределенности Вернера Гейзенберга, счи­талось, что нельзя с одинаковой четкостью определить и место­положение частицы, и ее заряд. А коли так, значит, копия на том конце линии связи будет весьма приблизительной, нечто вроде карикатуры на оригинал...

Да, все это верно. Но специалисты ныне больше уповают на другой принцип — принцип корреляции Эйнштейна—Подольско­го—Розена. Свяжите вместе две субатомные частицы, гласит он, а потом разнесите на сколь угодно большое расстояние, и вы обнаружите, что частицы все равно копируют движения друг друга».

Известный ученый и популяризатор науки А.Е. Ферсман считал, что настоящее можно хорошо понять, только зная его прошлое, что бороться за будущее можно, лишь учитывая ошиб­ки и успехи прошлых путей. Экскурсы в историю позволяют представить процесс научного поиска, рассказать о трудностях, с которыми сталкивались исследователи, путях, которые приво­дят к открытиям. Исторический материал стимулирует познава­тельный интерес читателя. Средством заинтересовать читателя может быть также изложение различных гипотетических тео­рий, основанных на последних достижениях науки. Чтобы при­дать изложению большую занимательность, активизировать твор­ческие моменты в ходе восприятия текста, автор научно-попу- лярного произведения может использовать прием постановки острых дискуссионных проблем наг/ки/Средством, придающим изложению живость и занимательность, являются легенды, на­родные предания, мифы: «Если взглянуть на небо в безоблач­ную ночь, первое, что бросается в глаза, — молочно-белая светя­щаяся полоса, пересекающая небосвод. Древние римляне назы­вали ее «дорогой из молока» — Млечным путем. Есть,.впрочем, у этого образования и другие названия — Чумацкий Шлях, Стожары... Чумаками, если кто не знает, некогда звали путе­шественников, отправлявшихся с Украины в дальние края кморю за солью. Вот, дескать, и в небе осталась дорожка соли, просыпавшейся с чумацких возов, запряженных волами. Что же касается Стожар, то тут название говорит само за себя — сто жарких угольков (а может, и того больше) рассыпали боги, небрежно перенося их из одного небесного очага в другой...».

Обращение к народным преданиям позволяет образно пе­реосмыслить предмет описания.

Широко распространены в научно-популярных изданиях образные, порой интригующие заглавия: «Глаз и Солнце», «Пла­нета загадок», «Секреты странствия» и т.п. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю, призыв, предупреждение, приобретая в этом случае побудительную интонацию и эмоционально-экспрессивную окрашенность. На­пример: «Давайте учиться нырять», «Ловите рыбку в мутной воде», «По метеоритам — пли!». Широко используя в заглави­ях глаголы повелительного наклонения, безлично-предикатив­ные слова со значением побуждения, автор поддерживает проч­ный контакт с читателем.

Эффект непосредственного общения писателя с читатель­ской аудиторией создается в заглавиях с помощью личных ме­стоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений. Напри­мер: «Все мы родом со звезд», «Откуда мы родом?», «Качают нас волны». Широко распространены заголовки в виде вопроса или восклицания: «Где вода, там и жизнь?», «Идем на кон­такт!». Они служат своеобразными сигналами, привлекающи­ми внимание читателя к новой части книги. Назначение вос­клицательных заглавий различно: показать неожиданность, не­обычность рассматриваемого факта или явления; выразить собственные чувства и воздействовать на читателя; усилить ка­тегоричность утверждения или подчеркнуть важность, актуаль­ность рассматриваемых явлений, фактов, проблем: «Принцип принципу рознь!». Вопросительные заглавия разделяются на вопрос-тему: «Эйнштейн был не прав?», альтернативный воп­рос: «Фантазия или расчет?» и гипотетический: «Что будет, если лунатик уронит карандаш?».

Иногда в заголовках обыгрываются пословицы и поговорки: «Иголка в стоге сена», «В воде не тонет и в огне не горит», «Ловите рыбку в мутной воде». Часто в качестве заглавия ис­пользуются эллиптические конструкции, отличающиеся эмоци­ональностью, образностью и экспрессией: «В каждой шутке — доля истины?», «Каждой галактике — по дыре?». Сопоставле­ние несовместимых понятий создает эффект неожиданности: «Аэродром древних», «Космопланы в Библии».

Заглавия являются не только средством, обеспечивающим занимательность и притягательность текста. Они должны рас­сматриваться редактором как важный структурный элемент, от которого зависят точность поиска нужных сведений и успех работы с книгой. Для редактора они представляют объект, тре­бующий глубокого анализа.

Средством возбуждения интереса читателя к научно-попу- лярной книге могут служить эпиграфы. Как правило, эпиграф выражает основную мысль, идею произведения. Имея надтек- стовое расположение, он относительно обособлен в общей струк­туре книги. В научно-популярных произведениях эпиграфы нередко оказываются распространителями, пояснителями за­главия и сближаются по функции с подзаголовками.

Источники эпиграфов диктуются темой, соотнесенностью содержания с определенной отраслью науки, жанром произ­ведения, читательским адресом.

Отправным пунктом изложения, подобно эпиграфу, помо­гающему подойти к раскрытию информационно-тематического ядра текста, служат вводные тексты. Выполняют они и дру­гую, не менее важную функцию — создают занимательность описания, поэтому довольно часто бывают интригующими по содержанию. Иногда вводящие эпизоды строятся в виде сказки с характерными сказовыми формами и разговорными оборота­ми. Часто в роли вводящего эпизода используются сокращенные переложения рассказов, легенд, идея которых или предмет опи­сания определенным образом связаны с информационно-тема- тическим ядром текста. Вводящий эпизод, благодаря конкрет­ности содержания, может служить словесной иллюстрацией на­учных положений.

Целям занимательности в научно-популярном произведе­нии служат цитаты и выдержки из работ известных ученых, писателей, из письменных источников древности и т.п. Автор может использовать их также для подтверждения своих мыс­лей, характеристики предмета описания, усиления эмоциональ но-экспрессивного воздействия на читателя. Очевидно, что эпэлементы текста должны проверяться как фактический мате­риал.

Редактору научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру содержащей­ся в нем информации. Использование приемов занимательнос­ти должно быть подчинено основной идее произведения и слу­жить наиболее глубокому и образному раскрытию его содер­жания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.