Сделай Сам Свою Работу на 5

Вилы научно-популярных изланий. Концепция их созлания





В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Точнее сказать, виды научно-попу­лярных изданий не рассматриваются. Авторы чаще всего уходят от этого вопроса, говоря о научно-популярной литературе вооб­ще, а не о книге. Там, где все-таки речь идет о научно-популярной книге, за основу классификации берутся одна-две ее функции. Например, предлагаются такие виды научно-популярной книги: познавательная, информационная; для детей выделяют научно- популярные и научно-художественные издания.

Мало или почти ничего не пишут о произведениях научно- популярного жанра. Основным источником, предоставляющим исходную информацию по этому вопросу и на который обычно ссылаются, можно назвать статью Э.А. Лазаревич «Некоторые вопросы редактирования научно-популярной литературы»2.

По известному определению Государственного стандарта, издание — это документ, предназначенный для распростране­ния содержащейся в нем информации3. Издание служит тому, чтобы создать условия и обеспечить эффективное использова­ние произведения читателем. Общие признаки научно-популяр­ных произведений названы в начале предыдущего раздела при определении научно-популярного издания. В несколько расши­ренной и вместе с тем конкретной форме они сводятся к тому, что научно-популярное произведение содержит сведения о дос­тижениях науки, техники, культуры, искусства, о путях и мето­дах их получения, о самих ученых (исследователях) и служат целям распространения этих сведений в форме, обеспечиваю­щей их восприятие и усвоение читателями самого разного уров­ня образования, профессиональной подготовки, возраста.



При определении тем общедоступных произведений следует отдавать предпочтение фундаментальным наукам, так как без них прикладные знания превращаются в простую рецептуру.

При подготовке научно-популярного издания редактор учи­тывает, что сегодня читатель получает информацию из всех средств пропаганды и имеет высокий образовательный уровень. При этом популярная книга о науке не может и не должна заменять ни учебник, ни инструкцию.

В числе научно-популярных произведений есть такие, кото­рые могут быть отнесены к тому же жанру, что и научные про­изведения, — это монография, статья. На основе жанра научно- популярной монографии осуществляется создание издания, ко­торое называется научно-популярной монографией'. Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, про­блема становления и развития науки и т.п. Одним из примеров научно-популярной монографии можно считать книгу акаде­мика В.А. Кириллина «Страницы истории науки и техники», выпущенную издательством «Наука» в 1986 г. в серии «Наука. Мировоззрение. Жизнь».



В монографии освещен чрезвычайно широкий круг вопро­сов истории развития науки и техники от древнего мира до нашего времени, от натурфилософии и ранней атомистики до квантовой электроники и космических лучей. Имеет ли право на жизнь подобная монография по истории..науки и техники? Может ли она найти своего читателя? Думается, что в этом не может быть сомнений. В ней представлены основные вехи исто­рии многих важнейших направлений науки и техники, коротко охарактеризованы (или только названы) главные творцы этих направлений, обозначены важнейшие этапы их развития. Очевидно, что наряду с подобной монографией могут быть монографии, посвященные отдельным, узким направлениям в области науки и техники, отдельным проблемам и темам. А там, где развитие науки, решение научных проблем, — там и иссле­дователи, ученые, их творческая научная деятельность, их на­учная биография. Э.А. Лазаревич называет биографии в числе основных научно-популярных произведений. Если переходить к рассмотрению процесса редакторской подготовки и создания на его основе издания, то встает вопрос: каким может быть это издание? По характеру информации и составу основного тек­ста оно имеет необходимые признаки монографии.



В биографическом произведении освещается жизнь учено­го, показывается формирование его мировоззрения, дается ха­рактеристика его вклада в науку. Биографии ученых в научно- популярном смысле привлекательны тем, что в них бывают показаны научные достижения в определенных областях по­знавательной деятельности, которой занимался ученый. Иног­да это относится к какому-либо одному научному направле­нию, приверженцем которого был ученый в течение всей своей творческой жизни, как, например, И.П. Павлов. В биографии ученого наряду с основным научным направлением могут быть представлены научные результаты, полученные в других сфе­рах науки. Так, если взять для примера биографию А.Д. Саха­рова, то оказывается, что она богата описаниями больших на­учных достижений, и не только в ядерной энергетике. В середи­не 1960-х годов А.Д. Сахаров находился на вершине своей славы, будучи лауреатом Нобелевской и других премий, имея три зо­лотые звезды Героя Социалистического Труда, звание акаде­мика и пр. Кроме того, ему принадлежат признанные научным миром исследования космических лучей, космологии — науки о происхождении и эволюции Вселенной, а также в области физики элементарных частиц.

Показательна и биографическая монография, посвященная А. Эйнштейну. В ней жизненный путь, мировоззрение и творче­ство ученого рассматриваются в свете новейших тенденций на­уки. При таком освещении отчетливо видна внутренняя связь между физическими концепциями Эйнштейна, его философски­ми взглядами, общественными идеями, моральными принци­пами, психологией творчества, эстетическими склонностями иобаянием его личности. Вместе с тем подобный подход позво­ляет оценить глубину связанного с именем Эйнштейна перево­рота в представлениях о пространстве, времени, движении и веществе, а также понять особенности науки XX в.

Своего рода научно-популярной биографической моногра­фией является издание, в котором тему составляет путешествие ученого с научными целями. Здесь так же, как и в биографи­ческих научно-популярных изданиях, рассмотренных выше, речь идет о биографии и научных поисках ученого, об исследовании стран и материков, природы и населения. В научных экспеди­циях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Известным ученым, чья биография связана с пу­тешествиями, был русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австра­лии, Океании, в том числе папуасов Новой Гвинеи. Каждому школьнику известно имя русского путешественника Н.М. Прже­вальского — великого ученого, исследователя Центральной Азии.

Научно-популярные издания о путешествиях по характеру информации имеют самое непосредственное отношение к моно­графии. То же можно сказать об их проблеме, направлении, теме и характере текста.

Таким образом, научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей: монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной конкретной, относительно узкой области науки (по идее С.И. Вавилова); монография, ко­торая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, имеет ретроспективно-ана- литический характер (пример — монография В.А. Кириллина «Страницы науки и техники»); научно-биографическая моногра­фия, темой которой является творческая биография или научное путешествие ученого.

Наряду с научно-популярной монографией широкое распро­странение имеют сборники научно-популярных произведений. Сборники начали выходить в свет в 1919 г. в Госиздате в отде­ле научно-популярной литературы. Сборник составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официаль­ных документов, очерков. Вот пример такого сборника, выпу­щенного издательством «Современник» в 1992 г. в двух книгахобщим объемом 69 печ. л. Название сборника — «Сеятели и хранители» («Открытия и судьбы»), В двух книгах собраны ма­териалы о плеяде русских ученых-землеведов: отце русской аг­рономии А. Болотове, создателе школы отечественных агроно­мов и первом агрохимике-практике Л. Энгельгардте, основателе почвоведения В. Докучаеве, естествоиспытателе К. Тимирязеве, садоводе И. Мичурине, генетике и селекционере Н. Вавилове, эко­номисте-аграрнике А. Чаянове, отце советской агрохимии Д. Пря­нишникове и других известных почвоведах, агрономах, селекцио­нерах, генетиках, аграрниках. В сборнике представлены ученые, которые самоотверженно трудились на благо земли русской, изу­чали поля, почвы, климат, водный режим, культивируемые расте­ния, условия их произрастания, искали лучшие способы возделы­вания земли и подъема урожая.

Этот весьма содержательный, легко воспринимаемый, понят­ный, интересный и увлекательный сборник отличается своеоб­разием представления материала: в нем наряду с материалами авторов помещены научные публикации или выдержки из ис­следовательских работ ученых, которым посвящен сборник.

При создании научно-популярного издания возможны редак­торские поиски и решения, а также использование средств и приемов, отличающихся новизной и эффективностью воздействия на читателя. В этом смысле научно-популярное издание предос­тавляет редактору больше свободы, чем другие виды изданий, начиная с разработки концепции. В ее основу должны быть положены все типологические признаки, которые характеризу­ют научно-популярное издание. Однако, как видим, такие при­знаки, как целевое назначение и включаемые в это понятие функциональные свойства, а также читательский адрес, имеют весьма широкие диапазоны. Поэтому от редактора требуется учитывать характер информации (конкретное содержание) из­дания, конкретизировать, какому читателю оно адресуется и какая цель ставится перед ним. Замысел издания важно со­гласовывать с автором еще на этапе оценки плана-проспекта. В том случае, когда автор представляет инициативную руко­пись, замысел оценивается на этапе составления редакционно­го заключения на авторский оригинал.

У редактора может быть собственный замысел, который рождается вследствие изучения читательского спроса или сучетом того, какие темы подлежат изучению в школе (ко вре­мени овладения учащимися определенным учебным материа­лом хорошо дать им подходящее научно-популярное издание).

При формировании концепции издания (издательского про­екта) редактору следует обращать особое внимание на специфи­ку читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во мно­гом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ог­раничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой — читателем-специалистом. Очень важно также помнить, что у читательских групп, близких по отдельным признакам, могут сильно различаться познавательные интересы, что проявляется в их отношении к теме, проблеме произведения и к виду изда­ния. Например, заранее можно ожидать, что названный выше сборник «Сеятели и хранители» скорее всего привлечет внима­ние читателя, работающего в области сельского хозяйства, чем городского жителя, хотя по уровню образования их можно отне­сти к одной читательской группе. Поэтому редактору необходи­мо обстоятельно исследовать читательские потребности, интере­сы и запросы на доиздательской стадии работы над созданием научно-популярного издания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.