Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 1. Эстетика средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.





1. Основные принципы и ведущие концепции эстетики средневековья

2. Эстетические учения эпохи Возрождения

3. Эстетические теории и художественные направления эпохи Нового времени

 

Темы докладов

Парадокс аскетической эстетики.

Проблема художественного образа и изображения в византийской эстетике.

Смысл иконы в византийско-русской культурной традиции.

Влияние исихазма на становление средневековой эстетики.

Мировоззренческие новации Возрождения: живопись как универсальная наука.

Искусство Северного Возрождения.

Особенности искусства барокко.

Эстетические трактаты Г. Лессинга.

Прекрасное и нравственное в эстетике А. Шефтсбери.

Искусство и идеал в эстетической концепции И. Винкельмана.

 

Литература

1. Августин. Исповедь. – М., 1997.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

3. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М., 1977.

4. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. – М., 1995.

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1991.

6. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – СПб., 2000.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1978.

8. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997.



9. Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003.

10. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М., 1994.

11. Шефтсбери А. Эстетические опыты. – М., 1975.

 

Семинар 2. Европейская эстетика XIX – начала XX века.

1. Эстетика европейского романтизма.

2. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше)

3. Эстетические принципы и основные направления европейского искусства XIX – начала XX века

 

Темы докладов

Искусство как высшая реальность в эстетике романтизма.

Эстетические взгляды йенских романтиков.

Поэзия и музыка в системе романтизма.

Романтическая эстетика В.Ф. Одоевского.

Эстетическая проблематика в творчестве С. Кьеркегора.

Эстетические взгляды К. Маркса. Искусство и идеология.

Символизм в России.

Натуралистическая эстетика в творчестве Э. Золя.

Типология реализма.

Эстетические доктрины постимпрессионизма.

Язык живописи В. Ван Гога.

 

Литература

1. Андреев И.С. Шопенгауэр как философ и моралист. – М., 1991.

2. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. – 1999. – №1.



3. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1997.

4. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – СПб., 2000.

5. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. – М., 1994.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

7. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. – М., 1994.

8. Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003.

9. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Психологические заметки // Одоевский В.Ф. Соч. : В 2-х т. – М., 1981.

10. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. – Тверь, 1992.

11. Эстетика немецких романтиков. – М., 1987.

 

Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»

 

Студенческий коллектив разбивается на пять групп. Каждая группа на художественном материале различных видов искусства (живописи, литературы, театра, кинематографа, музыки) анализирует основные проблемы эстетической теории: сущность и природу художественного творчества и произведения; проблематику гения; вопросы стиля и жанров искусства. Основной вопрос дискуссии – проблема классификации и видообразования в искусстве (от древности до современности).

 

При подготовке к коллоквиуму студенты должны:

1. Познакомиться с исторической эволюцией выбранного вида искусства. Выделить его основные категории и понятия.

2. Иметь четкие представления о жанровом и стилевом разнообразии каждого вида искусства.

3. Установить взаимосвязь формы и содержания художественного произведения.

4. Определить статус выбранного вида искусства в современной иерархии художественной культуры.

 

Структура группы:



 

Группа состоит из пяти человек. Один студент готовит теоретический материал, раскрывающий своеобразие выбранного вида искусства. Три человека исследуют три творческие судьбы из числа наиболее ярких представителей данного вида искусства. Один человек интерпретирует конкретное художественное произведение с целью демонстрации многообразния способов его толкования.

 

Рекомендуемые персоналии к анализу видов искусства в рамках очерченной проблематики:

 

1. Живопись: Леонардо да Винчи, И. Босх, А. Рублев, Караваджо, Рембрандт ван Рейн, М. Врубель, П. Пикассо, С. Дали, М. Шагал, Э. Уорхол, З. Церетели.

2. Литература: Гомер, Ж.-Ж. Руссо, О. де Бальзак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, О. Уайльд, Ш. Бодлер, Г. Гессе, М. Цветаева, В. Хлебников, Г. Стайн, А. Камю, В. Набоков, А. Солженицын, Э. Хемингуэй, Б. Акунин.

3. Театр: Софокл, Метерлинк, Ф. Шиллер, К. Станиславский, Б. Шоу, Э. Дузе, С. Беккет, Вс. Мейерхольд, А. Чехов, М. Горький, С. Дягилев, В. Нижинский, М. Плисецкая.

4. Кинематограф: Л. Бюнуэль, Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, А. Хичкок, А. Тарковский, Ф. Феллини, К. Тарантино, М.Монро, В.Аллен, С. Параджанов, Н. Михалков, О. Меньшиков, Р. Литвинова.

5. Музыка: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, П. Чайковский, Дж. Паганини, Р. Вагнер, Л. Армстронг, Дж. Леннон, В. Высоцкий, К. Кобэйн, Бьерк.

 

Литература

 

1. Альфонсо Э. Прадо. – М., 2000.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2-х т. – Т.1. – Смоленск, 1997.

3. Бычков В.В. Эстетика. – М., 2002.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

5. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. – М., 2001.

7. История искусства зарубежных стран. – М.,1989.

8. Каган М.С. Музыка в мире искусства. – СПб., 1996.

9. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл – М., 2001.

10. Корольков Н.А. Эстетика музыки. – Мн., 1998.

11. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. – М., 1966.

12. Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции. – Мн., 1997.

13. Лесли Р. Поп-арт. Новое поколение стиля. – Мн., 1998.

14. Микелетти Е. Флоренция. – М., 2001.

15. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – Т. 5. – Искусство. – М., 2001.

16. Поляков М.Я. О театре. – М., 2001.

17. Поттертон Х. Лондон. – М.,2000.

18. Ронкетти М. Ватикан. – М., 2001.

19. Серюльес М. Лувр. – М., 2000.

20. Сокровищницы мирового искусства. – М., 2002.

21. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. – М., 1994.

22. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989.

23. Штейн М. Музеи Нью-Йорка. – М., 2000.

24. Шюре Э. Пророки Возрождения. – М., 2001.

25. Энциклопедия русской живописи. – М., 2001.

26. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М., 1997.


V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Изучение курса эстетики студентами заочного отделения строится на основе самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Контрольная работа по одной из приведенных в программе тем (выбор темы определяется в соответствии с номером зачетной книжки) должна содержать материал, собранный студентом из общей и специальной литературы, самостоятельно скомпилированный и самостоятельно изложенный им в соответствии с выбранной темой, а также выводы, сделанные студентом из изучения данного материала.

Постарайтесь грамотно подобрать научную и учебную литературу по теме, опираясь на приведенную в программе, но не ограничиваясь ей. Минимальное количество литературы, которое используется в контрольной работе, должно составлять три книги или статьи. Грамотный подбор литературы под выбранную тему является одним из двух важнейших параметров оценки работы. Не включайте в список литературы работы, которые вам незнакомы, лучше ограничьте список всего несколькими, но теми, которые вы действительно использовали при изучении темы и подготовке контрольной работы.

При изложении материала в тексте работы старайтесь максимально выдерживать логическую последовательность, диктуемую темой и планом работы. Этому может помочь выделение в тексте структурных членений (разделов с заголовками, соответствующими плану работы). Стремитесь к точности и конкретности изложения, применяя профессиональную научную терминологию, но не используйте терминов и понятий, значение которых вам неизвестно. Грамотное и последовательное изложение материала в работе, соответствие его теме работы является вторым важнейшим параметром ее оценки.

 

Общие требования к контрольной работе

Объем контрольной работы12 – 15 страниц (бумага формата А 4) или рукописный текст в объеме ученической тетради. Желательно рукописное выполнение контрольной работы.

Структура контрольной работыдолжна содержатьвводную часть (постановка проблемы, определение задач контрольной работы), основную часть (организованный и систематизированный материал по теме), заключительную часть (выводы по теме).

Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.

1. Эстетическое отношение к миру и его отличия от познавательного и нравственного отношения.

2. Эстетический вкус как характеристика духовного развития личности.

3. Основные концепции прекрасного.

4. Прекрасное и другие категории эстетики: возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Литература

Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. – М., 1965.

Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.

 

Тема 2. Художественная природа трагизма.

1. Трагическое как отражение конфликта между идеалом и реальностью.

2. Трагическая коллизия, трагический конфликт, трагический герой.

3. Трагедия как жанр искусства.

Литература

Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Т 1. – М., 2001.

Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. – М., 1985.

Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.

Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Иностранная литература. – 1990. – № 6.

Шестаков В.П. Категории эстетики. – М., 1983.

 

Тема 3. Место карнавала в культуре и модификации комического.

1. Формы комического.

2. Ирония, сарказм, юмор, гротеск, сатира.

3. Комедия как жанр искусства.

4. Место и роль карнавала в художественной культуре.

Литература

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. – М., 1990.

Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – М., 2001.

Дземидок Б. О комическом. – М., 1974.

Любимова Т. Б. Комическое, его виды и жанры. – М., 1990.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.