Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения





 

I. Основные принципы ренессансной эстетики.

II. Основные школы живописи Ренессанса.

III. Особенности Северного Возрождения.

IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения.

 

Основные понятия: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, проторенессанс, Северное Возрождение, гармония, перспектива, духовная и чувственная красота, божественная наука живописи.

 

I. Переход к культуре Нового времени включает в себя эпоху Возрождения, которая меняет привычный средневековый образ мира и реабилитировала светское искусство.

Социально-экономическими предпосылками становления эпохи Возрождения являются: зарождение новой, капиталистической экономики (развитие промышленности, банковского дела, рост городов), зарождение современного естествознания, геграфические открытия, развитие книгопечатания и национальных языков.

 
 

 

 

 


Схема 5.1. Этапы развития эпохи Возрождения

 

Каждая страна переживала Ренессанс по-своему и хронологически, и по существу.

1. Эстетика Возрождения выросла из недр средневековой эстетики как ее антипод и, в какой-то мере, как ее развитие. Сам термин «возрождение» был заимствован из Библии.



2. Ренессанс был верен наследию классической античности, он обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Особое развитие получила и проблема гуманизма.

       
   
 


Схема 5.2.Принципы эстетики эпохи Возрождения

 

II. Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь теории с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Главным видом искусства в эпоху Возрождения стала живопись, формируются новые школы живописи и приемы изображения. Леонардо да Винчи разработал сложную систему правил и законов, которыми должен пользоваться художник при создании картин.

 
 


Схема 5.3.Характерные черты живописи Возрождения

 
 

 


Схема 5.4.Флорентийская школа итальянской живописи

 

 
 

 

 

 


Схема 5.5.Венецианская школа итальянской живописи



 

III.

ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Малозначительность влияния античной и византийской культуры, развитие книгопечатания и гравюры, перевод Библии на национальные языки, безответная симпатия художников к движению Реформации.
 
 

 

 


Схема 5.6.Северное Возрождение

 

 

IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения

 

 

 


Схема 5.8.Представители маньеризма в живописи

 

Основной тезис.Возрожденческая эстетика вслед за античной проповедовала подражание природе. Но на первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэтому считалось, что искусство даже выше природы. Художник на основании собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, что говорит отнюдь не о первенстве природы, но о первенстве художественного чувства. У теоретиков возрожденческой эстетики встречает­ся такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и да­же совершеннее того. Однако, хотя в эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на искусство, в теории эстетики не произошло никакого переворота, не было выдвинуто новых эстетических категорий.

 

А. Ф. Лосев

Маньеризм

 

Комментарий. Алексей Федорович Лосев (1893 – 1988) — российский философ и филолог. В своих ранних работах дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX века. В центре внимания этих работ — проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927; «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и античной мифологии. За эти работы Алексей Федорович подвергся жесткой критике. Вскоре был арестован и осужден на 10 лет лагерей. По освобождении А. Ф. Лосев жил и преподавал в Москве. После смерти Сталина Алексей Федорович получает возможность публиковать свои работы. Главным трудом жизни Лосева станет «История античной эстетики», шесть томов которой вышли при жизни автора и удостоили его Государственной премии. Предлагаемый отрывок «Маньеризм» является параграфом в работе «Эстетика Возрождения».



 

Философская основа маньеризма

Одним из очень ярких признаков нарастающего падения Ренессанса является то художественное и теоретико-эстетическое направление, которое обычно носит название маньеризма. Сущностью маньеризма в эстетике Ренессанса является та рефлексия над искусством, которая уже ставит вопрос о соотношении творящего субъекта и сотворенного объекта. В основном проблема эта решается в духе общевозрожденческого неоплатонизма: божество мыслит и потому имеет идеи; в чистейшем виде эти идеи отражены у ангелов; в более сложном и материально-чувственном смысле эти идеи даны в человеке и бессознательно – в природе; человек мыслит и творит на основании чувственных данных, конструируя и проверяя их при помощи данных ему от бога и потому прирожденных внутренних форм. Так рассуждают два главных теоретика маньеризма, Джованни Паоло Ломаццо и Федерико Цуккари. Весь этот неоплатонизм дается у этих авторов в качестве ответа на вопрос: как возможно художественное познание и художественное творчество? Когда представители Высокого Возрождения пробовали рассуждать чисто теоретически о проблемах прекрасного или искусства, то все эти ответы, во-первых, отличались у них полной случайностью и отсутствием всякой системы. Во-вторых же, сам вопрос о возможности художественного познания или художественного творчества тут не возникал. В-третьих, наконец, все специфически возрожденческие рассуждения о красоте относились скорее к самому феномену красоты в его непосредственном воздействии на человека, но не к искусству как к такой области, которая вполне самобытна и специфична и требует для себя специальной рефлексии. Теперь же, во второй половине XVI в., возникла проблема именно обоснования художественного познания и творчества.

<…> Ф. Цуккари выдвигает понятие внутреннего рисунка, который и делает впервые возможным как разбираться в чувственных восприятиях, так и творить художественное произведение. Чувственность нисколько не отвергается. Но, по Цуккари, она необходимым образом обрабатывается и оформляется при помощи внутреннего рисунка в человеческом сознании. Этот внутренний рисунок человека настолько могуществен и богат, что он конкурирует как бы с самим богом и с природой. Во всяком случае он создает то, что Цуккари называет «земным раем», – совокупность всего прекрасного и всех произведений искусства, созданных человеком. Природа здесь тоже ослаблена в сравнении с ее высоковозрожденческими восхвалениями. В ней много не только красоты, но и безобразия. Художник должен подражать природе, но не слепо, а творчески.

Маньеризм склонен к аллегоризму и символизму. Произведение искусства, конечно, и здесь все еще трактуется как воплощение тех или иных идеальных форм. Но воплощение это не может быть всегда идеальным. Признаются возможными самые разнообразные методы воплощения идеальной формы в художественном произведении. Отсюда у эстетиков как раз и возник термин «маньеризм». <…>

Художественный метод маньеризма

В сравнении с классическим Ренессансом маньеризм многие считали явлением упадочным, каковое суждение является чрезвычайно преувеличенным. Начался маньеризм все в той же Италии и все в той же Флоренции, хотя и несколько позже, а именно около 1520 г. То, что такого рода направление имело ту же тенденцию, что и контрреформационная реакция, ясно само собою. Из итальянских маньеристов можно назвать Я. Понтормо, А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, Б. Челлини, Дж. Вазари, из французов – мастеров школы Фонтенбло, из нидерландцев – А. Блумарта и Брейгеля Старшего, а из испанцев – знаменитого Эль Греко. Еще раньше маньеристским художественным методом пользовался нидерландец Иероним Босх (1450 – 1516). Направление это господствовало по всей Европе вплоть до начала XVII в. О. Бенеш пишет: «Мы должны принять во внимание тот факт, что для всех художественных произведений, созданных в Нидерландах шестнадцатого века, – от конца очень краткого периода Высокого Возрождения с его классической уравновешенностью и до начала барокко – характерны экзальтация и возвышенность, законченное совершенство и утонченное мастерство в анатомическом изображении человеческого тела. Эти черты рассматриваются как «маньеристические». Отсюда вся эта эпоха позднего Возрождения, которая длилась почти целое столетие, также получила название «эпохи маньеризма»». <…>

Ради примера мы привели бы изображение ада и рая у раннего и позднего Босха: «Тема ада с его фантастическими обитателями и кошмарными мучениями начинает вытеснять из творчества Босха тему земной жизни. <…> Ад разделен на несколько частей, в каждой из которых определенные грехи подвергаются соответствующему наказанию; они отделяются друг от друга ледяными реками или огненными стенами и соединяются мостами. Облик обитателей ада складывался у Босха под влиянием многочисленных изображений страшного суда на стенах старых церквей и в народном лубке, дьявольских масок и карнавальных костюмов праздничных представлений, разыгрываемых на подмостках городской площади средневековья. Средневековая народная фантазия комбинировала демонические образы из частей всем известных животных, относимых к разряду «нечистых»: жаб, змей, летучих мышей и т.п.

Ад ранних работ Босха населен этими пока еще вполне «реалистическими» гибридами: гады со змеиными телами, перепончатыми крыльями, жабьими головами и кошачьими когтями совершают в нем свое традиционное дело – мучают и потрошат грешников. Однако уже здесь дают себя знать, с одной стороны, безудержное воображение художника, а с другой – ренессансная конкретность его представлений даже о самых нереальных вещах. Грешников в аду подвергают мучениям на реальных кроватях с балдахинами, их варят в реальных котлах, расплющивают на реальных наковальнях; на первом плане створки две человеческих головы, почти портретные, на коротких ножках и с алебардой на плече совершают своеобразный «ночной дозор» своих владений. Это наполняет ранние босховские картины ада ощущением реальной жизни, только как бы вывернутой наизнанку, превратившейся в саркастическую пародию на повседневность, в ее темный негатив.

<…> ад строго противопоставлен раю как его полная противоположность, как зло добру, как вечное мучение вечному блаженству. В поздних работах Босха границы между адом, земной жизнью и даже раем начинают стираться Ад как бы выплескивается в потрясающем многообразии своих фантастически реальных форм за сферу преисподней и начинает обнаруживаться не только среди привычных явлений повседневности, но и в райских садах Эдема. Он становится необходимым звеном в логической цепи человеческой жизни, чуть ли не ее целью и конечным результатом».

 

А. Лосев. Маньеризм // Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите периоды становления эпохи Возрождения.

2. Охарактеризуйте эстетику Ренессанса.

3. Каковы принципы эстетики?

4. Перечислите школы живописи и их представителей.

5. Что такое Северное Возрождение?

6. Что такое маньеризм?

7. Почему Леонардо говорит о живописи как о «божественной науке»?

8. Чем обусловлен универсализм художника в эстетике Леонардо?

 

Литература

1. Борев Ю. Б. Эстетика: в 2-х т. - Смоленск, 1998. - Т.2.

2. Эстетика: Учеб. пособие / Под ред. А. Радугина. - М.. 1998.

3. Мастера искусств об искусстве. М., 1966. Т. 2.

4. Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1 – 2.

5. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

6. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

8. Эстетика Ренессанса в 2-х т. – М., 1981.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.