Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткая характеристика возрастных особенностей детей и подростков





 

В настоящее время наметилась тенденция к омоложению членов сборной команды страны по вольной борьбе. Это привело к постепен­ному снижению возраста, в котором начинают заниматься борьбой. Специалисты считают, что занятия с раннего возраста предопределяют дальнейшие спортивные успехи на мировой арене. Это связывают с возрастными особенностями детей и подростков.

Высокий уровень тканевого обмена у детей 10-11 лет, обусловлен­ный эффективной деятельностью сердца, является предпосылкой для хорошего приспособления их к нагрузкам, требующим общей вынос­ливости. В силу анатомо-физиологических особенностей развития организма у детей 10-11 лет относительно высок уровень аэробной производительности, что и позволяет использовать в большом объеме физические нагрузки аэробного характера. Анализ литературных ис­точников показывает, что после 11-12 лет сравнительно быстро разви­ваются органы и системы организма, высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечаются повы­шенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому формированию двигательных навыков и овладению техникой движений со сложной координацией. В связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функция зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития. В 13-14 лет у мальчиков проис­ходят относительное замедление роста тела в длину и некоторое увеличение веса тела. Это период полового созревания. Специальные исследования, проведенные по данной проблеме, показывают, что среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортив­ного разряда, — мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового созревания. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, акселератов уже менее 20%. Высшие достижения довольно часто показывают спортсме­ны с поздним развитием и крайне редко — с ранним.



Процесс многолетней тренировки осуществляется на основе сле­дующих методических положений:

1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков и юношей;



2) неуклонный рост объема средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему трениро­вочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3) непрерывное овладение основами базовых действий;

4) неукоснительное соблюдение принципа постепенности в при­менении тренировочных и соревновательных нагрузок;

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом периодов полового созревания;

6) одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

 

Этапы подготовки и их взаимосвязь с годами обучения

 

Многолетняя подготовка спортсменов всех возрастов рассматрива­ется как единый педагогический процесс. Поэтому этапы подготовки сочетаются с годами обучения следующим образом:

­ Этап базовой подготовки и углубленного совершенствования: Группы начальной подготовки (3 года)

­ Этап начальной спортивной специализации: 1—2-й год обучения в учебно-тренировочных группах

­ Этап углубленной тренировки: 3—4-й год обучения в учебно-тренировочных группах

Периоды подготовки распределяются по годам обучения в группах начальной подготовки:

 

I год обучения:

 

1-й период Этап комплектования учебно-тренировочной группы (2 месяца)
2-й период Ознакомление с основными элементами и базовыми действия­ми (3 месяца)
3-й период Этап базовой подготовки с включением каникул (6 месяцев)
4-й период Этап самостоятельной подго­товки — (август).

 



Для II года обучения выделяются 5 периодов подготовки (И.А. Кондрацкий, Г.М. Грузных, В.М. Игуменов [17]), соответствующих режиму основной учебной деятельности школьников.

 

1-й период — подготовительный Подготовка к участию в соревнованиях следующего периода (сентябрь—февраль)
2-й период — соревновательный Участие в классификационных соревнованиях (март—апрель)
3-й период — подготовительный Подготовка к большим нагрузкам следующего периода (ап­рель—май)
4-й период — базовый (или каникулярный) Тренировка в условиях выездных спортивных лагерей — подготовка к следующему учебному году (июнь—июль)
5-й период — индивидуальный Самостоятельная работа (по заданию тренера) по видам подго­товки (август)

 

В III год обучения построение годичной тренировки на основе макроцикла может быть одноцикловым, двухцикловым, трехцикловым. В каждом макроцикле выделяются 3 периода — подготовитель­ный, соревновательный и переходный, которые составляют основу построения годичного цикла. В подготовительном периоде закладыва­ется прочная функциональная база для успешной подготовки и участия в соревнованиях, обеспечивается становление различных сторон под­готовленности. Этот период делится на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. В соревновательном периоде проис­ходит дальнейшее формирование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, осуществляются непосред­ственная подготовка к соревнованиям и участие в них. Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала борцов после тренировочных и соревновательных нагрузок предыдущих периодов, осуществление мероприятий, связанных с под­готовкой к очередному макроциклу.

На начальном этапе подготовки наиболее продолжительным явля­ется подготовительный период, тогда как соревновательный период не очень продолжителен и нечетко выражен.

На этапах многолетней подготовки большое место отводится отбо­ру. В отборе можно выделить 3 основных ступени: предварительная, промежуточная и заключительная. На каждой из них решается своя задача: на предварительной — определение целесообразности выбора ребенком занятий вольной борьбой с учетом его морфофункциональных данных и психических особенностей; на промежуточной —выяв­ление у занимающихся способности к эффективному совершенствованию двигательных умений в процессе тренировки; на заключительной — выявление у спортсменов возможностей к достижению результатов меж­дународного класса.

 

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания качества, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей вынос­ливости и силы, т.е. тех качеств, которые имеют разные физиологиче­ские механизмы. По данным лаборатории обмена веществ и энергии НИИ возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР, опти­мальным периодом для развития аэробных возможностей организма у мальчиков групп начальной подготовки является возраст от 8 до 10 лет; а для развития анаэробно-гликолитических механизмов — возраст 11-13 лет.

По вопросу, каковы же конкретные сроки сенситивных фаз разви­тия того или иного физического качества, у специалистов нет единства мнений. Тем не менее, основываясь на обобщении научных материа­лов, можно выделить их примерные возрастные границы (табл. 7).

 

Таблица 7

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

Морфофункциональные показатели и фи­зические качества Возраст (лет)
Рост           + +
Вес           + +
Сила             +
Быстрота   + + +      
Скоростно-силовые качества     + + + + +
Выносливость (аэробные возможности)   + +        
Выносливость (анаэробные возможности)     + + +    
Гибкость + + + +      
Координационные способности     + + + + +
Равновесие + +   + + + +

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.