Краткая характеристика возрастных особенностей детей и подростков
В настоящее время наметилась тенденция к омоложению членов сборной команды страны по вольной борьбе. Это привело к постепенному снижению возраста, в котором начинают заниматься борьбой. Специалисты считают, что занятия с раннего возраста предопределяют дальнейшие спортивные успехи на мировой арене. Это связывают с возрастными особенностями детей и подростков.
Высокий уровень тканевого обмена у детей 10-11 лет, обусловленный эффективной деятельностью сердца, является предпосылкой для хорошего приспособления их к нагрузкам, требующим общей выносливости. В силу анатомо-физиологических особенностей развития организма у детей 10-11 лет относительно высок уровень аэробной производительности, что и позволяет использовать в большом объеме физические нагрузки аэробного характера. Анализ литературных источников показывает, что после 11-12 лет сравнительно быстро развиваются органы и системы организма, высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечаются повышенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому формированию двигательных навыков и овладению техникой движений со сложной координацией. В связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функция зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития. В 13-14 лет у мальчиков происходят относительное замедление роста тела в длину и некоторое увеличение веса тела. Это период полового созревания. Специальные исследования, проведенные по данной проблеме, показывают, что среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы I спортивного разряда, — мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового созревания. В числе спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, акселератов уже менее 20%. Высшие достижения довольно часто показывают спортсмены с поздним развитием и крайне редко — с ранним.
Процесс многолетней тренировки осуществляется на основе следующих методических положений:
1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков и юношей;
2) неуклонный рост объема средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
3) непрерывное овладение основами базовых действий;
4) неукоснительное соблюдение принципа постепенности в применении тренировочных и соревновательных нагрузок;
5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом периодов полового созревания;
6) одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Этапы подготовки и их взаимосвязь с годами обучения
Многолетняя подготовка спортсменов всех возрастов рассматривается как единый педагогический процесс. Поэтому этапы подготовки сочетаются с годами обучения следующим образом:
Этап базовой подготовки и углубленного совершенствования: Группы начальной подготовки (3 года)
Этап начальной спортивной специализации: 1—2-й год обучения в учебно-тренировочных группах
Этап углубленной тренировки: 3—4-й год обучения в учебно-тренировочных группах
Периоды подготовки распределяются по годам обучения в группах начальной подготовки:
I год обучения:
1-й период
| Этап комплектования учебно-тренировочной группы (2 месяца)
| 2-й период
| Ознакомление с основными элементами и базовыми действиями (3 месяца)
| 3-й период
| Этап базовой подготовки с включением каникул (6 месяцев)
| 4-й период
| Этап самостоятельной подготовки — (август).
|
Для II года обучения выделяются 5 периодов подготовки (И.А. Кондрацкий, Г.М. Грузных, В.М. Игуменов [17]), соответствующих режиму основной учебной деятельности школьников.
1-й период — подготовительный
| Подготовка к участию в соревнованиях следующего периода (сентябрь—февраль)
| 2-й период — соревновательный
| Участие в классификационных соревнованиях (март—апрель)
| 3-й период — подготовительный
| Подготовка к большим нагрузкам следующего периода (апрель—май)
| 4-й период — базовый (или каникулярный)
| Тренировка в условиях выездных спортивных лагерей — подготовка к следующему учебному году (июнь—июль)
| 5-й период — индивидуальный
| Самостоятельная работа (по заданию тренера) по видам подготовки (август)
|
В III год обучения построение годичной тренировки на основе макроцикла может быть одноцикловым, двухцикловым, трехцикловым. В каждом макроцикле выделяются 3 периода — подготовительный, соревновательный и переходный, которые составляют основу построения годичного цикла. В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки и участия в соревнованиях, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. В соревновательном периоде происходит дальнейшее формирование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, осуществляются непосредственная подготовка к соревнованиям и участие в них. Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала борцов после тренировочных и соревновательных нагрузок предыдущих периодов, осуществление мероприятий, связанных с подготовкой к очередному макроциклу.
На начальном этапе подготовки наиболее продолжительным является подготовительный период, тогда как соревновательный период не очень продолжителен и нечетко выражен.
На этапах многолетней подготовки большое место отводится отбору. В отборе можно выделить 3 основных ступени: предварительная, промежуточная и заключительная. На каждой из них решается своя задача: на предварительной — определение целесообразности выбора ребенком занятий вольной борьбой с учетом его морфофункциональных данных и психических особенностей; на промежуточной —выявление у занимающихся способности к эффективному совершенствованию двигательных умений в процессе тренировки; на заключительной — выявление у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом возрастных периодов развития физических качеств у юных борцов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания качества, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, которые имеют разные физиологические механизмы. По данным лаборатории обмена веществ и энергии НИИ возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР, оптимальным периодом для развития аэробных возможностей организма у мальчиков групп начальной подготовки является возраст от 8 до 10 лет; а для развития анаэробно-гликолитических механизмов — возраст 11-13 лет.
По вопросу, каковы же конкретные сроки сенситивных фаз развития того или иного физического качества, у специалистов нет единства мнений. Тем не менее, основываясь на обобщении научных материалов, можно выделить их примерные возрастные границы (табл. 7).
Таблица 7
ПРИМЕРНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Морфофункциональные показатели
и физические качества
| Возраст (лет)
|
|
|
|
|
|
|
| Рост
|
|
|
|
|
| +
| +
| Вес
|
|
|
|
|
| +
| +
| Сила
|
|
|
|
|
|
| +
| Быстрота
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Скоростно-силовые качества
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| Выносливость (аэробные возможности)
|
| +
| +
|
|
|
|
| Выносливость (анаэробные возможности)
|
|
| +
| +
| +
|
|
| Гибкость
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Координационные способности
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| Равновесие
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|