Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновения и развития межкультурной коммуникации





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2014 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профилей подготовки «Психология образования»,

«Психология профессионального образования»,

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 44 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования».

Авторы: канд. филос. наук, доцент Е.В. Попова
  старший преподаватель М.Д. Попкова
     
     
     
     
Рецензент: канд. филос. наук, доцент А.Г. Кислов

 



 

Одобрен на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 30 мая 2013 г. № 10.

 

Заведующий кафедрой философии и культурологии   С.З. Гончаров

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24 июня 2013 г. № 10.

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014

© Попова Е.В., Попкова М.Д., 2014

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – познакомить студентов с историей возникновения и теоретическими основами межкультурной коммуникации, сформировать у студентов культурную восприимчивость, способность к правильной интерпретации различных видов коммуникативного поведения. В обществе, где человек не способен понять, а значит, и уважать особенности позиций других людей, невозможны сотрудничество, толерантность, гуманизм. Данная дисциплина призвана способствовать развитию у студентов самостоятельного мышления и формированию обоснованного мировоззрения необходимых для наиболее эффективного коммуникационного взаимодействия в современном мире.



Задачи дисциплины:

- изучение типов, видов, форм, моделей и структурных компонентов межкультурной коммуникации;

- овладение методологическими приемами коммуникативного поведения;

- ознакомление с особенностями коммуникативного поведения в различных сферах общественной жизни;

- освоение методов исследования межкультурной коммуникации.

Данная учебная дисциплина обладает существенным нравственно-педагогическим потенциалом, поскольку способствует оформлению аргументированного мировоззрения, независимого мышления и общегуманитарной культуры, которые позволят понимать и учитывать сложность и многообразие социокультурной обстановки в мире и России, анализировать явления и процессы в различных сферах общественной жизни с необходимых психологу-педагогу позиций межкультурного взаимодействия, толерантности и гуманизма, формирование которых выступает важной воспитательной задачей дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире».

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к разделу «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Дисциплина «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» относится к базовой части гуманитарного социального и экономического цикла и читается на первом курсе (1-й семестр), являясь предшествующей для дисциплин «История» и «Философия».



Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Мир в XX веке» (общеобразовательная программа):

Знания:

Фактов, явлений, процессов, понятий, теорий, гипотез, характеризующих системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; взаимосвязь и особенности истории России и мира.

Умения:

Уметь осуществлять комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы; представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

Владения:

Понимание и критическое осмысление общественных процессов и ситуаций; определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

 

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· История;

· Философия;

· Поликультурное образование.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· ключевые понятия культурологии;

· социальную значимость и социокультурную обусловленность межкультурной коммуникации как общественного явления, ее сущность, структуру и функции;

· историю становления различных типов культур;

· виды культурных коммуникаций;

· проблемы межкультурных взаимодействий в современных условиях;

· социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий.

Уметь:

· пользоваться понятийным и методологическим аппаратом культурологии;

· применять качественные и количественные методы в социологических исследованиях (ОПК- 2);

· организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

· использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

· выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-8);

· принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· историческим методом и умением его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

· моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

· готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способностью учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2) 72 (2) 72 (2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс I I I
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. История возникновения и развития межкультурной коммуникации 1,2 Еженед. Собеседование – 1; участие в семинар. занятии – 2. .
2. Культура и культурное многообразие мира 3,4 Еженед. Собеседование – 3; участие в семинар. занятии – 4; домашняя словар. работа – 4.
3. Культурная идентичность 5,6 Еженед. Собеседование – 5; участие в семинар. занятии – 6; творческ.задание – 6.
4. Культура и коммуникации 7,8 Еженед. Собеседование – 7; участие в семинар. занятии – 8; тест – 8.
5. Освоение культуры 9,10 Еженед. Собеседование – 9; участие в семинар. занятии – 10; тренинг – 10.
6. Виды межкультурной коммуникации 11,12 Еженед. Собеседование – 9; участие в семинар. занятии – 10; домаш. словарная работа – 10.
7. Проблемы понимания в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации 13,14 Еженед. Собеседование – 11; участие в семинар. занятии – 12; творческ. задание – 12. ролевая игра-12.
8. Результаты межкультурной коммуникации - Еженед. Участие в семинар. занятии – 15; тренинг – 15.
  Подготовка к зачету            
Итого за 1 семестр   Зачет

4.3. Содержание дисциплины

Таблица 3

№ п/п Наименование темы Содержание тем
1. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. История возникновения и развития межкультурной коммуникации Предмет межкультурной коммуникации и ее содержание как учебной дисциплины. Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации. Этапы развития межкультурной коммуникации в США. Утверждение межкультурной коммуникации в Европе и России. Межкультурная коммуникация и образование. Методы обучения межкультурной коммуникации.
2. Культура и культурное многообразие мира Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры. Основные компоненты культуры. Социализация и инкультурация, их виды и формы. Этноцентризм и культурный релятивизм. Понятие и сущность эмпатии. Культура и поведение. Культура и ценности. Культура и язык. Гипотеза Сепиро-Уорфа.
3. Культурная идентичность Понятие «культурная идентичность». Объективные основания многообразия культур. Проблема «чужеродности» культуры. Психология межкультурных различий. Переживание индивидом «чужого» и «своего» при контакте с представителями другой культуры.

 

Продолжение табл. 3

 

4. Культура и коммуникации Понятия «общение» и «коммуникация». Структура коммуникативного акта. Сущность межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация как общение. Теории межкультурной коммуникации Э.Холла, Г.Хофштеде, Э.Хирша. Детерминанты межкультурной коммуникации.
5. Освоение культуры Аккультурация, ее виды и результаты. Культурный шок: причины, факторы. Фазы развития культурного шока. Симптомы культурного шока и способы его преодоления. Типы реакции на другую культуру. Модель освоения чужой культуры М.Беннета.
6. Виды межкультурной коммуникации Вербальный, невербальный и паравербальный виды коммуникации. Основные единицы вербальной коммуникации. Стили вербальной коммуникации. Соотношение вербального и невербального видов коммуникаций. Сущность понятия «невербальная коммуникация». Основные формы невербальной коммуникации: кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика. Паравербальная коммуникация и ее основные компоненты.

 

Окончание табл. 3

 

7. Проблемы понимания в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации Процесс восприятия и его основные детерминанты. Культура и восприятие, межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Основные элементы межличностной аттракции. Атрибуция и ее роль в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления. Понятие и сущность стереотипа. Природа и функции стереотипов. Значение стереотипов в межкультурной коммуникации. Предрассудки и механизмы их формирования. Типы предрассудков. Коррекция и изменение предрассудков.
8. Результаты межкультурной коммуникации Эффективная коммуникация и ее элементы. Понятие и сущность толерантности. Толерантность в межкультурной коммуникации. Культурная компетенция и ее основные компоненты: языковая личность, коммуникативная и культурная типы компетенции. Уровни межкультурной компетенции и способы ее повышения. Тренинги в межкультурной коммуникации и их формы. Подготовка, методика проведения и оценка эффективности тренингов по межкультурной компетенции.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В преподавании дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» используются следующие формы:

▪ лекции с элементами диалога и дискуссий;

▪ семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, докладов и сообщений студентов; делается устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся групповые дискуссии и круглые столы по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире, тренинги, контрольные работы, тестирование;

▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к семинарам, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку тренингов, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и к зачету;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;

▪ НИРС, включающая участие студентов в конференциях, олимпиадах;

▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке тренингов, написанию рефератов, статей, докладов на конференции;

Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, тестирование, для итогового – зачет.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Семинарское занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На семинарских занятиях по дисциплине «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях и круглых столах по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире, тренингах и ролевых играх; выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.

Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к семинарам, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку к тренингам, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, внутрисеместровой аттестации и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах.

Подготовка к семинарскому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами и планами семинарских занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой.

При чтении литературы по курсу «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам семинара, а также в обсуждении выступлений других студентов.

Доклад на семинарском занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад.

Подготовка к тренингам и ролевым играм предполагает совместную работу студентов в команде. Для этого необходима серьёзная подготовка, свободное владение материалом пройденных занятий, умение слаженно и эффективно решать поставленные преподавателем задачи.

Домашние словарные и творческие работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также с дополнительной литературой по теме занятия – с целью получения фактологического и иллюстративного материала.

 

 

Тема 1. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина. История

возникновения и развития межкультурной коммуникации

 

1. Предмет межкультурной коммуникации и ее содержание как учебной дисциплины.

2. Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации. Этапы развития межкультурной коммуникации в США.

3. Утверждение межкультурной коммуникации в Европе и России.

4. Межкультурная коммуникация и образование. Методы обучения межкультурной коммуникации.

Темы докладов и сообщений:

1) Научные взгляды Вильгельма фон Гумбольта и их роль в развитии языкознания и лингвокультурологии.

2) Концепция «культурной грамматики» Эдварда Холла.

Литература

Грушевицкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. М., 2002.

Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М., 2005.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.