Сделай Сам Свою Работу на 5

Постиндустриальное общество





Доиндустриальное общество

 

Понятие доиндустриального общества охватывает все цивилизации Древнего Востока, Древнюю Грецию и Древний Рим, европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки элементы этого общества сохраняются и сегодня.

Доиндустриальное общество – это общество, где нет индустрии, то есть промышленности. Этот тип общества иногда ещё называют аграрным, так как главной отраслью производства являлось сельское хозяйство. Источником богатства в данном типе общества являлась, в основном, земля.

В аграрном обществе основой жизнедеятельности людей является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье – голод, война и чума. Голод – самый жестокий: от него нет укрытия. Зависимость человека доиндустриального общества от природы выражается в почтительном отношении к ней, а также во множестве примет и пословиц о погоде и виде на урожай.



Доиндустриальные общества иначе еще называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным традициям. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений; поведение человека регулировалось обычаями и традициями, то есть «традиционный человек» воспринимал мир и заведенный порядок жизни как нечто не подлежащее изменению.

Многими общественными и жизненно важными явлениями руководила религия, отсюда большая роль церкви и армии. Наука была практически неразвита.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в одном месте, в основном, в деревнях, связи с большим миром довольно слабые.

Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Традиционному обществу характерен коллективизм. Человек не ощущал себя личностью, противостоящей другим, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, города.



Социальный статус человека в аграрном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением (то есть в каком сословии родился). Была низкая социальная мобильность (если родился в одном сословия, то было мало шансов изменить своё социальное положение).

Большинство государств в традиционном обществе являлись монархиями (довольно часто абсолютными, то есть такими, где власть монарха не чем не ограничивалась). Довольно часто власть царя или фараона была священной и обожествлялась.

 

Задание 2.

1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)

2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)

3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)

4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)

5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).

7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)

8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)



9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)

 

Задание 1 –составить список основных черт индустриального общества

Индустриальное общество

 

В конце 18 века начинается постепенный закат аграрного общества и становление индустриального. Оно возникает в результате промышленной революции, начавшейся в Англии и распространившейся впоследствии по всему миру. В ходе промышленной революции основной сферой производства становится не сельское хозяйство, а промышленность.

Индустриальное общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений и вера в прогресс человечества.

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, современные средства связи и транспорта). Заметно улучшилась качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни.

Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит урбанизация, то есть рост городов и расширение доли городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Теперь решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам, а в центре общественной жизни находятся не церковь и армия, а корпорации.

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны. Практически уходит в прошлое сословная структура общества.

В индустриальном обществе шла борьба основной массы населения за получение политических и гражданских прав и свобод (свобода слова и печати, свобода перемещения, избирательные права, экономические свободы). Со временем

свободы и права личности закрепляются конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. В индустриальном обществе отношения личности и государства строятся на началах взаимной ответственности, формируется принцип равноправия граждан и складываются элементы современной демократии. К концу 19 века во многих странах мужчины получают всеобщее избирательное право; женщины этого добиваются только в первой половине 20 века.

В индустриальном обществе развивается система школьного образования, так как выросла потребность в грамотных специалистах. Сначала начальное, а потом и среднее образование становится бесплатным и общедоступным. В развитых странах обычным становится массовая грамотность населения.

Важнейшими социальными и духовными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям, а также индивидуализм. Роль религиозных ценностей падает.

Задание 2.

1. 1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)

2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)

3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)

4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)

5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).

7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)

8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)

9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)

 

Задание 1 –составить список основных черт постиндустриального общества

Постиндустриальное общество

 

Постиндустриальное общество, по мнению ученых, возникло в развитых странах мира во второй половине 1970-х гг. Это было вызвано развитием новых технологий: в первую очередь, информационных (создание микропроцессора, персонального компьютера, таких средств коммуникации как спутниковый телефон и Интернет), во-вторую, биотехнологий и генной инженерии. Начался новый этап научно-технического прогресса.

В постиндустриальном (информационном) обществе на первый план выходит такая отрасль производства как сфера услуг (то есть часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг). В информационном обществе большинство людей работают не в промышленности или в сельском хозяйстве. Так в 2000 г. в Канаде и Великобритании около 75 % населения работала в сфере услуг, 3% в сельском хозяйстве, 22% - в промышленном производстве.

В информационном обществе произошло не только изменение численности занятых в сфере услуг, но и изменения качества рабочей силы. Большинство работников в развитых странах имеют высокий уровень образования и квалификации.

В современном мире образование не только играет особую роль, но и становится непрерывным. Получение высшего образования в постоянно меняющемся мире не гарантирует достойное рабочее место. Чтобы быть в ногу со временем нужно непрерывно повышать свои знания и умения (курсы повышения квалификации, второе высшее, дистанционные курсы в Интернете и т.д.).

Постиндустриальное общество называют еще информационным потому, что именно знание и информация становятся главными факторами развития экономики и ценностями современного мира. Знания и информации становятся источниками повышения производительности производства. В информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.

 

В постиндустриальном обществе одной из ведущей деятельностью становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки. Роль науки в жизни и производстве как никогда велика.

Появилась возможность применения информационных технологий для изменения орудий труда – станков и машин. Началась автоматизация и роботизация производства вплоть до создания заводов-автоматов - «безлюдных» производств (то есть на них практически отсутствуют рабочие, все производство автоматизировано).

Новые технологии и персональный компьютер раскрыли огромный потенциал повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, одновременно сокращая ее стоимость и время производства. В связи с экологическими проблемами и экономическими кризисами в мире взят курс на развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве.

Для информационного общества характерна преобладание удельного веса среднего класса, а также высокая социальная мобильность (т.е. у современного человека всегда есть возможность изменить свое положение в обществе).

Задание 2.

1. 1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)

2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)

3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)

4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)

5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).

7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)

8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)

9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.