Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ





Вторая мировая война нанесла удар не только по эконо­мике участвовавших в ней стран, но и по их социальной сфере. Система удовлетворения потребностей людей в этих странах была разлажена, хотя и не везде в одинаковой степе­ни. Если вспомнить ещё о десятках миллионов погибших, а также физически или духовно искалеченных людей, то ста­нет ясно, до какой степени обострились социальные про­блемы во многих странах мира, особенно европейских, ко­торые вышли из второй мировой войны с наибольшими по­терями. Кроме того, в связи с атомной бомбардировкой двух японских городов, которой фактически была поставлена точ­ка в этой войне, человечество впервые столкнулось с про­блемой сохранения его как вида, причисленной впоследствии к разряду глобальных. Решение таких проблем предполагало координацию усилий разных стран, которая стала целью деятельности Организации Объединённых Наций, созданной в 1945 г. В центре внимания этой организации оказались про­блемы сохранения мира, а также вопросы экономического и социального развития её участников.

Восстановление социальной сферы.Экономическое возрож­дение западноевропейских стран осуществлялось в соответ­ствии с планом Маршалла, реализация которого началась в



1948 г. и продолжалась в течение трёх лет. Своё название этот план получил по имени Джорджа Маршалла, который в 1947—

1949 гг. был государственным секретарём США. Его правовую основу составлял Закон о помощи иностранным государствам, принятый американским конгрессом в апреле 1948 г. Условия получения помощи по плану Маршалла были приняты Анг-

зз


лией, Францией, Италией, Швецией, Норвегией, Данией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Австрией, Ирланди­ей, Исландией, Грецией, Швейцарией, Турцией и Португа­лией, а также распространены на Западную Германию и Три­ест, ставший впоследствии частью итальянской территории. Руководствуясь идеологическими соображениями, Советский Союз и страны Восточной Европы отказались от этой помо­щи. Согласно плану Маршалла, все страны Западной Европы получали американскую помощь в виде кредитов и безвозв­ратных субсидий, которые шли на восстановление экономи­ки. Что касается социальной сферы, то меры по её восста­новлению также не заставили себя долго ждать.



Сразу же после второй мировой войны в социальное зако­нодательство многих стран Западной Европы были внесены изменения, учитывавшие сложившуюся в них обстановку. Так, в 1946 г. в Англии был принят закон, провозгласивший со­здание Национальной службы здоровья. Впервые государство брало на себя не только выполнение санитарных мероприя­тий, но и лечебное дело. Все частные и благотворительные больницы, финансовое положение которых после войны было катастрофическим, переходили под контроль государства, а пользование ими становилось бесплатным. Будучи вынужден­ной мерой, национализация учреждений здравоохранения в Англии способствовала улучшению положения в социальной сфере. В 1945 г. во Франции было принято дополнение к зако­ну о социальном страховании, в соответствии с которым за­страхованной оказалась подавляющая часть её населения. Для бесплатного обслуживания неимущих была создана специ­альная организация под названием Медицинская помощь, в ведении которой находилась сеть общественных больниц. Крайне трудное положение в послевоенное время сложилось в Германии, но и в ней в течение нескольких лет было нала­жено нормальное функционирование социальной сферы, ставшее предпосылкой её последующего эффективного раз­вития.

В 1949 г. произошёл раскол Германии на два государства, сохранявшийся более сорока лет. В Восточной Германии, оккупированной советскими войсками, была создана ГДР, а в Западной, находившейся под контролем союзнических




сил, — ФРГ. Если Германская Демократическая Республика провозгласила своей целью построение социалистического общества, то Федеративная Республика Германии представ­ляла собой классический пример капиталистического госу­дарства. Как и другие страны Восточной Европы, в решении проблемы помощи нуждающимся ГДР пошла по советскому пути. Кроме того, она приобрела дурную славу государства, нарушающего права человека. Что касается ФРГ, то она про­должала развивать социальную работу, имевшую в Германии глубокие корни. Действительно, за первые два года существо­вания западногерманского государства в нём было принято семь законов, имевших непосредственное отношение к со­циальной сфере. Поэтому неудивительно, что к настоящему времени Федеративная Республика Германии, ставшая уже единым государством, накопила огромный опыт в деле по­мощи нуждающимся, который позволяет считать её одним из мировых лидеров в области социальной работы.

Первое послевоенное десятилетие в странах Западной Ев­ропы прошло под знаком американского влияния не только в экономической, но и во многих других областях. Выйдя из второй мировой войны с нормально функционировавшей экономикой, Соединённые Штаты Америки сумели помочь этим странам наладить хозяйственную деятельность, кото­рая была в них практически разрушена. Об их политическом авторитете свидетельствовало то, что в 1949 г. им удалось убедить десять западноевропейских стран и Канаду создать Организацию североатлантического договора, к которой впоследствии присоединились ещё четыре. Имея под собой экономическую основу, американское влияние в этих стра­нах не ограничивалось рамками политики, а распространя­лось и на другие области. Оно касалось, в частности, соци­альной работы, которая сыграла важную роль в ликвидации последствий второй мировой войны. Вообще Соединённые Штаты Америки оказали большое влияние на послевоенное развитие социальной работы в странах Западной Европы (и в мире в целом), хотя некоторые усматривали в этом прояв­ление американского империализма. Между социальными работниками разных стран восстанавливались контакты, прерванные второй мировой войной. Это имело своим ре-


зультатом создание Международной федерации социальных работников, которым завершился второй этап в развитии профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся.

Развитие социального законодательства.Для того чтобы восстановить социальную сферу, опиравшуюся на эффектив­ную экономику, странам Запада потребовалось не более де­сяти лет. Действительно, уже в середине 50-х годов в этих странах получило широкое распространение понятие общества потребления, отражавшее не только тенденцию их развития, но и те изменения, которые произошли в них после второй мировой войны. В основе его возникновения лежало развитие социального благосостояния, представлявшего со­бой обеспеченность людей материальными и духовными бла­гами, которые служат для удовлетворения их потребностей. Даже вторая мировая война, изменившая в той или иной степени повседневную жизнь всех стран Запада, не обесце­нила проблемы социального благосостояния, хотя и переве­ла их большей частью из практической плоскости в теорети­ческую. Так, в 1943 г. в Англии был опубликован доклад, со­державший рекомендации по созданию системы социальной защиты, которая отличалась бы непрерывностью. Основные его положения легли в основу аналогичного доклада, опуб­ликованного через год в Канаде.

В отличие от европейских стран, Соединённые Штаты Америки имели возможность развивать социальное благосос­тояние и в годы второй мировой войны, основные события которой обошли стороной их территорию. С целью устране­ния различных видов дискриминации на американском рын­ке труда в 1941 г. по распоряжению президента Рузвельта была разработана федеральная программа, получившая название Комитета по практике частного найма. Не получив, однако, поддержки со стороны членов конгресса, через четыре года она была свёрнута. В 1942 г. в Соединённых Штатах Америки вступил в силу закон, предусматривавший выделение из фе­дерального бюджета средств, которые использовались для помощи работающим матерям. Важное событие произошло через год, когда американские социальные работники стали взимать небольшую плату с тех клиентов, которым она была


по карману. Очевидно, что оно свидетельствовало не только о желании социальныхработников увеличить свои доходы, но и об изменении состава их клиентов, среди которых встречались уже состоятельные люди, отягощенные теми или иными проблемами.

В 1945 г., когда завершилась вторая мировая война, в Со­единённых Штатах Америки появился закон, который имел непосредственное отношение к её участникам. Названный Биллем о солдатах, он был направлен на то, чтобы помочь ветеранам этой войны решить встававшие перед ними про­блемы образования и трудоустройства. Возрастание роли со­циальных работников в жизни американского общества тре­бовало принятия специальных законов, которые регулирова­ли бы их деятельность. Если не считать Пуэрто-Рико, не имев­шего ещё статуса свободно присоединившегося к США госу­дарства, то пионером в принятии таких законов была Кали­форния (1945). Развитию психиатрической помощи в Соеди­нённых Штатах Америки, потребность в которой возросла после второй мировой войны, способствовал Акт о нацио­нальном душевном здоровье, принятый в 1946 г. Действитель­но, он предусматривал создание Национального института душевного здоровья, а также побуждал штаты — посредством выдачи_им субсидий — развивать у себя такую помощь. Выде­ление из федерального бюджета денежных средств, которые использовались для строительства новых больниц, предус­матривал Акт Хилла Бартона (1946). В 1946 г. была принята также программа, позволившая обеспечить детей из бедных семей школьными завтраками. Свидетельством озабоченнос­ти американского государства социальными проблемами яви­лось создание Департамента здравоохранения, образования и благосостояния (1953). Наконец, программу обновления американских городов содержал Акт о жилье, вступивший в силу в 1954 г.

Развитие социального благосостояния, понимаемого как обеспеченность людей необходимыми им предметами и ус­лугами, вступало в противоречие с различными видами дис­криминации, которые встречались в жизни американского общества. Известно, что Всеобщая декларация прав челове­ка, принятая Организацией Объединённых Нацийчерез три


года после окончания второй мировой войны, провозгласи­ла равенство людей «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»14. Тем не менее, в 1952 г. был принят закон (Акт Мак-Каррена-Уолтера), который ограничивал иммиг­рацию в Соединённые Штаты Америки, а также натурализа­цию в них для выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки. С другой стороны, начало 50-х годов ознаменова­лось усилением борьбы против расовой дискриминации, имевшей глубокие корни в американском обществе. Свои пер­вые плоды эта борьба принесла в 1954 г., когда Верховный Суд США признал неконституционной расовую сегрегацию в государственных школах.

Государство благосостояния и социальная работа. Кконцу 50-х годов в экономическом развитии стран Запада произо­шёл скачок, сравнимый по своим социальным последстви­ям разве что с промышленным переворотом. Вызванный су­щественными изменениями в технологии и управлении про­изводством, он нашёл своё отражение в многочисленных концепциях, одна из которых — государства благосостояния (или всеобщего благоденствия, как не без иронии называли её в философской литературе советского периода) — была сформулирована американским учёным Джоном Гэлбрейтом. Согласно этой концепции, в своём экономическом развитии страны Запада_достигли такого уровня, который позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы. Главную роль в решении этих проблем играет государство, руководствующееся принципом социальной справедливости при перераспределении "национального дохода винтересах всех членов общества. Содействуя достижению сравнительно высокого уровня жизни, оно оправдывает своё название го­сударства благосостояния.

Сходные концепции, но под другими названиями разра­батывали независимо друг от друга (и от Гэлбрейта) фран­цузский учёный Раймон Арон, а также его американский

14 Всеобщая декларация прав человека // Диалог. 1990. № 18. С. 48.


коллега Уильям Ростоу. Первый из них говорил в своих лек­циях в Сорбонне об индустриальном обществе, отличитель­ными чертами которого являются рыночное производство и демократический строй. Что касается Ростоу, то свои взгля­ды он изложил в книге «Стадии экономического роста. Не­коммунистический манифест», опубликованной в 1960 г. Рас­сматривая коммунизм как своего рода болезнь, Ростоу видел средство от неё в высоком уровне, массового потребления которое характерно для зрелого общества, представляющего собой высшую стадию в развитии человечества. Идеи Гэлбрейта, а также Арона, Ростоу и других учёных получили даль­нейшее развитие в концепции индустриального общества, связанной, прежде всего с именем американского социолога Даниела Белла. Согласно этой концепции, отличительной чертой новой стадии общественного развития, устраняющей различие между капитализмом и социализмом, является переход от промышленности к сфере услуг, где ведущая роль принадлежит уже не бизнесменам, а учёным и техническим специалистам.

Сторонники концепции государства благосостояния выс­тупали за смешанную экономику, включающую в себя как частный, так и государственный сектор. Их позиция, одна­ко, встретила резкое противодействие со стороны предста­вителей неоконсерватизма, которые проповедовали идею со­хранения существующего общественного порядка, названную ещё в 19 в. консервативной. Обосновывая требование ограни­чить вмешательство государства в экономику, неоконсерва­торы выступали за активизацию её частного сектора. По их мнению, государственные социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного развития. Кроме того, они разрушают веру людей в собствен­ные силы, формируют у них психологию иждивенчества и ограничивают частную инициативу. Требуя ограничить вме­шательство государства в экономику, неоконсерваторы в то же время выступали за усиление его роли в деле поддержа­ния общественного порядка. Их объединяло также стремле­ние к возрождению таких традиционных социальных инсти­тутов, как семья, школа и церковь. В этих социальных инсти­тутах неоконсерваторы усматривали надёжную преграду бю-


рократии, тоталитарным поползновениям в обществе и по­сягательствам на права личности.

Несмотря на критику со стороны представителей неокон­серватизма, концепция государства благосостояния прочно вошла в общественное сознание стран Запада. Дело в том, что она отражала реальную ситуацию, сложившуюся в соци­альной сфере этих стран, граждане которых имели право на образование, медицинское обслуживание и пенсионное обес­печение, а в случае инвалидности или безработицы могли рассчитывать на помощь со стороны государства. Закреплён­ные в существующем законодательстве, эти права, однако, часто оставались на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали. Было совершенно ясно, что провозглаше­ние социальных прав граждан не является ещё гарантией их реализации. С другой стороны, становилось всё более оче­видным, что помогать людям в реализации этих прав долж­ны социальные работники, которые руководствуются в сво­ей деятельности принципом индивидуального подхода, аб­солютно неприемлемым для государственных чиновников, какими бы добросовестными они ни были. В конечном счёте это привело к изменению взгляда на социальную работу: если раньше её рассматривали как помощь тем, кто оказались в катастрофическом положении (например, вследствие тяжё­лой болезни или потери работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на реализацию прав граж­дан. Иными словами, проблемы, с которыми сталкивались люди в своей повседневной жизни, стали рассматривать как следствие невыполнения того, что им положено по закону. Поэтому неудивительно, что в законодательстве ряда стран (например, Швеции) было закреплено право каждого чело­века на помощь со стороны социального работника.

Индустриальное общество и проблема отчуждения.Проти­вопоставляя современное общества традиционному, его час­то называют индустриальным. При этом индустриальное об­щество не отождествляется с капитализмом, который рас­сматривается как его начальная стадия. Общепринятым яв­ляется определение капитализма как «общественной форма­ции, основанной на частной собственности класса буржуа­зии на средства производства, эксплуатации наёмных рабо-


чих, лишенных средств производства и вынужденных прода­вать свою рабочую силу»15. Согласно марксизму, основы ко­торого были заложены в середине 19 в., борьба между двумя основными классами капитализма— буржуазией и пролета­риатом —- с неизбежностью должна закончиться уничтоже­нием первого и установлением гегемонии второго, а в перс­пективе — переходом к бесклассовому обществу, свободному от какой бы то ни было эксплуатации. Казалось, что суще­ствование коммунистических режимов в ряде стран мира во главе с Советским Союзом (составлявших социалистический лагерь) подтверждает правоту марксизма. Знаменитая ленин­ская фраза «Учение Маркса всесильно, потому что оно вер­но» воспринималось в течение семи десятилетий не только как удачный афоризм, но и как абсолютная истина. Практи­ка, являющаяся и для марксизма высшим критерием исти­ны, опровергла, однако, это учение: в конце 80-х — начале 90-х годов нынешнего столетия коммунистические режимы в большинстве стран рухнули с такой лёгкостью, которая го­ворит об их принципиальной нежизнеспособности. Что каса­ется теоретической несостоятельности марксизма, то мно­гие исследователи видят её в отождествлении капитализма со всем индустриальным обществом, которое оказалось зна­чительно более эффективным и жизнеспособным, чем мож­но было предвидеть в середине 19 в.

В отличие от капиталистического общества, в котором соб­ственник является в то же время и управляющим, индустри­альное характеризуется тем, что управление производством в связи с увеличением его масштабов сосредоточивается в нём в руках технических специалистов, выполняющих функции ад­министраторов. Теоретики индустриального общества исходят из признания если не всех, то по крайней мере некоторых из следующих положений. Во-первых, самые значительные изме­нения в современном мире связаны с переходом от традици­онного общества к индустриальному, основанному на машин­ном производстве, фабричной организации труда и нацио­нальной системе хозяйства, включающей в себя свободную торговлю и общий рынок. Во-вторых, существует определён-

Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 127.


 

ная логика индустриализации, которая приводит к увеличе­нию сходства в основных социальных институтах между раз­личными странами, как бы ни отличались они первоначально друг от друга. В-третьих. Переход к индустриальному обществу ассоциируется с разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и де­мократизацией общественной жизни. Одной из тенденций раз­вития современного индустриального общества является про­грессирующее устранение внешних неравенств между людьми при сохранении внутренних, которые производны от генети­ческих различий в их способностях. В-четвёртых, по мере раз­вития индустриального общества классовые различия теряют свою остроту, которая была характерна для его ранней ста­дии, называемой капитализмом. В-пятых, переход от тради­ционного общества к индустриальному характеризуется ук­реплением национального государства, основанного на прин­ципах либерализма и демократии.

В индустриальном обществе, обеспечивающем людям срав­нительно высокий уровень жизни, теряют свою актуальность многие социальные проблемы, которые были центральны­ми при капитализме. Одной из них является, например, про­блема нищеты, связанная с недостатком или отсутствием у людей средств к существованию. Маркс даже полагал, что обнищание трудящихся, обусловленное усилением их эксп­луатации буржуазией, является закономерностью развития капитализма. По его словам, «чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем боль­ше официальный пауперизм. Это — абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления»16. В то время как одни социальные проблемы потеряли в индустриальном обществе свою актуальность, другие выдвинулись в нём на первый план. К последним из них относится проблема отчуждения, свя­занная с превращением деятельности человека, а также её результатов в самостоятельную силу, которая не только гос­подствует над ним, но и враждебна ему.

Современные исследования проблемы отчуждения в той или иной степени связаны с философскими концепциями

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 23. С. 650.


Гегеля и Маркса, а также с идеями Руссо, который полагал, что только в естественном состоянии человек находится в гармонии _с природой. Ещё в конце 19 — начале 20 в. Эмиль Дюркгейм отмечал утрату членами современного ему про­мышленного общества чувства общности, а также рост в нём индивидуализма и дезинтеграции. Состояние общества, порождённого индустриализацией, было описано им в кон­цепции аномии, которую американский социолог Роберт Мертон использовал впоследствии при анализе отклоняю­щегося поведения. Процесс разрушения традиционных свя­зей был проанализирован также немецким социологом Фер­динандом Теннисом в его книге «Община и общество», вы­шедшей в 1887 г. По мнению Тенниса, община включает в себя отношения родства, соседства и дружбы. Поэтому она характеризуется единством воли, которая является разумной, но не рациональной. В отличие от общины, для общества характерна механическая связь индивидов, построенная на рациональном расчёте. Иными словами, в обществе царит рациональная воля, а следовательно произвол. Другой немец­кий социолог Макс Вебер подчёркивал формализацию об­щественной жизни, которая сопровождается обезличивани­ем человека и утратой им индивидуальной свободы, а его соотечественник Георг Зиммель отмечал тенденцию отчуж­дения индивида от социальных и культурных образований.

Наибольшей интенсивности исследования проблемы от­чуждения достигли во второй половине нынешнего столе­тия, когда в странах Запада произошли существенные изме­нения в экономике и социальной сфере. В конце 60-х годов они были связаны, прежде всего, с именем Герберта Маркузе — американского философа немецкого происхождения, который, сочетая в своём учении идеи Маркса и Фрейда, стал одним из кумиров леворадикального движения, извест­ного под названием новых левых. Маркузе полагал, что со­временный человек, вовлечённый в потребительскую гонку (или, в его терминологии, одномерный человек), оказыва­ется отчуждённым от таких своих социальных характерис­тик, как критическое отношение к существующему обществу и способность революционной борьбы за его преобразование. Его соотечественник Эрих Фромм, являющийся одним из


основателей неофрейдизма, отмечал, что социальный харак­тер современного общества (или, иными словами, то общее, что имеется у всех его членов), будучи ориентирован на ры­нок, включает в себя стремление к потреблению, а также чувства неуверенности, одиночества,_скуки и озабоченности. Иную точку зрения развивала Ханна Аренд, связывавшая от­чуждение с двумя историческими процессами — экспропри­ацией собственности у значительного количества бедноты и укреплением современного государства. При этом она пола­гала, что государство становится субъектом многих жизнен­ных процессов, регулировавшихся ранее самим индивидом.

Отчуждение получило такое широкое распространение в современном обществе, что оно признаётся практически все­ми исследователями. Так, американский психолог Макоби выделил особый психологический тип личности, названный им воином в джунглях. Этот тип личности характеризуется им как человек, который отчуждён от всех других людей и воспринимает их как своих потенциальных врагов17 . Пробле­ма отчуждения привлекает внимание философов, социоло­гов, психологов и представителей других областей знания, которые пытаются найти приемлемые пути её решения. Она имеет, однако, не только теоретический, но и ярко выра­женный практический аспект. Действительно, отчуждение порождает одиночество и отклоняющееся поведение, кото­рые относятся к числу проблем, находящихся в поле зрения социальных работников.

Национальная ассоциация социальных работников. Расши­рение круга проблем, с которыми имели дело социальные работники после второй мировой войны, находило своё от­ражение в создании их профессиональных организаций, объе­динявших специалистов в тех или иных областях. По числу таких организаций никто не мог сравниться с Соединённы­ми Штатами Америки, которые сохраняли лидирующие по­зиции в социальной работе, занятые ими ещё в начале 20 в., когда началось её становление как профессии. Подтвержде­нием этих позиций явилось то, что в 1946 г. Нобелевская пре­мия мира была присуждена Эмили Грин Балч — американс-

17 См.: Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 253.


кому социальному работнику, занимавшемуся преподаватель­ской деятельностью. После второй мировой войны в Соеди­нённых Штатах Америки завершилось создание профессио­нальных организаций, составивших Национальную ассоциа­цию социальных работников. Выступая за развитие сотруд­ничества между социальными работниками разных стран, эта ассоциация сыграла важную роль в возрождении междуна­родного органа, который занимался координацией их дея­тельности. Новый координирующий орган, названный Международной федерацией социальных работников, был создан в 1956 г.

Созданию Международной федерации социальных работ­ников предшествовало формирование в разных странах наци­ональных ассоциаций, вошедших в неё на правах коллектив­ных членов. Возвращаясь к Национальной ассоциации соци­альных работников, отметим, что важный шаг на пути к её формированию был сделан в 1946 г. Действительно, в этом году возникла Американская ассоциация групповых работни­ков, хотя объединившиеся в ней специалисты по социальной работе с группами контактировали между собой уже в тече­ние десяти лет. В 1946 г. была создана ещё одна организация, вошедшая впоследствии в Национальную ассоциацию соци­альных работников. Её название — Ассоциация за исследова­ние общинной организации — указывало на то, что она объе­диняла не только практиков, но и теоретиков социальной работы. На решение теоретических проблем ориентировалась Группа исследования социальной работы, основанная в 1949 г. О высоком уровне социальной работы в США свидетельство­вало не только обилие организаций, представители которых специализировались в тех или иных вопросах профессиональ­ной помощи нуждающимся, но и возникновение в ней частной практики. Первая лицензия, дающая право заниматься такой практикой, была выдана в 1950 г. в Сан-Диего (Калифорния). Отметим, что до сих пор социальные работники не пришли к общему мнению относительно того, нравственно ли для них заниматься частной практикой или нет. Преце­дент, однако, был создан», и для американских социальных работников особую актуальность приобрели вопросы их про­фессиональной подготовки. Рассмотрению этих вопросов был


посвящен доклад «Обучение социальной работе в Соединен­ных Штатах Америки», опубликованный в Нью-Йорке в 1951 г. Суть его рекомендаций сводилась к тому, что подготовка со­циальных работников должна иметь более общий характер. До 1952 г. эта подготовка контролировалась двумя организация­ми — Американской ассоциацией школ социальной работы, а также Национальной ассоциацией школ социального уп­равления. Потребность в её унификации привела к созданию единой организации, которая стала называться Советом по обучению социальной работе.

Школы, аккредитованные Советом по обучению социаль­ной работе, выпускали специалистов, которые имели сте­пень магистра. Обладание такой степенью считалось необхо­димым условием членства в семи организациях — Американ­ской ассоциации социальных работников, Американской ас­социации медицинских социальных работников, Американ­ской ассоциации психиатрических социальных работников, Национальной ассоциации школьных социальных работни­ков, Американской ассоциации групповых работников, Ас­социации за исследование общинной организации и Группе исследования социальной работы. В 1955 г. эти семь организа­ций объединились в одну, которая стала называться Нацио­нальной ассоциацией социальных работников.

Национальная ассоциация социальных работников (НАСР) взяла на себя выполнение ряда функций, которые определя­ли её роль в развитии профессиональной помощи нуждаю­щимся как в Соединённых Штатах Америки, так и во всём мире. К числу этих функций относились содействие профес­сиональному развитию её членов, установление и поддержа­ние стандартов их поведения, а также продвижение разум­ной социальной политики. Что касается стандартов поведения социальных работников, то они были представлены в Кодексе этики НАСР. Принятый впервые в 1960 г., этот ко­декс исходил из Стандартов для профессиональной практи­ки, которые действовали в Американской ассоциации соци­альных работников в течение девяти предшествующих лет. В его шести разделах говорилось об общих принципах поведе­ния социальных работников, а также их моральной ответ­ственности перед клиентами, коллегами, нанимателями,


своей профессией и обществом в целом. Хотя первое обраще­ние к моральным нормам, регулирующим деятельность со­циальных работников, является несомненной заслугой аме­риканских организаций, оно имело общемировое значение. Действительно, с выработкой таких норм, дополнявших дей­ствие юридических законов, социальная работа как форма деятельности становилась более устойчивой, чем прежде. Иными словами, она приобретала черты, характерные длясоциального института.

Институционализация социальной работы.Любая деятель­ность предполагает определённый способ её организации, под которой имеется в виду регулирование отношений, скла­дывающихся на её основе. Если способ организации той или иной деятельности характеризуется устойчивостью, то её называют социальным институтом. Иными словами, соци­альный институт представляет собой «исторически сложив­шиеся, устойчивые формы организации совместной деятель­ности людей»18. Регулирование отношений, складывающих­ся на основе той или иной деятельности, осуществляется с помощью социальных норм, представляющих собой правила поведения, которые признаны обществом и предписывают­ся его членам к исполнению. Важнейшими из его форм, от­личающихся большим разнообразием, являются право и мо­раль (или нравственность). Несмотря на то, что правовые нор­мы официально провозглашаются государством (или, ины­ми словами, имеют писаный характер), а моральные суще­ствуют лишь в общественном сознании, и те, и другие пред­ставляют собой систему правил поведения, охватывающую практически всю совокупность отношений в обществе. Разли­чие между ними касается способа, которым осуществляется регулирование поведения. Правовые нормы, закреплённые в официальном законодательстве, предполагают государствен­ное принуждение. Иными словами, неисполнение их влечёт за собой санкции со стороны государства. Что же касается моральных норм, то они опираются на личную убеждённость индивидов, общественное мнение или обычай.

18 Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М., 1989. С. 88.


Институционализация любой деятельности (или, иными словами, превращение её в социальный институт) предпо­лагает наличие правовых и моральных норм, используемых для регулирования отношений, которые складываются на её основе. В социальной работе, существующей как форма дея­тельности с начала 20 в., она заняла примерно полстолетия. Действительно, к середине 50-х годов в странах Запада сложились_системы не только правовых, но и моральных норм, регулирующих деятельность социального работника. Первая из них находит своё выражение в социальном законодатель­стве, корни которого уходят во времена древности. Что каса­ется системы моральных норм, то она выступает в виде эти­ческого кодекса социального работника. Этот кодекс вклю­чает в себя моральные нормы, отражающие специфику про­фессии социального работника.

Моральные нормы, используемые для регулирования по­ведения людей, различаются по степени общности. Одни из них (как, например, христианские заповеди) имеют предель­но общий характер. Иными словами, они обращены ко всем людям. Другие моральные нормы имеют менее общий харак­тер, поскольку они отражают специфику тех сфер, в кото­рых протекает деятельность людей. К ним относится, в част­ности, трудовая мораль, представляющая собой систему мо­ральных норм, которые регулируют поведение людей в сфе­ре труда. Хотя в этой сфере существует множество профес­сий, только некоторые из них имеют особую моральную от­ветственность перед обществом. Таковы, прежде всего про­фессии врача, юриста, педагога, учёного, журналиста, пи­сателя, художника и артиста, для которых существуют осо­бые этические кодексы, а в настоящее время и социального работника. От представителей этих профессий требуется не только высокая квалификация, но и следование высочайшим образцам нравственности.

Этический кодекс врача, восходящий к знаменитой клят­ве Гиппократа, требует от медика руководствоваться в своей деятельности соображениями телесного и духовного здоро­вья больного, не считаясь при этом с возникающими труд­ностями, а в исключительных случаях — и с собственной безопасностью. История медицины знает немало примеров.


Когда врач, не желая подвергать опасности больного, испы­тывал на себе действие нового лекарственного препарата. Что касается юриста, то от него требуется, прежде всего, непод­купность, верность духу и букве закона, а также соблюдение равенства всех перед законом. Этический кодекс педагога, имеющий своей целью укрепление авторитета учителя, на­правлен в то же время на защиту интересов ребёнка, по­скольку он реализует принцип единства уважения к личнос­ти ученика и требовательности к нему, а также устанавлива­ет пределы педагогической солидарности. Наконец, от учё­ного требуется, прежде всего, отстаивать истину, сочетая на­учную добросовестность с личной честностью, а также до­биваться использования достижений науки в интересах че­ловечества. В силу интегрального характера социальной рабо­ты этические кодексы врача, юриста, педагога и учёного пе­ресекаются (или, иными словами, частично совпадают) с системой моральных требований, предъявляемых к её пред­ставителям, деятельность которых тесно связана с медици­ной, правом и педагогикой, а также предполагает научные исследования.

Стандарты для профессиональной практики, а также Ко­декс этики НАСР были первыми системами моральных норм, адресованных социальным работникам. Знакомству с ними социальных работников всего мира способствовал Совет по международным программам, созданный в Кливленде в 1956 г. В том же году была основана Международная федерация со­циальных работников МФСР, в деятельности которой боль­шое внимание уделялось не только организационным и об­разовательным, но и моральным аспектам профессиональ­ной помощи нуждающимся. Вообще её основание является рубежом, отделяющим второй этап в развитии социальной работы от третьего. Действительно, создание МФСР знаме­новало собой превращение профессиональной помощи нуж­дающимся в социальный институт. С другой стороны, оно п

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.