Сделай Сам Свою Работу на 5

УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





Агапов Е.П.

А—23 Становление и развитие социальной работы. Ростов-на-Дону, 2003. - 64 с.

В книге рассматриваются становление и развитие социальной работы, пред­ставляющей собой профессиональную помощь нуждающимся. При их рассмот­рении автор исходит из периодизации социальной работы, в основе которой лежит различие её качественных состояний. Книга предназначена для студентов отделения социономии, а также практических социальных работников.

ББК 60.55

Евгений Петрович Агапов

Становление и развитие социальной работы

Компьютерная верстка И.А. Павленко

Сдано в набор 08.01.2003. Подписано в печать 15.01.2003. Формат 60 х 90 !/i6. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4. Уч.-изд. л. 3,87. Тираж экз. Заказ №

 


 


© Агапов Е.П., 2003.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Становление социальной работы......................................... 3

2. Социальная работа после второй мировой войны........... 33

3. Современное состояние социальной работы.................... 51


УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первым этапом в развитии социальной работы, берущим своё начало в конце 19 в., является её становление. Вообще становление понимается в философии как процесс форми­рования какого-либо объекта, предполагающий «переход воз­можности в действительность»1. Основу этого процесса со­ставляют исторические предпосылки становления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа как профессиональная деятельность стала возможной бла­годаря развитию благотворительности, а также созданию си­стемы государственной помощи нуждающимся. Её возникно­вение в начале 20 в. явилось результатом осознания человече­ством сравнительно простой идеи, на выработку которой ему потребовалось, однако, не одно тысячелетие: для того что­бы быть более эффективной, помощь нуждающимся должна стать профессиональной.



Профессиональная помощь нуждающимся.Под профессией обычно имеется в виду деятельность, требующая определённой подготовки от тех, кто ею занимаются, и являющаяся для них источником существования. Иными словами, характерны­ми чертами любой профессии являются специальная подго­товка и материальное вознаграждение. Эти черты стали при­писывать профессии в Новое время, когда в число важнейших ценностей западного общества вошли знание и труд, хотя зна­нию придавали большое значение уже в античности, для неё было характерно пренебрежительное отношение к труду как способу зарабатывания денег. Противоположное отношение к труду проповедовал протестантизм, под знаменем которого



Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 625.

 

прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Жан Кальвин, например, рассматривал богатство как объективный показатель успехов человека в труде, косвенно свидетельству­ющих о его богоизбранности. Освящение труда в протестан­тизме оказало большое влияние на формирование понятия профессии, которое с Нового времени стало обычным. Не мень­шее влияние на формирование этого понятия оказало также представление о знании как основе человеческой деятельнос­ти, отсутствовавшее в античности и в Средневековье. В пре­дельно лаконичной форме оно было выражено в афоризме «Знание — сила», авторство которого приписывают Френсису Бэкону. Очевидно, что та или иная деятельность становится профессией только тогда, когда она получает общественное признание. Иными словами общество «приписывает статус профессии группам, от которых ждёт выполнения определён­ного предназначения»2. Потребность в лицах, способных ока­зывать квалифицированную помощь нуждающимся, привела к появлению социальных работников. С другой стороны, наряду с профессиональной помощью нуждающимся продолжала су­ществовать благотворительная деятельность, которая способ­ствовала развитию у людей чувства сострадания.



Благотворительная деятельность, возникшая в Древнем мире, всегда рассматривалась как безвозмездная помощь нуж­дающимся. Люди, которые занимались ею, получали мораль­ное, а не материальное удовлетворение. При этом от них не требовалось специальной подготовки: в течение долгого вре­мени считалось, что для помощи нуждающимся она излиш­ня. К концу 19 в. в сфере благотворительности сложились мощ­ные общественные организации, усилия которых по смягче­нию социальных проблем дополнялись деятельностью церк­ви и частных лиц. В Англии и Соединённых Штатах Америки они были представлены прежде всего Обществами организа­ции благотворительности, занимавшимися непосредственной работой с теми, кто нуждались в помощи. Такой же работой занимались представители сеттльментского движения, кото­рые жили в своих благотворительных учреждениях, чтобы

2 Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы «наука-про­фессия» // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубеж­ный опыт. В 2т. Т. 1. Москва-Тула, 1993. С. 96.

 

 

иметь возможность постоянного общения с нуждающимися. Несмотря на несомненные успехи, достигнутые концу 19 в. в сфере благотворительности, отсутствие профессионализма у её деятелей не позволяло им более эффективно помогать людям в решении социальных проблем.

Система государственной помощи нуждающимся, сложив­шаяся к концу 19 в. в странах Европы и Америки, включала в себя два основных элемента: во-первых, более или менее раз- витое законодательство, регулировавшее отношения в соци­альной сфере, а во-вторых, специальные органы и учреждения, задача которых заключалась в проведении политики го­сударства. Социальное законодательство устанавливало пра­вовые рамки, в которых действовали государственные орга­ны, осуществлявшие управление этой сферой, а также под­ведомственные им учреждения. Становление социальной ра­боты происходило на фоне формирования бюрократии, пред­ставлявшей собой неограниченную власть чиновничьего ап­парата. Макс Вебер, положивший начало систематическому изучению бюрократии, выражал опасение в утрате ею лич­ностного начала, хотя и отмечал её эффективность. Его опа­сение разделялось Робертом Мертоном, отмечавшим «кон­траст между профессиональными методами сотрудника му­ниципального отдела благосостояния, который восприни­мается обращающимся как холодная бюрократическая ма­шина, оказывающая ограниченную помощь после детально­го исследования того, каковы у «клиента» законные права на получение такой помощи, и неформальными методами уча­сткового уполномоченного, который не задаёт вопросов, не выясняет законности оказания помощи и не «суёт нос» в личные дела»3. Говоря об участковом уполномоченном, Мер-тон имел в виду активиста политической партии, проводя­щего непосредственную работу с избирателями.

Черты бюрократии, отмеченные Вебером и другими ис­следователями её природы, не оставляли сомнения в том, что для неё в принципе чужд индивидуальный подход к человеческим проблемам. Уже к концу 19 века. Стало ясно, что от чи-

3 Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 440.

 

новников нельзя ждать эффективной помощи нуждающимся. С другой стороны, такую помощь не всегда могли оказать чле­ны благотворительных организаций: обладая огромным энту­зиазмом, они зачастую не имели элементарных знаний, а так­же возможности полностью отдаться своему делу. В обществен­ном сознании стран Запада всё более отчётливые очертания приобретала идея профессионализма в деле помощи нуждаю­щимся, реализованная в начале 20 в. Акцент в этом деле стал смещаться «с добровольной благотворительности на научную филантропию. Началась борьба за то, чтобы армия доброволь­ных работников получала гарантированный заработок и соот­ветствующую подготовку»4. Ориентируясь на специальную под­готовку и материальное вознаграждение, помощь нуждающимся превращалась в профессию. В Соединённых Штатах Америки эту профессию сразу же стали называть социальной работой, а в странах Европы — социальной медициной, хотя и в них со временем перешли к американскому варианту её названия, принятому теперь во всём мире.

Подготовка специалистов.Благотворительная деятельность и государственная помощь нуждающимся создали условия, при которых социальная работа стала возможной. Действи­тельно, в рамках социального законодательства действовали люди, занимавшиеся помощью нуждающимся, хотя они и не получали за неё материального вознаграждения, а уро­вень их подготовки оставлял желать лучшего. Превращение возможности социальной работы в действительность (или, иными "словами, становление её как профессии) началось с подготовки специалистов. Такая подготовка предполагала со­здание специальных учебных заведений, в которых могли бы заниматься будущие социальные работники. Кроме того, она должна была быть обеспечена учебной литературой, обоб­щающей накопленный опыт профессиональной помощи нуж­дающимся, а также излагавшей основы её теории. Естествен­но, что для накопления такого опыта требовалось время, а пока оно не наступило, пионеры социальной работы доволь­ствовались книгой Амоса Уорнера, посвященной деятельно-

4 Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы «наука-про­фессия» // теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т. 1. Москва-Тула, 1993. С. 96.

 

сти благотворительных организаций в Соединённых Штатах Америки. Эта книга, вышедшая в 1894 г., называлась «Амери­канская благотворительность».

Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Так, в Англии курсы по подготовке соци­альных работников были созданы в 1896 г. Обществом орга­низации благотворительности, действовавшим в Лондоне. Практически одновременно с ним аналогичные курсы по­явились в Германии: они стали возможными благодаря Али­се Саламон, в деятельности которой благотворительность со­четалась с феминизмом. В Соединённых Штатах Америки на­чало подготовке социальных работников было положено бла­готворительными организациями, действовавшими в Нью-Йорке и Чикаго. В 1898 г. возникла Нью-йоркская школа фи­лантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтёров. Ставшая впоследствии Школой социаль­ной работы Колумбийского университета, она предлагала про­грамму одногодичного обучения для тех, кто занимались по­мощью "нуждающимся." Такую же программу предлагала Чи­кагская школа гражданского права и филантропии, создан­ная в 1903 г. Грэмом Тейлором с коллегами. Со временем она стала подразделением Чикагского университета, получившим название Школы управления социальным обслуживанием.

Школы социалъной работы, открытые сначала в Нью-Йорке, а затем в Чикаго, давали одногодичную подготовку в сфере помощи нуждающимся. На два года была рассчитана программа обучения, которую предлагал всем желающим — как мужчинам, так и женщинам — Институт развития соци­ального благосостояния, открытый в 1899 г. в Амстердаме. Основав первый в мире институт по подготовке социальных работников, Голландия продемонстрировала своё желание развивать профессиональную помощь нуждающимся. Как уже не раз случалось в её истории, она оказалась впереди других стран: символично, что именно в ней— ещё в 16 в.— про­изошла первая буржуазная революция. Голландия первой в мире устранила политические препятствия для развития бур­жуазных отношений, а пустившие глубокие корни в её наро­де принципы равенства и признания уникальности челове-

 

ческой личности стимулировали деятельность, направлен­ную на помощь нуждающимся. По мнению современных ис­следователей, эти принципы представляют собой «следствие двух основных факторов голландской истории: во-первых, положение слабой страны в окружении более могуществен­ных держав, таких как Великобритания, Германия и Фран­ция, и, во-вторых, большое многообразие мировоззренчес­ких взглядов и религий внутри своей страны»5. Небольшая страна, вынесшая бремя испанского господства, Голландия больше всего ценила землю, а также живших на ней людей. Поэтому открытие Института развития социального благо­состояния, символизировавшее переход к профессионализ­му в деле помощи нуждающимся, явилось закономерным со­бытием в её истории. Оно также ускорило процесс создания учебных заведений, занимавшихся подготовкой социальных работников: к 1910 г. их количество в странах Европы и Аме­рики увеличилось до четырнадцати.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914-с.. не устрани­ла противоречия между ее участниками, а только обострила их внутренние проблемы, которые затрагивали экономику, политику и социальную сферу. Обострение этих проблем со­провождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед первой ми­ровой войной такая подготовка осуществлялась только се­мью странами, то после её окончания их число стало непре­рывно расти. В 1920 г. первые школы социальной работы были открыты в Бельгии и Норвегии, а также — благодаря усили­ям Рене Санда — в Чили, которая при поддержке иностран­ного капитала стала одной из наиболее развитых стран Ла­тинской Америки. В том же году курсы по подготовке соци­альных работников, действовавшие в Швеции в течение де­сяти лет, были преобразованы в институт. Наконец, в 1928 г. первая школа социальной работы была открыта также в Ита­лии, которая уже десять лет находилась под властью Муссо­лини, сочетавшего в своей деятельности политику репрес­сий с попытками реформирования общества.

5 Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т. 1. Москва-Тула, 1993. С. 220.

 

В 30-е годы продолжился рост числа стран, осуществлявших подготовку социальных работников. В это число вошли Испа­ния (1932), Израиль (1934), Ирландия (1934), Люксембург (1935), Португалия (1935), Греция (1937) и Дания (1937). Социальная работа была известна уже не только на Западе, но и в странах третьего мира, которые втягивались в систему рыночных отно­шений, подрывавших основы их традиционной экономики. Так, в 1936 г. она вошла в жизнь индии, крупнейшая промышленная группа которой — «Тата» — основала Институт социальных наук, а также Египта, открывшего у себя курсы по подготовке соци­альных работников. Вообще_к концу 30-х годов социальная ра­бота стала явлением современного мира, хотя говорить о её пож:еместн6мПра(^

Подготовка специалистов по социальной работе включала в себя не только организационный, но и методический ас­пект. Учебные заведения, приступившие в конце 19 — начале 20 в. к её осуществлению, не имели ещё ни квалифицирован­ных преподавателей, ни методической литературы. Что каса­ется учебных пособий по социальной работе, то их тоже прак­тически не было: в Соединённых Штатах Америки ими слу­жили две книги, написанные Амосом Уорнером («Американская благотворительность») и Мери Ричмонд («Дружес­кое пребывание среди бедных»). Среди первых преподавателей социальной работы было много членов благотвори тель­ных организаций, обладавших большим опытом в деле по­мощи нуждающимся, но не имевших педагогического обра­зования. Понадобилось несколько лет, чтобы в учебных заве­дениях были разработаны программы по социальной работе. В 1905 г. такие программы появились в Нью-Йорке, а также других американских городах. Дифференциация деятельнос­ти социальных работников требовала развития учебных заве­дений, занимавшихся подготовкой узких специалистов. К подготовке психиатрических социальных работников, потреб­ность в которых резко возросла в связи с окончанием первой мировой войны, приступил в 1918 г. Колледж Смита, нахо­дившийся в Нортгемптоне (Массачусетс). Через пять лет Кла­ра Кайзер начала читать курс лекций по социальной работе с группами: её слушателями были студенты Западного ре­зервного университета, расположенного в Кливленде. Разви-

 

 

тие сотрудничества между странами Запада ставило на пове­стку дня унификацию требований, которые предъявлялись в них к образовательному уровню социальных работников. Пер­вый шаг на пути к такой унификации был сделан в 1919 г., когда возникла ассоциация учебных заведений для профес­сиональной социальной работы. Эта ассоциация объединяла 17 школ социальной работы, существовавших в Соединён­ных Штатах Америки и Канаде. В 1937 г., когда она уже назы­валась Американской ассоциацией школ социальной рабо­ты, ею было сформулировано требование для аккредитации учебных заведений, которые входили в её состав. Это требо­вание сводилось к наличию двухгодичной программы, обес­печивающей подготовку магистров социальной работы. Ины­ми словами, критерием профессионализма для социального работника стали считать обладание им степенью магистра.

 

Создание организационных структур.Подготовка специали­стов была первым шагом на пути становления социальной работы, за которым последовал второй — создание_её орга­низационных структур. Говоря о таких структурах, мы будем иметь в виду организации, выражающие профессиональные интересы социальных работников. Очевидно, что речь идёт о социальных организациях в узком смысле. Действительно, социальная организация в этом смысле рассматривается не как упорядоченность вообще, а как «относительно автоном­ная группа людей, ориентированная на достижение некото­рой заранее фиксированной цели, реализация которой тре­бует совместных и координированных действий. Характер­ной особенностью таких развитых организаций является на­личие в них специализированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и выполняющего функцию уп­равления»6 . Первые организации социальных работников были ещё недостаточно развиты, но их вклад в становление про­фессиональной деятельности, направленной на помощь нуж­дающимся, трудно переоценить. Защищая положение о ста­билизирующем значении этой деятельности для развития общества, они в то же время боролись за право социальных работников получать плату за свой труд.



6 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 448.

 

Первая организация, выражавшая профессиональные ин­тересы социальных работников, появилась в Соединённых Штатах Америки. Ею оказалась Национальная биржа социальных работников, созданная в 1917 г. Как видно из её назва­ния, она занималась вопросами занятости социальных работ­ников, а также оплаты их труда. В 1918 г. свою первую про­фессиональную организацию создали американские социальные работники, занимавшиеся проблемами охраны здоровья. В те­чение шестнадцати лет эта организация называлась ^Амери­канской ассоциацией больничных социальных работников, а затем — медицинских. Принципы деятельности медицинских социальных работников были сформулированы Айдой Каннон, которая работала в Массачусетской общей больнице. Со­циальные работники, трудившиеся в американских школах, объединились в 1919 г. в Национальную ассоциацию приходя­щих учителей. Члены этой ассоциации занимались обучением на дому детей-инвалидов, которые не могли посещать школу. Наконец, в 1921 г. возникла Американская ассоциация соци­альных работников, объединившая представителей различных специальностей. Будучи преемницей Национальной биржи социальных работников, она стала первой организацией, ко­торая получила — посредством регистрации в министерстве юстиции — официальное признание. Создание этой организа­ции означало, что помощь нуждающимся из увлечения не­большой группы энтузиастов, одержимых идеей милосердия, превращалась в деятельность всё большего числа людей, для которых она становилась основным занятием в их жизни.

Возникнув в Соединённых Штатах Америки, процесс со­здания организационных структур социальной работы рас­пространился на другие страны Запада, которые также ста­ли создавать свои национальные ассоциации. По мере созда­ния этих ассоциаций всё более очевидной становилась необ­ходимость объединения их усилий, направленных на даль­нейшее развитие социальной работы. В 1928 г. представители семи стран собрались в Париже, где они создали Междуна­родный совет по социальному благосостоянию. Этот совет, "действовавший до начала второй мировой войны, стал пер­вым международным координирующим органом в области социальной работы. Основные направления его деятельности


включали в себя согласование действий по улучшению бла­госостояния людей, помощь в проведении научных исследо­ваний, обмен информацией, а также организацию встреч между социальными работниками разных стран.

Выйдя на международный уровень, социальные работни­ки продолжали создавать свои профессиональные организа­ции, действовавшие в отдельных странах. Так, ещё в 1926 г. была создана Американская ассоциация психиатрических социальных работников, члены которой сочетали в своей деятельности помощь нуждающимся с клинической практи­кой. Потребности развития социальной работы приводили к объединению как отдельных лиц, так и целых организаций, имевших общие цели. Именно они лежали, например, за со­зданием Американской ассоциации общественного благосо­стояния, которое произошло в 1930 г. В деятельности этой ассоциации принимали участие социальные работники, а также их организации, озабоченные уровнем развития гума­нитарных услуг. Социальные работники принимали также участие в создании организаций взаимопомощи, членами которых были люди, желавшие решить свои проблемы. Пер­вая такая организация — Анонимные алкоголики — появи­лась в 1935 г. в Акроне, расположенном в штате Огайо. По её образцу впоследствии были созданы организации самопомо­щи для наркоманов, и «азартных игроков», а также родителей, которые жестоко обращались со своими детьми. В 1936 г. по­явились ещё две организации, ориентированные на решение различных проблем в рамках одной профессии — социаль­ной работы. Речь идёт об американской ассоциации за изуче­ние групповой работы. А также Национальной ассоциации школ социального управления. С другой стороны, создание организационных структур социальной работы не исключало развитие благотворительности, в которой находила своё вы­ражение потребность людей в совершении добра. Как и преж­де, активное участие в благотворительной деятельности при­нимала католическая церковь, продолжавшая создавать орга­низации, которые занимались помощью нуждающимся. В ка­честве примера такой организации можно привести Нацио­нальную конференцию католической благотворительности, созданную в Соединённых Штатах Америки в 1920 г.


Обращение к методологии.Становление социальной рабо­ты как профессии сопровождалось теоретическим осмыслением средств, используемых ею для достижения своих целей. Такое осмысление, характерное для любой профессий, от­носится к области методологии, которая рассматривается обычно как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»7. Без него невозможно выяв­ление специфики той или иной профессии, а также переда­ча накопленного в ней опыта от одного поколения к другому. Пока помощь нуждающимся совпадала по существу с благо­творительностью, представляющей собой непрофессиональ­ную деятельность, потребности в её теоретическом осмыс­лении, одним из аспектов которого является методология, не существовало. Иными словами, не существовало теории благотворительности, а, следовательно, и её методологии. Бла­готворительность рассматривалась как деятельность, доступ­ная для каждого, кто имел доброе сердце. Переход к профессионализму в деле помощи нуждающимся повлёк за собой обращение к её методологии: общество осознало, что эффективно им может заниматься только тот, кто ему обучен. К проблемам методологии социальной работы впервые об­ратилась Мери Ричмонд, деятельность которой протекала в Соединённых Штатах Америки: она руководила одним из Об­ществ организации благотворительности, а после открытия Нью-йоркской школы филантропии стала преподавать в ней. В 1898 г. она опубликовала свою книгу «Дружеское пребывание среди бедных», отразившую её представление, какой должна быть помощь нуждающимся. В этой книге впервые по­явилось выражение «дружеские посетители», которым обо­значались сначала волонтёры, а затем оплачиваемые служа­щие Обществ организации благотворительности, становивши­еся социальными работниками. По мнению Ричмонд, дружес­кие посетители должны были исследовать дома нуждающихся, устанавливать причины существовавших у них проблем и предлагать пути их решения. В 1900 г. американский педагог Саймон Паттен предложил называть их— наряду с предста-

Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 359.


вителями сеттльментского движения, которые также оказы­вали непосредственную помощь нуждающимся, — социальны­ми работниками. При этом он расходился с Ричмонд по вопросу о том, должны ли социальные работники прежде всего защищать своих клиентов или оказывать им различные услуги. "Становление социальной работы в начале 20 в. отражало общественную потребность в людях, способных оказывать квалифицированную помощь нуждающимся. С другой сторо­ны, специфическую форму, в которой оно происходило в той или иной стране, ему придавала деятельность отдельных лиц, а также целых организаций, связанных с социальной сферой. В Соединённых Штатах Америки такой организацией была национальная конференция по социальному благосос­тоянию: созданная ещё в 1879 г., она трижды переименовы­валась, прежде чем получила своё последнее название. Буду­чи координационным органом, она объединяла усилия госу­дарственных, церковных и общественных организаций, а так­же частных лиц, озабоченных положением в социальной сфере. Национальная конференция по социальному благосостоянию служила также местом дискуссий, на фоне которых проис­ходило становление новой профессии, ориентированной на помощь нуждающимся. Одну из таких дискуссий спровоци­ровал Эйбрахам Флекснер, который в 1915 г. заявил, что со­циальная работа не может ещё рассматриваться как профес­сия. В обоснование своей точки зрения, сформулированной им в обращении к Национальной конференции по социаль­ному благосостоянию, он приводил два аргумента. Первый из этих аргументов сводился к тому, что социальные работ­ники не обладают в достаточной степени, личной ответствен­ностью, которая требуется от профессионалов. Кроме того, в социальной работе практически не было ни научной, ни учебной литературы.

В 1917 г. Мери Ричмонд опубликовала свою вторую книгу, которая называлась «Социальный диагноз». Для социальных работников Соединённых Штатов Америки эта книга послу­жила не только основным учебным пособием, но и ответом на заявление Эйбрахама Флекснера. Как и другие пионеры социальной работы, основное внимание в своей деятельнос­ти Ричмонд уделяла проблеме нищеты, не потерявшей ещё


актуальности для стран Запада. Рассматривая нищету как про­явление социальной несправедливости, она возлагала боль­шие надежды на науку, которая, по её мнению, должна была помочь людям в решении этой проблемы. Поэтому Ричмонд утверждала, что социальный работник должен думать не толь­ко о том, как бы вытащить людей из нищеты, но и о том, как бы вообще избавить их от неё. Начав свою деятельность с практической помощи нуждающимся, она стала со време­нем теоретиком социальной работы, заложившим основы её медицинской модели. Большое влияние на формирование взглядов Ричмонд оказало её общение с преподавателями и студентами Университета Джона Хопкинса, многие из кото­рых — медики по специальности — работали с ней в одной благотворительной организации. Это влияние — как терми­нологическое, так и концептуальное — пронизывало всю кни­гу «Социальный диагноз». Именно им объясняется привер­женность Ричмонд той модели социальной работы, которая получила название медицинской. Согласно этой модели, наи­более важным в деятельности социального работника явля­ется «способность в каждом конкретном случае произвести оценку, поставить социальный диагноз и взять его за основу, при выборе метода помощи»8. Считая бедность болезнью, Ричмонд проводила аналогию между деятельностью врача и социального работника. Эта аналогия, однако, была непол­ной, поскольку диагноз в её понимании «предполагал оцен­ку как личности клиента, гак и его социального положения. Она рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого инди­вида, так и социального окружения»9. Ричмонд проводила различие между двумя методами, используемыми в социаль­ной работе — косвенным и непосредственным. Косвенный метод, по её мнению, представляет собой благоприятное влияние на положение клиента посредством изменения со­циальной среды, а непосредственный — предложения, со­веты, уговоры, а также рациональные дискуссии с целью

8 Бернлер Г., ЮнссонЛ. Теория социально-психологической работы. М., 1992. С. 13.

9 Там же. С. 14.


вовлечения его в выработку и принятие решения (или, как она выражалась, «воздействия ума на ум»). Взгляды Ричмонд, которые могут быть выражены формулой «изучение, диаг­ноз, лечение», оказали большое влияние на последующее развитие социальной работы. В частности, они послужили одним из теоретических источников диагностической шко­лы в социальной работе.

О распространённости взглядов Мери Ричмонд среди со­циальных работников Соединённых Штатов Америки свиде­тельствовал доклад, подготовленный в 1923 г. Джеймсом Тафтсом, который принадлежал к Чикагской школе философии. Его название — «Образование и обучение для социальной работы» — указывало на то, что он должен был иметь мето­дическую направленность. Фактически, однако, доклад Тафтса имел методологический характер: он очерчивал круг зна­ний, необходимых социальному работнику. Его рекоменда­ции сводились к тому, что при подготовке социальных ра­ботников необходимо ориентировать их на изучение как человека, так_и_ общества. Очевидно, что они соответствовали взглядам Ричмонд, согласно, которым помощь нуждающим­ся — или, в медицинской терминологии, лечение — опреде­ляется диагнозом, поставленным социальным работникам на основании изучения как своего клиента, так и его окруже­ния. Модификация этих взглядов, соединённая с идеями Фрейда, была характерна для диагностической школы в со­циальной работе, привнёсшей в неё психологические методы.

Когда идеи Фрейда попали в Соединённые Штаты Амери­ки, их взяли на вооружение преподаватели Колледжа Смита, в котором осуществлялась подготовка психиатрических соци­альных работников. В отличие от пионеров социальной рабо­ты, которые помогали в основном беднякам, выпускники этого колледжа имели дело преимущественно с ветеранами первой мировой войны, отягощенными психологическими пробле­мами. Среди участников этой войны, завершившейся в 1918 г., было много молодых людей, которые не могли "справиться с пережитыми ими психическими потрясениями. Названные впоследствии «потерянным поколением», они стали главны­ми героями романов Хемингуэя и Ремарка. После первой ми­ровой войны широкое распространение получил метод пси-


хотерапии, опиравшийся на идеи Фрейда. Согласно этим иде­ям, на уровне бессознательного существуют патологические представления (или комплексы), которые проявляются в не­врозах, а также забывании, оговорках, грёзах и ложных по­ступках. Поскольку они начинают складываться в раннем воз­расте, освобождение от них с помощью технических приёмов, получивших название психоанализа, должно основываться на детских впечатлениях больного, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Психоанализ использовали в своей деятельности представители такого направления в со­циальной работе, как диагностическая школа. Они группиро­вались вокруг Колледжа Смита, а также двух школ социаль­ной работы — Нью-йоркской и Чикагской. Представители ди­агностической школы в целом разделяли взгляды Мери Рич­монд, хотя и подвергали их некоторой модификации: по их мнению, в центре внимания социального работника должна быть личность клиента, а не его отношения с окружающей средой. При этом они полагали, что оценка такой личности не может быть адекватной без учёта данных, касающихся на­чального этапа её формирования, который приходится на ран­нее детство. Опираясь на эту оценку, социальный работник самостоятельно ставит диагноз, а затем назначает своему кли­енту необходимое лечение.

Диагностической школе в социальной работе противопос­тавлялась функциональная, опиравшаяся на идеи Отто Ран­ка, который был учеником Зигмунда Фрейда. Её центром была Пенсильванская школа социальной работы, располо­женная на севере Соединённых Штатов Америки. В начале 20-х годов австрийский психолог Ранк сформулировал тео­рию, согласно которой рождение ребёнка наносит ему пси­хическую травму, оказывающую влияние на всё его последу­ющее развитие, но затем в своих исследованиях он стал ак­центировать внимание на стремлении индивида к переменам. Существенными в процессе лечения являются, по его мне­нию, не детские впечатления больного, а отношения между ним и врачом. Опираясь на идеи Ранка, представители функ­циональной школы сформулировали своё понимание соци­альной работы, которое отличалось от традиционной точки зрения, связанной с именем Мери Ричмонд. Если раньше


социальная работа рассматривалась как лечение, проводи­мое экспертом на основе составленного им самим диагноза, то теперь — как помощь, осуществление которой существен­ным образом зависит от позиции клиента, заключающейся в его желании изменить своё положение. В центре внимания представителей функциональной школы был уже не диаг­ноз, а процесс оказания помощи, предполагающий взаимо­действие между социальным работником и его клиентом.

Теоретические основы функциональной школы были зало­жены Вирджинией Робинсон, опубликовавшей в 1930 г. свою книгу «Психология изменения в социальной работе с клиен­тами». В течение двух десятилетий эта книга оказывала боль­шое влияние на развитие социальной работы не только в Со­единённых Штатах Америки, но и в других странах Запада. Рассматривая клиента как центральную фигуру процесса ока­зания помощи, Робинсон полагала, что только он может вы­бирать для обсуждения с социальным работником темы из своего прошлого. Более того, именно клиент, а не социальный работник должен ставить диагноз. Иными словами, выявле­ние проблем, требующих решения, относится к его компе­тенции. Что же касается социального работника, то он, по мнению Робинсон, должен брать на себя ответственность за формирование таких отношений с клиентом, которые побуж­дали бы его к принятию помощи в решении этих проблем, а также за сам процесс её оказания. Вообще для функциональ­ной школы характерен более демократичный подход к отно­шениям между социальным работником и его клиентом, чем для диагностической. Если в последней школе социальный работник рассматривается как эксперт, стоящий над клиен­том, то первая исходит из того, что они находятся на одном уровне. Не будет преувеличением сказать, что идеи самопомо­щи, которой в настоящее время придаётся большое значение, восходит к представителям функциональной школы.

К теоретикам функциональной школы принадлежала так­же Джулия Джесси Тафт, деятельность которой начиналась в Чикагском университете. В этом университете она училась у Джорджа Мида и Джона Дьюи, а затем защитила диссерта­цию по психологии. У своих учителей Тафт заимствовала по­нятие самоопределения, которое применительно к социаль-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.