Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи организации муниципальной статистики





 

Муниципальная статистика в настоящее время лишена возможности развиваться и полноценно обеспечивать функции муниципального управления. Необходимо развитие информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и создание устойчивого информационного пространства, способствующего повышению качества принятия управленческих решений. Выделяются основные проблемы:

обеспечение доступа к информации о ресурсах территории (трудовых, земельных, лесных, водных, полезных ископаемых и др.) органам местного самоуправления;

создание системы обеспечения органов местного самоуправления информацией о субъектах хозяйственной деятельности территории (отношения собственности, результаты хозяйственной деятельности и др.).

Создание и развитие муниципальной статистики требует реализации актуальных задач:

формирования оптимизированной системы экономико-статистических показателей и создания на ее основе комплексной трехуровневой базы данных;

обеспечения высокой оперативности и максимальной достоверности информации;

создания информационно-статистических ресурсов на современном программно-технологическом и техническом уровне;



максимального соблюдения требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа, при сборе, обработке, накоплении, предоставлении информации.

Система показателей должна базироваться на формах государственных федеральных, региональных статистических наблюдений, а также показателях ведомственной статистики и отчетности, не централизованной в органах статистики. В основу системы показателей предполагается заложить трехуровневый принцип подбора. За основу системы показателей могут быть взяты разработанные в рамках программы ТАСИС проект "Статистика-3" - система показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования. Система показателей корректируется с учетом замечаний муниципальных образований и областных ведомств, после чего вносится на утверждение Законодательным собранием региона. В дальнейшем она будет открытой: она может меняться в зависимости от условий изменения методологии исчисляемых отдельных показателей, проведения новых наблюдений и обследований, изменившихся потребностей органов власти в информации.



Первый уровень - система показателей, характеризующая деятельность хозяйствующих субъектов и позволяющая анализировать его собственную деятельность.

Показатели этого уровня направлены на характеристику производителей товаров и услуг (всех отраслей и видов деятельности) с точки зрения условий и результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйствующие субъекты по составу характеризующих их показателей подразделяются на три группы.

К первой группе относятся крупные и средние предприятия и предприятия, имеющие в уставном капитале долю государства 25 и более процентов. В состав показателей, характеризующих данную группу предприятий, входят данные об их демографии, показатели, позволяющие анализировать количественный и качественный состав ресурсов предприятия, касающиеся его производственной деятельности (объемы производства, материальные затраты и т.п.) и эффективности работы (характеризующие отдачу факторов производства, финансово-экономическую устойчивость и др.).

Ко второй группе относятся субъекты малого бизнеса - юридические лица. Для их характеристики будут использованы показатели из Единого Государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), годовой бухгалтерской отчетности и единовременных обследований.



К третьей группе относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (частные предприниматели).

Второй уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое развитие города, района.

Значительная часть этих показателей будет получена за счет обработки информации первого уровня. Но для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием необходимы показатели, характеризующие все формы жизнедеятельности: уровень жизни и занятости населения, бюджетно-финансовое состояние, демографическая ситуация, экология, правопорядок. Кроме того, они должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории. Получить эти показатели можно из соответствующих государственных статистических наблюдений и ведомственной статистики.

Система муниципальной статистики должна включать относительно небольшое количество показателей, но в то же время она должна быть достаточной для глубокого изучения муниципальной территории, проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием. Для этой цели вводится группа индикативных показателей, позволяющая получить сводный индекс развития территории.

Данная система позволит оценить не только состояние дел в городе (районе), но и вклад отдельной территории в экономику области, получить информацию о хозяйствующих субъектах и их роли в экономике и социальной сфере города (района).

Третий уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования.

Она позволит анализировать фактическое состояние дел, прогнозировать тенденции развития муниципального образования и базируется частично на показателях систем более низкого уровня, а частично на показателях, характерных только для третьего уровня. Особое значение для этого уровня имеют макроэкономические показатели, среди которых выделяется блок показателей эффективности экономики.

Важное место в системе показателей регионального уровня предполагается отвести показателям оценки деятельности муниципальных образований и уровня руководства ими.

Применение единой методологии расчетов и технологических подходов делает показатели сопоставимыми независимо от уровня использования информации.

Отдельной, но весьма актуальной проблемой является разработка методики построения интегрального показателя (показателей) развития административно-территориальных образований области.

На основе разработанной системы показателей проводятся проектно-технологические работы и создается многоуровневая база данных с годовым объемом более миллиона показателей, в том числе по характеристике муниципальных образований - около 200 тысяч показателей в расчете на год.

По предварительным оценкам, большинство показателей по всем трем уровням базы данных будут базироваться на федеральных статистических наблюдениях. Однако значительную часть их необходимо будет использовать из информационных ресурсов других федеральных ведомств, подразделений администрации области, администраций муниципальных образований. Для сбора информации, ее обработки и приведения к единому формату в комитете статистики может быть создана группа специалистов. После создания информационно-статистических ресурсов области эта группа будет выполнять организационно-распорядительные функции по их актуализации и развитию. Должен быть установлен единый объем и порядок сбора и обработки информации во всех муниципальных образованиях России.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходима муниципальная статистика?

2. Какие задачи муниципального управления могут решаться с помощью статистической информации?

3. Как можно классифицировать статистическую информацию, используемую органами местного самоуправления?

4. Какие существуют способы организации муниципальной статистики, какой из них представляется вам более предпочтительным и почему?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.