Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие общественности в градостроительной деятельности





 

Градостроительный кодекс РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия. Реализация таких прав вытекает из конституционного права граждан на благоприятную среду обитания. В частности, граждане и их объединения имеют право на:

получение достоверной, полной и своевременной информации о предполагаемых градостроительных решениях и проектах, оказывающих влияние на состояние городской среды;

обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке градостроительных решений в форме собраний (сходов), публичных слушаний и т.п.;

проведение независимых экспертиз градостроительной документации за счет собственных средств. Независимые экспертизы могут использоваться для обжалования в суд или арбитражный суд градостроительной проектной документации и заключений органов государственной экспертизы по ним;

компенсацию в административном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате осуществления градостроительных решений, повлекших за собой ухудшение среды жизнедеятельности, и привлечение к ответственности должностных лиц, принявших такие решения.



Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством рассматривают поступающие к ним заявления; они могут устанавливать порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии градостроительных решений. В муниципальной практике известны многочисленные случаи конфликтов между органами местного самоуправления и гражданами при уплотнении застройки жилых кварталов, вырубке зеленых насаждений, ликвидации детских игровых и спортивных площадок, размещении коллективных гаражей и т.д. Механизмом предотвращения подобных конфликтов является заблаговременное оповещение жителей и органов территориального общественного самоуправления о намечаемых градостроительных изменениях и публичное обсуждение их целесообразности. Поиск взаимоприемлемых решений по этим вопросам является одним из важных элементов искусства муниципального управления.



Основную роль в свете Градостроительного кодекса РФ 2004 года и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года приобретает такая форма участия граждан в градостроительной деятельности, как публичные слушания. Градостроительный кодекс устанавливает обязательность и порядок проведения публичных слушаний:

по проектам генеральных планов поселений;

по проектам правил землепользования и застройки поселений;

по предоставлению разрешений на использование земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок проведения публичных слушаний устанавливается уставами и (или) нормативными правовыми актами муниципальных образований. В поселениях, состоящих из нескольких населенных пунктов, публичные слушания проводятся в каждом из них. В крупных населенных пунктах публичные слушания должны проводиться на отдельных территориях исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

По проекту генерального плана орган местного самоуправления в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Участники публичных слушаний вправе представлять свои предложения и замечания по проекту генерального плана для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение по проекту публичных слушаний подлежит опубликованию. По его результатам глава муниципального образования принимает решение о направлении проекта генерального плана на утверждение представительного органа либо о его отклонении и направлении на доработку.



Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся специально создаваемой комиссией. Продолжительность публичных слушаний может составлять от 2 до 4 месяцев со дня опубликования проекта. Если внесение изменений в правила касается отдельных объектов строительства, публичные слушания проводятся в границах территории, связанной с ними. После завершения публичных слушаний комиссия обеспечивает внесение необходимых изменений и представляет документ главе муниципального образования. Последний принимает решение о направлении правил на утверждение представительного органа либо на доработку.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности публичные слушания по вопросам предоставления конкретных земельных участков и объектов капитального строительства проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок или объект. Если их использование может оказать негативное воздействие на окружающую среду, к участию в публичных слушаниях привлекаются организации и физические лица, подверженные риску такого негативного воздействия. Участники публичных слушаний вправе представить в комиссию свои предложения и замечания для включения их в протокол. По результатам публичных слушаний комиссия представляет главе местной администрации рекомендации о предоставлении разрешения на использование либо об отказе. Решение, принятое главой администрации, подлежит публикации и может быть оспорено в судебном порядке.

Реализация механизма публичных слушаний позволит защитить интересы населения и кардинально улучшить планировку и застройку населенных пунктов.

Важная роль в осуществлении градостроительной деятельности принадлежит профессионально-творческим общественным организациям в области архитектуры и градостроительства - союзам архитекторов и т.п. Они имеют право вносить в органы государственной власти предложения о разработке законов в области градостроительства, участвовать в разработке законов, проведении конкурсов, разработке и государственной экспертизе градостроительной документации. Ведущим органом архитектурной общественности является Российская академия архитектуры и строительных наук.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играет градоустройство в решении задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования?

2. Каковы цели и задачи пространственного развития города?

3. Что такое градостроительная деятельность?

4. Каковы основные виды градостроительной документации?

5. В чем заключаются основные функции муниципального органа управления градостроительством?

6. Какую роль играет общественность при осуществлении градостроительной деятельности?

 

Литература к главе 7

 

1. Афинская хартия//Городское управление, 2003. - N 1.

2. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. - М.: МОНФ. Серия "Библиотека местного самоуправления", 2001. - Вып. 35.

3. Балобанов А.Е., Бутусов А.Х., Генисаретский О.И., Епишин Е.В., Редюхин В.И. Модель концепции городского развития//Реорганизация структур муниципального управления. Часть 1. - М.: Консультационная фирма ИМС, 1998.

4. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249).

5. Лапшев П.И., Бутусов А.Х. Управление городской недвижимостью (Принципы, организационная структура и нормативная градостроительная планировочная документация)//Реорганизация структур муниципального управления. Часть 1. - М.: Консультационная фирма ИМС, 1998.

6. Иванов В.Н., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.

7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2002.

8. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 года N 842)).

9. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2000.

10. Сапожников А.А. Целевое программное управление региональных развитием: Учебное пособие. - Братск: ГОУ ВПО "БрГТУ", 2003.

11. Стратегическое планирование/Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ЭКМОС, 1998.

12. Стенографический отчет о заседании Государственного совета Российской Федерации "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов" (21 июля 2006 года, Москва)/ Официальный сайт "Президент России" (http://www.kremlin.ru).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.