Муниципальные органы реализации молодежной политики
В определении организационной структуры реализации молодежной политики существует явная неопределенность. 30 апреля 1998 года Указом Президента Российской Федерации N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" был упразднен Государственный комитет РФ по делам молодежи. Функции упраздненного комитета были переданы Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Позже был вновь создан самостоятельный федеральный орган - Государственный комитет РФ по делам молодежи, который, в свою очередь, Указом Президента РФ от 25 мая 1999 года N 651 был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. Через год Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года N 867 Государственный комитет по молодежной политике вновь упразднен. Его функции по межотраслевой координации и регулированию молодежной политики осуществляет в настоящее время Департамент по молодежной политике Министерства образования и науки Российской Федерации.
┌──────────────────────────────────────┐
┌────────────────┤Основные функции муниципального органа│
│ │ по вопросам работы с молодежью │
│ └──────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ │Финансовая поддержка│ │Формирование проекта местного бюджета в│
│ │общественно полезной│ │области молодежной политики, разработка│
├─┤деятельности молодежи ├─►│нормативов финансирования; формирование│
│ │ │ │общественных фондов │
│ └──────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ │Содействие │ │Поддержка и развитие сети формирований,│
│ │экономической │ │занимающихся трудовой деятельностью│
├─┤самостоятельности ├─►│молодежи, создание МУ "Молодежная биржа│
│ │молодых граждан и│ │труда"; содействие развитию молодежного│
│ │реализации их прав на│ │предпринимательства; поощрение│
│ │труд │ │работодателей, способствующих обеспечению│
│ │ │ │занятости молодежи │
│ └──────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ │Разработка и│ │Разработка и финансирование муниципальных│
│ │реализация молодежных│ │молодежных программ, их экспертиза, расчет│
├─┤целевых программ на├─►│экономических и ресурсных затрат,│
│ │территории │ │представление программ на утверждение│
│ │муниципального │ │администрации города и контроль за их│
│ │образования │ │реализацией │
│ └──────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ │Обеспечение молодежи│ │Организация массовых молодежных│
│ │условий для воспитания│ │мероприятий; организация деятельности│
├─┤образования, ├─►│клубов, консультационных пунктов, центров,│
│ │формирования здорового│ │занимающихся организацией досуга,│
│ │образа жизни │ │оказывающих правовую,│
│ │ │ │социально-психологическую и иную помощь│
│ │ │ │молодежи; взаимодействие с│
│ │ │ │правоохранительными органами и участие в│
│ │ │ │реализации мероприятий по предупреждению│
│ │ │ │правонарушений среди несовершеннолетних и│
│ │ │ │молодежи │
│ └──────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────┐
│ │Обеспечение │ │Социально-бытовая помощь молодым семьям;│
│ │социального │ │осуществление социальной работы в│
└─┤обслуживания для├─►│образовательных учреждениях; помощь молодым│
│молодежи │ │гражданам, вернувшимся из мест лишения│
│ │ │свободы, безнадзорным молодым гражданам,│
│ │ │находящимся в специальных│
│ │ │учебно-воспитательных учреждениях │
└──────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────┘
Рис. 5.9.2. Основные функции муниципального органа по вопросам
работы с молодежью
Актуальнейшие проблемы в сфере молодежной политики, конечно же, требуют наличия самостоятельного федерального органа исполнительной власти с необходимым статусом и достаточными полномочиями. В связи с упразднением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике в субъектах Российской Федерации наметилась тенденция к упразднению вышеназванных органов исполнительной власти, что, по существу, разрушает складывающуюся систему работы с молодежью на местах. В структуре муниципальных органов исполнительной власти созданы и функционируют отделы или департаменты по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны органов государственной власти. На муниципальные структурные подразделения по делам молодежи возлагаются следующие задачи:
проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;
создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;
обеспечение соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;
привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;
духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;
поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;
организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;
осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;
координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.
В целях решения перечисленных задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции (рис. 5.9.2).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое муниципальная молодежная политика и каковы ее основные цели?
2. Каковы приоритетные направления муниципальной молодежной политики?
3. Какие новые механизмы финансирования молодежной политики внедряются и развиваются в настоящее время в рамках реализации приоритетных национальных проектов?
4. На какие органы государственной власти возложены в настоящее время функции по разработке государственной молодежной политики?
5. Какие функции выполняет муниципальный орган по делам молодежи и молодежной политике?
Литература к главе 5
1. Григорьева И.А. Модели социальной политики: одна, две или больше?//Муниципальная власть, 1968. - N 4.
2. Гудима Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры//Ориентиры культурной политики, 2001. - N 3.
3. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.
4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне. - М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. - Ростов-на-Дону: Март, 2001.
6. Лапшин Н.П. Управление отраслью//Встреча, 1997. - N 2.
7. Муниципальное управление. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2001.
8. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления/Муниципальное управление. - Вып. 3. - М., 2000.
9. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002.
10. Управление культурой в условиях рыночной экономики/Сост. В.А. Лапшин. - Актуальные проблемы культурной политики. Инф. бюллетень N 12. - М., 1992.
11. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учебно-методическое пособие/Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2001.
12. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000.
Глава 6. Муниципальное управление экономикой
Общие положения
Основные понятия
Термин "муниципальная экономика" используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий "муниципальное хозяйство" (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или "местное хозяйство" (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.
Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории - важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.
Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.
Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В настоящей главе рассматриваются вопросы управления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 года, составляют экономическую основу местного самоуправления. Перечень этих ресурсов приведен на рис. 6.1.1.
Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.
┌───────────┐ ┌───────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐
│ Земля │ │ Местные природные ресурсы │ │Муниципальное движимое│
│ │ │ │ │и недвижимое имущество│
└─────┬─────┘ └─────────────────────┬─────┘ └─────┬────────────────┘
└────────────────────────┐ │ │
┌────────────────────┐ ┌────┴───────┴───────────────┴─┐
│ Финансовые ресурсы │ │Имущество и финансовые ресурсы│
│ органов местного ├────┤ муниципального образования │
│ самоуправления │ │ │
└────────────────────┘ └─────────────────┬────────────┘
┌────────────────────────────────┴────────────────┐
│Имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих│
│ субъектов (в той части, в какой эти ресурсы │
│ используются или могут быть использованы │
│ для оказания муниципальных услуг) │
└─────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 6.1.1. Имущество и финансовые ресурсы муниципального
образования
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|