Сделай Сам Свою Работу на 5

Союзы и ассоциации муниципальных образований в России





 

В России союзы и ассоциации местных властей стали создаваться сравнительно недавно, с началом перестройки. Первой в 1986 году была создана Ассоциация сибирских городов, преобразованная в дальнейшем в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Большую роль в развитии межмуниципального сотрудничества и защите интересов местного самоуправления сыграл образованный в 1991 году Союз российских городов, объединивший в основном столицы субъектов РФ и другие крупные города. По состоянию на 2006 год в России создано и действует несколько десятков различных союзов и ассоциаций муниципальных образований.

Согласно действующему законодательству, союз (ассоциация) органов местного самоуправления является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Учредителями союзов и ассоциаций являются органы местного самоуправления. Учредительными договорами устанавливаются вид деятельности союза (ассоциации), права на долевое участие и пользование результатами деятельности, организационные формы управления, порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами.



Большое разнообразие, многочисленные параметры, используемые для описания сфер и видов деятельности союзов и ассоциаций, вызывают необходимость их классификации (рис. 1.12.1).


 

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Союзы и ассоциации муниципальных образований │

└──────────────────────┬───────────────────────┘

┌────────────────────────────┬───────────┴────────────────┬────────────────────────────┐



┌──────────┴─────────┐ ┌────────┴──────┐ ┌───────────┴─────┐ ┌───────┴─────┐

│По представительству│ │ По профилю │ │ По территории │ │ По основе │

│ │ │ деятельности │ │ действия │ │ создания │

└─┬───────────────┬──┘ └─┬───────────┬─┘ └┬────────┬──────┬┘ └──┬────────┬─┘

┌─────────┴───┐ ┌─────────┴──────┐ ┌─────┴──┐ ┌──────┴────┐ ┌─────┴─┐ ┌────┴───┐ ┌┴───────┐ ┌────────┴───┐ ┌──┴────────┐

│Объединяющие │ │Объединяющие │ │Широкого│ │Специализи-│ │Регио- │ │Межреги-│ │Общерос-│ │ На │ │ По │

│муниципальные│ │представительные│ │профиля │ │рованные │ │нальные│ │ональные│ │сийские │ │добровольной│ │предписанию│



│образования │ │или иные органы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ основе │ │ │

│в целом │ │МО │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└─────────────┘ └────────────────┘ └────────┘ └───────────┘ └───────┘ └────────┘ └────────┘ └────────────┘ └───────────┘

 

Рис. 1.12.1. Классификация союзов и ассоциаций муниципальных

образований

 


По территории действия союзы и ассоциации муниципальных образований подразделяются на региональные, межрегиональные и общероссийские.

Региональные союзы и ассоциации объединяют муниципальные образования, расположенные в границах одного субъекта РФ.

Межрегиональные союзы и ассоциации объединяют муниципальные образования в рамках крупных макрорегионов. К ним относятся АСДГ, Союз городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований "Города Урала".

Общероссийские союзы и ассоциации представляют интересы муниципальных образований на всей территории Российской Федерации. Основными из них являются Союз российских городов и Союз малых и средних городов России.

По профилю деятельности союзы и ассоциации муниципальных образований делятся на представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории и специализированные (обычно общероссийские) ассоциации по отраслевым или иным направлениям деятельности. К числу специализированных ассоциаций относятся Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Ассоциация городов Заполярья и Крайнего Севера, Союз малых исторических городов и др.

По уровню представительства выделяют союзы и ассоциации, объединяющие муниципальные образования в целом и объединяющие только отдельные органы местного самоуправления (например, представительные органы, жилищно-коммунальные службы, органы здравоохранения и т.п.).

Союзы и ассоциации муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, реализации государственных программ поддержки местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях и международных форумах по проблемам местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с зарубежными союзами и ассоциациями. Многие положительные результаты, достигнутые за последние годы в России в ходе муниципальной реформы, явились следствием совместной работы союзов и ассоциаций муниципальных образований.

В 1998 году по инициативе ряда союзов и ассоциаций муниципальных образований был учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - единая общенациональная организация, своеобразный "союз союзов", представляющий интересы всех типов муниципальных образований России при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями по вопросам местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ внес ряд существенных изменений в деятельность союзов и ассоциаций муниципальных образований России. Согласно ему, в каждом субъекте РФ в 2006 году был образован единый совет муниципальных образований. В связи с этим наряду с союзами и ассоциациями, создаваемыми на добровольной основе, появляются создаваемые по предписанию. Организация и деятельность таких советов осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях применительно к ассоциациям. Совет должен иметь свой устав и органы управления. Он определяет размер и порядок уплаты членских взносов на осуществление своей деятельности. Совет не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или ограничивать ее. Существование такого совета не препятствует созданию и деятельности в субъекте РФ или на части его территории иных союзов и ассоциаций муниципальных образований.

Региональные советы муниципальных образований могли бы рассматривать следующий круг вопросов:

предварительное рассмотрение и согласование проектов законов и иных правовых актов субъекта РФ, регулирующих деятельность местного самоуправления;

выработку согласованных подходов к вопросам, связанным с установлением системы муниципальных образований на территории субъекта РФ, порядка их создания, объединения и упразднения, изменения их границ, границ и правового режима пригородных зон;

выработка согласованных решений по вопросам передачи в муниципальную собственность различных объектов государственной собственности, включая землю и другие природные ресурсы;

выработка согласованных решений по вопросам региональной налоговой политики, системы межбюджетных и иных финансовых взаимоотношений между субъектом РФ и муниципальными образованиями;

участие в разработке и реализации региональных программ государственной поддержки местного самоуправления;

согласование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, финансирования и контроля их исполнения;

согласование порядка и формы участия муниципальных образований в выполнении федеральных, региональных и других программ, с компенсацией расходов.

На момент выхода в свет настоящего учебника региональные советы муниципальных образований только накапливают опыт, и судить об их эффективности преждевременно.

Федеральным законом 2003 года установлено, что указанные региональные советы могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований, в которое могут также входить иные объединения муниципальных образований. Создание такого объединения было провозглашено в июне 2006 года.

Для совместного решения хозяйственных вопросов местного значения Федеральным законом 2003 года N 131-ФЗ впервые установлена возможность создания межмунинипальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Вопросы межмуниципальных хозяйственных обществ подробнее рассматриваются в главе 6.

Для совместного решения социальных задач Федеральным законом 2003 года разрешено создавать межмуниципальные некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Данные нововведения открывают новые возможности для межмуниципального хозяйственного сотрудничества в интересах местных сообществ.

Значительную роль в организации межмуниципального сотрудничества играет Российская муниципальная академия. Она была создана в 1999 году и имеет статус общероссийской общественной организации. Она способствует развитию научных знаний о муниципальном управлении, их пропаганде, выработке практических рекомендаций для муниципальных образований, решению задач подготовки и переподготовки специалистов в области муниципального управления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.