Сделай Сам Свою Работу на 5

I.4. Хорошее и плохое действие





Практика Карма Йоги.

Свами Шивананда

 

 

· Введение

· Глава I. Йога служения

· Глава II. Универсальные законы

· Глава III. Свадхарма

· Глава IV. Карма и свобода

· Глава V. Карма и перевоплощение

· Глава VI. Гирлянда Карма Йоги

· Глава VII. Карма Йога в Гите

· Глава VIII. Вдохновляющие истории

· Практика Карма Йоги. Приложение

 

 

Предисловие переводчика

Правила чтения Санскрита

Замечание издателей

Предисловие Шивананды

Только Бога я видел

Универсальная молитва

Шива Манаса Пуджа Шри Шанкарачарья (мысленное поклонение Шиве)

Введение

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Философы-утописты материалистического направления (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) построили своё представление об обществе будущего, основанное на новом отношении человека к труду. Им следовало бы познакомиться с Карма Йогой, а не выдумывать ложные теории, которые лопнули подобно мыльным пузырям, столкнувшись с практикой жизни. Это видно на примере многострадальной России и других стран, где был построен социализм, который оказался нежизнеспособным, искусственным образованием и, подобно недоношенному ребёнку, приказал долго жить.



 

Каким должен быть идеальный труд, отношение человека к нему, проистекающие последствия труда подробно изложены в настоящей книге. Слово ТРУД здесь рассматривается с более высоких позиций и замещён таким широким понятием, как ДЕЙСТВИЕ (Карма). В этой книге вы найдёте также глубокие исследования относительно результатов действий, которые также называются КАРМА. Сегодня в России трудно встретить человека, который бы не употреблял слово КАРМА. Теперь россияне могут подробнее ознакомиться с его смыслом и содержанием.

 

Карма Йога является обязательной дисциплиной в большинстве авторитетных ашрамов Индии, особенно тех, которые возглавляют ученики и последователи Свами Шивананды. Главной её чертой является бескорыстие и служение Богу. Подготовка книг, размещённых на этой Web-странице, и сама страница были созданы в духе Карма Йоги, и пронизаны её идеями. Надеюсь, читатель почерпнёт здесь немало интересного.

 

С целью адаптации для русскоязычного читателя добавлены справочные приложения, а к Санскритским терминам в тексте – перевод (в скобках). Русская грамматика также несколько упрощена для более ясного понимания и приближения к оригиналу.



 

Приятного вам чтения!

Александр ОЧАПОВСКИЙ

 

Правила чтения Санскрита

 

Специальный Ведантический термин "Я" (I, Self) значит "единый Брахман, Душа, Атман, Атма". Санскритские термины см."Словарь Йоги и Веданты", глоссарий, предметный указатель. Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделено большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж. В каталогах и справочниках надо ссылаться на основное имя, далее вторые имена и титулы.

 

Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита на русский. Некоторые правила чтения (Буква - Произношение):

 

кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).

 

гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).

 

х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук "х".

 

л - мягкое зубное русское Л ("л" произносится как "ль"; "ла" - как среднее между "ла" и "ля").

 

м - русское "м". Иногда перед согласной меняется: "мда" читается как "нда", "мджа" - как "ньджа".

 

джа - читается как английское "J", единый взрывной мягкий звук: "джь", "джя" (как звонкое "ча").



 

джна - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и произносить "гья".

 

е - во всех позициях произносится как русское "э".

 

йе - произносится как "йе".

 

ау - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие "ай").

 

ао, оу - просторечные варианты "ау".

 

 

ОМ

Посвящается всем самоотверженным,

незаинтересованным и бескорыстным

работникам мира, которые ведут

тяжёлую работу приобретения

знаний о Себе, очищая свой ум,

 

обретая Читта Шуддхи

с помощью Нишкамья

Карма Йоги

 

ОМ

 

Замечание издателей

 

Подобное нектару учение Его Святейшества Шри Свами Шивананды Сарасвати, несравненного мудреца Гималаев, воспетого в песнях и легендах, хорошо известно читающей публике, а также искренним искателям Божественного знания. Цель этих учений и их предмет – это не что иное, как освобождение от колеса рождений и смертей с помощью поглощения Дживы (души) Высшим Духом. В настоящее время это освобождение можно получить только с помощью правильного знания.

 

Это является неоспоримым фактом, что для человека с улицы, ослеплённого разного рода мирскими желаниями, очень трудно идти по пути Богореализации. Это требует от него нечеловеческих, геркулесовых усилий, и не только из-за его "близорукости", которая является препятствием на пути, но также из-за бесчисленных трудностей и препятствий, которые тормозят прогресс на пути к цели. Такой человек крайне беспомощен до тех пор, пока некто, успешно прошедший по этому пути, не придёт ему на помощь, не возьмёт его за руку и безопасно не проведёт по безнадёжно запутанным ловушкам мирских соблазнов и желаний. В конце концов, он приведёт его к месту назначения, которое является завершающим великолепием, всем в жизни, где все страдания прекращаются и прекращают возникать также все вопросы. Такая реализация - это знание о себе как об истинном Я (душе), как об одном единственном.

 

Эта книга была тщательно подготовлена для пользы тем, кто запутался в жизни и не может стать на путь самоотречения, или Санньясы. Действительно, пока человек не вычистит авгиевы конюшни своего ума и не вычерпает всю грязь с помощью самоотверженного и бескорыстного служения, живя среди утомительной работы в мире, он не обнаружит себя в раю, даже когда наденет оранжевое одеяние, чтобы следовать по пути самоотречения. Итак, человек должен вначале непрестанно и неутомимо выполнять Карма Йогу и развивать такие благородные качества, как космическую любовь, терпение, благородство и Брахмачарью (умеренность). Таким образом он подготовит себя для последующей решающей битвы, после которой, в конце концов, он выйдет победителем.

 

Настоящая работа "Практика Карма Йоги", которая вышла из вдохновенной просветительской и издательской деятельности Свами Шиванандаджи, является, как обычно, безопасным и естественным средством для достижения учениками цели. Те, кому посчастливилось знать Шри Свами Шиванандаджи и его работы - от толстых томов до 16-тилистных памфлетов, бесплатно распространяемых среди тех, кто просит и тех, кто не просит, - согласятся с нами в том, какими непогрешимыми писаниями они являются; каким простым и ясным языком он пользуется для того, чтобы его работы были восприняты не только теми, кто окончил университет, но также людьми из простонародья; каким искренним и серьёзным является автор в своей неиссякаемой жажде служить собратьям. Будучи наэлектризованным магнетизмом Дживанмукты, или освобожденного мудреца, им (тем, кто ищет Истину) ничего не остаётся, как испытать вдохновение и подняться на несказанные высоты духовной славы, блаженства и покоя.

 

Общество Божественной жизни

 

 

Предисловие Шивананды

 

Эта книга состоит из 8 глав.

Первая глава имеет дело с Йогой служения. Это интересный и важный предмет, который является уравновешивающей основой, позволяющей различать, что такое хорошо и что такое плохо [Нишкамья Карма Йога]. Здесь же изложены следующие вопросы: качества Карма Йога; работа, как поклонение; Йога уравновешенности и т.д. Разделы Здоровье и Йога, а также Тайна Карма Йоги являются жизненно важными и интересными. Никогда не следует забывать о том, что работа является поклонением Богу. Если человек помнит об этом, любая работа будет для него очень интересной. Понятия "лакейская работа" или "эта работа плохая", "та работа хорошая" проистекают от мышления, от ума. Вы обнаружите, что любая работа, когда она выполняется с правильным умственным отношением, или Бхавой, возвышает ваш ум.

 

Вторая глава имеет дело с универсальными законами. Знание этих законов природы поможет молодым ученикам совершать работу более эффективно и основательно за короткий промежуток времени. Это понимание вселит способность различать и силу для того, чтобы совершать добродетельные поступки и всегда избегать плохих действий. Человек ясно осознает, что всюду во вселенной существует совершенный порядок. Даже воинствующий материалист вынужден будет признать славу Господа, Законодателя, который скрыт за именами и формами.

 

Третья глава имеет дело с тем, что мы называем Свадхарма. Практика Свадхармы приносит человеку Мокшу (освобождение), возвышение и восторг. Точное описание трех Гун, или качеств Природы, их действие даны в этой главе. Понимание этих Гун играет неоценимую роль в практике Карма Йоги. Человек может развить Саттвические добродетели и искоренить Раджас и Тамас. Заголовок Инструкции для учеников содержит много ценных практических замечаний. Каждый ученик должен очень тщательно изучать эти инструкции ежедневно утром перед тем, как он отправится на работу. Это даст ему возможность зарядиться, мобилизоваться для ведения последующей дневной деятельности. Действительно, он будет лучше вооружен мудростью, духовной силой и способностью различать. Посредством этого он сможет одолеть многочисленные препятствия, которые стоят на пути его повседневной работы.

 

Несмотря на то, что человек ощущает, что он слаб и беспомощен (время от времени приходят такие мысли), в действительности он является хозяином своей собственной судьбы. Он может противодействовать темным силам злых, вредных тенденций и может управлять Природой с помощью правильных усилий, или Пурушартхи. С этой темой мы имеем дело в Четвёртой главе.

 

Пятая глава озаглавлена Карма и реинкарнация. Здесь дается описание различного вида Карм. Я бы хотел, чтобы вы поняли, что грех – это не что иное, как просто ошибка. Не существует такой вещи, как “ужасное преступление” или “отвратительный грех” в свете знания или высшей философии. Многие люди беспокоятся о том, что они совершили серьёзное преступление, и поэтому молятся или вынашивают мысли о так называемом грехе. Никогда не следует говорить: “Я – великий грешник”. Наоборот, необходимо заявлять: “Я – вечно чистый Атман”. Чистота – это ваше врожденное право. В сущности, вы являетесь самым священным Атманом. Ощутите это, почувствуйте это! Подраздел о законе реинкарнации содержит убедительные, логичные, неоспоримые и веские аргументы в поддержку взгляда о повторном рождении.

 

В Шестой главе я констатирую, что ученик должен комбинировать действие и медитацию, что те, кто может медитировать 24 часа в сутки, встречаются очень и очень редко, и такие люди должны иметь изысканную медитацию в удалённых пещерах Гималаев, Гималайских джунглей. Я сделал искренний призыв от всего сердца к Санньясинам, которые всё свое время посвящают Санньясе, организовать свой образ жизни таким образом, чтобы начать совершать служение стране в различных формах, согласно темпераменту, вкусу и способностям индивидуума. Это настоятельная необходимость сегодняшнего дня. Не так давно сам Махатма Ганди обратился с просьбой к Санньясинам в Хардваре, с таким же обращением. Пандит Джавахарлал Неру, который позже стал Президентом Индийского Национального Конгресса, также обратился к огромному митингу Садху и Санньясинов, состоявшемуся в прошлом году в том же месте, с аналогичным заявлением. Поскольку никакого подлинного служения не может быть без Брахмачарьи, в самом конце главы я написал на эту тему небольшой отрывок.

 

Седьмая глава отведена Карма Йоге в Гите. Такие темы, как Пракрити делает всё, Действие и бездействие, Простор для личного усилия, Действие и деятель, Самоподчинение, а также Карма Йога лучше, чем отречение от действия, делают эту главу завершённой. Я бы хотел, чтобы мои читатели обращались к этой главе снова и снова для того, чтобы понять истинное и полное значение Карма Йоги.

 

Восьмая глава делает книгу действительно полезной. Вы получите несколько ярких, вдохновляющих историй, которые тщательно подобраны и добавлены в надежде, что книга будет практическим руководством для читателей. Эти истории включают принципы самопожертвования и являются для домохозяев настоящими возвышенными и вдохновляющими идеалами.

 

Поскольку ведение духовного дневника нигде так не важно, как при практике Карма Йоги, я добавил краткое изложение о том, как следует вести такой дневник. Здесь также приложена сама форма этого дневника.

 

Сложив ладони рук, я обращаюсь с мольбой к читателям этой книги начать практику Карма Йоги с должной искренностью после усвоения и переваривания истин и идеалов, которые содержатся в ней. Пусть обитатель сердец, всеведущий, всемогущий и вездесущий Ишвара, наделит вас силой, миром, духовной энергией, способностью различать, бодростью, дальновидностью в практике Карма Йоги и даст вам возможность реализовать великие истины Упанишад после обретения Читта Шуддхи с помощью непрекращающегося и неустанного самоотверженного служения. Я покорно, смиренно и искренне обращаюсь к вам, мои друзья и товарищи.

 

Шивананда.

 

Только Бога я видел

 

Когда я наблюдал из Ананда-Кутир, в Ришикеше,

Со стороны Тери Хиллс – только Бога я видел.

В Ганге и вершинах Кайлас,

А также в знаменитой Чакре Тхиртхе в Нимисаре – только Бога я видел.

В Дедхичи Канд Мишрика,

А также в священной Тривени Праяг Радж – только Бога я видел.

В Майя Кунде Ришикеша и

В источниках Бадри, Джамнотри и Гаури Кунде – только Бога я видел.

В бедственном положении и в горе, в радости и весельи,

В болезни и печали – только Бога я видел.

В птицах и собаках, в камнях и деревьях,

В цветах и плодах, в Солнце, Луне и звёздах – только Бога я видел.

В розовых щеках кашмирских женщин,

В безобразных лицах африканских негров – только Бога я видел.

В грязи и запахах, в яде и лакомствах,

На рынке и в обществе – только Бога я видел.

В поездах и машинах, в аэропланах и паровозах,

В одетых в мешковину и щёголях, в лёгких индийских двуколках и автомобилях – только Бога я видел.

Я обращался к цветам – они улыбались и кивали мне.

Я разговаривал с бегущими ручьями, они воистину отвечали мне – только Бога я видел.

В молитве и голодании, в похвале и медитации,

В Джапе и Асане, в Тратаке и концентрации – только Бога я видел.

В Пранаяме и Наоли, в Басти и Нети,

В Дхаоти и Ваджроли, в Бхастрике и Кундалини – только Бога я видел.

В Брахмакара Вритти и в Ведантической Нидидхьясане,

В Атмической Вичаре и Атмической Чинтане – только Бога я видел.

В Киртане и Нама Смаране, в Шраване и Вандане,

В Арчане и Падасеване, в Дасье и Атманиведане – только Бога я видел.

Подобно камфаре, я таял в пламени Его знания.

Среди вспыхивающих огней – только Бога я видел.

Моя Прана входила в Брахмарандхру в Мурдхе.

Тогда я встречался с глазами Господа, и только Бога я видел.

Я ушёл в ничто, я исчез

И я был живущим всей жизнью, и только Бога я видел.

Я наслаждался Божественной Айшварьей, всеми Божественными Вибхути,

Я имел Вишварупу Даршану, Космическое Сознание – только Бога я видел.

Слава, Слава Богу! Приветствую, приветствую, приветствую Тебя! О прекрасный Рам!

Позволь мне ещё раз воспеть Твоё имя –

Рам Рам Рам, Ом Ом Ом – только Бога я вижу.

 

 

Универсальная молитва

 

О Господь!

Я хочу бескорыстно служить миру и практиковать Нишкамья Карма Йогу, чтобы обрести Читта Шуддхи (чистоту ума). Иногда я бываю сбит с толку, взволнован и подавлен. Я стою перед дилеммой. Я не знаю, что делать. У меня нет ясного представления о том, что хорошо и что плохо. Я не обладаю знанием Шастр и Смрити. Я не знаю Санскрит, Лягху и Сиддханту Каумуди. Я не обладаю подготовкой, чтобы слышать Твой настойчивый внутренний голос.

 

Этот мир полон явных противоречий, парадоксов и загадок, странных проблем и трудностей. Это особый мир. Ты дал мне особенный ум с определёнными привычками. Этот мир полон соблазнов. У меня нет сил противостоять соблазнам, общественным мнениям, критике, притеснениям, давлениям и натискам. Я неспособен доставить радость кому-то в полном смысле этого слова. Появляются враги, хотя я сохраняю спокойствие и не смешиваюсь с кем-либо.

 

О Прекрасный Единый! Дай мне силы контролировать беспокойные, бурные Индрии и вечно блуждающий ум. Будь рядом со мной всегда и управляй мной в каждом дюйме моего действия. Дай мне хорошие мысли. Дай мне Читта Шуддхи. Даруй мне спокойный, чистый и уравновешенный ум. О Господь, дай мне свет, знание и чистоту.

 

Ом. Ом. Ом.

 

 

Шива Манаса Пуджа

Шри Шанкарачарья

(мысленное поклонение Шиве)

 

1. О Господь! О Пашупати! Ты – океан милосердия, Прими эти подношения, созданные в моём уме, а именно: Симхасан, украшенный драгоценными рубинами, приятную прохладную ванну, великолепные одежды, украшенные различными драгоценными камнями, сандаловую пасту, ароматизированную мускусом, гирлянду из жасминов, цветы Чампаки и листья Бильвы, ароматические вещества и лампады, горящие лампы.

 

2. О Господь! Милостиво прими Гхи, Кхир, пищу, состоящую из пяти частей, подорожник, смешанный с творогом, шербет, различные виды овощей, вкусную воду, яркий кусок камфары и бетеля – все эти подношения пищи, помещенные в золотой сосуд, который украшен девятью видами драгоценных камней, всё это задумано в моём уме для поклонения Тебе.

 

3. Зонтик, две Чамары, веер, чистое зеркало и музыка лютни, литавр, Мриданги и рожка, пение и танец, распростёртое положение восьми частей тела, различные гимны и молитвы – всё это, задуманное в моём сознании, я должным образом предлагаю Тебе. Прими, пожалуйста, моё подношение, о мой Господь!

 

4. Ты есть Атман. Буддхи является Твоей супругой Парвати (которая является порождением горы); Праны – Твои слуги; это тело – Твой храм; действия чувственных наслаждений – Твоё поклонение; глубокий сон является воспоминанием Самадхи; хождение моих ног является прогулкой вокруг Тебя; все мои речи направлены на превозношение Тебя; какие бы действия я ни совершил, все они являются поклонением Тебе, о Шамбхо!

 

5. О Господь! Прости все грехи, которые были совершены руками и ногами, языком (речью) и телом; ушами, глазами и умом, как Вихита, так и Авихита (законные или запрещённые). Пусть слава снизойдёт на Тебя! Ты – океан милосердия. Будь славен, о Махадэва (Высший Господь)! О Шамбхо (даритель счастья)!

 

 

Введение

 

Я должен напомнить, что Карма, Бхакти Йога и Джнана не исключают друг друга. Карма Йога ведёт к Бхакти Йоге, которая, в свою очередь, ведёт к Раджа Йоге. Раджа Йога приносит знание. Парабхакти – это всего лишь Джнана. Бхакти – это нужно иметь в виду – неотделима от Джнаны. Наоборот, Джнана усиливает Бхакти. Карма очищает сердце. Бхакти устраняет блуждания ума. Раджа Йога укрепляет ум и разрушает Санкальпы. Каждая Йога является осуществлением предыдущей Йоги. Бхакти является осуществлением Карма Йоги. Йога (т.е. Раджа Йога) является осуществлением Бхакти и Кармы, а Джнана является осуществлением всех трёх предшествующих видов Йоги.

 

Практика Карма Йоги готовит ученика для восприятия знания о Душе. Она делает его соответствующим Адхикари – учеником для изучения Веданты. Невежественные люди сразу обращаются к Джнана Йоге, не имея предварительной подготовки в Карма Йоге. По этой причине они терпят неудачу в реализации Истины. Загрязнённость таится в состоящем из четырёх частей уме – Антахкаране. Ум заполнен желаниями, отвращениями, ревностью и т.д. Люди только говорят о Брахмане. Они погружены в разного рода бесполезные дискуссии, напрасные дебаты и сухую, бесконечную полемику. Их философия существует только на словах. Иными словами, они являются словесными Ведантистами. В действительности же требуется практическая Веданта посредством непрекращающегося бескорыстного служения.

 

“Работа ради работы без какой-либо мотивации”, – всё это хорошо на словах. Но когда человек имеет дело с практической реализацией этой истины, когда он пытается применить это на практике, он сталкивается на каждом шагу с бесчисленными трудностями. Только лишь Джнани может совершать абсолютно бескорыстные, самоотверженные действия. Только Санньясин, который отрёкся от мира, может совершать самоотверженные дела. Ум домохозяина пропитан множеством желаний. Он ожидает плодов от каждого действия. Но постепенно он тоже может отучить ум от ожидания вознаграждения. Это - лишь вопрос дисциплины ума. Постепенно его эгоистическая натура будет уничтожена. Он поймёт славу Нишкамья Карма Йоги. Тогда он будет способен выполнять работу без какой-либо мотивации, без ожидания плодов за какие-либо действия. Конечно, это - вопрос времени; необходимы терпение и настойчивость.

 

Две вещи являются обязательными в практике Карма Йоги. Карма Йог должен обладать непривязанностью к результатам действий. Он должен предлагать свои действия на алтарь Господа с чувством Ишварарпаны. Непривязанность приносит свободу от печали и страха. Непривязанность делает человека смелым и беспристрастным. Когда он предлагает свои действия лотосовым стопам Господа, он развивает преданность Господу и постепенно приближается к Нему всё ближе и ближе. У него постепенно возникает чувство, что Господь действует непосредственно через его Индрии (органы чувств) или органы действия. Теперь он не чувствует напряжения или тяжести, возникающей в результате своей работы. Он чувствует себя свободно и непринуждённо. Тяжёлый груз, который он прежде ощущал из-за ложного представления, теперь исчез с поля зрения.

 

Доктрина Кармы образует составную часть Веданты. Она излагает загадку жизни и загадку вселенной. Она приносит утешение, удовлетворение и удобство человеку и всему обществу. Это – самоочевидная истина. К счастью, люди Запада также стали теперь понимать важность и правомерность этого. Даже американцы сегодня твёрдо верят в эту доктрину. Каждый разумный человек должен принять её. Нет другого пути к пониманию таинства действий. “Что посеешь, то и пожнёшь”; совершение добра должно иметь место не только в физическом плане, но также и в моральном плане. Каждая мысль и каждое ваше действие порождает в вас определённые тенденции, которые воздействуют на эту и последующую вашу жизнь. Если вы совершаете хорошие Кармы в самоотверженном духе, вы будете парить на высотах блаженства и покоя. Карма является самой низшей ступенью духовной лестницы. Но она поднимает нас к невообразимо величественным, запредельным высотам. Её слава слишком велика, чтобы её можно было описать. Она уничтожает гордость, эгоизм и Тамас. Она даёт замечательные результаты. Она помогает росту и эволюции.

 

Свобода является врождённым правом человека. Свобода – это Сат-Чит-Ананда. Свобода – это бессмертие. Свобода – это мир, знание и блаженство. Сознательно или бессознательно, зная или не зная, – все стремятся к этой свободе. Нации борются на поле брани ради свободы. Грабитель ворует для обретения свободы от потребностей, но его действия являются нечестными и невежественными; путь, который он выбрал, – кривой, обманчивый и ложный. Каждый ваш шаг должен быть направлен к Богу и свободе.

 

Вы можете достичь одной и той же цели различными путями. Подобно тому, как вы можете достичь горы Кайлас различными тропами, следуя через Бадри Нараян, Альмору, Ганготри или Лядхаки; точно так же вы можете достичь цели жизни различными путями:

 

- путём работы (Карма Йога),

- путём любви (Бхакти Йога),

- психического контроля (Раджа Йога),

- самоанализа и знания (Джнана Йога).

Подобно тому, как вы можете достичь Калькутты на поезде, на машине, на пароходе или на самолёте, точно так же вы можете достичь цели жизни, или духовного предназначения, с помощью одного из этих четырёх путей.

 

Бог Кришна говорит в Гите: “Как бы люди ни подходили ко Мне, Я приветствую их, поскольку пути, которые ведут людей ко Мне, идут со всех сторон, о Партха!” (Бхагавад Гита, гл.4, Шлока 11)

 

(Йе ятха мам прападьянте тамстатхайва бхаджамьяхам

 

Мама вартманувартанте манушьях: Партха сарвасах)

 

Эти четыре подразделения не являются раз и навсегда установленными. Не существует чётко очерченных границ, отгораживающих эти четыре пути друг от друга. Они не являются шаблонными и нудными. Эти пути созданы в соответствии с темпераментом, или тенденцией, которая преобладает у индивидуума. Один путь не исключает другой. Путь действия подходит для человека Кармической тенденции. Путь любви приспособлен для человека эмоционального темперамента. Путь Раджа Йоги подходит для человека мистического темперамента. Путь Веданты или Джнана Йоги подходит для человека волевого и рассудительного. Каждый путь смешан с другими. В конце концов, все эти пути сходятся в одной точке и становятся одним дорогой. Очень трудно сказать, где кончается Раджа Йога и начинается Джнана Йога. Все ученики различных путей встречаются на единой платформе или в месте пересечения на этом долгом пути.

 

Карма Йог совершает самопожертвование для того, чтобы убить своё малое я. Бхакта практикует самоподчинение для уничтожения своего эгоизма. Джнани практикует самоотречение. Методы различны, но все они желают уничтожить это маленькое, самонадеянно претендующее Я, которое является корнем человеческого страдания. Когда это сделано, они встречаются в одном месте, или в одной точке.

 

“Все действия в своей заключительной части, о Партха, заканчиваются в мудрости.” (Бхагавад Гита, гл.4, Шлока 33)

 

(Сарвам кармакхилам Партха джнане Парисампьяте.)

Подобным образом Бхакта обретает Джнану. Бог Кришна говорит в Гите: “Для тех последователей, которые всегда гармоничны, поклоняются в любви, Я даю Йогу Различения, с помощью которой они могут прийти ко Мне”.

 

В главе 18 Бог Кришна говорит: “С помощью преданности он узнаёт Мою сущность: кто Я и что Я собой представляю; таким образом, узнав Мою сущность, он немедленно вступает в Высшее”.

 

Карма, любовь и Йога являются средствами, ведущими к концу. Джнана есть конец. Подобно тому, как реки сливаются в море, точно так же Карма, любовь и Йога соединяются в океане Джнаны.

 

Карма Йога готовит ум для восприятия света или знания. Она расширяет сердце и разбивает все барьеры, которые стоят на пути единения или союза. Бхакти и медитация также являются умственной Кармой. Не может быть Джнаны без Йоги. Плодом Бхакти является Джнана. Теперь вы поняли природу четырёх видов Йоги и их взаимоотношений?

 

Каждое действие является смесью добра и зла. В этом мире не может быть ни абсолютно хорошего действия, ни абсолютно плохого. Эта физическая вселенная является относительным планом. Если вы совершаете какое-то действие, оно, с одной стороны, ведёт к добру, а с другой – к злу. Вы должны стараться совершать такие действия, которые могут принести максимум добра и минимум зла. Полезная работа ведёт к хорошим последствиям, и вредная работа вызывает плохие последствия. Но если вы знаете секрет работы, технику Кармы, вы будете абсолютно свободны от уз Кармы. Этот секрет заключается в работе без привязанности и эгоизма. Центральным звеном в учении Гиты является непривязанность к действию. Бог Кришна говорит Арджуне в довольно выразительной форме:

 

“О Арджуна, действуй непрестанно. Твоя обязанность – всегда работать. Не ожидай плодов. Чем больше человек ожидает плодов, тем более несчастным он становится! Он превращается в самого несчастного человека в этом мире”.

 

Вы не можете побороть всё зло в этом мире. Подобно тому, как при подагре и ревматизме боль и припухлость перемещаются с одного сустава на другой; подобно тому, как при заражении крови и диабете или карбункулах, если один прыщ вылечен, в другом месте вскакивает другой, точно так же, если одно зло искоренено в одном месте, другое зло проявится в другом месте. Социальные работники жалеют многих молодых вдов и стараются организовать выдачу их замуж. Они думают, что совершают добро для страны. Но с другой стороны – они пожинают зло, поскольку возникают трудности с выходом замуж для других девушек. Они остаются незамужними. В этом заключается зло. Социальные работники пытаются положить конец проституции. Это – похвальное дело. Но поскольку страсть является очень могущественной и неконтролируемой, тот, кто не может позволить себе жениться, начинает тайным образом приставать, досаждать и грубо нарушать права семейных женщин. Даже законодательство не может остановить это зло. Тайная проституция пышно расцветает. Этот мир очень искажён. Он подобен хвосту собаки. Попробуйте выпрямить хвост собаки. Как только вы уберёте свои руки, он снова станет изогнутым. Так же и этот мир. Поэтому, хотя множество Аватар и множество Йогов, Ачарий, мудрецов и пророков приходили в этот мир и проповедовали в нём, тем не менее, он остался искажённым, в прежнем состоянии. Следовательно, не беспокойтесь слишком много о том, чтобы реформировать этот искажённый мир. Это никогда не может быть осуществлено. Вначале реформируйте себя. Тогда весь мир может быть реформирован. Как вы можете помочь миру, когда вы сами слабы и невежественны? Это подобно тому, как слепой ведёт другого слепого. Оба должны упасть в глубокую пропасть.

 

Самое большее, чем вы можете услужить или помочь миру – это дать знание о Боге. Духовная помощь – это высшая помощь, которую вы можете предоставить человечеству. Коренной причиной человеческого страдания является Авидья или невежество. Если вы сможете устранить это невежество в людях, тогда они будут бесконечно счастливы. Тот мудрец, который старается устранить невежество, является для мира наивысшим благодетелем. Если вы устраните голод у человека, дав ему пищу, – это только временная физическая помощь. Это устранит только физическую потребность на три часа. Затем голод проявится вновь. Человек остался в том же несчастном состоянии. Строительство больниц, домов отдыха, караван-сараев для распределения бесплатной пищи, распределение одежды и т.д. – не являются высшим видом помощи. Несчастье не искореняется. Мир будет продолжать оставаться в несчастном состоянии, даже если вы построите много миллионов больниц и пунктов питания. Обретите Брахма Джнану, или Божественное знание; распространяйте это знание повсюду и устраняйте в людях невежество. Только тогда все виды несчастья, страдания и горя будут полностью искоренены.

 

Человек, который служит миру, в действительности служит сам себе. Тот человек, который помогает другим, в действительности помогает себе. Это - другая очень важная точка зрения. Обычно миряне полны самодовольства и эгоизма, когда оказывают помощь другим людям. Они переполнены гордостью. Этот мир не хочет помогать, кому бы то ни было. Существует единственный всемогущий Ишвара, который контролирует и управляет этой Вселенной. Он немедленно может поставить тысячу и одного Тилака, Ньютона, Шекспира, Наполеона, Вальмики и Юдхиштхиру. Когда вы служите человеку, думайте о том, что Бог дал вам возможность для исправления, улучшения и формирования себя с помощью служения. Будьте благодарны тому человеку, который дал вам возможность служить.

 

Страдание является лучшим учителем в этом мире. Человек ежедневно получает очень полезные уроки посредством страдания и боли, бедности, лишения и болезни. Это – средство для открытия глаз. Это является скрытым благословением. Это – доброе послание от Бога. Кунти Деви говорила: “О Господь Кришна! Дай мне возможность всегда помнить о Тебе. Всегда доставляй мне страдания. Я могу забыть о Тебе, если я получаю удовольствия”. Бхакты радуются в страдании. Они всегда приветствуют страдания. Стоики делают то же самое.

 

Страдание исправляет, обучает и дисциплинирует душу. Оно вселяет в сердце милосердие. Оно развивает силу выдержки и терпение. Оно смягчает грубое сердце. Оно развивает силу воли. Оно заполняет сердце симпатией. Оно делает гордого человека смиренным. Оно очищает сердце. Подобно тому, как железо, будучи нагретым, приобретает на наковальне форму, точно так же человеческий характер формируется под ударами, столкновениями и страданиями. Подобно тому, как грязное золото превращается в очищенное путём многократного плавления его в тигле, точно так же и человек становится очищенным, будучи подверженным горению в очаге страдания.

 

Философия предназначена для поиска причин этого страдания. Она старается исключить страдания, предписывая соответствующие средства. Это леденящая нищета направляет ум человека к Богу. Суровые удары и порывы отучают сознание человека от чувственных объектов и поворачивают его на духовный путь. Страдание и нищета, зло и горе формируют характер человека в большей степени, нежели удовольствие и благополучие. Бедность имеет свои собственные преимущества. Осуждение и удары учат лучше, чем похвала и почести. Страдание – лучший учитель, нежели удовольствие. Бедность – лучший учитель, нежели богатство. Страдание и бедность развивают в человеке выдержку. Шри Шанкара, величайший философ и гений мира, который когда-либо рождался на земле, родился в очень бедной семье. Бог Иисус родился сыном плотника. Бедные люди напрягаются для достижения величия, в то время как сыновья богатых людей ведут жизнь в роскоши и праздности. Они беспечны. Несколько ударов немедленно вызывают образование Вивеки и Вайрагьи, меняют угол зрения и разжигают духовный огонь, который находится внутри.

 

Впечатления от малых и больших действий объединяются вместе и образуют тенденции. Тенденции развиваются в характер. Характер продуцирует волю. Если человек имеет сильный характер, он обладает сильной волей. Карма образует характер, а характер, в свою очередь, продуцирует волю. Люди гигантской воли развили её с помощью Кармы, совершённой в бесчисленных рождениях. Это не в одном рождении человек развивает могущественную волю. Он совершает различные добрые действия в нескольких жизнях. Могущество этих действий объединяется вместе, и в каком-то одном рождении борющийся человек превращается в гиганта подобно Будде, Иисусу и Шанкаре. Ни одно действие не проходит бесследно. Ничто не пропадает. Терпение, а также неутомимые и неослабные усилия необходимы для этого.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.