Сделай Сам Свою Работу на 5

Социализация после раннего детства





 

Освоение социально значимых элементов окруже­ния не ограничивается опытом раннего детства. Такое освоение с различной степенью интенсивности про­исходит несколько раз в течение жизненного цикла человека и тоже называется социализацией.

В самом общем виде под социализацией после раннего детства понимается совокупность культурно оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знаний и навыков, необходимых для адекватного, в частности, бесконфликтного совме­стного существования, то есть взаимодействия и ком­муникации в социально значимых ситуациях; выраже­ния личностно значимых переживаний и побуждений в культурно приемлемых формах; определения границ социально и культурно санкционированных действий и поведения и степени индивидуальной ответственно­сти за соблюдение или нарушение этих границ. Соци­ализация — это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор динамики личности как субъекта общества и культуры.

Уровни освоения окружения.Ранняя социализа­ция обеспечивает основные предпосылки для дальней­шего освоения сложной социокультурной среды, соци­альной структуры, представленных в культуре в виде стереотипов и образцов действий, поведения, взаимо­действий, нормативных предписаний и запретов, цен­ностных суждений, которые либо кодифицируются, либо специально демонстрируются в поведении как социально значимые. В процессе социализации проис­ходит структурирование фундаментальных видовых способностей и задатков человека.



Уровню практических действий соответствуют навыки поискового и стереотипного оперирования предметами и научение такому оперированию. Опера­циональными единицами здесь являются отдельные действия, или акты поведения, а суть процесса заклю­чается в построении цепей таких единиц, соответству­ющих достижению определенного практического ре­зультата. Социализация в этом случае основывается на природной способности человека к организации соб­ственной активности так, чтобы взаимодействовать с вещами, окружающими его.

Уровню образного освоения окружения соответ­ствуют навыки выделения сложных целостностей, на­чиная от самого общего «фона» («картина мира», «определение ситуаций») и кончая неустойчивыми продуктами восприятия на выделенном «фоне». За опе­рациональную единицу можно принять образ, который позволяет людям воспринимать свое окружение с раз­личной степенью обобщенности и устойчивости. Соци­ализация на этом уровне основывается на природной способности человека к формированию и распознава­нию образов.



Уровню мыслительных процессов соответствуют навыки доэмпирического оперирования знаками и символами, а также навыки обобщения количествен­ных и качественных характеристик элементов окруже­ния. Операциональными единицами такой деятельно­сти являются знаки и символы, а её суть заключается в распознавании или установлении связей, организу­ющих их в стабильные или нестабильные целостности, имеющие значение для практической деятельности, для адаптации человека в социокультурном окружении. Возможность социализации обеспечивается природной интеллектуальной способностью человека.

Эмоциональному уровню соответствуют навыки дифференциальной оценки своих переживаний, а так­же элементов и состояний социокультурного окруже­ния, собственных способов их освоения и использова­ния. В качестве операциональных единиц выделяются чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Первое из них побуждает человека поддерживать сло­жившиеся отношения с окружением и их эмоциональ­ные эквиваленты, а второе стимулирует к их измене­нию. Социализации подлежит природная способность человека строить свои отношения со средой выборочно.



На каждой стадии индивидуального жизненного цикла и в различных сферах культуры эти уровни организуются по-своему. Социализацию можно счи­тать адекватной, если они формируются в соответствии с состоянием социокультурного окружения, его струк­турой и динамикой.

Культурно-пространственное измерение социа­лизации.Рассматривая процессы социализации в оп­ределенном обществе в конкретный исторический период, необходимо принимать во внимание, что соци­ально значимые элементы культуры имеют здесь свою пространственно-временную и социально-структур­ную распределенность, границы которой важно знать, чтобы выявить локусы социализации (институты, груп­пы, информационные блоки) и их дифференциальную доступность для членов общества в разные возрастные периоды. Выделение в культуре её специализирован­ного и обыденного уровней позволяет отличать процес­сы и институты, связанные с приобретением профес­сиональных знаний и навыков, от тех, что характерны для общего образования и культурных форм повсе­дневной жизни.

Конкретизировать содержание социализации мож­но, обратившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве его структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельно­сти людей, то есть культурно установленные «поля» самореализации людей как представителей общества и культуры. Если рассматривать их с точки зрения содержания приобретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить следующие:

— жизнеобеспечение: профессиональная деятель­ность, домашний труд, приобретение и потреб­ление товаров и услуг;

— личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

— социальная коммуникация: формальные и не­формальные отношения, путешествия, физичес­кие передвижения;

— восстановление энергетических затрат: потреб­ление пищи, соблюдение личной гигиены, пас­сивный отдых, сон.

Каждый из перечисленных модусов обладает куль­турно-пространственным измерением, то есть предполагает освоение связанных с ним способов действий, по­буждений, ценностных представлений, правильного по­ведения в соответствующих зонах институциональной и повседневной реальности. Рассмотрение социализации с этой точки зрения позволяет фиксировать те области социокультурной жизни, где осваиваются её стереотип­ные массовые формы и те, освоение которых становится отличительным признаком принадлежности к определен­ным субкультурам или социокультурным слоям.

 

Временное измерение социализации после ранне­го детства.Помимо культурно-пространственного из­мерения процесс социализации имеет и временное. В этом процессе можно выделить несколько периодов. Исключительное место, как уже отмечалось, принад­лежит раннему, когда младенец впервые попадает в мир искусственных объектов, технологий и символи­зированных отношений. Здесь формируются предпо­сылки для остальных стадий, периодизация которых может определяться тем, какие из модусов социокуль­турной жизни являются ведущими на каждой из них и, следовательно, какие знания и навыки предполагается осваивать и развивать.

Первый период можно назвать первичной социа­лизацией. Она связана с приобретением на базе ран­него детского опыта социально обязательных обще­культурных знаний и навыков, носящих неспецифич­ный (в профессиональном отношении) характер. Здесь их практическое освоение становится ведущим моду­сом в образе жизни личности. Соответствующими ин­ститутами являются детские дошкольные и школьные учреждения. Личность отдает пребыванию в них зна­чительную часть времени и усилий. Приобщение к профессиональным субкультурам осуществляется в специализированных начальных учебных заведениях, сочетающих общее образование с обучением профес­сии. Начальное представление о существовании опре­деленных субкультур приобретается через семью, об­щение с детьми из других социокультурных слоев, с воспитателями и преподавателями. В подростковом возрасте начинается осознанное приобщение к специ- фично молодежной субкультуре.

Второй период — это профессиональная социа­лизация. Она состоит в овладении специализирован­ными трудовыми знаниями и навыками, в приобще­нии к соответствующей профессиональной культуре. В образе жизни людей на этом этапе такая подготов­ка становится ведущим модусом, нормативно предпо­лагающим значительные затраты индивидуальных усилий и времени. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, являются специ­альные учебные заведения — высшие и средние. Здесь культурная дифференциация молодых людей усиливается, поскольку они приобщаются к различ­ным областям разделения труда со специфичными взглядами на мир, ценностными представлениями, обусловленными их историей и традициями. Социа­лизация общекультурного характера в период профес­сиональной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение молодым человеком нового, уже не дет­ского статуса в семье; во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счет значительного расширения круга социальных контак­тов; в-третьих, путем обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в рамках моло­дежной субкультуры. В это время также развивают­ся навыки пользования признаками социокультурной дифференциации и существования в неоднородной культурной среде.

Третий период характеризуется включением лич­ности в систему общественного разделения труда. Здесь социализация состоит в овладении профессио­нальными знаниями и навыками на рабочем месте, в попытках соединить с ними полученный ранее опыт, а также в адаптации в профессиональной субкультуре. Профессиональная деятельность теперь становится на долгие годы ведущим модусом в образе жизни индиви­да. Он приобретает статус полноправного члена обще­ства, и его профессиональная и гражданская адапта­ция происходит уже не на базе специальных институ­тов социализации, а в непосредственных контактах — формальных и неформальных — в широком круге со­циокультурных ситуаций.

В профессиональной социализации в этот период целесообразно проводить различие между первона­чальной адаптацией на рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае социализация осуще­ствляется в непосредственной трудовой среде. Для второго случая существуют институциональные фор­мы, которые отличаются от первых двух этапов обуче­ния фокусированностью на узкой профессионализа­ции. Временные затраты, связанные с повышением квалификации, влияют на структуру образа жизни индивида до тех пор, пока это переобучение происхо­дит. В период полной включенности людей в трудовую и гражданскую жизнь закрепляется их социокультур­ная дифференциация по профессионально-квалифика­ционным, демографическим признакам, по степени социально-политической активности. При этом, чем меньше социально значимых контактов с другими ви­дами занятий предполагает профессия, чем ограничен­нее цели группы политической принадлежности инди­вида, тем беднее эти субкультуры, тем менее они спо­собствуют общей социализации личности.

Общая социализация человека в период полной включенности в систему общественного разделения труда и полноправную гражданскую жизнь происхо­дит как за счет субкультурных, так и за счет общесо­циальных механизмов. Адаптируясь в обеих областях, личность под влиянием позитивных и негативных сан­кций (поощрений и наказаний, одобрений и осужде­ний) со стороны окружающих осваивает принятые здесь образцы деятельности, взаимодействия, поведе­ния, коммуникации, ценностные и нормативные пред­ставления. Далее, жизнь взрослого человека подразу­мевает его включенность в целый ряд других субкуль­тур: семью, дружеские группы, группы по общим культурным интересам и т. п. Вхождение в каждую из них или перемена группы принадлежности обязатель­но предполагает дополнительную социализацию. Ведь в таких ситуациях возникает необходимость осваивать и применять иные по сравнению с имеющимся опы­том социокультурные образцы, ценности, нормы. Но наряду с этим члены общества используют и общекультурные средства: массовую информацию, учреждения культуры и т. п. Профессиональная деятельность и участие в группах принадлежности характеризуют структуру и содержание образа жизни людей. Здесь социокультурная дифференциация поддерживается за счет различий в образе и стиле жизни, характерных для различных социокультурных групп.

Четвертый этап социализации связан с пенсионным возрастом. В этот период человек выходит из системы общественного разделения труда. У него высвобожда­ется время, ранее занятое профессиональной деятель­ностью, и ему приходится заново структурировать свой образ жизни так, чтобы не потерять свое лицо как члена общества. В различных культурах этот период социа­лизации институционально обеспечен не одинаково. Однако его значимость как в индивидуальном образе жизни, так и на социальном уровне неоспорима. Если люди при резкой смене жизненных обстоятельств ос­таются за пределами активной социокультурной жиз­ни, и не существует специальных институциональных структур, позволяющих пожилым адаптироваться в ус­ловиях поиска новой социальной и культурной идентич­ности, начинается «сползание» личности к более при­митивному состоянию, её деградация.

Таковы основные периоды социализации и связан­ные с каждым из них навыки и знания, которые необхо­димо осваивать при переходе из одного социально-воз­растного статуса в другой. В дополнение к этому следует особое внимание обратить на различие между тремя типами социализации: первичная ранняя (младенчество), первичная (первый этап) и вторичная (второй, третий, четвертый этапы). О младенчестве, как уже отмечалось, можно сказать, что здесь формируются предпосылки для дальнейшего освоения личностью социокультурного ок­ружения. В период первичной социализации происходит обучение, то есть овладение исходными практическими навыками и знаниями, а также навыками научения — и это цель обучения. Вторичная социализация в отличие от этого характеризуется применением навыков научения как средства для получения личностно и социально значимых результатов, в том числе для более широкого освоения культуры. На этапах ранней и первичной со­циализации человек с необходимостью является объек­том воспитания, когда в него «вкладываются» социаль­но обязательные элементы культуры. Основу воспитания составляет подражание ребенка действиям и поведению взрослых, с одной стороны, и директивные предписа­ния взрослых — с другой. В период вторичной социали­зации изменения в поведении человека происходят за счет самостоятельного выбора новых знаний и навыков для освоения, а также за счет применения к нему отри­цательных санкций со стороны окружающих в различ­ных ситуациях взаимодействия.

Описание процессов социализации будет неполным, если не упомянуть о так называемой ресоциализации. Это понятие относится к таким институтам, как пени­тенциарные и психиатрические учреждения, и к таким категориям людей, как делинквенты (люди с отклоняю­щимся поведением), правонарушители, душевноболь­ные. В этом случае подростки и взрослые подвергаются специальным принудительным воздействиям, способ­ствующим разрушению прежних, социально неприем­лемых схем поведения и представлений, и формирова­нию других, не вступающих в конфликт с образцами и нормами, установленными в обществе и культуре.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.