Сделай Сам Свою Работу на 5

Неопределенности ситуации





Порождение и функции коммуникативных про­цессов связаны со стремлением людей к уменьшению неопределенности в ситуации взаимодействия. Обыч­но люди, вступая в коммуникацию, строят прогнозы о результатах, или «выходах», своего коммуникатив­ного поведения, то есть о реакциях других на выб­ранную ими стратегию поведения. Основное допуще­ние концепции уменьшения неопределенности состо­ит в том, что индивиды пытаются более точно знать в отношении других, когда от них можно ожидать воз­награждения или наказания, отклонений в поведении, окончания и возобновления ситуаций взаимодей­ствия.

Неопределенность предполагает неспособность индивидов к предсказанию по поводу себя и других в отношении, во-первых, представлений и оценок (ког­нитивная неопределенность), во-вторых поведения (по­веденческая неопределенность). Уменьшение неопре­деленности, соответственно, предполагает построение индивидом предсказаний (до начала действий) и объяс­нений (после их совершения) этих аспектов коммуни­кации.

Организация коммуникативых процессов в значи­тельной степени детерминирована таким побуждением. Наличие этого культурообразующего фактора как универсального подтверждено сравнительно-культур­ными исследованиями. Они помогли установить взаи­мосвязи между степенью неопределенности ситуации, с одной стороны, и интенсивностью коммуникации, поиска информации, сходством между участниками — с другой. Все три фактора способствуют уменьшению неопределенности в ситуации. Обнаружена закономер­ность, согласно которой количество вопросов, задава­емых друг другу незнакомыми людьми, уменьшается во времени, что также свидетельствует о снижении степени неопределенности.



При высоком уровне неопределенности ситуации реакции собеседников на прямые вопросы, связанные с поиском информации, обнаруживают низкий уровень интимности, а значимость межличностной привлека­тельности уменьшается. Неопределенность, однако, по­рождает высокие степени побуждений к взаимности, увеличивается тенденция к самораскрытию, то есть в ответ на то, что другие поверяют им, люди начинают давать больше информации о себе.



В своих работах К. Бергер выделяет три стратегии, используемые индивидами для уменьшения неопреде­ленности:

— пассивная — наблюдение за другими без вме­шательства в процесс взаимодействия (сравне­ние, выявление реакций на различные стиму­лы и пр.);

— активная — усилия, направленные на получе­ние информации (вопросы к другим, касающи­еся предмета интереса и структурирования си­туации);

— интерактивная — непосредственное взаимо­действие с теми, о ком собирается информация (выспрашивания, попытки раскрыть себя, об­наружение обманов)[66].

Уменьшение неопределенности делает возможным понимание ситуации. Как уже говорилось, термином «понимание» обозначается восприятие значений, зна­ние, обобщение, интерпретация и получение информа­ции. Выделяются три уровня понимания: описание, предсказание и объяснение[67]. Описание подразумева­ет представление наблюдаемого в терминах физичес­ких характеристик (например, передать картину сло­вами). Предсказание означает построение будущего состояния ситуации. Объяснение предполагает ответ на вопрос, почему нечто произошло. Таким образом, понимание означает способность людей делать точные описания, предсказания и объяснения. Последователь­ные снятия неопределенности в коммуникативных ситуациях обусловливает формирование культурных факторов, определяющих типичные условия социаль­ного взаимодействия. Их можно распределить по сле­дующим категориям: цели и их структуры; формы и правила; роли, репертуар или элементы поведения, их последовательность; характер коммуникативных сетей.



Нормы, правила, роли и коммуникативные сети влияют на то, как кодируются и декодируются вербаль­ные и невербальные сообщения.

Коммуникативные нормы.Они представляют собой предписывающие принципы обмена информацией, ко­торым подчиняются представители определенной куль­туры. Нормы характеризуются следующими атрибута­ми: коллективная оценка коммуникативного поведения с позиции должного; коллективная интерпретация того, каким должно быть поведение в конкретной ситуации взаимодействия; особые реакции на поведение челове­ка, включая санкции, побуждающие его к определен­ным действиям в такой ситуации.

Правила.Нормы существуют как моральные и этические обязательства, налагаемые на человека. В отличие от них правила носят инструментальный ха­рактер; они ситуативны, непринудительны и служат для координации действий людей в типичных ситуа­циях. Правила обозначают ожидаемое или преднаме­ренное поведение и его результаты, очерчивают набор взаимосвязанных функций, предназначенных для упо­рядочения и наделения значением социального взаи­модействия. Они устанавливают наборы взаимных ожиданий, делая таким образом поведение каждой личности предсказуемым и понятным для других, вза­имозаменяемым в обстоятельствах, к которым они от­носятся. В то же время правила могут нарушаться и в отличие от отклонения от норм это не влечет за собой применения жестких негативных санкций.

Чтобы определить, что поведение обусловлено правилами, следует обнаружить показатели того, что: поведение контролируется; носит регулярный харак­тер; предписано и стереотипизировано. Правила, та­ким образом, оформляют уровень ожиданий в ситуа­ции взаимодействия, позволяя отделять соответствую­щее ей поведение от несоответствующего.

Правила варьируются по четырем измерениям: уровень понятности; четкость; ранг; однозначность правил или консенсус (согласие) относительно их зна­чения. Чем больше у людей надобность в координации совместной активности, тем выше степень точности и понятности правил. Четкость правил означает степень спецификации действий, требуемых или разрешаемых в ситуации. Ранг правил указывает на широту охвата качественно различных ситуаций, где определенные действия разрешены или требуются. Правила варьи­руются также и по степени консенсуса. Однозначность системы правил характеризует точное понимание и стандартное использование их участниками коммуни­кативной системы.

Роли.Ролью называется набор функционально обус­ловленных действий и поведенческих ожиданий, связан­ных с конкретной позицией в группе. Роли включают в себя определенные социокультурные нормы и правила.

Характер ролевых отношений определяется следу­ющими взаимосвязанными переменными: степень личностной включенности в отношения; степень фор­мальности поведения, ожидаемая от участников взаимодействия; степень допускаемого отклонения от «иде­ального» ролевого поведения.

В контексте ролевого поведения важное место при­надлежит локусу его контроля. Это важный механизм формирования сообщений и упорядочения процесса обмена информацией. Когда ролевое поведение опреде­ляется как функция собственной активности индивида, можно говорить о внутреннем локусе контроля. Когда такое поведение в основном не зависит от индивидуаль­ных решений, речь идет о внешнем локусе контроля.

Коммуникативные сети.Социальными, или ком­муникативными, сетями называются конфигурации личностных связей, благодаря которым осуществляет­ся обмен информацией. Более конкретно определяют­ся как наборы перекрывающихся межиндивидуальных диадических связей, фокусирующихся на определен­ном лице или лицах.

Принято выделять четыре структурных элемента, характеризующих социальную сеть:

— размер — число тех включенных в сеть инди­видов, с которыми центральное лицо находит­ся в контакте;

— взаимная симметричность — степень, до кото­рой обмен между двумя лицами осуществляет­ся на базе равенства;

— многозначность — степень содержательного разнообразия сообщений, которыми обменива­ются люди, находящиеся в связи;

— плотность (интеграция) — степень интенсивно­сти и частота взаимодействий участников сети.

Изучение коммуникативных сетей открывает боль­шие возможности для понимания процессов диффузии, распространения культурных инноваций и изменений. Коммуникация является значимым, но отнюдь не дос­таточным фактором изменения. Необходимы лидеры мнений, связывающие части социальной системы в сети непосредственных связей, нормы которых благо­приятствуют изменениям. Необходимо, чтобы внешняя по отношению к сети информация поступала через лидеров мнения в сообщество и была воспринята. Толь­ко тогда изменение может быть инициировано.

Важной чертой коммуникационных сетей являет­ся их оценка по шкале «гомофильность — гетерофильность», то есть оценка того, насколько они открыты к признанию правомерности существования иных моде­лей культуры, иных норм и ценностей, нравов и обы­чаев. И хотя одной гетерофильности (склонности при­нимать другие культуры с интересом) недостаточно для того, чтобы породить изменение в сообществе, она помогает изменению, становится его важным услови­ем, если лидеры мнений сообщества активны в транс­ляции внешней информации внутрь него. Если же нормы сообщества препятствуют изменению и его лидеры мнений поддерживают эти нормы, попытки навязать изменения извне не будут успешными.

Неопределенность и концепция времени.Куль­туры, субкультуры и даже отдельные культурные си­туации различаются характерными для них представ­лениями о времени. Степень неопределенности ситу­аций социального взаимодействия, культурная среда коммуникации существенным образом характеризуют­ся временными параметрами (Дж. Джонс, Р. Ле Вин, И. Т. Холл). Сравнительно-культурные исследования позволили выделить две типичных временных модели: монохронную и полихронную, которые представляют собой совершенно различные представления о време­ни, схемы его восприятия.

Для полихронной модели вовлеченность людей и полнота трансакций важнее, чем следование предус­тановленной схеме. Люди, следующие монохронной схеме, обычно занимаются в определенное время лишь чем-то одним, разделяют время на промежутки, соот­ветствующие удовлетворению своих нужд, проводят различие между временем, отводимым для дела и для посторонних разговоров. Люди, следующие полихрон­ной схеме, имеют тенденцию одновременно занимать­ся несколькими делами, не устанавливать жестких расписаний, объединять функциональные и межлич­ностные отношения. Индивидуалистические культур­ные ориентации более характеризуются тяготением к монохронным схемам, а коллективистские — к полихронным.

В индивидуалистических, М-ориентированных куль­турах и субкультурах время рассматривается в линей­ной перспективе: прошлое — настоящее — будущее. В рамках П-временных схем время воспринимается как пересекающиеся спиральные траектории. При инди­видуалистических ориентациях существует представ­ление о том, что время расходуется индивидами. При коллективистских считается, что время восстанавлива­ется независимо от индивидуального вмешательства. Короче, в первом случае люди постоянно наблюдают за временной переменной ситуации социального вза­имодействия, тогда как во втором определенность в использовании времени отсутствует.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.