Сделай Сам Свою Работу на 5

Западноевропейская интеграция





 

Первый шаг к созданию экономического сообщества в этом реги­оне был сделан в 1951 году подписанием в Париже договора об уч­реждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В эту отрас­левую организацию вошли шесть стран: Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Деятельность ЕОУС была успешной в психологическом аспекте. Центр европейской тяжелой промышленности превратился в место, где активно развивался процесс сотрудничества. Это усилило веру в объединение Европы и открыло путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

Новый мощный импульс западноевропейская интеграция получила в 1957 году в Риме, когда теми же странами были подписаны договоры о создании с 1 января 1958 года Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

После слияния в 1967 году органов этих трех самостоятельных! организаций интеграционная группировка западноевропейских стран стала называться «Европейские сообщества».Наряду с официальным названием употреблялись иные наименования: Европейское Сообщество (ЕС)или просто Сообщество. После вступления в силу Маастрихтских соглашений (1 ноября 1993 года) официальное название этой группировки – Европейский Союз.



У Европейского Союза есть свой бюджет, размеры которого до­вольно внушительны и сопоставимы с бюджетами некоторых запад­ноевропейских стран. Доходная часть бюджета скалывается из соб­ственных средств (ввозные пошлины, таможенные пошлины, отчис­ления от НДС и прочие средства) и взносов стран, входящих в ЕС (в размере 1,2–1,3% от ВВП). Расходы распределяются на админист­ративно-хозяйственные нужды, на проведение политики – сельско­хозяйственной, региональной, социальной, энергетической, про­мышленной, научно-технической, на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление и контроль над рас­ходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС.

В рамках Европейского Союза функционирует Европейская валют­ная система (ЕВС)с коллективной валютой (ЭКЮ).



С 1 января 1999года коллективной денежной единицей является евро. Первые три года новая валюта будет использоваться только в банковских операциях, безналичных платежах и для выпуска госу­дарственных облигаций. В наличный оборот она попадет с 1 января 2002 года, а спустя шесть месяцев станет единственным законным средством платежа в странах валютного союза.

Над экономическими структурами находится институциональ­ная надстройка. Ее главными элементами являются:

Совет министров – законодательный орган;

Комиссия европейских сообществ (КЕС) – исполнительный орган;

Европарламент – контролирующий орган. Осуществляет конт­роль за деятельностью комиссии и утверждает бюджет;

Европейский суд – высший судебный орган;

Европейский Совет, в состав которого входят главы прави­тельств стран-членов;

Европейское политическое сотрудничество – комитет, в кото­рый входят министры иностранных дел и один член Комиссии.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризую­щихся ее углублением, переходом от низших форм к высшим и увеличением числа участников.

Римский договорбыл своеобразной схемой построения Европейского Сообщества. Он предусматривал:

1) создание таможенного союза, сопровождающееся гармонизацией экономической политики и свободой перемещения рабочей силы, капитала и услуг;

2) создание экономического союза;

3) политическую интеграцию.

Первая стадия развивалась без особых трудностей. Устранение таможенных пошлин и установление общего внешнего тарифа предусматри­вались в течение 12 лет. Но этот процесс развивался столь согласованно, что Союз образовался на полтора года раньше намечен­ного срока (1 июля 1968 года). Стало возможно свободное перемеще­ние капиталов, рабочей силы и услуг. Были устранены ограничения в области торговли.



Начала проводиться активная политика в области конкуренции. Эти мероприятия преследовали главным образом цель ограничивать возможности создания картелей и проводить всевозможные слияния, которые могли бы предоставить монопольные позиции некоторым крупным предприятиям.

Смысл гармонизации в фискальной сфере состоял в замене режи­мов различных косвенных налогов на единую систему налога на до­бавленную стоимость.

Другие меры были направлены на стандартизацию в области тех­нических норм и координацию экономического законодательства.

На второй стадии Римского договора предусматривалась полная экономическая интеграция. Основой для этого процесса должна была стать Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП).

Единая сельскохозяйственная политика, гарантировавшая едино­образие цен в Европе, была абсолютной необходимостью. С ее помо­щью можно было бы удерживать цены на аграрную продукцию на уровне, превышающем мировой. Цель такой политики заключалась в гарантировании сельскохозяйст­венному сектору удовлетворительного дохода, сопоставимого с доходом других социально-профессиональных категорий. Предполагалось создание системы контроля за импортом сельскохозяйственной продукции из стран «третьего мира» (посредством системы специальных разрешений), а также управление ситуацией на аграрном рынке Сообщества (путем скупки излишков продукции на рынке по гарантированным ценам).

Единая политика Сообщества, основанная на этих принципах, была принята в 1967 году. Каждый год Сообщество определяло «ориентирующие цены», страхуя доходы своих аграриев. «Цены интервенции» находились на 5–7% ниже и составляли гарантированный минимум скупки продукции Сообществом. Помимо этого определялись «пороговые цены» на продукцию, импортируемую из третьих стран. Если реальные цены импорта оказывались ниже пороговых, европейским производителям выплачивалась разница.

Единая сельскохозяйственная политика финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации. Фонд был вынужден скупать все излишки и продавать в третьих странах, неся при этом большие убытки. Помимо этого, он же отвечал за финансирование структурной аграрной политики Сообщества, целью которой, одновременно с краткосрочной политикой поддержки цен, была и долговременная стратегия развития и модернизации европейского сельского хозяйства.

В декабре 1968 года был предложен десятилетний план, известный как «Сельское хозяйство – 1980». В результате реализации этой программы конкурентоспособность европейского сельскохозяйственного производства на мировых рынках должна была увеличиться, что позволило бы приступить к постепенной отмене «цен поддержки». В глазах Сообщества эти предложения носили слишком радикальный характер и поэтому не были приняты как единая программа.

В конечном счете ЕСП потерпела фиаско. Она привела к созданию огромных избытков, что выразилось во внушительных потерях, и внесла еще больше беспорядка в доходы: крупные хозяйства от нее выиграли, а мелкие оказались в проигрыше. Высокий уровень защиты европейского сельского хозяйства способствовал росту его автаркии и подрывал интеграцию развивающихся стран в мировую экономику. Система преференций, использовавшаяся в Сообществе, поощряла развитие одних стран за счет других, подрывая тем самым принцип всеобщей солидарности – основу кооперации и развития.

В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости.

Другим важным элементом интеграционного процесса стало проведение общей антициклической политики и совместная борьба с дефицитом платежного баланса.

В 70-е годы страны уделяли больше внимания совместному проведению структурной политики – отраслевой и региональной.

В области энергетики политика интеграции развивалась крайне медленно.

В транспортной сфере особенно ярко проявились противоречия между членами Сообщества.

Римский договор предусматривал, что вслед за экономической последует политическая интеграция. Однако этого не произошло.

Важной вехой в развитии Европейского Сообщества явился Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 1987 года. Этим актом были внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

Деятельность ЕС в области экономической интеграции стала еди­ным процессом с европейским политическим сотрудничеством.

В Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках Сообщества единого внутреннего рынка – пространства без границ, в котором обеспечивается беспрепятственное движение това­ров, капиталов, услуг и гражданских лиц. (Существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во вза­имной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные границы.)

Последний крупнейший прорыв в углублении европейской интег­рации был сделан 7 февраля 1992 года в Маастрихте, когда двенад­цать стран подписали Договор о Европейском Союзе. Значение этого договора сопоставимо с Парижским и Римским договорами. Европейский Союз охваты­вает три основные сферы:

1. Европейский внутренний рынок, создание которого должно быть завершено до 2000 года через валютный союз посредством четко оп­ределенных методов и условий.

2. Формирование единой внешней и оборонной политики.

3. Политику в вопросах внутренних дел и юстиции (ее контуры лишь слабо намечены договором).

Основную идею Маастрихта – создание единой валюты – в наме­ченные временные рамки (1996 год) реализовать не удалось. Существен­ную роль в этом сыграл кризис Европейской валютной системы.

Критерием вступления в валютный союз (уровень инфляции, об­менный курс, уровень процентных ставок, дефицит бюджета и госу­дарственный долг) отвечает только Люксембург. Такие страны, как Италия, Германия, Великобритания, пока не могут даже приблизиться к выполнению этих требований. Решение этой проблемы многие видят в создании малого валютного союза, куда бы вошли Германия, Фран­ция и страны Бенилюкса. Однако создание малого союза может привес­ти к дезинтеграции вместо углубления интеграции, к увеличению раз­рыва между членами Союза и теми, кто останется вне его.

Различие национальных интересов внутри ЕС особенно видно в области внешней и оборонной политики. Инструментом ее проведе­ния считается Западноевропейский союз (ЗЕС), однако до сих пор не все члены ЕС входят одновременно и в ЗЕС (Дания и Ирландия нео­днократно отклоняли приглашение вступить в этот союз). Внешняя и оборонная политика остаются до сих пор крайне слабым звеном ин­теграции.

Одной из центральных проблем ЕС является его недостаточно демократическая институциональная структура. По-прежнему сильно ограничены права Европарламента. В сознании граждан все больше укореняется мнение о том, что руководство ЕС забюрократизировано, ото­рвано от населения и слишком дорого стоит. Это, естественно, снижает популярность идеи объединения Европы в глазах населения.

В настоящее время перед Европейским Союзом стоит очень серь­езная задача – найти оптимальное сочетание между углублением ин­теграции и расширением Союза.

Союз стремится углублять интеграционные процессы, добиваясь все большего сближения стран-участниц. В то же время, согласно за­явлениям ЕС, расширение ни в коем случае не должно тормозить этот процесс. Расширение и углубление должны осуществляться па­раллельно. Реально ли это?

Изначально в состав Сообщества входили шесть стран с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные тем­пы его экономического роста на протяжении первых 15 лет.

В 1973 году произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это создало дис­пропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленно депрессивных районов Великобритании.

В 1981 году в ЕЭС вошла Греция, экономика которой находилась на качественно более низком уровне по сравнению с ведущими стра­нами Сообщества.

В 1986 году с присоединением Испании и Португалии произошло третье расширение Сообщества, которое обусловило очередное рез­кое обострение диспропорций.

В октябре 1990 года в Европе появилось новое государство – объединенная Германия. Ей предстоит пройти сложный путь социально- экономической интеграции обеих частей, который будет гораздо бо­лее трудным и длительным, чем предполагалось первоначально.

Вступление еще трех новых членов (1995 год) – Австрии, Шве­ции и Финляндии – неизбежно породит ряд новых проблем. Неяс­но, в частности, как будет соотноситься нейтральный статус этих стран с участием в общей оборонной политике.

Таким образом, мы видим, что каждое расширение в той или иной мере усиливало разнородность Сообщества и его расплывчатость.

Тем не менее, в настоящее время присоединения к Союзу ожида­ют Турция, Мальта и Кипр. Для нескольких стран Восточной и Цен­тральной Европы также не стоит уже вопрос о вступлении – речь идет о сроках и порядке его осуществления.

С дальнейшим расширением Европейского Союза резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут но­вые. Углубление и расширение не удастся реализовать параллельно.

Более того, не все члены Европейского Союза к этому стремятся. Так, Великобритания не стремится к углублению, но поддерживает расширение ЕС с целью его ослабления. Франция, не одобряя рас­ширения, выступает за углубление интеграции, опасаясь роста влия­ния Германии. Германия поддерживает и то, и другое. Более бедные страны – Греция, Испания и Португалия – выступают против распространения ЕС на восток, поскольку в этом случае получаемые ими финансовые ресурсы из бюджета Союза неизбежно сократятся.

В последнее время вопрос о дальнейших путях развития Союза, о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно деба­тируется. Предполагаются разные варианты – от создания европейс­кой федерации до «Европы отечеств».

Наиболее четко разработаны модели «ступенчатой интеграции» или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о не­обходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом в Европейском Союзе образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него – «круги», состоящие из стран с пос­ледовательно уменьшающейся глубиной интеграции.

Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной.

Модель «дифференцированной интеграции» объединяет преимуще­ства вышеназванных моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процес­сов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости ин­теграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная интеграция» преследует цель углубления ин­теграционных процессов, но без общих договорных рамок и времен­ного расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исхо­дит из создания «ядра», но не одного, которое охватывает все сфе­ры интеграции, а многих «ядер» с разным составом участников.

Модель «дифференцированной интеграции» справедливо исходит из фактической невозможности того, что ЕС может расширяться гео­графически, оставаясь при этом неизменным концептуально. Напротив, Европейский Союз стоит на пороге глобальных перемен, и надо ясно отдавать себе отчет в том, что если он хочет выжить, то дол­жен меняться.

Россия и ЕС

 

Предыстория наших связей с Европейским Союзом весьма небо­гата. Первое соглашение, чисто торгово-экономического характера, было заключено еще Советским Союзом в декабре 1989 года. Оно и было унаследовано всеми бывшими республиками СССР (кроме при­балтийских) и по сей день остается юридической базой их отноше­ний с ЕС.

С распадом СССР необходимость нового документа стала безотлага­тельной и появилась идея договора «О партнерстве и сотрудничестве».

Россия с самого начала ставила вопрос о том, что этот документ должен налагать на стороны симметричные обязательства и быть про­никнут духом подлинного партнерства, нацеленного на постепенную интеграцию нашей страны в европейское экономическое простран­ство. Россия предложила также подумать о создании зоны свободной торговли.

Первоначально российские предложения были восприняты «в штыки», но в октябре 1993 года европейские министры приняли ре­шение в пользу России. И уже в декабре 1993 года была подписана Декларация о партнерстве и сотрудничестве, очертившая основные контуры будущего соглашения.

В сфере политического взаимодействия наши отношения выходят на такой же уровень, какой ЕС поддерживает с США и Японией. Не реже одного раза в год будут проходить встречи Президента РФ и руководителей Европейского Союза; регулярным станет диалог и на других уровнях, включая министров иностранных дел. Цель этих встреч – обеспечить согласование позиций Российской Федерации и ЕС по основным международным вопросам и выдвижение в случае необходимости совместных политических инициатив.

В экономическая области ЕС перестал относить нас к категории стран с «государственной торговлей» и признает «переходный» ха­рактер нашей экономики, что несколько ограничивает возможность применять против нас жесткие антидемпинговые санкции.

Кроме того, соглашение предусматривает сотрудничество в таких областях, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, на­ука и техника, поддержка малого бизнеса и т.д. На все сферы взаи­модействия распространяется возможность пользоваться в случае необходимости финансовыми ресурсами программы технического со­действия со стороны ЕС.

Однако, пойдя на определенные уступки в торговой сфере, наши партнеры остались непоколебимы во многих других вопросах. Сохра­нились ограничения в области иммиграции российских граждан на территорию ЕС. Нет прогресса и в финансовом взаимодействии с Ев­ропейским Союзом. По-прежнему закрыт для нас Европейский ин­вестиционный банк, который финансирует крупные проекты, в час­тности, инфраструктурные. Европейский Союз собирается создавать «трансевропейские сети» – в области транспорта, в том числе энер­гетического; Россия – за рамками и этого соглашения.

Все это означает, что вариант интеграции в Европу, понимаемый как вхождение в Европейский Союз, для России не существует. Об этом открыто заявил и Ж. Делор, бывший председатель КЕС.

Справедливости роли следует заметить, что членство в ЕС в обозримой перспективе и не отвечает нашим интересам, поскольку это потребовало бы от нас принятия заведомо невыполнимых обязательств[4]. Кроме того, структура российской экономики еще долгие годы будет отличаться от европейской, и, следовательно, цели экономической политики у нас не могут совпадать.

Однако поведение Европейского Союза в отношении России было бы неверно расценивать как недоброжелательное. По словам Ж. Делора, Россия не войдет в ЕС, но станет членом большого континентального Содружества, в котором должна быть обеспечена свобода передвижения товаров, услуг, людей, капиталов, сопровождаемая тесным сотрудничеством в разных сферах – экономике, политике, культуре, сфере безопасности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.