Сделай Сам Свою Работу на 5

Генеральное соглашение по тарифам в торговле (ГАТТ)





 

 

Объективная потребность в международном регулировании торгов­ли начала ощущаться уже в 30-х годах. «Великая депрессия» 1929–1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координа­ции вопросов макроэкономической политики.

Отсутствие в предвоенные годы международных институтов, ко­торые определили бы «правила игры» в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен под­толкнуло отдельные страны к сепаратным действиям. Односторонние протекционистские действия национальных правительств резко су­зили возможности мировой торговли и еще более усугубили миро­вой экономический кризис.

Уже в 1944 году на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный ва­лютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.

Третьим «столпом» в создававшейся системе должна была стать Международная торговая организация (МТО), в функции которой входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-эко­номических проблем, включая вопросы торговой политики, эконо­мического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Уже, в ходе рабо­ты над уставом МТО – так называемой Гаванской хартией – 23 стра­ны начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживавших развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров ста­ли 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли. Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержащих правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались со­блюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласо­ванных тарифных уступок получил название Генерального соглаше­ния по тарифам и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до за­вершения процесса ратификации Устава МТО) вступил в силу в ян­варе 1948 года.



В 1950 году США по ряду причина отказались ратифицировать Гаванскую хартию, что фактически разрушило план создания МТО. Несмотря на свой временный статус, ГАТТ осталось единственным многосторонним механизмом, регулирующим международную тор­говлю. (Рассмотрение вопросов торговли в других международных экономических организациях – ЮНКТАД, ЕЭК, ОЭСР – носит преимущественно общий политический характер. В этих организациях уточняются проблемы, позиции стран, вырабатываются различные рекомендации.)



Исходной посылкой, на которой строится договорно-правовая си­стема ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международ­ную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельно­сти предпринимателей на иностранных рынках и регламентации дей­ствий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принци­пов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

– недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприят­ст­во­вания в отношении экспортных, импортных и транзитных опера­ций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима с равным подходом к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сбо­ров, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

– использование преимущественно тарифных средств защиты националь­ного рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если же какая-либо страна прибегает к количественным ограничениям, они должны использоваться в недискримина­цион­ной форме, в отношении всех стран-участниц, а не выборочно в отношении отдельных стран;



– прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периоди­чески проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое «закрепление» на согласо­ванном уровне;

взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

– разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Для реализации основных принципов ГАТТ был создан организаци­онный механизм – секретариат. Секретариат ГАТТ разместился в Же­неве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций – сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставлен­ных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название раундов. За время существования ГАТТ таких раундов состоя­лось восемь: в 1947, 1949, 1950-1951, 1955-1956, 1961-1962, 1964- 1967, 1973-1979, 1986-1994 годах (табл.3).

Таблица 3

Торговые переговоры в рамках ГАТТ

Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева (Швейцария) Снижение таможенных тарифов
Эннеси (Франция) То же
Торки (Великобритания) 1950-1951 То же
Женева 1955-1956 То же
Женева. Диплон-раунд 1961-1962 То же
Женева. Кеннеди-раунд 1964-1967 Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса
Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве 1973-1979 Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и уси­ли­вающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Уругвай-раунд. Работа прохо­дила в Женеве 1986-1994 Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой органи­зации. Разработка Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС)

 

Из таблицы видно, что в течение первых трех десятилетий суще­ствования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализа­ции международной торговли путем взаимного снижения уровня та­моженно-тарифной защиты.

Первоначально переговоры проходили между странами-произво­дителями одного товара, а затем распространялись и на другие госу­дарства посредством понятия «наиболее благоприятственной нации». Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никог­да не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более ши­рокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась от­ныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растяну­лось во времени и происходило путем постепенного «сглаживания» и взаимных уступок.

В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-60 % в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950-1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

Одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения. По этой причине в ходе Токио-раунда сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена благодаря заключению отдельных соглашений, регламентирующих правила таможенной оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру правительственных закупок.

В результате проведенных в те же годы тарифных переговоров средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран-членов ГАТТ была еще раз понижена и составила 4-5 %.

В ходе «токийского» раунда переговоров было заключено и принципиально новое, «секторальное», соглашение по торговле гражданской авиатехникой, в соответствии с которым страны-члены соглашения полностью либерализовали торговлю гражданскими самолетами и их компонентами, запасными частями, навигационным оборудованием, устранив в данной области как тарифные, так и нетарифные барьеры.

Особое внимание следует уделить Уругвай-раунду, который, по мнению Генерального директора ГАТТ г-на П. Сазерленда, стал «определяющим моментом в современной истории». Итоговый пакет договоренностей, достигнутых в результате многолетних переговоров, включает 28 соглашений, что не имеет прецедентов в истории меж­дународных экономических отношений.

В ходе Уругвай-раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулиро­вания. Если раньше ГАТТ можно было обвинять в односторонней ориентации на интересы развитых стран в ущерб развивающимся, то на этот раз соглашения выглядят сбалансированными: уступки и вы­игрыши членов организации компенсируют друг друга.

Так, по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще в 50-е годы выведенная за их рамки по настоянию развитых стран.

Впервые в истории заключено соглашение о торговле сельскохо­зяйст­венной продукцией. Прежде правила ГАТТ на этот сектор фак­тически не распространялись, что привело к сильнейшим перекосам в нем. Достаточно сказать, что нынешние расходы развитых стран на субсидирование своего сельского хозяйства для его защиты от кон­куренции со стороны развивающихся стран сопоставимы с их же рас­ходами на помощь развивающимся странам. Развитие рыночных ме­ханизмов поможет навести в этом секторе порядок.

Среди других важных решений «уругвайского» раунда – Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС).Значи­мость достижения соглашения по этой проблеме определяется тем, что в среднем на услуги приходится не менее 20 % стоимости миро­вой торговли. Сюда входят такие услуги как связь, программное обес­печение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.

Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуаль­ной собственности и мерам инвестиционной политики.

На будущее делегаты «уругвайского» раунда наметили подготовку программы работы по такой новой проблеме как взаимосвязь между мировой торговлей и охраной окружающей среды.

Наряду с «новыми проблемами» в ходе Уругвай-раунда решались «старые», традиционные, в частности, проблема таможенного тари­фа. Рекомендации по снижению таможенных барьеров радикальны. На ряд товаров пошлины планируется отменить вообще. Это прежде всего те товары, по которым особенно высока конкурентоспособность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты, фар­мацевтическая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель). Если величина пошлины по товарам превышает 15 %, уровень сокращения будет составлять 30 %. США стремятся расши­рить списки тех товаров, по которым пошлины будут отменены (включив в них алюминий, цветные металлы, автомобили, запчасти. Аналогичную позицию заняли Япония и новые индустриальные страны.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной (фак­туры) на товар. (Ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.) Решения, касающи­еся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специаль­ных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

Важным результатом «уругвайского» раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1января 1995 года.

Новая договорно-правовая система регулирования торговых отно­шений включает в себя обновленное ГАТТ («ГАТТ-1994»), ГАТС и все остальные соглашения и договоренности, заключенные в ходе «уругвайского» раунда (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. ВТО по­лучила полный правовой статус международной организации.

Высший орган ВТО – министерская конференция, созываемая не реже одного раза в два года. В промежутках между министерскими встречами руководящим органом является Генеральный совет, кото­рому подчинены Совет по товарам, Совет по услугам и Совет по торговым аспектам вопросов интеллектуальной собственности.

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглаше­ниям и договоренностям «уругвайского» раунда, кроме четы­рех соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз.

Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить ее как претво­рение в жизнь программы нахождения компромисса между сторон­никами идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений.

Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства.

Снизился средний уровень таможенных пошлин. Если в 1945- 1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых стра­нах составляла 40-60%, а по некоторым товарам (например, хи­мическим) достигала 70-90%, то к концу 80-х годов она снизи­лась до 3-5 % .

За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на ко­торые приходилось около 90 % мирового товарооборота.

Членство в этой организации является важнейшим условием ин­теграции в мировую экономику, создания благоприятных возможнос­тей для наращи­вания своего экспорта. Кроме того, «гаттовские» пра­вила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

Не будет преувеличением сказать, что устанавливаемые ГАТТ / ВТО нормы являются международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не при­меняются общие правила.

В настоящее время вне этой организации находятся лишь две из крупных стран – Россия и Китай. Китай, бывший одним из основа­телей ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации. Кроме того, еще примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне (Болгария, Саудовская Аравия, Алжир, Монголия, ряд государств СНГ), также ведут переговоры о присоединении к ГАТТ / ВТО.

Процедура вступления в ГАТТ(и ВТО) достаточно сложна. До подачи заявления страна получает статус наблюдателя, чтобы ознакомиться с правилами этой организации, механизмом ее функционирования. Затем подается заявление, которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две стадии. Первая – это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения содержатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй стадии обсуждаются конкретные условия присоединения.

По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.

Россия и ГАТТ/ВТО

 

 

В отношениях предшественника России – Советского Союза – с ГАТТ определяющую роль играл климат «холодной войны».

Изменение политической обстановки в 60-х годах привело к пер­вым неформальным контактам между чиновниками секретариата ГАТТ и представителями миссии СССР при ООН. Однако особого успеха эти попытки не имели. Аналогично неудачно закончились контакты 1979-1980 годов. Активная работа по установлению стабильных связей между ГАТТ и Советским Союзом началась лишь в середине 80-х годов. В 1990 году СССР получил статус наблюдателя.

Положение наблюдателя, естественно, не спасало советскую промышленную продукцию от дискриминации на рынках стран ГАТТ. ) Но со своим экономическим механизмом Советский Союз и не мог вписаться в систему ГАТТ, базирующуюся на идеологии рыночных отношений. Со своей стороны, и члены ГАТТ не могли и не стали бы в угоду СССР нарушать ими самими совместно разработанные правила.

Россия продолжает участие бывшего СССР в ГАТТ в качестве наблюдателя. Это означает, что российский экспорт по-прежнему подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются фактически на все – от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. Наиболее серьезную угрозу внешнеторговым ин­тересам России представляют антидемпинговые правила, число ко­торых в последнее время растет. При этом нередко они применя­ются даже тогда, когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.

Статус наблюдателя означает и то, что практически все важней­шие проблемы многостороннего торгового сотрудничества – установ­ление таможенных тарифов, использование количественных ограни­чений, совершенствование общей торговой политики – решаются без участия нашей страны. Мы пользуемся всеми этими решениями ГАТТ на практике, но никак не влияем на их принятие.

Дальнейшее неучастие в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного чле­на практически ликвидирует возможность для России противодей­ствовать дискриминационным мерам со стороны развитых стран, кон­тролировать соблюдение другими странами требований ГАТТ/ВТО, вести на равных переговоры по торгово-политическим вопросам.

Задержка с вхождением в ГАТТ затрудняет также участие России в интеграции.

Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложив­шийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов. Мы сможем перевес­ти наши отношения с другими странами на долговременную стабиль­ную основу.

Россия не сразу созрела до понимания необходимости полного членства в ГАТТ. Слишком многое в нем противоречило нашим при­вычкам и представлениям. Лишь в 1993 году Президент России на­правил официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена, а в декабре 1994 года Россия пода­ла заявление с просьбой о вступлении в ВТО. «Меморандум о внеш­неторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994 года. В настоящее время идет его обсуждение, после которого начнут­ся переговоры по конкретным условиям вступления России в эту международную организацию.

Решение о вступлении в ГАТТ/ВТО означает, что мы готовы при­нять довольно жесткие правила поведения и определенные обязатель­ства.

Наши партнеры по переговорам будут добиваться от России мак­симума уступок. Мы должны будем пересмотреть таможенные тари­фы, чтобы они приблизились к тому уровню, который сложился в ГАТТ, привести в соответствие с мировыми нормами торговое зако­нодательство, пересмотреть практику в тех областях, которые тради­ционно очень болезненно воспринимаются в ГАТТ, – в вопросах суб­сидирования экономики, в практике правительственных закупок. Та­кова, по предварительным оценкам, минимальная цена, которую придется заплатить России за полноправное включение в систему все­мирного регулирования международной торговли.

Принципиальное решение о вступлении в ВТО, необходимое для того, чтобы Россия не оказалась на обочине мирового развития, не означает, что все у нас признают неизбежность этого шага и готовы действовать в этом направлении. Скептицизм распространен доста­точно широко, н прежде всего среди руководителей промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, банков, фирм, производящих услуги. По их мнению, открытие внутреннего рынка приведет к тому, что большая часть выпускаемой продукции не вы­держит конкуренции с зарубежной. Это будет означать дальнейший спад в промышленности и сельском хозяйстве, что приведет к сворачиванию многих предприятий. На рынке услуг позиции отечественных компаний еще слабее. Таким образом, снижение тарифа может иметь поистине катастрофические последствия для страны.

Задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который обеспечивал бы доступ на внутренний рынок им­портных товаров, с тем чтобы, с одной стороны, поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой – чтобы конкуренция не пре­вращалась в разрушительный фактор для тех или иных отраслей. Для того и ведутся переговоры, чтобы достичь баланса интересов, кото­рые отвечали бы и интересам нашей экономики, и интересам наших основных торговых партнеров.

Мы вступим в ВТО только в том случае, если баланс прав и обя­занностей будет отвечать нашим интересам.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.