Сделай Сам Свою Работу на 5

Неотехнологические теории международной торговли





 

 

Сторонники неотехнологического направления пытаются объяс­нить структуру международного разделения труда и его характер тех­нологическими факторами.

Если основными переменными современных неоклассических мо­делей являются, как у Хекшера-Олина, наделенность факторами и интенсивность их затрат, то основные переменные при неотехнологическом подходе – это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занято­го и процент квалифицированной рабочей силы.

По теории Хекшера-Олина, сравнительные преимущества возни­кают вследствие минимизации издержек при преимущественных зат­ратах изобильного фактора. Неотехнологическая школа связывает ос­новные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны) – но­ватора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое, не освоенное другими.

Принципиально изменилось и отношение к государству. В соответ­ствии с моделью Хекшера-Олина, структура внешней торговли была как бы предопределена соотношением изобильных и недостаточных факторов в данной стране, а задача государства – лишь не мешать тому, что заставляет делать рынок рынком совершенной конкуренции: максимально использовать в производстве изобильный фактор. Представители неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства устаревших товаров.



Одной из наиболее популярных неотехнологических моделей меж­дународной торговли является модель технологического разрыва. Ос­новы этой модели впервые были изложены в работе английского эко­номиста Майкла Познера,опубликованной в 1961 году. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфиада и др.

Согласно концепции М. Познера, торговля между странами мо­жет быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то из отраслей в одной из торгующих стран. Эта страна приоб­ретает сравнительные преимущества, так как новая технология по­зволяет производить товары с меньшими издержками.



Новшество может заключаться и в производстве нового продукта. В этом случае предприниматель в течение определенного времени об­ладает так называемой квазимонополией и получает добавочную при­быль, экспортируя новый товар.

Концепция М. Познера, таким образом, предполагает, что меж­дународная торговля осуществляется даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

В результате технических новшеств образуется технологический разрыв между странами, которые обладают этими новшествами, и странами, их не имеющими. После того, как нововведение скопиро­вано, считает М. Познер, причин для внешней торговли рассматри­ваемым товаром больше нет. Для объяснения постоянно существую­щей торговли он использует понятие «потока нововведений», со вре­менем возникающего в разных странах и разных отраслях.

Модель М. Познера предусматривает, что торгующие страны выигры­вают от нововведения в одной, передовой в технологическом отношении, стране. По мере распространения новой технологии за пределами страны-новатора менее развитая страна продолжает выиг­рывать, а более развитая страна теряет свои преимущества.

Неотехнологические модели более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Они правильно показывают взаимосвязь между размерами расходов на НИОКР в отдельных странах, темпами роста производительности труда в ведущих отраслях и балансом торговли высокотехнологическими товарами.



В последнее время в работах современных авторов много внима­ния уделяется моделям участия в международной торговле отдель­ных фирм и корпораций. Решающая роль при этом отводится реализа­ции технологических преимуществ, накопленных отдельными кор­порациями на тех рынках, которые максимально восприимчивы к нововведениям. Передача новой технологии может происходить в форме международной торговли наукоемкими изделиями, посред­ством продажи лицензий и прямого зарубежного инвестирования.

Научно-технический обмен между промышленно развитыми стра­нами ведет к сближению их научно-технического развития, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего пропорционального рос­та интенсив­ности взаимного технологического обмена.

В работах М. Кэссона и Л. Бакли,основанных на теории фирмы, обращается внимание на то, что сближение уровней научно-техни­ческого развития ведущих промышленно развитых государств и от­дельных новых индустриальных стран ведет к слияниям компаний этих стран, объединению их сбытовой деятельности и кооперирова­нию производства для взаимной передачи новой технологии.

При этом, отмечает М. Кэссон, в настоящее время в данном про­цессе активную роль играют мелкие и средние компании, а произ­водственная кооперация сосредоточивается преимущественно в нау­коемких отраслях.

Таким образом, в условиях дальнейшего развития НТР на международную специализацию отдельных стран все большее воздей­ствие оказывают не только макроэкономические показатели (нали­чие факторов производства), но и внешнеэкономическая стратегия отдельных фирм и корпораций на микроуровне.

Существенное значение в формировании международной специ­ализации отдельных стран имеют относительно более низкие из­держки производства, связанные с лучшей адаптацией предприя­тий к макроэкономическим условиям производства, снижение из­держек производства в результате технологических нововведений, приоритетного положения отдельных фирм в разработке и создании новых товаров.

Концепция М. Портера

 

 

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский ис­следователь Майкл Портер. Онпоставил перед собой задачу найти от­вет на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран приобретают кон­курентные преимущества в отдельных отраслях?»

На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов в деся­ти крупнейших промышленных странах, ученый разработал теорию «между­народ­ной конкурентоспособности наций».

По мнению М. Портера, главными параметрами, определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:

1) факторные условия;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Выступая сторонником неоклассической теории, М. Портер при­знает значимость факторных условий. Однако, в отличие от создате­лей этой теории, он считает, что эти факторы страной не наследу­ются, а создаются в процессе расширения производства.

Второй параметр – условия спроса – представляет собой требова­ния внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – харак­теризует наличие эффективного производственного окружения, не­посредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фир­мы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для об­работки драгоценных камней и металлов.

Наконец четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную си­стему управления, которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны дина­мизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая си­стема централизованного управления.

По мнению М. Портера, очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. Ученый категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фир­ме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм, считает Портер, отличается низкой эффек­тивностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

Большинство конкурентоспособных компаний действует одновре­менно, конкурируя в равных условиях. Острая конкуренция на внут­реннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет на­циональным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем, та же конкуренция на внутреннем рынке заставляет активно искать внешний сбыт при ус­ловии достаточной конкурентоспособности товара.

Торговая политика

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

 

Таможенные пошлины

 

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормаль­ное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня тамо­женных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях сни­жения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-техни­ческих изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торгов­ли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфичес­кими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошли­ны, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или эконо­мического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льгот­ные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин полу­чают страны, входящие в экономические интеграционные группи­ровки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режи­мом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами това­ры всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, вво­зимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.