Сущность международной торговли и ее исходные понятия
Мировая экономика
Учебное пособие для студентов экономических специальностей
(Безотрывная форма обучения)
оглавление
1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.............................................................................................................. 4
1.1. Сущность международной торговли и ее исходные понятия..................................................................................... 4
1.2. Товарная структура международной торговли............................................................................................................. 7
2. Международное разделение труда и международная торговля............................................ 8
2.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.................... 8
2.2. Спрос и предложение во внешней торговле................................................................................................................. 11
2.3. Выигрыш от внешней торговли......................................................................................................................................... 13
2.4. Условия торговли.................................................................................................................................................................. 16
2.5. Факторы производства и концепция Хекшера-Олина................................................................................................ 17
2.6. Парадокс Леонтьева............................................................................................................................................................. 20
2.7. Неотехнологические теории международной торговли............................................................................................ 22
2.8. Концепция М. Портера........................................................................................................................................................ 24
3. Торговая политика......................................................................................................................................................... 25
3.1. Таможенные пошлины......................................................................................................................................................... 25
3.2. Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство............................................. 27
3.3. Нетарифные ограничения.................................................................................................................................................. 30
3.4. Импортные квоты.................................................................................................................................................................. 31
3.5. Экспортный протекционизм............................................................................................................................................... 35
3.6. Демпинг.................................................................................................................................................................................... 37
3.7. Добровольное ограничение экспорта............................................................................................................................. 38
3.8. Внешнеторговая политика государства......................................................................................................................... 38
4. Регулирование торговли на международном уровне................................................................... 42
4.1. Генеральное соглашение по тарифам в торговле (ГАТТ)......................................................................................... 42
4.2. Россия и ГАТТ/ВТО............................................................................................................................................................. 48
5. Международная экономическая интеграция....................................................................................... 50
5.1. Понятие, формы и факторы интеграции......................................................................................................................... 50
5.2. Региональные экономические группировки.................................................................................................................. 54
6. МеждународнОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ рабочей силы...................................................................................... 64
6.1. Сущность, причины и направления миграции.............................................................................................................. 64
6.2. Последствия миграции......................................................................................................................................................... 66
6.3. Государственное регулирование миграции рабочей силы...................................................................................... 71
6.4. «Утечка умов»........................................................................................................................................................................ 74
6.5. Россия на международном рынке труда........................................................................................................................ 75
7. Международное движение капитала............................................................................................................ 77
7.1. Сущность и формы движения капитала......................................................................................................................... 77
7.2. Теории международного движения капиталов............................................................................................................ 78
7.3. Международные монополии............................................................................................................................................. 80
7.4. Система управления в международных монополиях................................................................................................. 82
7.5. Прямые зарубежные инвестиции. Мотивы осуществления ПЗИ. Концепция контроля.................................. 85
7.6. Влияние прямых инвестиций на страну базирования и принимающую страну................................................ 87
7.7. Международный кредит и мировой кризис задолженности. Парижский клуб................................................... 88
7.8. Конверсия (капитализация) внешней задолженности................................................................................................ 91
7.9. Инвестиционный климат и инвестиционные риски..................................................................................................... 92
7.10. Россия в международном движении капиталов......................................................................................................... 93
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................................................................. 96
ВВЕДЕНИЕ В КУРС МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Международная торговля – традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений. Экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка. Именно сквозь призму проблем мирового рынка рассматриваются вопросы международного разделения труда, интернационализации производства и капитала, миграции рабочей силы. Все мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле.
Поэтому изучение курса «Международная экономика» начинается с изучения проблем международной торговли.
Сущность международной торговли и ее исходные понятия
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами.
Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:
1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны;
2) каждая страна имеет свою валюту;
3) международная торговля более подвержена политическому контролю.
Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.
Приимпорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.
Международная торговля – средство, с помощью которого страны могут повысить производительность своих ресурсов и увеличить общий объем производства.
Наиболее распространенные показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле:
1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Данные о размере экспортной квоты некоторых стран мира приведены на рис. 1.
Рис. 1.Размеры экспортной квоты некоторых стран, % (1995г.)
2. Экспортный потенциал –это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.
3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.
Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.
4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.
5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.
Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возникает только в процессе развития товарно-денежных орошений.
Наиболее высокими темпами мировая торговля развивалась в послевоенный период. Этому способствовали:
1) факторы, влияющие на общее состояние мировой экономики (НТР, развитие государственного регулирования экономики, возросшая мощь промышленных корпораций, соревнование двух социально-экономических систем);
2) процессы международной специализации и кооперации, вызванные объективной потребностью развития производственных сил;
3) рост транснациональных корпораций (ТНК, развивая специализацию и кооперирование между своими предприятиями, способствуют росту международного товарообмена);
4) либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике;
5) интеграция (отмена ограничений торговли между странами, входящими в интеграционные группировки, способствовала росту их взаимного товарооборота);
6) завоевание политической независимости бывшими колониями, что привело к росту их торговли для получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.
Международная торговля по темпам роста значительно опережает рост производства стран-участниц мировых торговых отношений. Если в 1950 году доля международной торговли товарами и услугами составляла 11% мирового производства, то в начале 90-х годов она достигла 21 %.
В прогнозах предсказывается сохранение этого положения вследствие усиления тенденции к дальнейшей интенсификации процессов международного разделения труда.
Особенностью современной торговли является то, что она все более приобретает характер внутрифирменной торговли, когда торговые отношения осуществляются между различными подразделениями одной глобальной корпорации. Имеются различные оценки удельного веса таких операций в обшей стоимости экспорта и импорта. Согласно даже умеренным оценкам, внутрифирменные поставки товаров и услуг составляют свыше 50% американского экспорта и импорта. По другим экспертным оценкам внутрифирменные поставки достигают 92% в экспорте и 72% в импорте США.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|