Сделай Сам Свою Работу на 5

Сергей Егорович Гречишников





Юрий Мороз

КРАХ НЛП В БИЗНЕСЕ

Ростов-на-Дону

«ФЕНИКС»

ББК88 M80

Мороз Юрий

М 80 Крах НЛП в бизнесе. Серия «Психология бизнеса». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 224 с.

 

НЛП - это не свод законов, по которым работает психика. Это модель психики, но не сама психика. Карта, а не террито­рия. © Карта, между прочим, отвратительная- И модель не луч­ше. Сначала человека упрощают в бесконечное число раз, по­том ему внушают, что его психика такова и так и работает, как в НЛП написано, а затем, уже когда психика соглашается ими­тировать заданную ей модель, показывают, что все так и есть, прямо на вас. Можно психику сравнить с волшебной палочкой. Которая (волшебная палочка) в зависимости от представлений человека выглядит то как супермаркет, то как квазиэлектрон­ный дубликатор, то как склад, в котором все есть. А это просто волшебвая палочка. НЛП хорошо действует, когда напротив НЛПиста находится жестко запрограммированный, как кальку­лятор, социумный гражданин. На нем, разумеется, можно пря­мо гаммы разыгрывать, НЛП-аккорды брать. Но чему тут радо­ваться? Что нас так жестко и тупо запрограммировали с дет­ства, что мы не знаем своих истинных возможностей? Психика человека сверхмобильна и моделировать она может все что угод­но, в том числе и представления НЛПиста о ее устройстве. А на самом деле - это волшебная палочка. А вы и не знали?



 

НЛП (нейролингвистическое программирование) — один из разделов современной психологии, широко рекламиру­емый в последнее время как инструмент бизнеса.

Насколько хорош этот инструмент?

Что лучше НЛП?

Зачем НЛП?

Об этом идет речь в книге.

 

Книга получилась в результате ведения автором элект­ронной рассылки «Блеск и нищета НЛП».

Опубликованы письма читателей, среди которых и прак­тики НЛП, и предприниматели с опытом.

Вот, что пишет по поводу рассылки Ю.Мороза в своем письме Сергей Горин, которого называют классиком рус­ского НЛП.

 

«„.подобную дискуссию мы с тобой уже проводили лет пять назад. Закончили тем, что я у тебя учился пред­принимательству — не на уровне технологий, а на уров­не методологического восприятия реальности, — а ты аналогичным способом учился у меня НЛП. В итоге ты вполне прилично владеешь НЛП — пусть и не на уровне формального мастера, — а я вполне прилично владею ос­новами предпринимательства — пусть не на твоем уров­не миллиона долларов, но на уровне десятков тысяч по­лучается...» (полный текст письма приведен в книге).



Если вам, читатель, еще не доводилось сталкиваться с НЛП, то возможно, знакомство с этой книгой позволит вам не задерживаться слишком долго на этой науке.

Крах НЛП в бизнесе

Бели же вы слыхали про НЛП или даже применяете НЛП в жизни - прочтите эту книгу. Скорей всего, все железные аргументы сторонников НЛП в этой книге уже разбиты. Если есть свеженькие — пишите автору. Если вы сможете с ним поспорить, например, открыв свою рас­сылку в интернете, то, абсолютно точно, сделаете следую­щий шаг в своем развитии. И, кто знает, может быть, я или кто-то другой захочет издать книгу с вашими ориги­нальными мыслями.

 

Тихонов Алексей,

предприниматель, издатель,

автор рассылок и книг.

stirliz@donpac.ru

http://rostov-job.narod.ru

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек — это не кибернетическая схема, и сама идея, что можно с помощью шаблонов и техник НЛП принести человек что-то полезное, уже вредна.

Вредна тем, что она НИЗВОДИТ человека, УПРОЩА­ЕТ его, превращает в механизм.

А человек намного шире, намного больше любой, са­мой лучшей, самой подробной схемы.

Более того, сама идея НЛП прямо противоречит, как я убежден, тому, что делал Милтон Эриксон.

Милтон Эриксон ОСВОБОЖДАЛ от шаблонов, снимал их, а не давал, новые, якобы более эффективные.



В результате тщательного изучения с помощью дикто­фонов и видеокамер были открыты так называемые тех­ники, которые использовал Милтон.

Но Милтон Эриксон НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ НИКАКИХ ТЕХНИК!!!

Он просто вел себя естественным образом. Имел бы смысл изучать Другое. Каким образом, благодаря чему Милтон стал гениальным психотерапевтом, как ему уда­лось стать гениальным?

Причем есть такая гипотеза, что все великие люди при­меняли одно и тоже, чтобы стать великими.

Это ОТБРАСЫВАНИЕ ВСЕХ И ВСЯЧЕСКИХ шабло­нов. И обретение своего естественного состояния.

Но далее последователи начинали изучать это естествен­ное состояние этого человека (признанного великим) и создавали из того, что он делал, новые шаблоны. Кото­рым теперь должны следовать остальные. Но никакое ко­личество НЛПишных техник не может создать второго Милтона Эриксона.

Более того, НЛП - это гипноз. А гипноз — это зависи­мость. Можно, конечно, долго убеждать, что гипноз это хорошо, это полезно, это правильно. Но каждый из нас подсознательно относится к гипнозу негативно.

И правильно делает.

Мы и так в очень большой степени зомби. Нас зомби­руют с помощью детского сада, школы, СМИ с утра до вечера. Но мало этого.

НЛП говорит, что можно зомбировать ЕЩЕ эффектив­ней, только вам нужно отключить контроль сознания и открыть свое подсознание.

В индийской традиции сознание и подсознание сравни­вают с умны» старшим и глупым (слабоумным) младшим братом.

БЫ можете прийти и попросить этого слабоумного бра­та о чем угодно, и он все сделает для вас, если рядом нет его умного брата, который, разумеется, не даст вам ис­пользовать младшего.

Разумеется, отказ от шаблонов штука намного более тяжелая, чем копирование чужих, но что делать?

Путь к свободе через отказ от шаблонов.

 

КРОМЕ МНЕНИЙ ЕСТЬ ЧТО-НИБУДЬ?

Отклики на рассылку «ТРИЗ умер», показывают, что нужно более подробно объяснить мою позицию.

А зачем, собственно, нужно ТРИЗ или НЛП критико­вать?

Нужно. И вот почему. Дело в том, что когда вы предла­гаете что-то новое. Например, оздоровительные методи­ки, голодание и тому подобное, то неизбежно сталкивае­тесь с тем, что вам начинают сообщать мнение, врачей, Минздрава и /говорить, а они что дураки?

Ну, как бы поаккуратней выразиться. Вообщем не очень умные. И главное, что доказать, например, врачам ничего нельзя, потому что МЕНЯТЬ они ничего не хотят. А что тогда делать?

А тогда приходится говорить, что есть АЛЬТЕРНАТИВ­НЫЙ ПОДХОД, противоречащий в самых ОСНОВАХ из­вестному официальному или популярному подходу.

К несчастью, мой подход противоречит подходу ТРИ-За, НЛП, и официальной медицине н психологии тоже и так далее...

И мне нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО это сказать. Иначе, по­читав мою книгу, и со слегка отъехавшей крышей чело­век побежит к психологу за консультацией, к ТРИЗовцу по поводу сильных решений и к юристу по поводу пра­вильной организации своего Дела.

К чему это приведет? К краху! Почему? Да потому, что нельзя ничего хорошего создать, надергав из разных отраслей знаний отдельные элементы и прикрутив их к друг другу.

Выбор тут такой и я его обозначаю очень ЖЕСТКО. Или вы полностью применяете мой подход или лучше во­обще его не применяйте. Еще хуже будет.

Я категорически против подхода НЛП, который зак­лючается в том, что можно надергать кучу отдельных техник и таким образом чему-то научиться и стать ус­пешнее.

Больше на робота Можно стать похожим, научиться автоматом делать дежурную улыбку, когда на вас смот­рят, научиться делать доброжелательный тон и так далее. Но что это такое? Да это простое лицемерие. Задача зак­лючается не в том, чтобы маски красивые научиться на себя надевать, а в том, чтобы стать ТАКИМ, как вы хотите. А это с помощью шаблонов и техник не решается в принципе. Конечно, правила различные, и принципы могут быть, но они ВТОРИЧНЫ! А первично — ядро.

Подведем итоги. Человек тратит годы на изучение НЛП или ТРИЗа, или еще чего, а в результате ничего не полу­чает и более того разочаровывается в том, что вообще мож­но чему-то научиться. Это не так.

Научиться можно. Даже текст выше является уже обу­чением. В чем оно заключается?

Вы начинаете САМИ ДУМАТЬ. Вот про НЛП я слы­шал, что это круто, а Мороз говорит, что лажа, а как же на самом деле? Вот они такие аргументы приводят, а он такие. А решать, какие ПРАВИЛЬНЕЕ, нужно САМО­МУ! Позиция, когда человек приходит к кому-то и полно­стью полагается на его мнение, это, извините, — позиция интеллектуального раба.

А предприниматель — это человек, который верит только тому, что сам проверил, и чужому мнению пытается дове­рять только в крайнем случае. Фраза эта простая, но при­менять такой подход на практике ОЧЕНЬ трудно. Напри­мер, что вы скажете, если академик, доктор психологи­ческих наук утверждает, что НЛП — это самая лучшая и самая полезная система за всю историю человечества.

Ответ такой. Мало ли что сказал академик. Академики тоже сплошь и рядом ошибаются и заблуждаются. И все!!! И это все по поводу мнения академика.

Что мы имеем а «том высказывания академика? МНЕ­НИЕ! И все. А нас не должны интересовать мнения. Итак, вопрос на понимание.

Что еще существует кроме мнений? Любая информа­ция это чье-то мнение или есть еще что-то? Жду ответов.

Юдай Мороз iaorosE@onego.ru

 

 

ПРО НИЩЕТУ

Здравствуйте, далекие незнакомые друзья!

Про блеск НЛП Вы наверняка уже слышали, но вот про нищету...

Собственно, что пытается заменить человек, изучаю­щий НЛП? Это недостаток умения вчувствоваться (эмпа-тия) в другого человека и недостаток умения сосредото­читься.

Существует такой способ ОЧЕНЬ понравиться челове­ку, как ГИПЕРВНИМАНИЕ. Я это опробовал, когда, еще проходя службу в армии (офицером — двухгодичником),. меня отправили в командировку. График был такой, что начиная я в 12, а освобождался около 21. Выл еще 1986 год, и покушать в это время суток можно было только в ресторане. И я начал регулярно ходить в ресторан Дома офицеров. А 21 час как раз гуляние достигало апогея, если вы помните. Тогда в 23 часа рестораны уже закрыва­лись, а 22.30 вырубали музыку. Ну и конечно, меня при* глашали на танец, я приглашал. Что вы хотите — моло­дой офицер!:) И так получилось, что каждый день я зна­комился с вовой девушкой и провожал ее домой. И вот, тогда я попробовал делать следующее: я ВНИМАТЕЛЬ­НО, ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО следил за каждым «е дец> жением, жестом, фра9йй, взглядом и meat далее, И net все реагировал!

То есть спрашивал, куда она смотрит, брал за руку, меняя тему разговора*» зависимости от ее реакции ас так далее, по ситуации. Все это начиналось в ресторане и про­должалось часа 2-3, пока мы не подходили ж дому девуш­ки. В то время, кстати, в первый день знакомства, приглашать к себе выпить чашечку кофе считалось непри­личным. :) Вот на второй-третий день — Другое дело.

И когда мы подходили к дому девушки, я у нее спра­шивал впечатления о вечере. Ответы всегда были искрен­ние: что это чуть ли ае, а у некоторых, и самый лучший вечер в жизни! Я, кстати, от этого сильно уставал. Столько внимания выдать нелегко.

Так вот. Какая тут техника? Просто внимание, сосре­доточенность. Которое, как вы понимаете, растет с трени­ровками. Чем вы больше стараетесь быть внимательны­ми, тем больше обучаетесь сосредоточиваться.

Да, а эффект такой происходит потому, что внимание мы обычно обращаем на то, что считаем очень важным, ценным и интересным. То есть это комплимент, но ОЧЕНЬ сильный!

И аналогично — сильнейшее оскорбление — это игнори­рование. Попробуйте эайти в кабинет шефа, не сказав пару слов и не улыбнувшись секретарю, и вы получите злейшего врага. Вы этого человека оскорбили! Это, кста­ти, один из широко известных секретов бизнеса. Надо самому быть внимательным к людям, а не требовать вни­мания от других и тогда у вас будет много людей, тех же, например, ЧУЖИХ секретарей, которые будут вам помогать во всем.

Разумеется, требовать чужого внимания, а потом обви­нять в том, что вам его не дают, ума не требует. И труда тоже.

На этом мы и закончим этот выпуск.

Если вам НЛП все-таки нравится, вы пишите и объяс­ните почему, можете быть уверены, я вам убедительно объясню, что вы сильно заблуждаетесь!

Ю. Мороз www.moroz.onego.ru

 

Мой старый знакомый Сергей Гречишников, консуль­тант по управлению, и который, кстати, выиграл 15 пред­выборных компаний из 15, из них 10 — нокаутом :), напи­сал нижеследующую статью. Мне кажется, он прекрасно описал негативные следствия из типичного НЛПишного подхода.

Список проектов Сергея вы можете посмотреть на сайте в Разделе «Отзывы».

А теперь собственно статья. Мы ее опубликуем частя­ми в нескольких выпусках рассылки.

Юрий Мороз

 

ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН

Охотники за благодатью

Эта статья об околонаучном сектантстве. И естественно о тех, кто в него вхож. Сегодня это достаточно многочис­ленная группа людей, занятых преимущественно интел­лектуальной деятельностью в сфере бизнеса, образования и политики. В известной степени все мы были включены в процессы, которые я попытаюсь описать. Но кто-то, за­глянув в открытую дверь, прошел мимо, а кто-то вошел и остался.

Околонаучным сектантством называется явление духов­ной жизни, выражающееся в объединении людей вокруг мистических доктрин, построенных с использованием на­учной картины мира. Этот феномен интересен сам по себе. Однако актуальность его изучения скорее определяется не столько внутринаучным интересом, сколько тем обще­ственным резонансом, который с неизбежностью возника­ет вокруг любой мистически настроенной группы, если она, конечно, известна за пределами одной отдельно взя­той кухни.

Я начну с истории, которую мне рассказал ее герой -студент Андрей П. из Ростова-на-Дону. Андрей всерьез увлекался изучением тайных духовных школ. Естествен­но, что он искал единомышленников. Сокурсников он не мог рассматривать в качестве серьезных специалистов в эзотерических культах. Однако земля слухом полнится, и он вышел на группу действительно сильных профессиона­лов. Там были люди с учеными степенями, с хорошим медицинским образованием. Они не просто разбирались в прикладной магии на уровне теории, но и могли приме­нять ее. Они лечили самые разные болезни, разрешали сложные жизненные ситуации, помогали своим клиентам построить простое и понятное мировоззрение. Андрей их боготворил. Так продолжалось до тех пор, пока одно со­бытие ее заставило его задуматься над тем, а туда ли он пришел. Андрей наблюдал за развитием отношений своих учителей с женщиной, которую излечили от серьезного гинекологического заболевания. Физически она чувство­вала себя прекрасно. Но что стало ценой за выздоровле­ние! Она заплатила своей духовной свободой. Далее Анд­рей заметил, что все пациенты платили тем же. Секта их использовала. Люди становились абсолютно подвластны воле магов. Андрей — человек с поставленной рефлексией — стал искать ответы на появляющиеся у него вопросы. Оказалось, что древние магические приемы в секте при­менялись вместе с техниками НЛП и эриксониавского гипноза. Маги виртуозно владели приемами манипуляции биоэнергией. Они могли отдавать ее, но могли и забирать в неограниченных количествах у любого непосвященного. Стало ли Андрею просто страшно или он вспомнил, что его предки-казаки были православными, но его решение уйти из секты стало бесповоротным и он ее покинул» На­казание последовало незамедлительно. Андрей тяжело заболел. У здорового 22-летнего парня вдруг прихватило сердце. Его госпитализировали. Но состояние ухудшалось с каждым днем. Уже поставили капельницу. Понятно, что родственники делали все, что могли. Далее я процитирую самого Андрея: «Моему отцу снится очень нехороший сов про меня. Он вскакивает с постели и начинает истово мо­литься. Это человек, который не делал этого никогда! На другой день за меня молиться стали все, кто захотел мне помочь. И я пошел на поправку»...

Таких историй можно привести превеликое множество. Оставим пока в стороне нравственную подоплеку дела. А с точки зрения социологии религии вывод напрашивается один: рынок духовных услуг сформирован. Более того, он уже институализировался. Появились организации, кото­рые способны реально удовлетворять запросы самых при­вередливых клиентов. Произошла сегментация рывка, четко определились целевые группы. Продавцы духовных услуг занимаются активной рекламной деятельностью и» надо сказать, небезуспешно.

Попробую высказать свои посильные соображения по по­воду социальных детерминант исследуемого нами явления.

Отсчет следует начинать с конца восьмидесятых» когда появились первые проблески легализации альтернативных коммунистическому мировоззрению духовных систем, заг­нанных в советское время в подполье. Вместе с коммуниз­мом рухнули все ограничения на свободу совести (я пре­дельно широко трактую это понятие). Однако с советской эпохой почила в бозе и сама общенациональная идеоло­гия. Следствием этого стала наблюдаемая нами духовная энтропия.

Сегодня Россия, оставшаяся без национальной идеоло­гии, напоминает брошенного родителями ребенка. Улица становится его главным воспитателем.

Для русской интеллигенции посткоммунистической эпохи такой улицей оказался рынок духовных услуг. Вна­чале нас привлекли сверкающие витрины магазинов на этой «авенИде». В конце восьмидесятых мы напоминали детей, забравшихся ночью в лавку игрушек. Здесь было всё, о чем мы раньше могли только мечтать. Правда, вме­сто плюшевых мишек, паровозиков и кукол на стеллажах находились все из известных и доселе неизвестных нам духовных учений. Хотелось попробовать и то, и другое, и третье.

Вначале мы выбирали сами. Потом вдруг очень быстро появились дяди и тети, которые стали помогать нам де­лать наш выбор. Борьба за русское наследство началась с завоевания наших умов.' Хочу сразу оговориться, что я не склонен объяснять все протекающие сегодня процессы происками разного рода «злых сил». Они лишь откоррек­тировали ваше потребностное состояние в нужном направ­лении.

Говоря «наше», я имею в виду прежде всего россий­скую интеллигенцию. Околонаучное сектантство форми­руется в основном из людей этого круга.

Портрет адепта

С паранаучной мистикой знакомы практически все. Однако ее адептами становятся люди определенного типа. Попробуем перечислить, их личностные особенности:

■ Как правило, у наших героев нет хорошей научной школы. Они, конечно же, получили высшее образорание, но либо им не повезло с преподавателями мировоззрен­ческих дисциплин и до них не донесли знания по логике и методологии науки, либо они просто плохо учились.

■ В личной жизни адепта тоже не все складывается. Семейные неурядицы, отсутствие настоящих друзей, ка­рьерные неудачи либо нелады со здоровьем.

■ Эти люди достаточно амбициозны. Попытка же по­стичь тайные знания удовлетворяет нереализованное чес­толюбие.

■ Они легко внушаемы. Хотя в первом приближении могут показаться крайне скептичными, но на самом деле готовы поверить любому шарлатану, лишь бы он вещал то, что подсознательно жаждет услышать его потенциаль­ная аудитория.

Указанными качествами список не исчерпывается, но именно опираясь на них, строят свою работу миссионеры от паранауки. Околонаучное сектантство практикует по­гружение человека в особое психо-эмоциональное состоя­ние, в котором упрощается восприятие магико-мифологи-ческой картины мира.

Я присутствовал на одном из таких семинаров, прово­димом миссионерами современного оккультного движения «Цветок жизни». Миссионеры, женщина лет 50 и моло­дой человек лет 28—30 в течение двух дней работали с сотрудниками одной частной консалтинговой фирмы. От­цом-основателем «Цветка жизни» является некто Друн-вало. Кстати, лично посетивший Россию в 1999 году.

Само движение родилось в США, но миссионеры уже оказались россиянами. На семинаре было достаточно про­фессионально выстроено символическое пространство, в котором и происходило само действо* Идеологическая док­трина, «Цветка жизни» построена на принципах египет­ской и пифагорейской сакральной геометрии, познав тай­ный смысл которой, любой якобы сможет приобщиться эзотерическому братству и спастись во время неумолимо надвигающегося вселенского катаклизма. «Конец света», согласно учению сектантов, может наступить в любое вре­мя в течение ближайших 15 лет. Столь близкий срок, как вы поняли, назначен не случайно.

На семинаре речь шла об основах учения, круто заме­шанного на древнеегипетской мистике, которую, в свою очередь, занесли к нам пришельцы с Сириуса. Миссионе­ры демонстрировали сверкающие объемные геометричес­кие фигуры, показывали красочные плакаты, прокрути­ли с комментариями видеофильм. Все было нацелено на внушение. Самую невероятную информацию, например, о переходе в четвертое измерение, о разговорах Друнвало с Гором (египетский бог; не путать с кандидатом в амери­канские президенты!) и т.д., доносили твердым тоном, как нечто само собой разумеющееся. Несколько раз за два дня участники вводились в транс. Любые попытки робкой реф­лексии пресекались. Вопросы просили не задавать.

Итогом стало то, что в секту оказались завербованы уже увлекающиеся мистикой сотрудники. Другие же от­неслись к этому как к забавному приключению.

Естественно, что выбор персонального мировоззрения — личное делр каждого. Социально опасным это становится тогда, когда представления наукообразной мистики при­сваиваются субъектами социальной политики. Причем» чем выше пост, занимаемый чиновником, тем больший вред он может нанести руководимой им группы (организации или даже целой нации).

Для примера приведу одну собственную гипотезу, свя­занную с возможным нахождением у государственного кормила адептов движения «Цветок жизни». Согласно откровению, полученному одним из главных идеологов секты, в ближайшие годы произойдет глобальный катак­лизм. Часть суши уйдет под воду. В частности, большая часть США, значительные территории Западной Европы, почти вся Южная Америка, Австралия. Россия, Африка, Индия и Китай сохраняются. Правда, ваша страна теряет Чукотку, Камчатку, Курилы, Сахалин и Приморье. Те­перь представим, что «обработанные» миссионерами от неомистицизма (западными консультантами по управле­нию, доморощенными провидцами) государственные мужи, принимая все это, принимают решение отдать Курилы Японии, а Камчатку с Чукоткой Соединенным Штатам. Все одно пропадет. А так хотя бы какие-то деньги взять можно. Да и на северный завоз можно не тратиться. А что Приморье замерзает, так это сигнал для тех, кто там жи­вет. Мол, бросайте всё и уезжайте на «землю».

Я не утрирую. Сам слышал подобные высказывания, принадлежащие людям со статусами и степенями. И дело здесь, видимо, помимо психологических особенностей лич­ности наших героев, еще и в особенностях их способа мышления.

 

Сергей Егорович Гречишников

grech@kaluga.ru.

Выпускник кафедры философии религии

и религиоведения философского факультета МГУ

им. М.В.Ломоносова.

Кандидат философских наук, доцент, консультант но управлению.

Автор книг «Поиск надежды и дух утешения.

Очерки по истории религии» (1990), «Тайны магии» (1994),

«Магия как социокультурный феномен» (1999).

 

Особенности способа мышления адептов околонаучных сект

Мышление есть процесс. Это растянутая во времени связь логических форм познания, сопровождающаяся спон­танно возникающими «инсайтами» ~- всплесками интуи­тивного озарения. Способ мышления предполагает нали­чие определенной культуры познания. Эта культура не есть общечеловеческий стандарт. Под культурой мышления я понимаю, прежде всего, набор принципов позна­ния. Принципы же у каждого могут быть свои. Тем не менее различные способы, мышления можно типологизировать исходя из общепринятых в данном сообществе ба­зовых критериев правильности осуществления мыслитель* ной деятельности. Или просто провести классификацию по специфике прохождения когнитивных процессов. Спо­соб мышления может быть научным, магико-мифологическим, обыденным и т.д., исходя из выбранного основа­ния типологизации.

Способ мышления «охотников за благодатью» можно назвать паранаучным. «Околонаучность» познавательных ходов наших героев определяется тем, что, с одной сторо­ны, они получили-таки определенное научное воспитание, присвоили научную лексику. А с другой стороны, они выстраивают для себя" ненаучную картину мира. Причем, используют для этого как научные, так и ненаучные по­знавательные инструменты. Поэтому первым признаком паранаучного мышления является эклектичность.

Второй признак — отсутствие развитой рефлексии. Прежде всего такой его составляющей как критическое отношение к действительности. Понятно, что наши герои способны мыслить достаточно оригинально. Однако отсут­ствие подлинной культуры научного мышления создает те гносеологические ловушки, в которые адепты загоня­ют сами себя. Культура научного мышления предполага­ет обязательное следование трем главным критериям на­учности. Эти критерии: интерсубъективность, вомодо-гичность и верифицируемость. Интерсубъективность пред­полагает наличие определенного языка науки, понятного всем членам данного научного сообщества. Номологичность означает наличие открытых наукой законов. Верифици­руемость предполагает обязательную возможность провер­ки выдвигаемых предположений.

В отличие от науки, в паранаучных сектах верифици­руемость заменяется верой в откровения или непрелож­ную истинность всех высказываний «учителя». Адепт не задает себе вопросы тина: «А зачем это нужно? На каком основании выдвигается данное утверждение? и т.п. Ему сказали — он сделал. Помните, как ДраКон составлял спи­сок на съедение? «Ты приходя в понедельник - я тебя есть буду. А ты приходи во вторник - я тебя есть буду», И так далее. Наконец один из «приглашенных» спрашива­ет: «А можно не приходить?» «Можно. Вычеркиваю». Так вот, из тех» кто спрашивает в рефлексивной манере, в сек­те никого не остается. Если, конечно, «вопрошающий» не собирается сделать на паранауке бизнес. У Рона Хаббарда рефлексия была поставлена на высоком уровне.

Номологичность в учениях сектантов присутствует. В основном используются законы оккультной магии, в час­тности, законы магического подобия и магической симпа­тии. Из науки берутся только те выкладки, которые при определенном софистическом сопровождении можно ис­пользовать в качестве аргументов в доказательствах пра­вильности паранаучной идеологии.

Интерсубъективность тоже частично присутствует. В частности, любой представитель академической интелли­генции (да и не только) поймет то, о чем говорят сектан­ты. К тому же законы рекламы ими сегодня выдержива­ются. Проще, еще проще, понятнее. Исключение состав­ляют только некоторые паранаучные идеологии, рассчи­танные четко на узкие целевые группы. Например, книга «Урантия», появившаяся в русском переводе пару лет на­зад. Она написана крайне сложным языком и представля­ет собой талантливо сделанную компиляцию из историко-философских текстов. На академическую интеллигенцию, ищущую «альтернативные пути», но не имеющую про­фессионального философского образования, действует не­отразимо.

 

Вместо заключения

Заканчивая наше краткое исследование, хочется под­черкнуть следующее. Околонаучное сектантство сегодня для одних —-мировоззрение, а для других — бизнес. Власть и богатство — вот две главных мотивации идеологов со­временного мистицизма. В их бескорыстие я Не верю.

 

М0Р03ИЗМ

Получил несколько писем по поводу последних выпус­ков. Несколько замечаний по роводу этих писем. Некото­рые читатели обвиняют меня, что я Эриксона не читал, некоторые, что статья Сергея Гречишникова никакого отношения не имеет к НЛП и тому подобное.

Ребята, я, честно говоря, не знал, что всe так нужно разжевывать. Во-первых, НЛПисты гордятся тем, что это, мол, инструмент, как хочешь, так и применяй. На воп­рос: «ЗАЧЕМ?», НЛП, в отличие, кстати, от Эриксона, не отвечает и, более того, избегает ответа на этот вопрос.

Пример применения современных психопрактик мы и видим в статье Сергея Гречишникова. А о том, всем ли можно давать пулемет и НЛП, как НЛПисты отвечают?

Отвечают они так: кто платит, тот и получает. Мы же инструмент даем, инструмент, кстати, власти над людь­ми. А как пользоваться инструментом будут, это НЛПис-тов касается?

Один из читателей подписался: «Практик НЛП». Это, извините, вообще похоже на шутку. Я, знаете ли, имею девятый дан по Морозизму, так что мнение Практика НЛП мне, знаете ли, смешно. Вызывает добрую такую улыбку. :) Вот у Эриксона был десятый дан по НЛП, его бы я послушал.

Не смешно, а даже прикольно наблюдать, как взрос­лые люди всякие лесенки иерархические строят и потом рангом своим в этой лесенке козыряют. ТРИЗовцы нача­ли значки Мастер ТРИЗ выдавать, НЛПисты тоже Масте­ра бывают. В чем оии Мастера? В умении сдавать экзаме­ны супермастерам по НЛП? Причем за денежки экзамены сдают и неплохие денежки. Ну ладно, там американцы, а и наши туда же. Прикоснуться к истинному источнику знаний. Вот, мол, я стану Мастером НЛП или ТРИЗа и тогда...

А что тогда? Не смешите людей. Шаблоны насчет того, что я учился лично у того-то и того-то и он лично мне пере­дал сокровенное знание НЛП, можете начинающим НЛПи-стам вешать на уши. Парочка цитат из письма Практика НЛП... Кстати, не пишу имя только потому, что пока не получил на это разрешение, а будет, ради Бога, и возраже­ния все опубликую. И кстати, форум на сайте есть именно по теме рассылки. Добро пожаловать. Итак, цитаты...

1. ...Ты не пробовал задуматься над тем, что к модели чело­века надо подходить не с точки зрения ее «истинности», а с точки зрения полезности? И работающая модель полезней рас­суждений о неисчерпаемости человека, а равно и атома, нет?

Ну, давайте разберем... Как вам эти любимые НЛПис-тами штучки: « А ты не пробовал задуматься о ...»

Если не пробовал, то не очень умный, а если пробовал, то уже молодец, но так ли, как надо, подходил? А далее уже идет: «И работающая модель полезней ...»

Вроде как уже «залечил» первым предложением, а вто­рым начинает учить, мол, на первое же высказывание ты согласился, куда денешься?

Отвечаю по существу: «О чем мне задумываться, пред­почитаю решать сам. И своим вниманием предпочитаю тоже управлять сам. А уж насчет того, что полезней, то позвольте мне иметь на этот счет собственные суждения. А? Парадигма НЛП это допускает?»

...Юра, сколько книг (я уж не спрашиваю про тренинги) по НЛП ты прочитал? Одну, да и ту - Горина? Я тебе на ушко шепну Страшную НЛПешную Тайну. НЛП - это МОДЕЛИРОВАНИЕ. Моделирование профессионалов любых профессий. Да ты почи­тай, не бойся - они киллеры) через книги не зомбируют. Заодно и хоть что-то узнаешь о предмете, который взялся критиковать. А то ты пока « нем как хрюкающее в оранжевых...

 

Морозизм

Насчет книг — это вообще классно. Чувствуете пресуп­позицию, говорю вам я, глядя на текст письма, который я сейчас анализирую? Пресуппозиция - протаскивание не­заметно некоторого утверждения, на основании которого дальше делаются выводы. А вот и не выйдет. Не КОЛИ­ЧЕСТВО прочитанных книг является критерием. Так что, сколько я книг прочитал, не имеет никакого значения. Далее заметили пресуппозицию, мол, книги Сергея Гори­на — это не то. Почему?

Да нам же пророки нужны из чужого отечества. Насчет того, что такое НЛП — уверен, 32 НЛПиста дадут штук 16 разных ответов. Поехали дальше, насчет хрюкающего... Метафора красивая, что там говорить. Спасибо.

А по поводу почитать... да обыкновенная цыганка Ма­стеру НЛП 100 очков форы даст транс наводить, хоть, может, и вообще неграмотная, а вы все почитай, да почи­тай. Я, конечно, не цыганка, но тоже кое-что могу и сужу исходя из увиденного лично и из того, что умею сам, а не из прочитанного, чего и вам желаю.

Чем мне нравятся НЛПисты и, кстати, ТРИЗовцы, что с ними можно беседовать, используя их же собственные шаблоны. А как со своими базовыми шаблонами они по­спорят? Это же, значит, прощай НЛП или ТРИЗ. :) И кто они без своего звания? А если использовать их же шабло­ны, так это все равно, что они в шахматы играют, а я — в Чапаева. Никаких у них шансов на победу.

Это, кстати, лучшая переговорная техника - использо­вание шаблонов собеседника. Правда, для этого нужно не дать собеседнику проехаться по вашим собственным шаб­лонам. А что ТРИЗовцы, что НЛПисты увешаны шабло­нами, как новогодняя елка - елочными игрушками* Про­сто потенциальная жертва хорошего переговорщика.

Жду возражений. :) Щас они (НЛПисты) будут мол­чать или возмущаться. :)

(А насчет адептов околонаучных сект из последнего выпуска, это и к НЛПистам имеет отношение)

И еще. Как насчет творческих способностей? Имеют­ся? Давайте проверим?

 

 

ПОКА МОЛЧАТ НЛПисты

НЛПисты, как и было обещано в последнем выпуске рассылки, пока молчат.:) Вы не молчите, берите пример с товарища, который открыл Анти-ШСД. :)

http://subbcribe.ru/archive/econ.omics. school .antischpol/

Спорит товарищ, критикует. :)

Публикую также письмо от одного из читателей и при­глашаю к дискуссии на форуме. Форум, который называ­ется так же как и эта рассылка, можно найти на сайте ТЛСД www.mooroz.onego.rii

 

Здравствуйте, Юрий,

Почитал вашу реакцию на реплики публики относительно вашей последней публикации про, НЛП. Забавно! Сразу вспоми­нается Жванецкий с его «исскуством спора». Похоже. Впрочем, тон вашей полемике, видимо, задают некоторые столь же рьяные приверженцы НЛП. Зря вы их так полируете. Они просто нашли себе духовную нишу, которая укрывает их и дает средство ком­муникации с себе подобными.

Положа руку на сердце, разве не тем же занимается офици­ально признанная религия?

Свою свободу надо заслужить, ее надо выстрадать. Не у всех хватает сил дожить до свободы и выдержать свободу тем более. Вам это удалось? Я рад за вас. Но будьте терпимее к тем, кто ещё в пути.

Best regards

S>erge Dougaryov Kaiser lnt.Ltd rtiailto:Kai ser@skif.kiev.ua

 

 

ЧИТАТЕЛИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ

Здравствуйте, Юрий!

Я подписался на эту рассылку, т.к. ищу новый взгляд на те знания, которыми я сейчас владею, и постоянно пытаюсь крити­чески подходить ко всему тому, чему меня научили.

Так вот вопрос - для вас, чем собственно является НЛП, и как оно повлияло на вашу жизнь? НЛП — это секта? это оружие? это... что?

Как можно назвать науку (технику, искусство... не знаю, как это правильно назвать), которая может помочь людям в обыч­ных вещах — в избавлении от страха перед собаками, пауками..., в избавлении от аллергии? (Извиняюсь за отрицательные поста­новки предложений, но мне лень вычищать письмо от такого «мусора»). Для меня НЛП, если интересно вам знать, это:

1.Набор техник, которые помогают мне лучше понимать дру­гих людей.

2. Помогают проявить те мои качества, которые у меня были просто забиты окружением.

3. Я могу помочь людям не словом, а делом в их трудной жизни (я уже говорил про фобии и аллергию).

P.S. Я недавно получил сертификат практика НЛП, так что знаю не понаслышке про эту секту. :))) С наилучшими пожеланиями

Раймонд mailto:rainfighter®yahoo.cpm

 

Отвечаем

Как и ожидалось, один сертифицированный практик НЛП противоречит другому (из прошлого выпуска рас­сылки) по поводу того, что такое НЛП.

А теперь по сути вопроса, На мой взгляд, НЛП — это предложение пользоваться протезом человеку с совершенно здоровыми ногами и руками. Да протез великолепный! Сделан из лучших материале?, по новейшим технологи­ям, почти ничего не весит и почти не потребляет анергии. Но собственные руки й ноги вое равно лучше! Надо просто обращать на них внимание, а не на протезы, и иногда тренировать их, ну хотя бы там прогуливаться иногда или плавать. Вот в таком разрезе. :)

Далее следует два текста Сергея Митина (это тот самый практик НЛП из прошлого выпуска). Эти тексты я взял с форума. Сергей предпочитает общаться именно так.:) От­вечать я Сергею не буду. Переубеждать его бесполезно, а читатели и сами способны сделать выводы и решить, что и как.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.