Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличительные особенности программы





Программа

Коррекционной работы с детьми «группы риска»

(психолого – педагогической поддержки)

ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань

«Станем ближе»

 

Пояснительная записка

Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, малолетние правонарушители.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Актуальность и концептуальные идеи программы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.



Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.



Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

1. пьянство одного или обоих родителей;

2. асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

3. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

4. сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

5. убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

6. отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

7. оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

8. отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

9. побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.



Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

В нашей школе обучается 146 учащихся, из которых 17 детей из асоциальных семей.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы:

1. Ухудшение социального положения семей в школе.

2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся

проблемами воспитания и развития детей.

3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме

школы.

4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

5. Высокий уровень подавления и насилия.

6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся

фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития

личности.

8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания

комплексной помощи.

 

Цель программы

1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у

них навыков организации здорового образа жизни посредством развития

здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по

формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для

Развития ребёнка, соблюдение прав.

Задачи программы

1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных

явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок

родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в

целом.

2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики

асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в

семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и

подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений

между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном

воспитании, формирование семейных ценностей.

4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и

внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и

здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и

здоровья окружающих людей.

5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического

мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание

информационного банка данных.

6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе

принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

7. Обеспечение мотивации:

· учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-

воспитательном процессе;

l родителей на совместную деятельность по вопросам формирования

здорового образа жизни детей через систему просветительной

работы).

8. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и

окружающим.

9. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению

активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный

выбор форм поведения.

10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный

статус, выполнять определенную роль в коллективе.

11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его

прикладным видам, научить организации творческих контактов.

12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного

поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

 

Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.

2.Сотворчество педагогов и детей.

3.Развитие детской инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и

нравственного совершенствования.

6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе

жизни.

7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.