Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистическая инконгруенция как похвала, оскорбление или юмор





 

Коннотация и ситуация связаны нормами коммуникативного сообщества. Нарушение этих неписанных, но общеизвестных норм приводит к тому, что называется «стилистической инконгруенцией». Вот несколько расхожих примеров.

 

Выдающийся мыслитель празднует свой юбилей / сидит в туалете

Ловкий парень вскарабкался на дерево / стал начальником

Стройна блондинка производит впечатление на мужчин / написала книгу

 

В сущности оба варианта каждой из приведенных фраз по смыслу входящих слов представляет собой описание некоторого положения дел. Однако первый вариант звучит как констатация, в то время как второй – как ирония или оскорбление. Это результат соединения того, что обычно не вызывает ассоциации или такие ассоциации сознательно табуируются: «выдающийся» и «туалет», «ловкий» и «начальник», «блондинка» и «книга».

Этот повседневный языковый прием используется в разных ситуациях: при обращении, просьбе, проявлении интереса, критическом замечании, отдаче приказа, изъявлению благодарности – везде, где важно придать фразе выразительность и эмоциональную эффективность, при этом не используя резко эмоционально окрашенную лексику.



Подытоживаем незавершенное

 

Как-то в беседе с британским философом и психологом Ромом Харре я задал ему вопрос: «Если бы слово «философия» было табуировано для обозначения того, чем Вы занимаетесь, как бы Вы назвали область своих интересов?» Он поразмыслил совсем немного и ответил кратко: «Общая лингвистика».

Язык – ключевой объект при анализе повседневности во всей ее полноте, о каких бы социально-гуманитарных науках ни шла бы речь. Всякий исследователь обыденной реальности и сознания вынужден быть отчасти лингвистом. Уже упомянутая «Психопатология повседневной жизни» З. Фрейда представляет собой во многом именно лингвистическое исследование обыденной речи, которое используется как материал для психологических обобщений. Однако лингвистический подход сам по себе недостаточен: исследоваатель должен быть не менее чем критическим лингвистом; за формами дискурса и текста ему предстоит обнаружить феномены лингвистической неполноты и относительности, языковой невыразимости, детерминации языка психикой, деятельностью и коммуникацией. Трудность лингвистического анализа состоит в том, что лексические и грамматические структуры обыденного языка – а именно он оказывается в большинстве случаев главным объектом исследования – не могут быть поняты буквально. Лингвистика расширяется до социологии, этнографии и психологии, переходит в герменевтику, смыкается с философией. Анализ языка как объекта оборачивается использованием языка как средства анализа и наоборот, становясь философской эссеистикой и просто художественной литературой. Мигрируя между логикой обыденного языка и многообразием повседневной речи, мы задеваем самые тонкие струны человеческих будней, быта и бытия, касаемся самых глубоких философских вопросов о смысле жизни, о сфере и границах человеческого мира.



 

Заключение

 

Повседневность как проблема философии коренится в факте, который едва ли может быть подвергнут сомнению. Дело в том, что оценка всех трех компонентов, составляющих повседневность – повседневной реальности, повседневного сознания (знания) и «философии здравого смысла» – диаметрально расходятся. Этот факт определяет и дивергенцию интерпретаций повседневности в разных философских традициях. Так, англо-французская и примыкающая к ней американская философская традиция (Шотландская школа, Локк, Пристли, Беркли, Юм, прагматизм, позитивизм, неореализм, Витгенштейн) при всей ее неоднородности и внутренней полемичности исходит в целом из позитивной интерпретации повседневности (исключение составляет французский экзистенциализм). В немецкой традиции наряду с известной апологетикой повседневности (Гуссерль) все же преобладает ее негативная оценка (Кант, Гегель, Ницше, Фрейд, Хайдеггер), которая в то же время соседствует с попыткой ее позитивного осмысления. Помимо того, что разные философские традиции выделяют в феномене повседневности разные объекты, относящиеся к тому или иному ее аспекту или ракурсу, они рассматривают повседневность на фоне различной интерпретации центральных философских понятий и проблем – природы философского знания, соотношения философии и жизни, теории и эмпирии, науки и вненаучного знания, адаптации и творчества. Через повседневность как объект философского анализа проходит линия размежевания вечных противников, линия, задающая напряжение всеобщего философского спора. Итак, проблема повседневности – неизбывная и собственно философская проблема, не возникающая в рамках самой повседневности как таковой и лишь изредка актуализирующаяся в гуманитарных науках, когда встает вопрос об их основаниях и границах.



той

 

причи

не не представляется возможным предложить ее «решение», которое неизбежно попадет в один из известных разрядов. Сопоставление точек зрения и прослеживание противостоящей друг другу аргументации также не входит в нашу задачу, поскольку это в целом выполнено в ряде предшествующих публикаций[332]. По-видимому, необходим поворот от общетеоретического взгляда на проблему к проблематике среднего уровня общности, т.е., во-первых, к изучению того, в каких формах повседневность тематизируется гуманитарными науками и, во-вторых, к описанию и философскому осмыслению обыденных архетипических коллизий, дающих наглядное представление обо всем многообразии, глубине и драматизме повседневности. Это также философские задачи, которые не берет на себя никакая иная область знания, но задачи, предполагающие вместе с тем определенное изменение ракурса философского рассмотрения. Интерес к методологии гуманитарных наук, с одной стороны, и дескриптивно-культурологическая тенденция, с другой, сливаются здесь с заимствованием философией некоторых методов литературной критики и художественной прозы.

Здесь уместно вспомнить высказывание Альбера Камю: «Хочешь быть философом – пиши романы». В самом деле, «Сто лет одиночества» Маркеса дает для понимания колумбийской повседневности больше, чем все собственно философские рассуждения. Однако это исследование, так сказать, эмпирического уровня, не проясняющее и не разрабатывающее понятия; в контексте нашей методологии оно пригодно лишь как материал для дальнейшей рефлексии (иллюстративный, эвристический и т.п.), способной привести к значимым обобщениям. Так, в образах жителей поселка Макондо – Аурелиано и Хосе Аркадио Буэндиа, Урсуле и Пилар, Амаранте и Ремедиос – при внимательном рассмотрении оказываются воплощены вечные и вненациональные противоположности человеческого характера и судьбы. Здесь сила и кровавая свирепость мужчины соседствует с ловкой предприимчивостью и одновременно граничит с пустым прожектерством и углубленной созерцательностью. Женщина в свою очередь выступает многообразием противоположных качеств: самоотверженной страсти к сохранению домашнего очага и оторванной от жизни святости, безграничной распущенности и исступленного аскетизма, всепримиряющей доброты и непримиримой ненависти саморазрушающего самоедства. И все же несмотря на внутреннее характерологическое богатство жителей Макондо их повседневная жизнь представляет собой замкнутую систему, в которой выполняется второй закон термодинамики. В каждом новом поколении родовые черты приобретают все более крайние, нежизнеспособные формы. Лишенные притока свежей крови, отрезанные от культурного многообразия, от широкого социального контекста, люди утрачивают перспективу и смысл жизни. Такова судьба всякой повседневности, замыкающейся на самой себе; даже самые мощные мифы и архетипы не могут существовать в изоляции, в неизменности, в тотальной оседлости. Миграция, однажды открывшая перед отважными путешественниками новый мир, должна быть возобновлена.

 

* * *

 

Наше рассмотрение приводит, хочется верить, к некоторым обобщениям, касающимся природы повседневности.

1. Повседневность как реальность основана на относительной неизменности социальных условий оседлого существования.

2. Повседневность как сознание состоит в относительной власти коллективных социально-психологических структур (архетипов).

3. Повседневность как познание выражается в процессе когнитивной социализации, адаптации к условиям и вживании в архетипы.

4. Повседневности во всех ее ипостасях, как правило, не соответствует некоторая автономня сфера; не существует субстанции повседневности. Все ипостаси повседневности не самодостаточны, не существуют вне иных проявлений человеческого бытия и сознания.

5. Субстанциальная фрагментарность повседневности объясняется ее функциональным характером; повседневность – диспозиционный предикат, феномен, актуализирующийся в определенных условиях и неразличимый в других. Повседневность скрепляет собой разные типы сознания, деятельности и общения, существуя лишь в промежутках между ними.

6. Поэтому повседневность и жизненный мир, будучи синонимами для Шюца, в сущности, различны. Первая – узкая, фрагментарная, функциональная область; второй – предельно широкий горизонт бытия, интегральная структура мира.

7. Необходимость повседневности как реальности, сознания и знания состоит в том, что она представляет собой а) материал для творческого преобразования; б) область испытания методов путем решения стандартных задач («разгадывания головоломок»); в) способ усвоения и фиксации творческих достижений, г) свободное пространство рекреации и переключения на иные виды деятельности.

 

* * *

 

В рассказе «Синие тигры» Х. Л. Борхес повествует о мечте, о загадке, о явлении, нарушающем известные законы и повседневное течение жизни. Образ синих тигров, держащих в страхе население затерянной в джунглях деревни, - это символ мистической мощи природы как того единственного, что противостоит убогому и монотонному деревенскому быту. Синие тигры – племенной миф, пьянящий и будоражащий кровь, внушающий мысль об избранности хранителей мифа, о высоком смысле их бытия. Поэтому как пожизненный приговор звучит напутствие герою рассказа, стремящемуся избавиться от синих тигров – горстки голубоватых камешков, подобно бесконечной книге не подчиняющихся законам арифметики:

«Твоей милост

ыни я не знаю, но моя будет ужасна. Ты останешься с днями и ночами, со здравым смыслом, с обычаями и привычками, с окружающим миром»[333].

Лишиться своей повседневности, остаться наедине с ней – полюсы существования, равно невыносимые для человека.

 

Библиография

1. Н.Т. Абрамова. Трансляция знаний и умений: природа и статус внерациональности // Логика. Методология. Философия науки. М.–Обнинск, 1995.

2. Н.Т. Абрамова. Природа и статус перцептивного строя сознания // Философия науки. Вып. 2. М., 1996.

3. Н.Т. Абрамова. Невербальные мыслительные акты в “зеркале” рационального сознания // Вопросы философии. 1997. № 7.

4. Н.Т. Абрамова. Несловесное мышление. М., 2002.

5. К.А. Абульханова-Славская. Стратегия жизни. М., 1991.

6. К.А. Абульханова-Славская. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4.

7. А.И. Анищенко. Структура общественного сознания. М., 1973.

8. А. Ю. Антоновский. Язык и пространство // Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. Под ред. И. Т. Касавина. М., 2001.

9. Ф. Арьес. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

10. Ф. Арьес. Ребёнок и семейная жизнь при старом режиме. Екатеринбург, 1999.

11. Ж. Баландье. Политическая антропология. М., 2001.

12. В. Н. Белов. Обыденное сознание и человеческое бытие // Человек. Философия. гуманизм. Тезисы докладов I Российского Философского конгрессаа. Т. III. СПб., 1996.

13. Л.В. Беловинский. Изба и хоромы. Из истории русской повседневности. М., 2002 (История повседневности. Вып. 1).

14. А. Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х т. Т.II. М., 1994.

15. Н.Н. Берберова. Курсив мой. Автобиография. М., 1996.

16. И.А. Бескова. Как возможно творческое мышление? М., 1993.

17. В.С. Библер. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

18. В.С. Библер. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. М., 1991.

19. В.С. Библер. Культура, нравственность, современность. М., 1991.

20. Б.В. Бирюков, В.Л. Васюков. Логические ошибки // Новая философская энциклопедия, т. II, М., 2001.

21. А.А. Блок. Из записных книжек и дневников // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6. М., 1971.

22. А.А. Блок. Дневник. М., 1989.

23. М. Блок. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распросранённых преимущественно во Франции и Англии. М., 1998.

24. К.А. Богданов, А.А. Панченко. “Фольклорная действительность”: мифология и повседневность // Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции. СПб., 1999.

25. Х.Л. Борхес. Сочинения в 3-х тт. Рига, 1994.

26. А.А. Брагина. Диахрония в синхронии как процесс развития языка // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001.

27. Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т. I–III. М., 1986–1990.

28. Й. Брокмейер, Р. Харре. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3.

29. Л.Б. Брусиловская. Культура повседневности в эпоху “оттепели” (метаморфозы стиля) // ОНС. 2001. № 1.

30. Л.П. Буева. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

31. Л.П. Буева. Диалектика социального и индивидуального в развитии личности // Философия и социология науки и техники. М., 1990.

32. Л.П. Буева. Культура и образование: проблемы взаимодействия // Вопросы философии. 1997. № 2.

33. Э.В. Бурмакин. Мировоззрение, творчество и обыденное сознание. Томск, 1972.

34. И.А. Бутенко. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии. М., 1987.

35. И.А. Величко, С.П. Щавелёв. Культурология: методический мутатнт или законная наследница философии? // Всероссийская конференция “Проблемы и перспективы преподавания культурологии в вузах России”. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1993.

36. Л. Витгенштейн. Философские работы. Ч. 1-2, М., 1994.

37. Д.В. Вичева, В.А. Штофф. Диалектика обыденного и научного знания // Философские науки. 1980. № 4.

38. Л.С. Выготский. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.

39. Г. Гадамер. Истина и метод. М., 1988.

40. П.П. Гайденко. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

41. П.П. Гайденко. Познание и ценности // Субъект. Познание. Деятельность. М. 2002.

42. Б. Гене. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.

43. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. (Отв. ред. и сост. И.Т. Касавина). М., 1999.

44. И.В. Гете. Фауст. Лирика. М., 1986.

45. В.И. Гинецинский. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. Л., 1979.

46. Д. П. Горский, А.А. Ивин, А. Л. Никифоров. Краткий словарь по логике. М., 1991.

47. Ж. Ле Гофф. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.

48. Ж.Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

49. Б.А. Грушин. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. 1970. № 7, 8.

50. А.Ф. Грязнов. Понятие “здравого смысла” в лингвистической философии // История философии и современность. Вып. 1. М., 1976.

51. А.Ф. Грязнов. Философия Шотландской школы. М., 1979.

52. А.Ф. Грязнов. Проблема культурно-исторического понимания и естественный язык // Критический анализ ненаучного знания (Сост. и ред. И.Т. Касавина). М., 1989.

53. Б.А. Грушин. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

54. Л. Гудков Культура повседневности в новейших социологических исследованиях. М., 1993.

55. А.Я. Гуревич. Избранные труды. Тт. 1–2. М., 1999–2000.

56. А.Я. Гуревич. Культура средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры. Курс лекций. М., 1998.

57. А.Я. Гуревич (Ред.) Одиссей. Человек в истории. М., 1994–2002.

58. С.С. Гусев, Б.Я. Пукшанский. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб., 1994.

59. А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. Этика. М., 1998.

60. А.А. Гусейнов. Философия между знаниями и ценностями // Субъект. Познание. Деятельность. М., 2002.

61. Дж. Даррелл. Зоопарк в моём багаже. Поместье-зверинец. М., 1978.

62. А. Демидова. Тени зазеркалья. Роль актера: тема жизни и творчества. М., 1993.

63. С.Ф. Денисов. Закономерности развития рецептурного знания // Практическая природа научного познания. Томск, 1989.

64. С.Ф. Денисов. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. Томск, 1993.

65. А. В. Дмитриев. Социальный конфликт. Общее и особенное. М., 2002.

66. В. Дольник. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании зверей и птиц. М., 1994.

67. И.И. Дубинин, Л.Г. Гуслякова. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985.

68. С.В. Журавлёв. “Маленькие люди” и “большая история”: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-х–1930-х гг. М., 2000.

69. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания (Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин). М., 1990;

70. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV вв. (Сост. и общая ред. И.Т. Касавина). М., 1996.

71. Е.В. Золотухина-Аболина. Рациональное и ценностное (Проблемы регуляции сознания). Ростов-на-Дону, 1988.

72. Е.В. Золотухина-Аболина. Философия обыденной жизни (Экзистенциальные проблемы). Ростов-на-Дону, 1994.

73. Е.В. Золотухина-Аболина. Обыденная картина мира; Мир повседневности // Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1995.

74. Из дневников Сергея Сергеевича Дмитриева // Отечественная история. 2001. № 1.

75. Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999.

76. Исторический эксперимент: теория, методика, практика. М., 1990.

77. А.Б. Каменский. [Рец. на кн.:] Повседневные записки делам князя А.Д. Меньшикова. 1717–1720, 1726–1727 гг. М., 2000 // Отечественная история. 2001. № 5.

78. Г. Каплан, Б. Седок. Клиническая психиатрия. М., 1994.

79. И.Т. Касавин. Миграция, Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999 (См. рецензию на эту кн.: С.П. Щавелев // Вопросы философии, 1999, № 12).

80. И.Т. Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000 (См. рецензию на эту книгу: М.В. Желнов // Вопросы философии, 2001, № 1).

81. И.Т. Касавин. Знание; Познание // Новая философская энциклопедия, М., 2001.

82. И.Т. Касавин Познание как иносказание. Человек после крушения Вавилонской башни // Вопросы философии, 2001, № 11.

83. И.Т. Касавин. Свое и чужое. Ситуация Эдипа глазами феноменолога // Субъект. Познание. Деятельность. М., 2002.

84. М. Квеннел, Ч.Г.Б. Квеннел. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманов. СПб., 2002.

85. В.Ж. Келле. Социальное знание и социальное управление. М., 1976.

86. В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон. Формы общественного сознания. М., 1959.

87. В.Ж. Келле. Структура общественного сознания. М., 1964.

88. О. Кернберг. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998.

89. С. Кизюков. Корсар и пустота (“Музыка революции” в судьбе Эдуарда Багрицкого) // Персональная история. Исповедь судьбы. М., 2001.

90. Л.С. Клейн. Парадигмы и периоды в истории отечественной археологии // Санкт-Петербург и отечественная археология. Историографические очерки. СПб., 1995.

91. Е.А. Климов. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

92. М.Я. Ковальзон, Н.И. Макешин. Общественное сознание и общественные науки. М., 1973.

93. Н.Н. Козлова. Социализм и сознание масс (Социально-философские проблемы). М., 1989.

94. Н.Н. Козлова. Горизонты повседневности советской эпохи (Голос из хора). М., 1996.

95. Н.Н. Козлова. Новые исследования обыденного сознания в историческом материализме // Вопросы философии. 1987. № 3.

96. И.С. Кон. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология // Человек. 2001. № 5.

97. Ю.К. Корнилов. Психология практического мышления. Ярославль, 2000.

98. В.В. Костецкий. Человек в экстазе. Опыт философского познания. Тюмень, 1996.

99. Н.Н. Крадин. Политическая антропология. М., 2001.

100. П.А. Кропоткин. Этика. М., 1991.

101. О.М. Куваев. Территория. Роман и повести. М., 1984.

102. Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова. Мировоззрение, познание, практика. М., 1989.

103. Е.И. Кукушкина. Познание, язык, культура. Некоторые гносеологические и социологические аспекты проблемы. М., 1984.

104. Е.И. Кукушкина. Обыденное сознание, обыденный опыт, здравый смысл // Философские науки. 1986. № 4.

105. Е.И. Кукушкина. Обыденное и массовое сознание // Вестник МГУ. Серия 12. “Общественно-политические исследования”. 1990. № 12; Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам // Отв. ред. Л.М. Мосолова. СПб., 1998.

106. Г.С. Лебедев. История отечественной археологии. СПб., 1992.

107. В.А. Лекторский. «Альтернативные миры» и проблема непрерывности опыта // Природа научного познания. Под ред. В.С. Степина. Минск, 1979.

108. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

109. В.А. Лекторский. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

110. В.А. Лекторский. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. № 8.

111. Х. Ленк. Спорт как современный миф // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.

112. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев (Отв. ред. и сост. И.Т. Касавина). М., 1994.

113. Р. Малинова, Я. Малина. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М., 1988.

114. А. Макаров. Александр Вертинский. Портрет на фоне времени. М., 1998.

115. Б.В. Марков. «Сайгон» и «Слоны»: институты эмансипации? // Метафизика Петербурга. СПб., 1996.

116. Б.В. Марков. Знаки бытия. СПб., 2001.

117. Б.В. Марков. Разум и сердце. История и теория менталитета. СПб., 1993.

118. Б.В. Марков. Теория познания и структуры повседневности // Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.

119. Б.В. Марков Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999.

120. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 23.

121. Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин. Название “Русь” в этнокультурной истории Древнерусского государства // Вопросы истории. 1989. № 8.

122. Л.А. Микешина. Значение идей Бахтина для современной эпистемологии // Философия науки. Выпуск 5. М., 1999.

123. Л.А. Микешина. Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т. 2. М., 1991.

124. Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

125. Л. А. Микешина. Философия познания. М., 2002.

126. Л.В. Милов. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

127. Л.В. Милов. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4–5.

128. Л.В. Милов. RUZZI “Баварского географа” и так называемые “русичи” // Отечественная история. 2000. № 1.

129. Ю.Е. Милютин. К понятию “здравый смысл” // Вопросы философии и социологии. Вып. 5. Л., 1973.

130. Л. Н. Митрохин. Религия «Нового века». М., 1995.

131. Л.Н. Митрохин. Философия религии. М., 1993.

132. Л.Н. Митрохин. Религия // Новая философская энциклопедия. М., 2001.

133. О.А. Михайлова. Ограничения в лексической семантике. Семасиологический и лингвокультурный аспекты. Екатеринбург, 1998.

134. Мифология и повседневность. Гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы конференции. СПб., 2001.

135. С.Д. Мякушев. Чем не роман? // Отечественная история. 2001. № 6.

136. А.В. Назаренко. Имя “Русь” в древнейшей западноевропейской языковой традиции (IX–XII вв.) // В его кн.: Древняя Русь на международных путях. М., 2001.

137. В.Н. Назаров. Нравственная мудрость как творчество жизни // Философские науки. 1991. № 11.

138. В.Н. Назаров. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры (Нравственно-философское исследование). Тула, 1993.

139. Л.И. Насонова. Социокультурная основа обыденного сознания // Философия. Культура. Цивилизация. Львов, 1991.

140. Л.И. Насонова. Мифотворчество обыденного сознания // Философские исследования. Киев. 1993. № 1.

141. Л.И. Насонова. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М., 1997.

142. Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999.

143. Научные и вненаучные формы мышления (параллельное немецкое издание Wissenschaftliche und ausserwissenschaftliche Denkformen). М., 1996.

144. В.С. Нерсесянц. Право – математика свободы. М., 1996.

145. А.А. Никишенков. Прикладные исследования в западной социальной/культурной антропологии // Этнографическое обозрение. 2000. № 5.

146. И. Никонова. Михаил Васильевич Нестеров. М., 1984.

147. М.М. Новоселов. Аргументация // Новая философская энциклопедия. М., 2001, Т.1.

148. А.П. Новосельцев. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2000.

149. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

150. Т.И. Ойзерман. Философия и обыденное сознание // Вопросы философии. 1967. № 4.

151. Т.И. Ойзерман. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.

152. Э.А. Орлова. Отношение между обыденным и специализированым уровнями культуры // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

153. Э.А. Орлова. Отношения между обыденным и специализированным уровнями культуры // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

154. Н. Перумов. Без писем с Родины невозможно жить // Книжное обозрение. 2000. № 30.

155. В.Ф. Петренко, О.В. Митина. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) // Социологические исследования, 2001, № 8.

156. В.Ф. Петренко и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М., 2000.

157. Г.В. Плеханов. Литература и эстетика. Т. 1. Теория искусства и история эстетической мысли. М., 1958.

158. Г.В. Правоторов. Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, 2001.

159. Б.Я. Пукшанский. Наука и здравый смысл // Наука и альтенативные формы знания. СПб., 1995.

160. Б.Я. Пукшанский. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л., 1987.

161. Л.Н. Пушкарёв. Лев Владимирович Черепнин – человек и учёный // Отечественная история. 2001. № 1.

162. Т. Рид. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.

163. Ритуальное пространство культуры. Материалы международного форума. СПб., 2001.

164. В.В. Розанов. Собр. соч. Апокалипсис нашего времени. М., 2000.

165. Т.Б. Романовская. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. № 9.

166. Д.Я. Самоквасов. Северянская земля и северяне по городищам и могилам. М., 1916.

167. А. Сапковский. Мир короля Артура // В его кн.: Дорога без возврата. М., 1999.

168. В.В. Седов. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.

169. Ю.М. Серов. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1964.

170. Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, порожденные трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., 1998.

171. Е.Т. Соколова. В.В. Николаева. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

172. Софокл. Трагедии. М., 1988.

173. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000.

174. В.С. Степин. Научное и обыденное познание // Политическое самообразование. 1983. № 5.

175. В.С. Стёпин. Оккультизм и магия в современном мире (Беседа с И.Т. Касавиным) // Магический кристалл. М., 1992.

176. Л. Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.–Л., 1919.

177. Структура культуры и человек и современном обществе / Отв. ред. А.И. Арнольдов, Э.А. Орлова. М., 1987.

178. Субъект. Познание. Деятельность. К 70-летию В.А. Лекторского (Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин). М., 2002.

179. А. Тарковский. Благословенный свет. СПб., 1993.

180. Ч. Тарт. Состояния сознания // Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.

181. Дж. Тош. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

182. В.П. Тугаринов. Философия сознания (Современные вопросы). М., 1971.

183. Уранос и Хронос. Хронотоп человеческого мира (под ред. И.Т. Касавина). М., 2002.

184. Ф.Б. Успенский. Русь глазами древних скандинавов и современных исследователей // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (История, теория, педагогическая практика). Петрозаводск, 2001.

185. Г.Б. Фёдоров. Возвращённое имя. М., 1986. Философия пира. Под ред. Ю.В. Перова. СПб., 1999.

186. В.Г. Федотова. Что может и чего не может наука? // Философские науки. 1989. № 12;

187. В.Г. Федотова. Истина и правда повседневности // Философская и социологическая мысль. Киев. 1990. № 3–4;

188. В.Г. Федотова. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

189. В.П. Филатов. О структуре неспециализированного повседневного опыта // Опыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984.

190. В.П. Филатов. Научное познание и мир человека. М., 1989;

191. В.П. Филатов. “Народные науки” в отечественной истории // Традиции и революции в истории науки. М., 1991;

192. В.П. Филатов. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. № 2.

193. Э. Финк. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

194. А.А. Формозов. Очерки по истории русской археологии. М., 1961.

195. А.А. Формозов. Русское общество и охрана памятников культуры. М., 1990.

196. С.Л. Франк. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990.

197. З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

198. З. Фрейд. Психопатология повседневной жизни // Психология бессознательного. М., 1989.

199. С.Д. Хайтун. Фундаментальная сущность энтропии // Вопросы философии. 2001. № 2.

200. А.А. Хлевов. Норманская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997.

201. А.Т. Хроленко. Фольклорный мир в алфавитном порядке // Etnoligwistyka. Problemy jezyka i kultury. 12. Lublin. 2000.

202. А.Т. Хроленко. Лингвокультуроведение. Пособие к спецкурсу по проблеме “Язык и культура”. Научный ред. С.П. Щавелёв. Курск, 2000.

203. Человек в кругу семьи. История частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

204. Человек в мире чувств. Очерки истории частной жизни в Европе и в некоторых странах Азии до начала Нового времени. М., 2000.

205. Б.А. Черняк, К.Т. Талипов. Диалектика теоретического и обыденного сознания (Мировоззренческий аспект). Алма-Ата, 1985.

206. В.С. Швырев. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

207. В.С. Швырев. К проблеме специфики социального познания // Вопросы философии. 1974. № 3.

208. С.П. Щавелёв. “Поступающее мышление”: рассуждение на заданную М.М. Бахтиным тему // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Ч. 1. Саранск, 1995.

209. А.С. Щавелёв, С.П. Щавелёв. Чёрная могила // Вопросы истории. 2001. № 2. С. 134–141.

210. С.П. Щавелёв. Курское краеведческое общество 1920-х гг. и его археологические работы // Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2 (Сост. А.А. Формозов). М., 1998.

211. С.П. Щавелёв. Становление археологического интереса в России XVII века (ранние находки древностей в районе Курска в отражении приказного делопроизводства) // Российская археология. 1998. № 2.

212. С.П. Щавелёв Сеймский путь (в системе международных коммуникаций Восточной Европы рубежа I и II тыс. н.э.) // Археологический сборник. Гнёздово. 125 лет исследования памятника. М., 2001.

213. С.П. Щавелёв. Эпизоды истории русской археологии (К 150-летию со дня рождения Д.Я. Самоквасова) // Российская археология. 1993. № 1.

214. Д.В. Шульц. Моя жизнь среди индейцев // В его кн.: Ловец орлов и другие повести. М., 1991.

215. У. Эко. Имя розы. М., 1989.

216. О.П. Эрдниев. Учебное познание. Структура, специфика, свойства. Автореф. дис. ... канд. филос. н. Томск, 1986.

217. Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы // Под ред. М.Л. Бутовской. М., 1999.

* * *

218. G. Abele. Stehkneipen. Gespräche an der Theke. Frankfurt a. M., 1971.

219. N. Adorno. Aberglaube aus zweiter Hand // Soziologica II, Frankfurt a. M., 1962.

220. J. Austin. How to do things with words. Oxford, 1962.

221. H.M. Albersmeyer-Bingen. Common sense. Ein Beitrag zur Wissenssoziologie. Bonn, 1985.

222. Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hg.) Alltagswissen, Interaktion und Gesellschaftliche Wirklichkeit, 2 Bde., Reinbek, 1973.

223. H.P. Bahrdt. Grundformen sozialer Situationen. Eine kleine Grammatik des Alltagslebens. München, 1996.

224. R. Barthes. Mythen des Alltags. Frankfurt a. M., 1964.

225. U. Beck. Risikogesellschaft. Frankfurt a. M., 1986.

226. U. Beck, W. Bonss. Verwissenschaftlichung ohne Aufklärung? // они же, Weder Sozialtechnologie noch Aufklärung? Frankfurt a. M., 1989.

227. H. Berger. Untersuchungsmethode und soziale Wirklichkeit. Frankfurt a. M., 1974.

228. P. Berger, Th. Luckmann Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit. Frankfurt a. M., 1969.

229. U. Bichel. Problem und Begriff der Umgangssprache in der germanistischen Forschung. Niemeyer Verlag, Tübingen, 1973.

230. Th. Blount. Glossographia, 1656.

231. D. Bloor. Wittgenstein, Rules and Institutions. L., 1997.

232. J. Bruner Acts of Meaning. Cambridge/MA, 1990.

233. P.M. Churchland. Eliminative materialism and the propositional attitudes. The Journal of Philosophy (78, 2) 1981.

234. C. Commandeur. Markentnahme als Alltagserfahrung. Zur lebensweltlichen Bedeutung des Konsums. Dissertation. Essen, 1979.

235. R.G. D’Andrade. Some Propositions about the relations between culture and human cognition // Stigler J. Etc. (Ed.) Cultural psychology - Essays in comparative human development. Cambridge, 1990.

236. A. Dihle. Vom gesunden Menschenverstand // Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Heidelberg, 1995.

237. M. Dimler. Textklassenkonzepte heutiger Alltagssprache. Kommunikationssituation, Textfunktion und Textinhalt als Kategorien alltagssprachlicher Textklassifikation. Tübingen 1981.

238. F. Droege, R. Wessenborn, H. Haft. Wirkungen der Massenkommunikation. Frankfurt a. M., 1973.

239. N. Elias. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags. Sonderheft der Koelner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, H.20, 1978.

240. U. Flick. Psychologie des technischen Alltags. Soziale Konstruktion und Repräsentation technischen Wandels in verschiedenen kulturellen Kontexten. Opladen, 1996.

241. J.A. Fodor, D.C. Dennett // Greenwood J.D. (Ed.) The future of folk psychology: intentionality and cognitive science. Cambridge, 1991.

242. J. Frazer. The Golden Bough Part II: Taboo and The Perils of the Soul, 1951, V.

243. Chr. Ferber Ernahrungsgewohnheiten: Zur Soziologie der Ernahrung // Zeitschrift für Soziologie. Bielefeld. 1980. Jg. 9. H. 3.

244. P. Freire. Pädagogik der Unterdrückten, Hamburg, 1973.

245. H. Garfinkel Aspects of the problem of common sense knowledge of social structures // Intern. Sociol. Ass. (Ed.) Transact. of the IVth World Congress of Sociology. Vol. IV. The sociology of knowledge. Milan-Stresa 1959.

246. H. Garfinkel. Studien über die Routinegrundlagen von Alltagshandeln // H. Steinert (Hg.) Symbolische Interaktion, Stuttgart, 1973.

247. H. Grice. Logic and Conversation // M. Cole (Ed.) Speech Acts. N.Y., 1975.

248. С. Geertz. Interpretation of cultures. N.Y., 1972.

249. J. Habermas. Die Dialektik der Rationalisierung. Vom Pauperismus im Produktion und Konsum // dergl., Arbeit, Freizeit, Konsum. Frühe Aufsätze, s’Gravenhage 1973.

250. J. Habermas, Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bände. Frankfurt a. M., 1981.

251. J. Habermas. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt a. M., 1984.

252. R. Haller. Wie vernünftig ist der Common sense? // H. Poser (Hg.). Wandel des Vernunftbegriffs. Freiburg/München, 1981.

253. H. Hannappel, H. Melenk. Allttagssprache. Semantische Grundbegriffe und Analysebeispiele. München, 1984.

254. F. Heider. The Psychology of interpersonal relations. N.Y., 1958.

255. H. Heine. Werke. 4 Bde. Frankfurt a. M., 1968, Bd 4.

256. K. Hübner. Das Nationale. Graz, 1991.

257. J. Israel. Sprache und Erkenntnis. Zur logischen Tiefenstruktur der Alltagssprache. Frankfurt/N.Y., 1990.

258. G.A. Kelly. Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1955.

259. H.H. Kelley. Common Sense Psychology and Scientific Psychology. Annual Review of Psychology (43) 1992.

260. H. Koerver. Common sense. Die Entwicklung eines englischen Schlüsselwortes und seine Bedeutung für die englische Geistesgeschichte vornehmlich zur Zeit des Klassizismus und der Romantik. Phil. Diss. Bonn 1967.

261. J. Kopperschmidt. Allgemeine Rhetorik. Stuttgart, 1973.

262. Th. Leithäuser usw. Entwurf zu einer Empirie des Alltagsbewusstseins. Frankfurt a. M., 1977.

263. Th. Leithäuser. Formen des Alltagsbewusstseins. Frankfurt a. M., 1979.

264. U.M. Lehr, H. Thomae. Alltagspsychologie. Aufgaben, Methoden, Ergebnisse. Darmstadt, 1991.

265. S.R. Loeffler. Die Theorie der mannigfachen Wirklichkeiten unter besonderer Berücksichtigung der Schriften von A. Schütz, 1978.

266. N. Luhmann. Sinn als Grundbegriff der Soziologie // J. Habermas, N. Luhmann. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? Frankfurt a. M., 1971.

267. H. Lübbe. Die Wissenschaften und ihre kulturellen Folgen. Über die Zukunft des common sense // Rheinisch-Westfälische Akademie der Wissenschaften. Vorträge G 285. Geisteswissenschaften. Opladen, 1987.

268. R. Lynd. Middletown in Transition, N.Y., 1937.

269. Knowledge for What? Princeton, 1939.

270.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.