Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 17 СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ В VIII—XV вв.





 

Скандинавия в раннее средневековье. Своеобразие естественно-географических условий Скандинавии и отдаленность от центров древней цивилизации оказали влияние на развитие населявших ее германских народностей. Леса и горы препятствовали занятию земледелием, которое было возможно только на равнинах Ютландии и в Южной Скандинавии (Сконе). В Норвегии, Северной Швеции и по изрезанному фьордами и заливами северному побережью население занималось охотой, рыболовством, морским промыслом, скотоводством. В этих малообжитых областях людей было мало. Селения были разбросаны в виде отдельных хуторов.

При таких условиях общинно-родовые отношения германцев оказались особенно живучи, классовое общество складывалось крайне медленно. Основной хозяйственной ячейкой вплоть до IX в. оставалась большая семья, владевшая всей пахотной землей. Невозделанные угодья находились в общем владении. Сохранялась еще кровная месть. Общественные дела решались на народных сходках — тингах. Здесь же на основе обычного права, хранимого в памяти «законоговорителей», вершился суд. У скандинавов долго сохранялось язычество, памятником которого являются песни и сказания «Старшей Эдды». Распространение христианства встречало ожесточенное сопротивление и затянулось на долгое время.



Суровые природные условия и живучесть общинно-родовых связей наложили отпечаток на характер скандинавов. Это были бесстрашные мореплаватели, отважные воины, трудолюбивые зем-

ледельцы и скотоводы, привыкшие к нужде и суровому образу жизни.

Образование Скандинавских государств. Особенности феодализма. Государственная власть сложилась в Скандинавских странах намного позже, чем в континентальной Европе. В Дании процесс образования государства начался в VIII в. и завершился во второй половине Х в. при Харальде Синезубом, который подчинил своей власти всю датскую знать. В Норвегии государственная власть упрочилась в начале XI в. Но королю противостояли непокорная племенная знать и крестьянство, отстаивавшее патриархальные демократические порядки. Попытка Олафа Харальдсона (1016—1028) укрепить королевскую власть, опираясь на христианскую церковь, вызвала восстание знати и крестьян, защищавших язычество и старинные вольности, и стоила ему жизни. Ослабленное этой борьбой Норвежское государство было включено на время в Датскую державу Кнута Великого. В Швеции образовалось два королевства: одно-на севере в области свеев со столицей в Упсале, другое — на юге в области поселения гётов. В начале XI в. король Упсалы подчинил и юг страны.



В своей борьбе за укрепление власти скандинавские короли опирались на христианскую церковь, которую они наделяли большими земельными владениями. Население принуждалось к уплате церковной десятины. Это вызывало массовые народные восстания под лозунгом восстановления язычества. Христианизация в Скандинавии была завершена только к концу XII в. Церковь первая начала насаждать феодальные порядки. Духовенство добивалось неограниченного права распоряжаться земельной собственностью. В церковных владениях устанавливалась поземельная и личная зависимость крестьян.

Феодальные отношения в Скандинавских странах сложились на несколько столетий позже, чем в Западной Европе, и характеризовались значительными особенностями. Это объясняется прежде всего тем, что феодализм формировался здесь исключительно на базе разложения первобытнообщинного строя. Процесс его становления начался в IX в. и завершился не ранее XIII в. Специфической особенностью скандинавского феодализма было сохранение значительной массой крестьянства личной свободы. Ограниченные возможности для земледелия не позволяли феодальным собственникам вводить барскую запашку. Земля раздавалась крестьянам в краткосрочные держания за натуральный оброк. Поэтому сеньориальная власть и внеэкономическое принуждение получили слабое развитие. Крестьяне находились под защитой закона, посещали судебные собрания, пользовались правом носить оружие. Но по сравнению с дворянами крестьяне были сословно принижены. Кроме ренты земельным собственникам, они платили государств венные налоги и церковную десятину, снаряжали за свой счет корабли для королевского флота, выполняли воинскую, сторожевую и строительную службы для короля, предоставляли королю



и его приближенным подводы, постой и кормление во время их разъездов по стране. Свободные крестьяне-аллодисты эксплуатировались исключительно феодальным государством. Тяжелые государственные повинности, а также частые междоусобицы разоряли крестьян и заставляли их вступать в зависимость от крупных земельных собственников.

Дания в XII—XIII вв. В Дании раньше, чем в других Скандинавских странах, сложился феодализм. В XII в. подавляющая часть крестьян находилась уже в поземельной зависимости от церковных и светских феодалов или короля. Все не занятые ранее земли, на которых селились крестьяне, были объявлены королевской собственностью, а их возделыватели были обязаны платить королю, кроме налогов, еще и оброки. Феодалы эксплуатировали также рабов, большей частью посаженных на землю. Рабство в Дании, как и в других Скандинавских странах, было весьма распространено и встречалось вплоть до XIV в.

Попытки королевской власти подчинить знать вызвали в XII в. ряд восстаний. Король Вальдемар I (1157—1182) расправился со своими соперниками и, опираясь на церковь, значительно укрепил королевскую власть. Но это привело также к росту могущества церкви. Духовенство получило широкие иммунитетные привилегии. Другой опорой короля было рыцарство. Во второй половине XII в. королевское войско стало преимущественно рыцарским. Средние и мелкие феодалы освободились от всяких налоговых повинностей и несли только военную службу королю. Крестьяне обязаны были взамен военной службы платить налоги. В 1250 г. был введен тяжелый налог с каждого плуга, что вызвало крестьянское восстание, жестоко подавленное королем Эриком IV.

Дания проводила агрессивную политику против соседних стран. В начале XI в. она подчинила на некоторое время Англию, Норвегию и часть Швеции. В XII в. датская агрессия была направлена преимущественно против балтийских и поморских славян и проводилась под видом крестовых походов. В 1166 г. датчане захватили остров Руяну (Рюген) и разрушили языческую святыню в городе Арконе. Славяне насильственно обращались в христианство. Воспользовавшись походами меченосцев против ливов и эстов, Дания захватила в начале XIII в. Северную Эстонию, которая была позже продана ордену. В то же время датский король Вальдемар II (1202—1241) захватил ряд немецких территорий — Гольштинию, Гамбург и др. При попытке укрепиться в Фрисландии датчане потерпели поражение от крестьян Дитмаршена и северогерманских городов (1227 г.), потеряв почти все свои немецкие владения.

Норвегия в XII—XIV вв. Утверждение феодализма в Норвегии обострило социальные противоречия в стране. Попытка короля укрепить свою власть, опираясь на церковь и служилую знать, вызвала народное восстание биркбейнеров («лапотников»). Король Магнус был убит, а руководитель восстания Сверрир провозгласил себя королем (1184—1202). Однако он ничего не сделал для

улучшения положения разорявшегося крестьянства. В своей политике Сверрир опирался на новый слой служилых людей, в число которых попала и верхушка биркбейнеров.

Сверрир отменил привилегии церкви и попытался поставить ее в полную зависимость от королевской власти. Это привело к столкновению с папством. Папа Иннокентий III отлучил Сверрира от церкви и наложил на страну интердикт. В ответ на это король изгнал из Норвегии поддерживавших папу прелатов.

Преемники Сверрира примирились с папой и восстановили некоторые привилегии духовенства. Во второй половине XIII в. королевская власть заметно усилилась. Король Магнус Законодатель издал в 1274 г. первый общенорвежский свод обычного права. Высшим органом власти являлся королевский совет, состоявший из сановников и служащих короля. Важнейшие дела решались на собраниях — тингах, где были представлены и свободные крестьяне. Во главе местного управления стояли королевские вассалы. Права крестьян урезывались, они все более превращались в тяглое сословие.

Тем не менее феодализм в Норвегии не достиг такого широкого развития, как в западноевропейских странах или даже в Дании. Домениальное хозяйство и отработочная рента имели незначительное распространение. Преобладала рента продуктами. Крестьянство эксплуатировалось преимущественно в форме государственных налогов и оставалось в прямой зависимости от короля. Поэтому в Норвегии не сложились такие феодальные институты, как иммунитет и сеньориальная власть с вотчинным судом. Не образовалось также системы вассалитета и всеобъемлющей феодальной иерархии, хотя королевские бенефиции имели значительное распространение.

Швеция в XII—XIII вв. В Швеции, как и в Норвегии, крестьянство очень медленно вовлекалось в феодальную зависимость. Наличие больших необжитых пространств давало населению возможность уходить от феодального гнета. Тем не менее знать создавала крупные земельные владения, в которых применялся труд полусвободных крестьян и рабов.

В первой половине XII в. в Швеции развернулась междоусобная борьба между королевской властью, опиравшейся на служилое сословие, и родовитой знатью, отстаивавшей старинные привилегии. В это время особенно укрепилось положение правителя королевства и военачальника — ярла. Один из наиболее энергичных ярлов — Биргер, используя поддержку церкви, возвел на престол своего сына и основал новую династию (1250 г.). Королевская власть на время значительно окрепла. Был введен постоянный налог, что ухудшило положение бондов (крестьян). Во второй половине XIII в. оформились феодальные сословия. Феодальные землевладельцы — фрельсы — были освобождены от всяких налогов и несли конную службу королю. Крестьяне стали тяглым сословием.

Шведские феодалы проводили захватническую политику в Восточной Прибалтике. В 1249—1250 гг. они организовали крестовый поход против язычников-финнов и захватили Западную Финляндию. Они пытались также захватить русские земли в устье Невы, но потерпели сокрушительное поражение в Невской битве (1240 г.).

Развитие городов в Скандинавских странах. Города в Скандинавии стали центрами ремесла и торговли значительно позже, чем в странах Западной Европы. Хозяйство долго оставалось натуральным, ремесло — примитивным домашним, деньги были редкостью, обмен происходил в натуральной форме. Только со второй половины XII в. заметно оживились ремесло и торговля, особенно внешняя. Берген в Норвегии и Висбю на Готланде стали крупными торговыми центрами Северной Европы. Некоторые датские и шведские города добились самоуправления. Но бюргерство скандинавских городов было относительно слабым и не играло какой-либо значительной роли в политической жизни. С середины XIII в. все большее значение во внешней торговле приобретало северогерманское купечество, главным образом из Любека и Ростока. В то же время немецкие ростовщики и предприниматели вкладывали капиталы в горные разработки в Швеции. В Дании, Швеции и Норвегии немецкие купцы и ростовщики, дававшие займы королям, добились больших привилегий в ущерб местному бюргерству. В скандинавских городах все больше оседали немцы, превращаясь во влиятельную верхушку. Во многих городах Швеции немцы занимали руководящее положение в муниципальных органах.

Хотя проникновение немецкого купечества сказалось в целом положительно на развитии экономики Скандинавских стран, оно тем не менее затормозило рост местного бюргерства.

Королевская власть и феодальная знать. В то время как в западноевропейских государствах королевская власть, опираясь на прогрессивные силы феодального общества, успешно проводила политику государственной централизации, в Скандинавских странах, наоборот, короли вынуждены были идти на все новые уступки знати. Это объясняется политической слабостью бюргерства и дворянства, которые не могли служить опорой монархии в борьбе с магнатами.

Король Дании Эрик Клиппинг в 1282 г. подписал по требованию знати хартию, согласно которой ежегодно должен был созываться данегоф — съезд знати для решения важнейших государственных дел. Хартия обещала строгое соблюдение королем всех привилегий феодалов. Когда Эрик нарушил эти обещания, в стране поднялось восстание. Король был убит. В 1320 г. знать заставила короля Кристофа II дать письменное обещание не нарушать вольностей светских магнатов и церкви. С того времени был установлен полный контроль знати над внутренней и внешней политикой государства. Феодалы закрепили за собой также судебную власть над крестьянами.

 

Скандинавские страны в XIV—XV вв.

Такое же положение сложилось и в Швеции. В 1284 г. король стал созывать ховдаг — совет из светских феодалов и прелатов. Когда привилегии знати были нарушены, она подняла восстание и изгнала короля из страны, пригласив на шведский престол малолетнего норвежского короля Магнуса Эриксона (1319 г.). Но уния с Норвегией длилась недолго. В 1363 г. Магнус был низложен за то, что попытался нарушить финансовые привилегии светских и церковных феодалов. Шведским королем был избран немецкий герцог Альбрехт Мекленбургский, давший обещание править страной с согласия ховдага.

Таким образом, реальная политическая власть в Скандинавских государствах в период развитого феодализма находилась всецело в руках крупных феодалов, что усилило их экономическое могущество и власть над крестьянством.

Войны с Ганзой. Кальмарская уния. При Вальдемаре IV Ат-тердаге (1340—1375) в Дании усилилась королевская власть. Опираясь на церковь и рыцарство, король вступил в борьбу со знатью, отнимая у нее захваченные коронные земли. В то же время он активизировал внешнюю политику и захватил остров Готланд с богатым городом Висбю, служившим торговой базой Ганзы; это привело к войне с Ганзой (1367—1370), закончившейся жестоким поражением Дании. По Штральзундс-кому миру Дания значительно понизила пошлины в пользу ганзейских купцов, попав фактически в политическую зависимость от Ганзы, под контроль которой перешли Зундские проливы. Без согласия Ганзы датский король не мог занять престол. Больших торговых привилегий Ганза добилась и в Норвегии, внешняя торговля которой оказалась полностью в ее руках.

Таким образом, нависла угроза территориальной целостности и независимости Скандинавских государств. Немецкие феодалы проникали в Скандинавские страны, Ганза устанавливала в них свой контроль. Это заставило правящие верхи Дании, Швеции и Норвегии заключить династическую унию трех государств. Этническая, хозяйственная и культурная близость государств придала унии значительную жизненную силу.

Дочь датского короля Вальдемара IV Маргарита, бывшая замужем за норвежским королем, возвела на датский престол своего сына Олафа и фактически управляла двумя государствами — Данией и Норвегией. В 1397 г. она получила с согласия шведской знати и шведский трон. В том же году на собрании представителей трех королевств в шведском городе Кальмаре королем Дании, Швеции и Норвегии был провозглашен Эрик Померанский — внучатый племянник Маргариты. При этом был принят акт о вечной унии трех государств, согласно которому во главе их должен стоять один король, но в каждом государстве сохранялись свои законы и учреждения. В случае войны три государства были обязаны оказывать друг другу взаимную помощь.

Фактически в унии установилось господство Дании, наиболее могущественной Скандинавской страны. Королева Маргарита, правившая на деле вплоть до своей смерти (1412 г.) тремя государствами унии, назначала на высшие государственные должности преданных ей датских и шведских феодалов. Королевская власть в это время значительно усилилась. Увеличилось домениальное землевладение. Король Эрик Померанский ограничил привилегии ганзейцев и установил пошлины на их товары в Зундском проливе.

Крестьянское восстание 1434—1435 гг. В XIV—XV вв. была значительно усилена эксплуатация крестьянства. К этому времени подавляющая часть крестьян в Дании и Швеции уже находилась в поземельной зависимости от феодалов и облагалась оброчными повинностями. Особенно обострилось положение в Швеции, где все слои населения проявляли недовольство датским

засильем. В 1434 г. вспыхнуло восстание рудокопов и крестьян в Далекарлии. Восставшие требовали снижения налогов и ограничения произвола датчан и немцев. К восстанию примкнули некоторые феодалы, во главе его встал Энгельбрект Энгельбректсон — владелец рудника, выходец из рыцарства. В 1435 г. было созвано сословно-представительное собрание — риксдаг, в котором, кроме светских феодалов и духовенства, участвовали бюргеры и бонды (крестьяне). Так в Швеции начала оформляться сословная монархия. Энгельбрект был избран «вождем государства», но вскоре он погиб от рук заговорщиков. Крестьянское восстание было подавлено. Однако оно нанесло ощутимый удар по датскому и немецкому засилью в Швеции.

Волна крестьянских восстаний прокатилась и в других Скандинавских странах — Норвегии, Дании и Финляндии. Крестьяне жгли королевские и господские замки. Феодальная знать Дании использовала народное недовольство в своих интересах. Она добилась изгнания короля Эрика. В 1468 г. в Дании было созвано собрание сословий и оформилась сословная монархия. Однако сословное представительство собиралось в Дании, как и в Швеции, редко и не закрепило за собой важных государственных функций.

Скандинавские страны во второй половине XV в. Норвегия была наиболее слабой и отсталой страной в Кальмарской унии. В ее экономике (ремесле и торговле) ключевые позиции занимали ганзейские, а с конца XV в. голландские купцы. Норвежское бюргерство оттеснялось на задний план. Слабое норвежское дворянство было не способно организовать борьбу против унии и добиться освобождения государства. Норвегия потеряла свои владения — Оркнейские и Шетландские острова, перешедшие к Шотландии, Исландия попала под господство датчан. Исчезли норвежские поселения в Гренландии.

В это же время Швеция переживала подъем. В стране все более нарастала оппозиция датскому засилью. Однако часть дворянства и духовенства, особенно те, кто владел землями в обеих частях государства, проявляла заинтересованность в сохранении унии с Данией. В стране шла острая борьба между противниками и сторонниками унии. Крупный шведский феодал Карл Кнутсон, опираясь на оппозиционное движение, захватил престол и правил с перерывами с 1448 по 1470 г. Попытки Дании вернуть свои позиции потерпели неудачу. Восставшие бюргеры и крестьяне под руководством Стена Стуре нанесли поражение датчанам. Стен Стуре стал регентом государства (1471 г.). С немецким засильем в Швеции было покончено. Политика Стена Стуре отвечала интересам шведского дворянства и способствовала национальному возрождению Швеции. В Упсале был открыт университет. Ограничивался вывоз из страны драгоценных металлов, установилась государственная монополия на экспорт железа и меди. Чеканка монеты стала исключительно государственной прерогативой. Ремесло и торговля переходили в руки шведских бюргеров. Принимались меры к ограничению церковного землевладения. Хотя формально Кальмарская уния не была отменена, Швеция проводила совершенно независимую политику.

Дания в XV в. тоже переживала хозяйственный и культурный подъем. Развивались города, крепло бюргерство. Копенгаген, ставший в XV в. столицей королевства, был крупным торговым и культурным центром. Здесь открылся университет. Дания освободилась от засилья Ганзы, привилегии ганзейских купцов были упразднены. Расширилась внешняя торговля, в частности вывоз сельскохозяйственных продуктов в области Северной Германии, что способствовало усилению внешнеполитического влияния датского короля. В 1460 г. Христиан I стал герцогом Шлезвига и Голштинии и получил титул имперского князя, что позволило ему вмешиваться в германские дела. В 1493 г. было заключено соглашение с великим московским князем Иваном III, направленное против Ганзы; установились постоянные связи с Русью.

 

 

ГЛАВА 18 ЧЕХИЯ В XI—XV вв.

 

Развитие феодализма в Чехии в XI—XII вв. К концу XI в. в чешских землях в основном уже сложились феодальные отношения. Земля находилась в собственности светских и церковных феодалов. Основная масса крестьян-общинников — дедичей — превратилась в зависимых. Бывшие рабы — отроки, посаженные на землю, становились обычными крепостными крестьянами. Возросло политическое влияние феодальных землевладельцев. Крупные феодалы — паны, а также средние и мелкие — земаны и рыцари — владели вотчинами и ленами, пользуясь большими привилегиями, полученными от княжеской власти: имели право суда над зависимыми и даже свободными крестьянами, собирали с них налоги и другие поборы. Они захватывали общинные земли, лишали крестьян права перехода и подвергали их все более жестокой эксплуатации. Не менее широкими привилегиями пользовались церковные феодалы, собиравшие с крестьян оброки и церковную десятину.

Развитие феодализма и рост могущества феодальной знати значительно ослабили позиции княжеской (королевской) власти. Со второй половины XI в. Чехия распалась на несколько земель, во главе которых стояли князья из рода Пшемысловичей. Князья вели междоусобную борьбу за верховную власть и владения. В то же время в каждом из княжеств разгорались феодальные смуты. Это было на руку германским императорам, которые еще в первой половине Х в. поставили Чехию в вассальную зависимость и постоянно вмешивались в происходившие в ней смуты. Чешский князь как вассал германского короля был обязан участвовать в его римских походах, выставляя отряд в 300 вооруженных всадников, или взамен этого уплачивать 800 гривен серебра.

Однако «Священная Римская империя» не смогла полностью подчинить Чешское государство. Когда в 1126 г. император Ло-тарь III вторгся в Чехию, он потерпел жестокое поражение и попал в плен к чешскому князю. Императоры были вынуждены отказаться от применения военной силы и искать союза с чешскими князьями, идя им на уступки. Уже в 1086 г. император Генрих IV пожаловал чешскому князю Вратиславу королевский титул пожизненно. А с середины XII в. он стал наследственным. В дальнейшем чешский король был одним из семи курфюрстов, избиравших императора.

Усиление Чехии в XIII в. Феодальная раздробленность не достигла в Чехии таких масштабов, как в некоторых других европейских странах, и длилась сравнительно недолго. Это было обусловлено, в частности, тем, что чешские феодалы должны были объединить свои силы для борьбы с внешней агрессией. Политическому объединению Чехии в значительной мере способствовал высокий уровень развития ее экономики, распространение товарно-денежных отношений.

В начале XIII в. королевская власть в Чехии значительно окрепла и подчинила себе всю территорию страны. Король Пше-мысл-Отакар I (1197—1230) подавил сопротивление светской знати и получил поддержку духовенства, предоставив ему новые привилегии. Чешское государство дало отпор монголо-татарам, вторгшимся в Центральную Европу. Моравские города Оломоуц и Брно выдержали тяжелую осаду, и в июне 1241 г. монголо-та-тарский отряд вынужден был уйти из Моравии.

Наибольшего усиления Чешское государство достигло при короле Пшемысле II (1253—1278), когда оно фактически освободилось от германского господства и угрожало «Священной Римской империи». Пшемысл II провел важные реформы, укрепившие государственный аппарат и военные силы страны. Феодальная знать была поставлена под контроль королевских должностных лиц. Строились королевские крепости и города, принимались меры для развития торговли, делались попытки ввести единую систему мер и веса.

Окрепшее Чешское государство стало проводить активную внешнюю политику. К Чехии были присоединены имперские территории — Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна. Южная граница Чехии достигла Андриатики. Однако политика Пшемысла II вызвала сопротивление как в среде чешской знати, так и со стороны немецких князей. В начавшейся войне с императором Рудольфом Габсбургом он не получил поддержки чешских феодалов и потерпел поражение. Попытка взять реванш закончилась гибелью Пшемысла II. Принадлежавшие Чехии австрийские земли были захвачены Габсбургами.

Немецкая колонизация. Хотя Чехия фактически добилась политической независимости, она тем не менее оставалась в сфере немецкого влияния, которое все более усиливалось в результате немецкой колонизации. Немецкое проникновение началось со времени принятия Чехией христианства. В среде католического духовенства, особенно монашества, оказалось много немцев. Владея большими земельными богатствами, монастыри приглашали из Германии рыцарей и крестьян. От них не отставали и чешские феодалы, которые, стремясь увеличить свои доходы, заселяли пустующие земли хлынувшими из Германии колонистами. В Чехии появились духовно-рыцарские и нищенствующие ордена, которые тоже состояли преимущественно из немцев. Они владели землями и пользовались покровительством королей.

Немецкому проникновению способствовала политика королевской власти в отношении городов. В погоне за доходами чешские короли привлекали в свои города немецких купцов и ремесленников, предоставляя им разные льготы. Так в чешских городах появилась немецкая патрицианская верхушка, господствовавшая экономически, а нередко и политически над местным населением. В руках немецких предпринимателей оказались богатые серебряные рудники, в то время как рабочие обычно набирались из чешской бедноты. Эксплуататорский класс Чехии все более онемечивался, и социальные противоречия приобретали национальную окраску.

Королевская власть потворствовала немецкой колонизации. Короли и высшая знать не только покровительствовали немцам, но и сами перенимали немецкие обычаи и немецкий язык. Народ, в том числе и низшие слои феодалов, враждебно относился к немецкому засилью, не желая оставаться в своем государстве на положении париев.

Экономический подъем Чехии. В XIV в., особенно во второй его половине, наблюдался подъем во всех областях чешской экономики. В земледелии повсеместно вводилось трехполье, увеличивались посевные площади, в частности под техническими культурами: льном, коноплей, хмелем, а также под виноградниками. В связи с развитием сукноделия расширялось овцеводство. В деревне все более распространялись товарно-денежные отношения. Феодалы переводили крестьян с натуральной ренты на денежную, которая к концу XIV в. стала господствующей. Усилилась дифференциация среди крестьянства.

В ряде отраслей промышленного производства Чехия занимала первое место не только в Центральной, но и в Западной Европе. По добыче серебра она была на одном из первых мест в Европе. Серебро в слитках и в монете (пражские гроши) являлось одним из основных предметов чешского экспорта. Значительно возросла также добыча меди, олова, железа. В ряде городов развивалось сукноделие и производство полотна. Столица государства — Прага — была важнейшим торговым центром Чехии и всей Европы. Сюда приезжали купцы из Англии, Фландрии, Венеции, Генуи, Венгрии, Польши и других стран. Особенно интенсивно развивалась торговля со странами Восточной Европы. Из

Чехии вывозили сукна, полотно, металлические изделия, вина. Из Восточной Европы ввозили оружие, скот, меха, кожу, мед и другие товары.

В городах существовали ремесленные цехи и купеческие гильдии, но господствующее положение занимал торгово-ремесленный патрициат, большей частью немецкий. В ряде городов патрицианские магистраты запретили создавать ремесленные цехи.

Династия Люксембургов. Усиление Чешского государства при Карле I. В 1306 г. прекратилась династия Пшемысловичей. Началась длительная борьба за престол между разными группировками чешской знати. В 1310 г. чешские паны избрали на престол Яна Люксембурга, женившегося на представительнице династии Пшемысловичей. Новый король предоставил знати ряд привилегий, прежде всего признал за сеймом, состоявшим из панов, высшего духовенства и шляхты, право законодательства и налогообложения. Изредка на сейм приглашались и представители городов, однако они не играли в нем заметной роли. При Люксембургах значительно усилилось политическое влияние светской знати и высшего духовенства. Король поручил управление Чехией своим наместникам, а сам участвовал в разных международных авантюрах. В 1346 г. он погиб в битве при Креси, сражаясь на стороне Франции.

При его сыне и преемнике-Карле I (1346—1378), который одновременно был избран и на императорский престол, Чешское королевство значительно окрепло и расширилось. К владениям Люксембургов были присоединены земли в Верхнем Пфальце, Тюрингии и Саксонии, а также за деньги было приобретено целое маркграфство Бранденбург. Но впоследствии эти владения были потеряны. В своей внешней политике Карл I избегал военных конфликтов, действуя с помощью дипломатии и денежных сделок. В изданной в 1356 г. Золотой булле за Чешским королевством закреплялось преобладающее положение в «Священной Римской империи».

Внутри страны Карл I опирался на высшее духовенство, которому предоставил новые, еще более значительные привилегии. Попытка Карла I лишить феодалов права высшей юрисдикции и ввести общее государственное право успеха не имела. В 1348 г. Карл I основал Пражский университет-первый в Центральной Европе университет, сыгравший в дальнейшем большую роль в культурном развитии Чехии.

После Карла I чешским королем стал его старший сын Вацлав IV (1378—1419), избранный и на римский престол (1378- 1400).

Младший сын Карла I Сигизмунд в результате династического брака приобрел корону Венгрии.

Обострение социальных противоречий. В XIV в. в условиях общего хозяйственного подъема и распространения товарно-денежных отношений усиливалась эксплуатация крестьянства.

Помимо денежного чинша, феодалы взимали с крестьян разные натуральные поборы и требовали «помочей» в страдную пору. Особенно тяжелым было положение крестьян в церковных владениях, занимавших в Чехии более 1/3 всей обрабатываемой земли. Помимо обычных феодальных повинностей, крестьян облагали особыми церковными поборами. В то же время увеличивался государственный налог — «общая берна», — ложившийся всей тяжестью на плечи крестьян и городского населения. Кроме того, крестьян заставляли выполнять государственные натуральные повинности: строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на строительстве крепостей. Крестьян лишили всякой правовой защиты: в 1402 г. земский суд принял решение, запрещавшее зависимым людям жаловаться на своего господина. Ограничивалось право крестьянского ухода. Для этого нужно было получить особую грамоту от господина.

Не лучше было положение и основной массы городского населения — поденщиков, подмастерьев, разорившихся мастеров и многочисленной городской бедноты, которые подвергались жестокой эксплуатации со стороны городской (в значительной части онемеченной) верхушки и были бесправными. На городское население, как и на крестьян, ложилось бремя государственных и церковных поборов.

В деревне и городе развертывались антифеодальные движения, которые в условиях того времени обычно приобретали форму народных ересей. В конце XIV — начале XV в. развернулось еретическое движение в Южной Чехии, направленное против феодальных повинностей и церковных поборов. В городах происходили антипатрицианские выступления, подмастерья и чернорабочие боролись также против мастеров и других нанимателей.

Оппозиция против католической церкви и чужеземного засилья. Несмотря на острые социальные противоречия, широкие слои чешского общества от крестьян и городского плебса до дворян и верхушки городов объединились на время для общей борьбы против католической церкви и немецкого засилья.

Общую ненависть против католической церкви вызывали рост церковных богатств и увеличение церковных поборов в пользу папской курии и высшего чешского клира. За назначение на церковные должности папа взыскивал с прелатов большие взносы. Кроме огромных доходов с церковных владений, духовенство получало с населения церковную десятину и другие поборы, связанные с отправлением культа.

Все это вызывало массовый протест в стране, прежде всего среди городского населения, требовавшего дешевой церкви. Антицерковная оппозиция в условиях Чехии приобрела ярко выраженный национальный характер, так как значительная часть привилегированного духовенства рекрутировалась из немцев. Призыв провести церковную реформу и избавиться от чужеземного засилья находил широкую поддержку в среде крестьянства и

городской бедноты. Крестьяне, подвергавшиеся жестокой эксплуатации со стороны церковных и светских феодалов, связывали борьбу за церковную реформу с освобождением от феодального гнета. Городские низы придавали борьбе за реформу церкви еще более радикальный характер, требуя избавления от всякого угнетения и установления юридического и имущественного равенства.

Идея церковной реформы нашла энергичную поддержку в среде чешского дворянства и панов, жаждавших поживиться за счет секуляризации церковного землевладения. К этому стремилась и королевская власть. Таким образом, подавляющая часть чешского населения была по разным причинам заинтересована в проведении реформации и создании национальной чешской; церкви. Однако этот широкий антика топический фронт раздирался | глубокими внутренними противоречиями. Народные массы боролись не только против церковных, но и против светских феодалов, добиваясь освобождения от чрезмерных повинностей, в то время как рыцарство и паны стремились только к ликвидации привилегий духовенства и секуляризации церковного землевладения.

Оппозиция против католической церкви раньше всего возникла в среде низшего чешского духовенства и магистров Пражского университета. Ян Милич, выступавший с пламенными проповедями на чешском языке, обличал пороки католического духовенства и требовал секуляризации церковных богатств. Еще дальше в своих проповедях пошел Матвей из Янова. Он не только критиковал католическую церковь, но и Ветхий завет и призывал к переустройству церкви в духе раннего христианства.

В 1391 г. в Праге была основана Вифлиемская часовня, в которой богослужение проводилось на чешском языке, что привлекало туда массу пражского населения.

Ян Гус и гуситское движение. В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г.-ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения

жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.