Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел I. Элементы теории повседневности





И.Т. Касавин, С.П. Щавелев

Анализ повседневности

 

 

«Das Bekannte überhaupt ist, darum weil es bekannt ist, nicht erkannt».

Hegel

«Знакомое, именно потому, что оно знакомо, остается непознанным».

Г.В.Ф. Гегель

 

Summary

 

Ilya Kasavin, Sergej Schavelev

 

Alltäglichkeit: Sphere and Limits of the settled mentality and existence

 

The analysis of everyday experience has been carried out under the basic presupposition that it represented a phenomenon building the sphere and limits of the settled world perception, activity and communication. Nevertheless it can be hardly defined in itself, without grasping its relationships with obviously different, though inherently interconnected phenomena like creativity, mobility and extraordinary experience. The major novelty of the given approach is its interdisciplinary character: the authors broadly use recent results of different social and human sciences in order to justify their conceptual generalisations.

There is a list of predicates following from the different approaches to the analysis of everyday experience, or better to use a German word, Alltäglichkeit.

Alltäglichkeit as the most well-studied sociological phenomenon appears in the form of an average mass opinion measured by the representative questionnaires.

Alltäglichkeit as a psychological phenomenon corresponds to a set of stable behavioural reactions to the changing surroundings.

The social-anthropological aspect of Alltäglichkeit coincides with a cumulative group experience, which produces a gradual content growth in terms of solution of the standard problems in the experiencing of the repeating structure-similar situations.

In the cognitive-sociological aspect Alltäglichkeit represents itself as a social use of the creative cultural resources. The individual creative achievements of the definite authors, breaking the cultural continuity, acquire an intersubjective form in the process of cultural use and produce a basis of the traditional mechanisms.



In the methodological sense Alltäglichkeit appears as a result of an analytical procedure, which gives us a synchronical cut of the cultural migration. Alltäglichkeit is a static image of the world, in which the creative, innovative processes are artificially stopped and solely the stable, unquestionable foundations of human life are distinguished (traditions, rites, stereotypes, conceptual systems).

From the transcendental point of view Alltäglichkeit proceeds as “Veralltäglichung” (M. Weber), as a secularisation of archetypes or the historical apriori (E. Husserl). At the same time Alltäglichkeit sacralizes the everyday phenomena, giving them a status of the everyday myths.

And last not least existential dimension of Alltäglichkeit consists in its ability to “swallow” the boundary situations, to transform them from the source of fear and despondency into the basis of courage and patience. Alltäglichkeit transforms the state of looseness in the world into the finding-oneself-in the world.

 

И.Т. Касавин, С.П. Щавелев.. 1

Анализ повседневности.. 1

Hegel.. 1

Summary. 1

Предисловие.. 8

Введение.. 9

Раздел I. Элементы теории повседневности.. 15

1. на пути к Дефиниции.. 15

1.1. Аспекты и акциденции повседневности. 15

1.2. Общие черты повседневности и её персонификации. 20

1.3. Просторечное выражение или философская категория?. 32



1.4. Обыденное знание, естественный язык, философия здравого смысла. 41

2. Фрагменты философской историографии повседневности.. 52

1. В трюме “философского парохода” и на нарах “колымской академии”. 53

2. В составе диалектического и исторического материализма. 62

3. На подступах к теоретико-методологической перестройке. 75

4. Современные тенденции философской тематизации обыденного сознания. 86

3. Повседневность как реальность, знание, философский принцип.. 121

4. Повседневность и миф.. 132

На страже повседневности. Притча о человеке дождя. 142

5. субстанция или функция?. 147

4.1. Субстанциональная интерпретация повседневности. 147

4.2. Функциональная интерпретация повседневности. 154

Парадокс повседневности. 154

6. Элементы повседневности.. 158

5.1. Обыденное представление о природе. 158

5.2. Чувства в сфере повседневности. 164

6. Относительность и противоречивость повседневности.. 177

6.1. Оппозиции-”лигатуры” повседневности. 188

6.1.1. Ритуал. 190

6.1.2. Праздник. 204

6.1.3. Экстрим.. 210

6.1.4. Игра, учёба и труд. 227

6.2. Кепка, берет, цилиндр. Маргинальная, богемная и элитарная зоны повседневности. 249

Раздел II. Повседневность как предмет социально-гуманитарных наук.. 276

1. Историко-культурологический экскурс.. 284

1.1. Археология повседневности. 284

1.2. История повседневности. 315

1.3. Этнология и культурная антропология повседневности. 358

1.4. Этология и социобиология повседневности. 397

1.5. Культурология повседневности. 408

2. Социология повседневности.. 415

2.1. Вводные замечания. 415

2.2. Понятие сommon sense в социологии. 427

2.2.1. Повседневные и внеповседневные ситуации. 429



2.2.2. Повседневное знание и научная деятельность. Интеллектуал и здравый рассудок. 436

2.2.3. Повседневное знание и социальные микроструктуры.. 443

2.3. Повседневность как предмет социологической критики. 450

2.4. Ориентация покупателя как форма социализации. 469

2.5. Свое и чужое. Ситуация Эдипа глазами феноменолога. 480

2.5.1. Персонажи и коллизии. 482

2.5.2. Знание и социальная стратификация. 485

2.5.3. Познание и страдание. 492

2.5.4. Миграция как эпистемологический урок. 504

2.6. Бунт против повседневности. Провинциальная астрономическая сказка. 517

3. Психология повседневности.. 527

3.1. Психологические подходы к анализу повседневного знания. 536

3.2. Приключения в мире техники. 548

3.3. “Цивилизация юзеров”. 550

3. «Общество риска». 562

3.4. К феноменологии повседневных форм.. 573

3.5. Структурные оппозиции повседневности. 583

3.5.1. Повторение и обновление. 584

3.5.2. Стандарты и эксперименты.. 585

3.5.3. Самоочевидность и самопознание. 596

3.5.4. Склонность и протест.. 601

3.5.5. Самозабвение и самолечение. 605

 

4. Повседневность и язык.. 614

4.1. К дефиниции понятия «язык». 615

4.1.1. Употребление слов и значение. 630

4.1.2. Язык как описание. 632

4.1.3. Оценки и ценности. 636

4.1.4. Центр и периферия. Понятие коннотации. 639

4.1.5. Литературный язык, устная речь, обыденный язык. 650

4.1.6. Этнолингвистика, фольклористика о повседневности. 658

4.2. Логика повседневности. 671

4.2.1. Понятийные стратегии. 680

4.2.2. Обыденная логика и аргументация. 689

4.2.3. К правилам пространственной категоризации. 702

4.2.4. Серия местоимений как фигуративная языковая сеть. 713

4.3. Обыденная интерпретация текста. 718

Повседневный текст.. 720

4.4. К феноменологии естественного языка. 734

4.4.1. Оговорка как откровенность. 747

4.4.2. Полисемия как намек. 749

4.4.3. Недоговоренность как конвенция (договоренность) 751

4.4.4. Сплетня как коммуникация. 753

4.4.5. Эвфемизм как табу. 755

4.4.6. Стилистическая инконгруенция как похвала, оскорбление или юмор. 757

Подытоживаем незавершенное. 759

Заключение.. 762

Библиография. 770

Предисловие

 

Данная книга – продукт совместной работы по проекту РГНФ двух авторов, которые объединили свои усилия по причине близости интересов и подходов, а также различию взаимодополняемых ракурсов анализа данной темы. В процессе исследования и подготовки данной книги авторы обменивались текстами и замечаниями, обсуждали концепцию и детали будущей совместной публикации. Это не отменяет личного авторства. В разделе 1 параграфы 1.2. и 1.3. главы 1, 2 и 6, а также в разделе 2 глава 1 и подпараграф 4.1.6. главы 3 написаны С.П. Щавелевым. Параграф 2.1. главы 2 раздела 2 написаны совместно И.Т. Касавиным и С.П. Щавелевым. Остальной текст написан И.Т. Касавиным.

 

Введение

Едва ли не большая и универсальная часть содержания философии - это анализ повседневного опыта. С его помощью философия возникала, дистанциируясь от античного мифа; изыскивала себе новый, секуляризированный предмет в Средние века и эпоху Возрождения; как обобщение обыденного опыта рассматривала она зарождающееся эмпирическое естествознание; наконец, именно в повседневности искала философия спасение от чрезмерных претензий научного рационализма.

Как предмет анализа и источник общезначимых иллюстраций; как основа и критерий достоверности; как цель критики, прояснения и очищения - вот лишь немногие ипостаси, в которых существовала повседневность для философского сознания. Новые эпохи изыскивали в ней свои содержания и аргументы, выплескивали на нее свои разочарования и надежды. Отношение философии к повседневности подобно отношению гения к толпе. Делая повседневность своим предметом или вспомогательным средством, философ раскапывает в ней некую нутряную народную мудрость, стремится придать своим терминам понятность для обывателя, прибегает к повседневным примерам и здесь же критикует повседневность за ее косность, а обыденное сознание – за его неточность и незамысловатость. Обыденное сознание, в свою очередь, обвиняет философию в оторванности от жизни, в умозрительности и одновременно усваивает философские идеи в виде расхожих штампов. Популяризация на фоне презрительной критики, восхищение простодушием как проявление несовместимости, с одной стороны, обожествление в контексте непонимания и прагматическое пренебрежение, с другой, – антагонизм и любовь сплетаются здесь в парадоксальную и гремучую смесь, в которой исчезает различие между повседневностью и ее конкретными образами, повседневной реальностью и обыденным знанием, повседневным опытом и философией здравого смысла. Бытование повседневности как профанной регулярности и мифические измерения повседневности, синкретизм обыденного знания и единство его как фундамента наличного бытия, субстанциальная и функциональная интерпретация повседневности, природа, социум, техника, наука в сфере повседневности – эти и многие другие темы затрагиваются в предлагаемой Вашему вниманию книге.

Почему так просто и так трудно писать о повседневности?

Мы все живем в повседневном мире и полагаем не без основания, что знаем его и можем судить о нем. Одновременно с этим в нашем распоряжении нет (или слишком много - что одно и то же) источников, позволяющих анализировать повседневность. Теоретики школы «Анналов» на основе исторических источников дают фрагментарные исторические срезы повседневности. Писатели живописуют повседневную жизнь, повседневное сознание, опираясь на свой опыт. Социологи, психологи, лингвисты разрабатывают свои ракурсы и аспекты повседневности. Аналитические философы и феноменологи чуть ли не с противоположных позиций сделали своим предметом мир повседневности. Все эти источники отчасти несоизмеримы, отчасти противоречат друг другу, иногда совпадают в той или иной мере.

В чем же сегодняшняя задача философа? Осуществить глобальный синтез? Но его результаты устареют уже в процессе синтезирования. Целостность и многообразие повседневности не по плечу одной философии. Последняя вынуждена ограничиться мировоззренческой оценкой повседневности, присовокупив к этой отнюдь не беспристрастному суждению ряд аргументов, неполнота которых очевидна. Сегодня мы, находясь в поисках нового мировоззрения и новой философии XXI века, нуждаемся в некотором фундаменте, которым может служить наука, религия, миф или все вместе, но – и это неизбежно – адаптированные, переваренные обыденным сознанием. Что же представляет собой эта алхимическая реторта, этот инкубатор мировоззрений? Заложено ли в природе повседневности в качестве существенного свойства то, что Витгенштейн называл «следованием правилу»? Ведь новому философскому мировоззрению предстоит, наконец, критически преодолеть извечную непостижимость России для «ума и аршина», упорядочить сознание, приучить людей к следованию ясному, публичному, равному для всех моральному правилу и правовому закону. Состоит ли позитивная роль повседневности как фундаментального элемента образа жизни и сознания «среднего класса» помимо всего прочего в этом упорядочивающем, стабилизирующем влиянии? Лишь при позитивном ответе на данный вопрос реабилитация повседневности будет социально оправданной философской задачей.

 

 

Раздел I. Элементы теории повседневности

На пути к Дефиниции

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.