Сделай Сам Свою Работу на 5

Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.





В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в
измеримые результаты;

— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и полу­
чаемых результатов;

— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере­
нии и возмещении, окупаемости затрат
организаций культуры.

С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хо­зяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и не­коммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

7.4. Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методы это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует 3 вида методов управления экономической деятельно­стью:



— административные;

— экономические;

— социально-психологические.
7.4.1. Административные методы

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством


принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

7.4.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­
скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим
нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют
вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в
других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономиче­ских интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.



7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организа­ций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

— планирование;

— финансирование;

— ценообразование;

— стимулирование;

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйство­вания.

Планирование.

Планы могут:

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться самостоятельно и утверждаться (согласовы­
ваться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться самостоятельно.


Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета);

— самофинансирование (расходы покрываются за счет собствен­
ных источников);

— смешанное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).

7.5.3. Ценообразование.
Цены могут быть:

— регулируемыми государством;

— свободно устанавливаемыми;

— договорными.

7.5.4. Стимулирование.
Стимулирование бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное;

— экономическое и административное.

7.6. Этапы развития системы хозяйствования организаций куль­туры.



Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тес­но связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организа­ций культуры ивышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма {1917-1921гг.) — попытка огосударст­вления культуры и искусства. Начинается формирование системы пря­мого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.

Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Пере­вод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Уси­ление политико-идеологического контроля за творческой деятельно­стью.


Конец 20-х середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и фи­нансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положе­ние о социалистическом государственном театрально-зрелищном пред­приятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются пра­ва руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х 90-е годов XX века — попытка перехода к эконо­мическим методам управления.

С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяй­ствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных орга­низаций культуры.

Конец 90-х годов XX века начало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), вве­дения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государст­венные и муниципальные учреждения культуры как проводники куль­турной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную "несвободу".

Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации.

Основные направления реформирования в данной сфере:

— оптимизация действующей сети получателей бюджетных
средств;

— уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных уч­
реждений;

— переход к новым формам финансового обеспечения предос­
тавления государственных (муниципальных) услуг;


— внедрение методов формирования бюджета, ориентированного
на результаты.

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки незави­симых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:

— целевое бюджетное финансирование проектов;

— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

— расширение налоговых льгот;

— предоставление льготных кредитов;

— оказание помощи в подготовке кадров;

— обеспечение доступа к соответствующей информации.


 


18 Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые ус­ловия хозяйствования. М., 1989.



Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ

8.1. Общие положения. &.1.1.Понятие планирования.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйство­вания, состоящая в разработке, реализации планов и контроле за их выполнением.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно

разделить на две части:

философия планирования — основное содержание и направ­
ленность плановых документов.

технология планирования — принципы, методы и показатели
планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией. 8.1.2. Виды планов.

A) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­
ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т. д.),
территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных ор­
ганизаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, сред­несрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, крат­косрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, ме­сячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.

B) По содержанию планируемой деятельности различают планы
творческого, экономического, социального развития и др.

Г) По степени директивности, то есть обязательности выполне­ния различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентиро­вочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (со­держащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).

Д) Различают также стратегические и тактические планы. К вы­работке стратегии относится формулировка миссии, определение стра­тегических целей и задач организации на планируемый период. Таким


образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и орга­низацию обеспечения их выполнения19.

8.1.3. Принципы планирования.

Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход — постановка целей, ведущая роль пер­спективных планов.

Комплексность:

— учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры.
Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов

и пропорций планов.

Федерализм — сочетание федеральных планнов с самостоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования — планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с по­мощью наиболее адекватных методов планирования.

8.1.4. Этапы развития и методы планирования.

Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его "философии":

Традиционное (директивное) планирование.

Нормативно-целевое планирование.

Программно-целевое планирование.

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом:

Таблица№3

Этапы и методы планирования

Этапы планирования
Период наибольшего распространения_______

Методы планирования

Экстраполяция
До начала 80-х годов XX века

Традиционное (цирек-тивное) планирование


 



" Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. С. 242-244.


Нормативно-целевое планирование Нормативный 80-е годы XX века
Программно-целевое планирование Программный С начала 90-х годов XX века по настоящее время

Методы планирования:

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти­рующая затраты ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный — разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социо-культурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

5.7.5. Плановые показатели.

Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающих различные аспекты развития сферы и организаций куль­туры.

Плановые показатели подразделяются:

— по способу определения — на утверждаемые вышестоящим
органом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно);

— по содержанию — на показатели ресурсного обеспечения, ха­
рактеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы
и показатели деятельности, характеризующие предложение и потреб­
ление культурных благ и услуг;

— по характеру выражения — на абсолютные (например, коли­
чество посетителей) и относительные (например, количество посетите­
лей в расчете на одно мероприятие). Абсолютные показатели по еди-


ницам измерения могут быть стоимостными (объем услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организа­ций и объемную сторону их деятельности) и качественные (опреде­ляющие эффективность работы, ее качественный уровень).

Показатели могут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период вре­мени).

8.1.6. Технологические этапы планирования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:

А) Организационно-подготовительный этап:

— определение круга исполнителей;

— определение сроков разработки;

— информационное обеспечение;

— методическое обеспечение;

Б) Этап разработки проекта плана:

— определение целей и задач на планируемый период;

— выбор круга показателей и определение их конкретных зна-

чений;

— обоснование механизма реализации плана;

— оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

— согласование плана;

— утверждение плана.

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполне­ния:

— информирование общественности о содержании планов (с ис­
пользованием СМИ, различных технологий Public Relations);

— организация контроля исполнения плана.

8.2. Планирование в сфере культуры. 8.2.1. Директивное планирование.

Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы


сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществ­ляться автоматически.

Данный подход отличает:

— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ори­
ентация планов;

— установление плановых заданий "сверху", регламентация всех
сторон деятельности;

— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспе­
чением;

— игнорирование специфики и реальных потребностей террито­
рий;

— недостаточная обоснованность планов;

— отсутствие комплексности планов, которые составляются по
отдельным ведомствам, а внутри системы Министерства культуры —
по подотраслям.

В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.

8.2.2. Нормативно-целевое планирование.

Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной ба­зы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в фор­мировании целевых установок на длительную перспективу.

Достоинства нормативно-целевого подхода:

— усилилась целевая ориентация планов, были разработаны це­
левые параметры;

— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;

— сократилось число централизованно устанавливаемых показа­
телей, появилась самостоятельность в планировании регионов и кон­
кретных организаций;

— повысилась обоснованность планов, так как они стали бази­
роваться на нормах и нормативах;

— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на
народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и сред­
ства массовой информации");

— усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

— считалось, что стратегическую цель можно количественно из­
мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;


 

— предплановый анализ велся традиционным способом, по под­
отраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями
культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультур­
ной ситуации;

— число централизованно устанавливаемых показателей сокра­
тилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые сущест­
венные стороны культурного развития, а те, которые поддаются коли­
чественному измерению;

— система норм и нормативов так и не была внедрена на прак­
тике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры,
которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятель­
ности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой
средств для обеспечения нормативов финансирования, невозможностью
гарантировать их стабильность в условиях инфляции;

— ведомственный подход к культуре по существу не был пре­
одолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного
плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;

— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в
полной мере при планировании "сверху";

— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.

В целом этап нормативно-целевого планирования был существен­ным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культу­ре.

8.2.3. Программно-целевое планирование.

Основной формой перспективного планирования становятся про­граммы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе про­граммы выступали лишь дополнением к традиционным планам.

8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность. 8.3.1. Понятие и основные характеристики программ.

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, ис­полнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сро-ки20.

20 Руднева Е, В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989. С.23-25.


Основные характеристики программ:

— направленность на решение конкретных проблем;

— комплексный характер плановых мероприятий;

— согласованность плановых мероприятий по ресурсам, испол­
нителям, времени осуществления;

— установленные сроки.

8.3.2. Порядок разработки программ.

Процесс разработки программ подразделяется на следующие ста­дии:

А) анализ социокультурной ситуации:

— анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение
которых возможно программными средствами;

— ранжирование проблем с учетом их остроты и важности;

 

— формирование состава программ.
Б) разработка программ:

— постановка целей;

— конкретизация целей в системе задач;

— определение направлений деятельности и конкретных меро­
приятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увязанных с
ресурсами.

8.3.3. Роль и виды программ культурного развития.
Программа выступает инструментом разработки и реализации

культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, тер­ритории и т.д.).

Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей дея­тельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решае­мых федеральными, региональными и территориальными программами.

Федеральные программы направлены на решение задач, приори­тетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программы — позволяют выработать стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответ­ствующими региональными органами и финансируются из региональ­ных бюджетов.


■':Н


Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (город, ад­министративный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения.

Основные федеральные программы в области культуры: Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и ис­кусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)". Прида­ние ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Россий­ской Федерации" (1996 г.)

Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 гг.)".

Подпрограммы ФЦП "Культура России (2001-2005 гг.)".

Развитие культуры и сохранение культурного наследия России.

Кинематография России.

Архивы России.

Поддержка полиграфии и книгоиздания России (с 2002 г.). Основные разделы подпрограммы "Развитие культуры и сохране­ние культурного наследия России".

Искусство России.

Цирковое искусство России.

Культурное наследие России.

Библиотеки России.

Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональ­ное образование.

Культурные основы федерализма, национальной и региональ­ной политики.

Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры.

Комплексные целевые проекты.

Правовое, научное и информационное обеспечение.

Возможность участия организаций культуры в реализации дру­гих целевых программ (федеральных, региональных, территориальных), в частности, Федеральной адресной инвестиционной программы.


8.3.4. Важнейшие особенности и преимущества программ, их
отличие от традиционных планов.

— Выступают инструментом самопланирования, реализации соб­
ственной культурной политики (страны, региона и т.д.)-

— Направлены на достижение определенных целей, решение
конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и
сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии куль­
турного развития. Серьезная проработка целей с привлечением обще­
ственности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в дос­
таточно конкретной форме.

— Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок дей­
ствия программы определяется спецификой поставленных целей.

— Оперируют не количественными показателями, а мероприя­
тиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает
документ более детализированным.

— Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную
разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация
действий и ресурсов всех участников.

Для реализации программ культурного развития требуется привле­чение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключе­вых проблем, которые должны решаться при разработке программ.

При программном подходе большое значение приобретает взаимо­действие между органами управления культуры разного уровня в облас­ти разработки и реализации программ.

8.3.5. Факторы, сдерживающие использование программного
метода.

Внедрение программного метода сдерживается:

— трудностями экономического характера: недостатком финансо­
вых средств, нерегулярностью их поступления;

— инерционностью мышления руководителей органов управления
и организаций культуры, недооценкой роли программ;

— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ.

Варианты разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.


Программы культурного развития могут разрабатываться:

— силами руководителей и специалистов органов управления и
организаций культуры;

— научными коллективами;

— совместно (партисипативно).

Планирование в организациях культуры.

8.4.1.Директивное планирование.

Данный этап характеризует:

Отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования.

Избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало ини­циативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативно­го маневрирования ресурсами.

Установление значений плановых показателей методом "от дос­тигнутого уровня".

Отсутствие прямой связи между планируемым объемом финанси­рования организаций культуры и измеримыми результатами их дея­тельности. В итоге исчезали стимулы к более эффективной работе, появлялись иждивенческие настроения.

В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — своеобразное проявление затратного метода хозяйствования.

8.4.2. Нормативно-целевое планирование.

Данный этап отличает:

Разработка пятилетних планов экономического и социального раз­вития.

Появление целевой стадии планирования.

Отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь кон­трольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых пла­нов.

Попытка перехода к планированию на основе стабильных эконо­мических норм и нормативов.

8.4.3.Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты­вают и утверждают планы своей деятельности.

Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из


миссии, целей и задач, предусмотренных Уставом, наличия собствен­ных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы опреде­ляют соответствующие стороны развития коллектива.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план) или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвести­ционные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пе­ревооружение объектов культуры.

Смета — это план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность организации в течение текущего года.

В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов ком­мерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).

Существует взаимосвязь планов творческой и экономической дея­тельности. При изменении объемов финансирования возможна коррек­тировка творческих планов

План социального развития включает вопросы формирования кад­ровых ресурсов (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда, социальной за­щиты и заботы о здоровье и развитии личности, досуга и отдыха ра­ботников организаций.

План внешнеэкономической деятельности составляется теми орга­низациями культуры, которые в установленном порядке участвуют в проведении мероприятий по внешним культурным и прочим связям.

Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики орга­низации культуры.


Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организа­ция, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характери­стика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; ор­ганизационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.



Тема 9.ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, прове­дение социально-культурных мероприятий и другие нужды.

Финансирование является ключевым вопросом экономики культу­ры. Вычленяют две составные части процесса финансирования:

— формирование финансовых средств;

— использование финансовых средств.

Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уровне организаций культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.