Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры.
Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются "сетевые показатели", которые принято подразделять на простые и сложные.
Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее количество учреждений культуры.
Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учреждение культуры.
Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры приведены в Таблице 2.
Таблица №2
Обеспеченность населения учреждениями культуры и искусства всех ведомств в 2002 г.8
Годы Виды учреждений культуры
|
|
|
|
|
|
|
| Театры
Коммерческая вместимость зрительного зала (основного и дополнительных), иест
| »
| 194152"
| 220075**
|
|
|
|
| Число мест зрительного зала (ос-вовного и дополнительных) на 1000 городских "жителей
| *
| 1.777
| 2.040
| 2.173
| 2.212
| 2.225
| 2.285
| Концертные 1Ш1Ы
Коммерчески вместимость концертного зала,
**
-«■ест
| *
| *
|
|
| 1005*1
|
|
| Число мест концертного зала на 1 000 жителей
|
| •
| 0.567
| 0.669
| 0.691
| 0.701
| 0.710
| Число мест концертного зала на 1 000 городских жителей
| «
| *
| 0.77В
| 0.916
| 0.948
| 0.961
| 0.973
| Музеи
Число музеев, ед. Число музеев на 10 000 жителей
| 920** 0.064
| 1257" O.OSS
| 1725 0.117
| 1979 0.140
| 2046 0.140
| 2113 0.140
| 2189 0.152
| Библиотеки
Число библиотек, ед. Число библиотек и» 10 000 жителей
| 62118 4341
| 62234 4204
| 54384 3.676
| 51435 3.520
| 51224 3.520
| 51192 3.540
| 50968 3.540
| 8 Источник: Статистический сборник "Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1995, 1999—2002 годы". М., 2003. С. 45. * — сведения отсутствуют. " — сведения по учреждениям Минкультуры России.
Парки культуры и отдыха
Число ПКнО.ед.»' Число парки нд 10 000 жителей
| 606 0.042
| 730 0.04»
| «03 0.041
| 554 0.040
| 542 0.040
| 545 0.040
| 535 0.040
| Клубные учреждения
Число посадочных мест > зрительных и лекционных залах, тс. ед. Число посадочных мест • зрительных и лекционных млах на 1000 жителей
| 1385*4 96Л51
| 13357.6 90.22»
| 11007.3 74405
| 10271.7 70.196
| 10203Л 70.100
| 10162.4 70.173
| 9»97,0 69.44*
| Детские шкалы искусств
Число школ, ед. Число школ на 1000 детей
| 5190 0,324
| 65»1 0,33<
| 5891 0,277
| 583! 0.2S2
| 5*23 0,294
| 5»37 0,311
| 57вб 0,325
|
6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан сирования государственных (муниципальных) некоммерческих органи заций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо творительных фондов и т. п.
7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.
8. Внедрение в деятельность организаций и органов управления культуры новых информационных и управленческих технологий (со циально-культурное проектирование, фанцрейзинг, связи с обществен- востью — PR и т. д.).
2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культуры на федеральном, региональном и муни ципальном уровнях.
2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.
3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учре ждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы — цен тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно- спортивных комплексов и др.
4. Развитие альтернативных государственным организаций культу ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в кон цертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных дви жений и объединений в культуре.
5. Разделение организаций культуры на коммерческие и неком мерческие. Развитие коммерческого сектора.
Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ
3.1. Общее понятие ресурсов.
Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.
В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ.
3.2. Виды ресурсов.
Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого производства и духовного восприятия.
3.2.1. Ресурсы духовного восприятия определяются: свободным временем;
доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.
3.2.2. Ресурсы творческого производства. Экономические ресурсы:
— трудовые;
— капитал (материальные, денежные и интеллектуальные средст ва);9
— природные;
— предпринимательская способность. Иные ресурсы:
— временные;
— творческие;
— информационные;
— правовые;
— специфика места;
— ресурсы публичности.
Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.
Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.
" • Основные фонды — часть имущества организаций, которая ис-дользуется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-аешественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
*'- Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком по-Требляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая Ьвйю стоимость на изготовляемый продукт.
Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (обо-
Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.
Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.
Денежные ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности, средств в расчетах и т.д. 'Iй Природные ресурсы — естественные ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. К ним относят земельные участки, зеленые насаждения (в ПкиО, ландшафтных музеях-заповедниках и т.д.), воду и др.
От имени органов государственной власти и местного самоуправления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры, расположенные в отдельно стоящих зданиях, оформляют специальные документы — акты землеотвода.
Предпринимательская способность — набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, йети на допустимый, оправданный риск10.
Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость внедрения современных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с Фактором моды.
Существует и более узкое определение капитала как материальных или материальных и денежных средств организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|