Предмет и метод экономики культуры.
Предметом экономики культуры являются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры.
Метод экономики культуры — совокупность принципов и приемов анализа объективных экономических закономерностей, действующих в сфере культуры.
3 Подробнее об этих подходах можно прочитать в предисловии В. Г. Зинина и И. Е. Дискина в кн.: Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры, М., 1987. С. 5-22.
К наиболее важным из них относятся:
— метод системного анализа;
— статистический метод.
С точки зрения системного анализа экономика культуры представляет собой систему
— с одной стороны, активно взаимодействующую с внешней мак росредой, экономическим комплексом в целом;
— с другой стороны, состоящую из взаимодействующих друг с другом подсистем.
Изучение экономики культуры должно основываться на единстве качественного и количественного анализа при приоритете качественных оценок:
Экономику культуры можно изучать как в динамике — в виде общественного процесса, так и в статике — в виде его результата.
1. б. Место экономики культуры в системе научных дисциплин.
Как наука экономика культуры тесно связана с двумя циклами дисциплин — экономическим и культурологическим.
С одной стороны, экономика культуры опирается на понятийный аппарат и объективные закономерности общественного развития, изучаемые такими экономическими дисциплинами, как макро- и микроэкономика, финансы и кредит, экономика труда и т.д., взаимодействует с экономикой других отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение и т.п.), использует статистику.
С другой стороны, экономика культуры опирается на результаты теории и истории культуры, философии культуры, социологии культуры и др.
Эти науки изучают сущность культуры, критерии культурного развития, функции культурных ценностей в жизни общества и т.п. Для экономики культуры подобные знания являются отправной точкой, необходимым фоном и базой исследования.
Тема 2."КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО" КАК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособлением видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется на материальное производство и социальную сферу4, в которой, в свою очередь, выделяется сфера культуры.
Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
2.1.1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве.
Схема №1
Национальное хозяйство
Сфера материального производства
Промышленность
Сельское хозяйство
Культура
Наука и научное обслуживание и др.
Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций.
Сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просветительную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информационную, развлекательную, идеологическую и др.
4 Для решения практических задач в России в качестве национальной отраслевой классификации все еще используется принятый в 1976 г. Общесоюзный классификатор 'Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). К сожалению, группа отраслей, не входящих в сферу материального производства, по-прежнему именуется в нем непроизводственной сферой. Тем самым делается акцент на то, что в этой сфере не создаются материальные блага и затушевывается социальная значимость результатов труда.
2.1.2. Понятие и состав сферы культуры.
Содержание понятия "сфера культуры" нельзя считать устоявшимся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.
Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:
1. Художественное творчество. Литературное творчество. Изобразительное и прикладное искусство. Исполнительское искусство.
2. Сохранение культурного наследия.
Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.
Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело.
3. Клубная и развлекательная деятельность. Клубная деятельность. Аттракционы.
Шоу-бизнес. Казино.
4. Массовое создание и распространение культурных благ. Пресса.
Книгоиздание.
Производство аудиовизуальной продукции:
— кинематограф;
— производство видеопродукции;
— производство аудиопродукции. Радио.
Телевидение.
Интернет5.
Сфера культуры включает несколько отраслевых систем В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы- "культура и искусство" и "средства массовой информации" (СМИ), объединяющие прессу, радио, телевидение Интернет и т.п.
В данном учебном пособии экономические закономерности, действующие в сфере культуры, будут рассматриваться на примере отрасли "культура и искусство".
22. Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
2.2.1. Понятие отрасли "культура и искусство".
Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответствующих органов управления.
Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и представлением культурных благ и ценностей, а также органов управления культуры6.
Отрасль "культура и искусство" имеет внеэкономические, социально-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов.
2.2.2. Структура отрасли "культура и искусство". Основное звено отрасли "культура и искусство" — организации
культуры и искусства (далее — организации культуры).
Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
1 К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха, (городские сады), зоопарки (зоосады) и т.д.
Функции отраслевого управления осуществляют следующие органы исполнительной власти:
— на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (до 2004 г. Министерство куль туры Российской Федерации);
— на региональном уровне — управления, комитеты, департамен ты, министерства культуры субъектов РФ;
См. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М., 2003. С. 144-146
6 Ряд исследователей включает в понятие отрасли "культура и искусство" не только совокупность организаций, но и лиц, осуществляющих культурную деятельность.
— на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований.
В условиях децентрализации системы управления органы управления культуры на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим самостоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культуры разных уровней.
Отрасль "культура и искусство" имеет экономические и административные (или организационные) границы.
2.2.3. Экономические границы отрасли "культура и искусство".
Экономические границы отрасли определяются характером выполняемых функций.
Отрасль "культура и искусство" состоит из двух крупных блоков: "организации культуры" и "организации искусства". Они имеют общие цели, однородные принципы деятельности и единообразный хозяйственной механизм, однако отличаются друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами и методическими приемами.
К организациям культуры относятся библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и др.
В блок "организации искусства" входят театры, кинотеатры, цирки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные организации и учреждения искусств.
2.2.4. Административные границы отрасли "культура и искусство".
Административные границы отрасли определяются ведомственной принадлежностью к тому или иному органу управления независимо от характера выполняемых организациями функций.
Административные границы отрасли отражают экономические границы, но не совпадают с ними. Эти границы подвижны и связаны с административными реформами, проводимыми в стране.
В настоящее время основным федеральным органом управления отраслью "культура и искусство" является Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В систему Минкультуры РФ входит три крупных подразделения:
— организации культуры;
— организации искусства;
— учебные заведения культуры и искусств (ВУЗы, ССУЗы, дет ские школы искусств).
В его административное подчинение введены также телевидение, радио, пресса, книгоиздательское дело, архивное дело.
Помимо этого к системе Минкультуры относятся памятники истории и культуры, соответствующие промышленные, реставрационные, строительные, транспортные организации, научные и информационные даституты и центры и др.
В то же время часть организаций культуры не включается в систему Минкультуры РФ. К ним относятся организации культуры, которые находятся в ведении:
— Администрации Президента РФ, других Министерств и ве домств (Министерства образования и науки. Министерства обороны, Министерства внутренних дел и др.);
» — общественных организаций — творческих союзов, профсоюзов, различных обществ (ДОСААФ, Всероссийского общества "Зна-ние", Всероссийского музыкального общества и т.д.); а также организации, созданные (учрежденные) другими юридическими и физическими лицами.
2.2.5 Отраслевая характеристика организаций культуры. J Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учеб-яые, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализированное, предназначенные для обслуживания определенных категорий населения.
X i Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо-кудьтурные комплексы, центры досуга и т.п.
Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественно-научные, художественные и т.п.
Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, Драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)
В состав концертных организаций входят филармонии, самостоятельные концертные залы (ГЦКЗ 'Россия", Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.
Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.
Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зоопирки, группы "Цирк на сцене".
В системе Минкультуры РФ подавляющее большинство цирков входят в состав Российской Государственной цирковой компании "Рос-госцирк".
Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусств— ОИИ (в более ранней терминологии — театрально-зрелищные предприятия — ТЗП).
Каждая организация культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций культуры меняются под воздействием общественных отношений.
В 2002 году, в Российской Федерации насчитывалось 115 тысяч организаций культуры и учебных заведений культуры и искусств. (См. Таблицу №1)
Таблица №1. Сеть организаций культурыи учебных заведений
культуры и искусств в 2002году 7
№ П.
| Виды организаций культуры и учебных заведений культуры и
| Число организаций
| п
| искусств
| Всех ведомств
| Системы Минкультуры России
| 1.
| Клубные учреждения, тыс. ед.
| 54,2
| 52,1
| 2.
| Библиотеки, тыс. ед.
| 51,0
| 49,0
| 3.
| Музеи, ед.
| 2 189
| 2 102
| 4.
| Парки культуры и отдыха, ед.
|
|
| 5.
| Зоопарки, ед.
|
|
| 6.
| Театры, ед.
|
|
| 7 Источник: данные отраслевой статистики.
7.
| Концертные организации и самостоятельные коллективы,
ед.
|
|
| 8.
| Цирки, ед.
|
|
| 9.
| ВУЗы, ед.
|
|
| 10.
| ССузы, ед
|
|
| 11.
| Детские школы искусств, ед.
|
|
| 23. Принципы и факторы размещения организаций культуры.
Социально-экономическое значение рационального и продуманного размещения организаций кулыуры. Формирование культурной среды регионов.
,.„ 2.3.1. Главные принципы размещения организаций культуры. ,(| Главными принципами размещения являются: | — соблюдение оптимальных пропорций между развитием объек-
промышленности и социально-культурного комплекса;
— обеспечение максимальной доступности культурных благ для селения;
— выравнивание уровней обеспеченности организациями культу- i по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|