Сделай Сам Свою Работу на 5

Ключ для опросника К. Томаса





№ п/п Соперни- чество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
I       а б
II   б а    
III а       б
IV     а   б
V   а   б  
VI б     а  
VII     б а  
VIII а б      
б     а  
Х а   б    
ХI   а   б  
ХII     б а  
ХIII б   а    
ХIХ б а      
ХХ   а б    
ХХI   б   а  
ХХII б   а    
ХХIII   а   б  
ХХIV     б   а
ХХV а       б
ХХVI   б а    
ХХVII       а б
ХХVIII а б      
ХХIХ     а б  
ХХХ   б     а

Оценка стратегий поведения в конфликте

По методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.



В будущем Выобязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5)в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

 

Стиль разрешения конфликта Использую чаще всего Владею лучше всего Приносят наилучшие результаты Чувствую себя при использовании наиболее комфортно
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (Я стараюсь уклоняться от участия в конфликте)        
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)        

 



Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4;Сотрудничество – 1; Приспособление 5.

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой – лучше всего, какой – как правило, приносит наилучшие результаты и какой – наиболее комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш («любимый») или разные стили. Любой результатдает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

 

Технологии переговорного процесса

(Конфликт-тренинг)

Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»[7]

Цель занятия

Отработка навыков делового общения в переговорах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек. Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и доверием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.



2. Группа экспертов, их задача – дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий (Не менее трех человек).

3. Группа аналитиков, их задача – осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем (Не менее трех человек).

I этап. Подготовка

Создание игровых команд: специалисты по переговорам – по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами.

Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать студентам возможность придумать ее самим.

Создать документ – ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них – описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным.

В пакет предложений входят

1. Преамбула – в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же…», и – «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатовдеятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер иупорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента – констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция – согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.

Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты и аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.

По итогам II этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.

IV этап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений:

ДОГОВОР – правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ – договор, имеющий в своем названии указание на содержание договора.

КОНВЕНЦИЯ – договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ – договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.

ПРОТОКОЛ – фиксация в кратко изложенном соглашении договоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ – соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус – лишь прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ – торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ – договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид соглашения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые допущены из-за неэффективной подготовки к переговорам. Организатор игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктивное.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Теоретические источники конфликтологии.

2. Основные цели и задачи конфликтологии.

3. Сущность конфликта, объект ипредмет конфликтологии.

4. Методы исследования и диагностика конфликтов.

5. Уровни проявления и типология конфликтов.

6.Причины возникновения конфликтов.

7. Структура конфликта.

8. Функции конфликтов.

9. Динамика конфликтов.

10. Основные фазы конфликта.

11. Эскалация и деэскалация конфликта. Факторы, влияющие на эти процессы.

12. Общая характеристика внутриличностного конфликта.

13. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.

14. Семейные конфликты: межличностные конфликты у супругов.

15. Конфликты во взаимодействии детей и родителей.

16. Конфликты в условиях учебной деятельности.

17. Характеристика основных структурных элементов и форм проявления организационно-управленческого конфликта.

18. Особенности инновационных конфликтов.

19. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Особенности конфликта между руководителем и подчиненным.

20. Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.

21. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.

22. Формы, методы и критерии завершения конфликтов.

23. Управление конфликтами.

24. Предпосылки и результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.

25. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.

26. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

27. Стратегии и тактики переговорного процесса.

28. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

29. Психологические условия успеха на переговорах.

30. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2013.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 2012.

4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. М., 2001.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2000.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2010.

7. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М., 2009.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2010.

9. Громова О.Н. Конфликтология. М., 2010.

10. Данакин Н.С. Конфликты и технологии их предупреждения. М., 2008.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2012.

13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2009.

13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 2000.

14. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология. М., 2012.

15. Козырев Г.И. Конфликтология. М., 2010.

16. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М., 2004.

17. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 2001.

18. Конфликтология : Учеб.-метод. пособие; хрестом. М., 2003.

19. Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. М., 2013.

20. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. М., 2001.

21. Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб., 1999.

22. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д., 2009.

23. Лазукин А.Д. Конфликтология. М., 2010.

24. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

25. Леонов Н.И. Конфликтология М., 2010.

26. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. М., 2007.

27. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организаций. М., 2006.

28. Мескон М., Альберт М., Хедоури Д. Основы менеджмента. М., 2008.

29. Регнет Э. Конфликты в организациях. Харьков, 2005.

30. Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология. Ростов н/Д., 2013.

31. Светлов В.А. Конфликтология. СПб., 2011.

32. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 2000.

33. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 2001.

34. Цыбульская М.В. Конфликтология. М., 2007.

35. Юри У. Преодолевая «Нет», или переговоры с трудными людьми. М., 2008.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.