Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование русского централизованного государства (ХIV-ХVI вв.).





В XIV—XV вв. начинается процесс объединения русских земель в единое государство. Возглавило эту историческую миссию Московское княжество. Первые московские правители сумели не только пробиться к великокняжескому престолу, но и удержать его в конечном счете за собой, несмотря на все перипетии княжеских междоусобиц. Со второй половины XIV в. русские земли во главе с Московским княжеством стали именоваться «Великая Русь». С княжения (1363—1389) Москва становится общепризнанным политическим и национальным центром формировавшегося Русского государства. Князь Дмитрий Донской установил новый порядок престолонаследия: от отца к сыну. Иван III окончательно свергнул монгольское иго (1480), которое 237 лет тяготело над Русской землей. Власть великого князя усилилась после падения могущества Золотой Орды, и с 1480 г. московские князья стали и фактически, и юридически суверенными государями. В годы княжения Ивана III московский великий князь стал именоваться «государем всея Руси» (с 1478 г.). Общим в политике князей в период государственной централизации стало стремление к ограничению иммунитетных прав феодалов, т.е. прав феодалов осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (суд, сбор налогов, полицейский надзор и др.) без вмешательства властей, что способствовало закрепощению крестьян. Суд по делам о «душегубстве», разбое и «татьбе» (воровстве) из иммунитетных прав исключался и вершился самим князем или его ближайшим доверенным лицом. Обычно князь вершил и все дела, связанные с правами на владение землей. Одним из объединяющих Русские земли факторов стало в XV в. также интенсивное развитие системы поместных отношений, что вело к изменению общественного строя. Великие князья начали создавать себе социальную опору в новой группе феодального класса — дворянстве. Свободные люди и холопы, привлекаемые на военную службу, получали от великих князей землю на правах поместья. Таким образом, в XV в. на Руси формируется наряду с вотчинной еще одна форма феодального землевладения — поместная. В отличие от вотчины поместье было условным владением, предоставляемым на срок службы и не передаваемым по наследству. Служилое дворянство стало для великого князя опорой в борьбе с феодальной аристократией. Окончательно процесс объединения русских земель завершился в XVI в. По форме государственного устройства Россия от раннефеодальной монархии переходит в XVI в. к сословно-представительной.





  1. Особенности российского самодержавия в XVI – ХVII вв. Земские соборы XVI – ХVII вв.

В этот период сохраняется Боярская дума — законодательный и совещательный орган. Сословно-представительная монархия сложилась в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть государя на этом этапе еще не достигла такой силы, чтобы стать абсолютной. В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, управлении и судебной деятельности. Боярская дума с течением времени пыталась приобрести всю полноту власти. В ее состав по-прежнему входили знатные московские бояре, удельные князья и некоторые их бояре.

В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления — Земский собор. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, духовенство, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор (собор духовенства), которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве Собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска) и торговые люди. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от важности и содержания обсуждавшихся вопросов. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. В целом, Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума». На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50. Все Соборы условно делят на четыре группы: созванные царем по его собственной инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались цари.



Однако общая тенденция развития государственной системы России во второй половине XVII в. — переход от самодержавия с Боярской думой и Земскими соборами, т.е. от сословно-представительной монархии, — к абсолютной монархии. Постепенно роль Боярской думы и Земских соборов уменьшалась и укреплялась власть царя. Показатель укрепления самодержавия —бюрократизация исполнительных органов в центре и на местах. Это проявилось в складывании и разрастании их штатов, без чего невозможно осуществление самодержавного правления. Кроме того, в XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу окончательно оформляется общегосударственная система крепостного права. Завершающий этап закрепощения крестьян в России наступил в 1649 г., когда Соборное Уложение окончательно отменило Юрьев день, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями.

 

  1. Высшие государственные учреждения конца ХV- ХVII вв.

Возглавляет государство великий князь (XV-XVI вв.), царь (с 1547 г.). В его руках сосредоточены высшая законодательная и исполнительная власть, судебные функции. В управлении ему помогают:

· Боярская Дума (законодательный и совещательный орган). В Думу входили представители 4 думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из 20 самых знатных фамилий, потомков правящих домов Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими были князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю: здесь не было ни одного князя. Думными дворянами стали в XVII в. представители 85 фамилий мелкого российского дворянства. Думные дьяки выслужились из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. Они, как правило, были дельцами-бюрократами и играли большую роль в делах управления. В их функции входило докладывание дела в Думе и формирование ее решения. На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. В случае, когда царя не было, решение Думы признавалось проектом и требовалось его окончательное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные «ответные» комиссии, а потом заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавлявший Посольский приказ. В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. Наряду с ней при царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников царя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались «в поход» царю.

· Земский собор (см. ответ на 5 вопрос),

· приказы (о них - см. ответ на 7 вопрос).

  1. Центральные госучреждения конца XV - XVII вв. Особенности приказной системы управления.

Центральные госучреждения конца XV-начала XVI вв.:

    • Боярская дума — совещательная, законодательная, судебная функции,
    • Дворцово-вотчинная система:

управление дворца во главе с дворецким;

пути — сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий (возглавлялись путными боярами);

выделяются: великокняжеская казна, дворцовая канцелярия с архивом и подразделениями.

Центральные госучреждения XVI в.:

    • Боярская дума: законодательная, совещательная, судебная функции,
    • Ближняя дума, Избранная рада,
    • Земские соборы. Двухпалатные (с 1549 г.): верхняя не выбиралась,

в нее входили в соответствии с занимаемым положением царь, Боярская дума, Освященный собор; нижняя — выборные члены.

· Приказы (с середины XVI в.): военно-административные, территориальные, полицейско-сыскные, дворцовые, посольский.

Центральные госучреждения XVII в.:

· Боярская дума

· Ближняя дума или Тайная дума

· Земские соборы

· Приказы: государственные, дворцовые, патриаршие.

В этот период в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления: сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем государством. Приказы — это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Допускалось совместительство, т.е. служба дьяков одновременно в двух приказах. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло (до 55 в 1698 г.).

Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы. В XVII в. в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные приказы, дворцовые, патриаршие), тогда как в XVI в. деление было двухчастным (государственные и дворцовые). Особенностью приказов XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом о создании, с определением их функций, штата, бюджета и назначением главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, быстротой и оперативностью работы. Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов — уставных грамот. Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем, созданный в 1654 г. и просуществовавший до 1675 г. Он был учреждением нового типа, осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией царя. В 1682 г. было отменено местничество, т.е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

  1. Местное управление в ХVI в. Земская и губная реформы середины ХVI в.

В ходе губной реформы середины XVI в. система кормлений была отменена, ее заменила новая, в основу которой был положен принцип самоуправления. На местах создавались губные избы, выбираемые из определенных слоев населения. Главой губной избы становился губной староста, выбираемый дворянами и детьми боярскими и утверждаемый в должности Разбойным приказом. Губной староста выполнял полицейско-судебные функции. Земской реформой в середине XVI в. на местах были образованы сословно-представительные органы: земские избы. Они приняли на себя финансово-налоговые функции. Если земские органы ведали сбором податей и судом по гражданским и мелким уголовным делам, то более крупные дела рассматривались губными избами. Причем земские старосты и другие должностные лица свои обязанности выполняли без взимания пошлин с населения, тогда как кормленщики — наместники — многие пошлины взимали в свой карман. Компетенции этих местных органов закреплялись в губных и земских уставных грамотах, подписываемых царем. Штат изб набирался из «лучших» людей — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность местных органов управления контролировалась отраслевыми приказами. Губному старосте помогали целовальники. Их избирали посадские и верхушка чернотяглого крестьянства. Назывались выборные должностные лица целовальниками потому, что, присягая верно служить на этой должности, они целовали крест. В этот период по решению Стоглавого собора 1551 г. прекратилась выдача тарханов — грамот, обеспечивавших феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Если до этого светские или церковные феодалы могли устанавливать на определенной территории свои порядки, могли не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы, то теперь это исключалось.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.