В супружеских отношениях»
Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в следующей матрице:
№
п/п
| Позиция
| Оценка
| 1.
| Я уважаю себя и тем более супруга (супругу)
| 5 4 3 2 1
| 2.
| Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек, отец (мать) моих детей
| 5 4 3 2 1
| 3.
| Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них
| 5 4 3 2 1
| 4.
| Я никогда не делаю сексуальных упреков
| 5 4 3 2 1
| 5.
| Я никогда не делаю замечания супругу (супруге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии детей
| 5 4 3 2 1
| 6.
| Я никогда не преувеличиваю собственные способности и достоинства
| 5 4 3 2 1
| 7.
| Я не считаю себя всегда и во всем правым
| 5 4 3 2 1
| 8.
| Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге)
| 5 4 3 2 1
| 9.
| Я всегда внимателен, умею слушать и слышать супруга (супругу)
| 5 4 3 2 1
| 10.
| Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности
| 5 4 3 2 1
| 11.
| Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации
| 5 4 3 2 1
| 12.
| Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением
| 5 4 3 2 1
| 13.
| Я не пытаюсь во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого
| 5 4 3 2 1
| 14.
| Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге)
| 5 4 3 2 1
| 15.
| В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить
| 5 4 3 2 1
|
Оценка результатов
1. Просуммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и найдите среднее арифметическое от этой суммы.
2. Если полученный результат составляет от 4,5 до 5 баллов, то Ваша готовность к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях высока и исключает конфликт.
3. Если полученный результат составляет от 4 до 4,5баллов, то уровень Вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом (супругой), Вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
4. Если полученный результат составляет от 3 до 4 баллов, то уровень Вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
5.Если результат меньше 3 баллов, то уровень Вашей готовности к конструктивному взаимодействию низкий, а вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока. Вам необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций Вашего поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.
Практикум
Деловая игра «Супружеский конфликт»[2]
Цель игры. Ознакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.
Участники игры:
1. Муж– работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на содержание семьи не хватает.
2. Жена – также работница бюджетной сферы, вынужденная постоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной приходится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за покупками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д.
Игровая ситуация. Муж приходит позднее обычного домой. Сегодня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.
Порядок проведения игры:
1. Распределить студентов по парам с соответствующими ролями: «муж» – «жена» (желательно, чтобы в каждую пару входили девушка и юноша).
2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту.
3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои варианты решения конфликтной ситуации.
4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаимоприемлемое решение конфликта и подробно его описывают.
5.Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты решения данного конфликта.
Разыгрывание ролей подходит для тем, связанных с:
а) взаимоотношением людей;
б) влиянием на собственное поведение;
в) общими социальными проблемами;
г) решением проблем;
д) разработкой кодекса поведения;
е) влиянием профессиональных действий на других людей.
Описание процесса:
1) представление роли;
2) инструктаж и «стимулирование» игроков и наблюдателей;
3) выполнение роли;
4) наблюдение и высказывание соображений игроками инаблюдателями;
5) если необходимо, вторичное исполнение роли, которое следует после наблюдения и высказывания соображений;
6) выводы и оценка.
Шаги по разработке роли:
1)сформулируйте цель (цели) для разыгрываемой роли;
2) изучите характеристики целевой группы:
- состав группы;
- начальные знания тем;
3) выберите общее содержание;
4) придумайте соответствующий случай или событие;
5) составьте различные роли;
6) разработайте задания по наблюдению;
7) запишите сценарий разыгрывания ролей:
- ситуация;
- описание ролей;
- задания по наблюдению;
8) проверьте сценарий:
- цель (цели);
- характеристики целевой группы;
- представление сути;
- логическую взаимосвязь между целью (целями), содержанием, описаниями ролей и заданиями по наблюдению.
Практикум
Самооценка конструктивного поведения
Во взаимоотношениях с детьми
№
п/п
| Позиция
| Оценка
| 1.
| Я всегда помню об индивидуальности ребенка
| 5 4 3 2 1
| 2.
| Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения
| 5 4 3 2 1
| 3.
| Я всегда стараюсь понять потребности и интересы маленького ребенка
| 5 4 3 2 1
| 4.
| Противоречия я воспринимают как фактор нормального развития
| 5 4 3 2 1
| 5.
| Я всегда стабилен в отношениях с ребенком
| 5 4 3 2 1
| 6.
| Я стремлюсь к уменьшению числа «нельзя» и увеличению числа «можно»
| 5 4 3 2 1
| 7.
| Для меня наказание является крайним средством воспитания
| 5 4 3 2 1
| 8.
| Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков
| 5 4 3 2 1
| 9.
| При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий
| 5 4 3 2 1
| 10.
| Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов
| 5 4 3 2 1
| 11.
| Ястремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт
| 5 4 3 2 1
|
Оценка результатов
Просуммируйте полученные баллы по всем 11 позициям и найдите среднее арифметическое от этой суммы.
Если полученный результат составит величину от 4,5 до 5баллов, то ваша готовность к воспитанию детей и взаимоотношениям с ними высока. Вы обладаете высокой психолого-педагогической культурой, позволяющей вам избежать серьезных конфликтов с детьми.
При результате от 3 до 4,5баллов ваша готовность к воспитанию детей средняя. Во взаимодействии с детьми у вас могут возникать конфликты. Вам необходимо пересмотреть некоторые позиции вашего подхода к воспитанию детей.
Если результат меньше 3 баллов, то ваша готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточной психолого-педагогической культурой. Чтобы избежать серьезных конфликтов с детьми, вам необходимо срочно заняться самообразованием, повышением психолого-педагогической культуры.
Тема 2. Конфликты в учебной деятельности
Вопросы для обсуждения
1. Формы и виды конфликтов в средней и высшей школе.
2. Конфликты между учениками в школе.
3. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.
4. Позиция педагога и успешность вмешательства в конфликт.
Литература
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2013.
2. Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2010.
4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2003.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
6. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1998.
Задания к занятию
На основе конфликтов, предложенных студентам, провести трансактный анализ взаимодействий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|