Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Структура конфликта





Вопросы для обсуждения

1. Понятие структуры конфликта.

2. Основные компоненты конфликта.

3. Психологические составляющие конфликта: мотивы сторон, конфликтное поведение, стратегии и тактики.

4. Особенности восприятия конфликтной ситуации.

 

Литература

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2013.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 2012.

3. Громова О.К. Конфликтология. М., 2010.

4. Дмитриев А.Е. Конфликтология. М., 2012.

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2009.

6. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология. М., 2012.

7. Леонов Н.И. Конфликтология. М., 2010.

 

Задания к занятию

 

Анализ развивающегося конфликта

(практическое занятие)

Занятие проводится в форме обсуждения конфликтов, предложенных студентами.

Конкретные конфликты анализируются студентами по следу-
ющей схеме:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.



3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).



6. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

З) пик конфликта;

4) фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

 

2. Примерные вопросы для

анализа проблемы[1]

 

1. Обозначение проблемы___________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Пожалуйста, опишите кратко ситуацию:________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Как эта ситуация возникла?__________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

2. Кто участвует в этой проблеме?____________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Эта проблема касается Вас так:

- начальника



- коллеги

- сотрудника

- __________

 

3. Как Вы оцениваете цели и мотивы участников?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

4. Насколько глубока проблема?

Интенсивность: слабо (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – сильно

Частота: редко (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – всегда

 

5. Как часто Вы сами думаете об этой проблеме?

нечасто (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – очень часто

 

Как Вы ощущаете/воспринимаете эту проблему?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

6. Располагаете ли Вы достаточной информацией, чтобы принять решение о дальнейших действиях?

_________________________________________________________

 

7. Важно ли признание решения/запланированных действий участниками для реализации решения этой проблемы?

_________________________________________________________

 

8. Будут ли участниками признаваться авторитарные решения/авторитарные действия?

_________________________________________________________

 

9. Может ли предпочитаемое решение или последствие решения этой проблемы привести к конфликту между участниками?

_________________________________________________________

 

Пожалуйста, укажите, насколько отдельные пункты можно соотнести с описанной Вами проблемой. Это позволит выявить возможные причины проблем объективного типа или вызванные отношениями между людьми.

 

не имеет очень

с проблемой важный

ничего фактор

общего

 

Вы сами:

- недооцениваете проблемы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- нетерпеливы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- мало учитываете слабости отдельных

сотрудников (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- больше реагируете на проблему,

чем действуете (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

 

Ваш(-и) сотрудник(-и)

- обладает недостаточной мотивацией (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- недостаточно сотрудничает (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- испытывает профессиональный

дефицит (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- имеет человеческие слабости (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

Коллега (-и)

- обладает недостаточной мотивацией (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- недостаточно сотрудничает (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- испытывает профессиональный

дефицит (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- имеет человеческие слабости (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

 

Ваш начальник или прежний начальник:

- имеет ошибки в управлении, а именно (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- доминантен (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- оказывает слишком мало поддержки (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- неясно распределяет задачи (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- неправильно отбирает персонал (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

 

Прочее:

- организационная структура (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- чрезмерные нагрузки на работе,

давление времени (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- различия в отношении и ценностях (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- личностные различия (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- разная оценка ситуации (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

 

 

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

 

1. Какие стратегии Вы хотели бы использовать?

- отступление;

- совместное решение проблемы;

- компромисс;

- стратегия власти;

- уступки.

2. Какие мероприятия для этого необходимы?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Что Вы хотели бы реализовать первым? _______________________

На какие реакции участников Вы рассчитываете? _______________

Как Вы оцениваете эти реакции? _____________________________

 

3. Решили ли Вы уже твердо действовать таким образом?

_________________________________________________________

Уверены ли Вы в том, что реализация Вашей стратегии сработает?

неуверен (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) очень уверен

4. Насколько для Вас важно решить эту проблему?

неважно (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) очень важно

Насколько Вы чувствуете себя обязанными перед другими людьми решить описанную проблему?

несильно (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) очень сильно

К какому сроку Вы хотели бы решить эту проблему?

_________________________________________________________

5. Нужна ли Вам поддержка других людей для реализации Вашей стратегии?

_________________________________________________________

Важно ли, чтобы в Ваших действиях также участвовал Ваш начальник? _________________________________________________________

Важно ли для Вашей ситуации, чтобы Вас эмоционально поддерживали другие люди?

_________________________________________________________

а именно _________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Предприняли ли Вы уже шаги для реализации Вашей стратегии?

_________________________________________________________

а именно _________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

со следующим результатом _________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Насколько Вы по своим субъективным ощущениям отдалены от разрешения проблемы?

очень сильно отдален (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) очень близок

7. В определенных обстоятельствах может быть трудно реализовать запланированные действия. Как Вы при этом видите самые большие препятствия? Пожалуйста, отметьте два препятствия, наиболее соответствующих Вашему случаю:

- недостаток времени;

- недостаток возможностей;

- не хватает знаний и опыта;

- отсутствие поддержки начальником;

- сопротивление коллег, сотрудников;

- другое.

Считаете ли Вы, что сможете ослабить эти препятствия?

_________________________________________________________

8. Какие другие стратегии Вы будете реализовывать (при неудаче)?

Их возможные последствия?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Раздел II. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Тема 1. Общая характеристика внутриличностного

Конфликта

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

2. Основные виды внутриличностного конфликта.

З. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

4. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.

 

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2013.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн., 2012.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2010.

4. Гришина И.В. Психология конфликта. СПб., 2010.

5. Громова О.К. Конфликтология. М., 2010.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2009.

7. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997.

Тема 2. Психологические условия предупреждения

И разрешения внутриличностных конфликтов (Практикум)

Задания к занятию

1. На основе произведений художественной литературы, периодической печати представьте внутриличностный конфликт героя и проанализируйте его по схеме:

- структуры внутреннего мира личности, вступившие в конфликт, согласно авторам известных вам концепций (З. Фрейд,
А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Левин и др.);

- формы проявления анализируемого внутриличностного конфликта;

- попытки предупреждения;

- способы разрешения.

2. «Проигрывание» в группе ситуации «Телефон доверия».

3. Проведите самооценку своей психической устойчивости.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.