Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.1. Значение, предмет и задачи конфликтологии.





Характеристика конфликта как социального феномена

Предпосылки формирования конфликтологических идей. Краткий исторический очерк отечественной конфликтологии. Отрасли отечественной конфликтологии. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.

Междисциплинарный характер конфликтологических знаний. Основные подходы к изучению конфликтов. Системный подход. Методология и методы конфликтологии. Методологические принципы исследования конфликтов. Объективные и субъективные методы. Уровни изучения конфликтов: фундаментально-теоретический, «теории среднего уровня», эмпирический.

Общее понятие конфликта. Функции конфликта. Структура и содержание. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта.

Классификации конфликтов. Типология конфликтов по разным признакам (источникам возникновения, социальным последствиям, масштабности, формам борьбы, направленности действий, по использованной сторонами тактике и др.).

 

Тема 1.2. Структура конфликта

Понятие структуры конфликта. Основные компоненты конфликта: конфликтная ситуация, участники (основные и другие), предмет, объект конфликта, микро- и макросреда.



Психологические составляющие конфликта: мотивы сторон, конфликтное поведение, стратегии и тактики.

Особенности восприятия конфликтной ситуации: искажение конфликтной ситуации в целом, искажение восприятия мотивов поведения в конфликте, искажение восприятия действий, высказываний, поступков, искажения восприятия личных качеств. Степени искажения восприятия конфликтной ситуации.

II. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Тема 2.1. Общая характеристика внутриличностного конфликта

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Учение об экставерсии и интроверсии К. Юнга. Теория психоалитического развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину и др.

Характеристика основных видов внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, неадекватной самооценки, адаптационный.



 

Тема 2.2. Психологические условия предупреждения

И разрешения внутриличностных конфликтов

Условия предупреждения внутриличностного конфликта: наличие устойчивых ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; искренность в отношениях и др.

Разрешение внутреннего конфликта как восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности. Механизмы психологической защиты, способствующие разрешению внутриличностного конфликта: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, компенсация, идентификация и фантазия.

 

III. КОНФЛИКТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Тема 3.1. Семейные конфликты

 

Причины супружеских конфликтов. Характеристика кризисных периодов в развитии семьи и кризисных семей (конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи).

Пути регулирования супружеских конфликтов.

Причины конфликтов между родителями и детьми: деструктивность внутрисемейных отношений, недостатки в семейном воспитании, возрастные кризисы детей, индивидуально-типологические особенности родителей и детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей – основа предупреждения и разрешения конфликтов родителей и детей.



Психологическое консультирование конфликтных семей.

Тема 3.2. Конфликты в учебной деятельности

Особенности современного образования. Конфликтогенность как неотъемлемое свойство учебного процесса.

Формы конфликтов в средней и в высшей школе, их виды.

Конфликты деятельности, отношений и поведения. Пути конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Позиция педагога и успешность вмешательства в конфликт. Основные рекомендации по управлению конфликтами.

 

Тема 3.3. Организационно-управленческий конфликт

Понятие «Организационно-управленческий конфликт», специфика, роль, характеристика основных структурных элементов.

Основные функции организационных конфликтов: информативная, интегративная, инновационная.

Конфликт и инновационная деятельность организации. Психологические барьеры при введении инноваций. Диагностика организационных конфликтов. Конфликты в сфере управления. Ролевой конфликт. Специфика ролевого конфликта в управлении. Руководитель – подчиненный: проблема бесконфликтного взаимодействия.

Пути предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов.

 

IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Тема 4.1. Прогнозирование, профилактика

И предупреждение конфликтов

Особенности прогнозирования, профилактики конфликтов; объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов; социально-психологические условия профилактики конфликтов.

Технологии предупреждения конфликтов: изменение отношения к ситуации и поведения в ней; способы и приемы воздействия на поведение оппонента; психология конструктивной критики; методы психокоррекции конфликтного поведения.

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов; подготовка и принятие оптимального управленческого решения; основные психологические причины некомпетентных решений.

Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликта.

4.2. Разрешение конфликтов:

Общие принципы, способы, методы.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.

Методы управления конфликтами: внутриличностные, межличностные, структурные, переговоры, ответные агрессивные действия.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны: предпосылки, роли третьей стороны (третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель).

Требования, предъявляемые к посреднику. Методология, методика и процедуры медиации конфликтов.

Возрастание роли неофициального посредничества. Формы неофициального посредничества. Возможности и ограничения в деятельности неофициальных посредников. Проблема взаимодействия двух видов посредничества.

Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.

 

Технологии переговорного процесса

 

Понятие о переговорах. Функции переговоров: информационная, коммуникативная, регулирования и координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Этапы переговоров: уточнение интересов, позиций, обсуждение и согласование позиций, выработка соглашения, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

Психологические механизмы переговорного процесса: согласование целей и интересов, стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Технология переговоров: способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом, тактические приемы.

Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций и их применение в переговорном процессе.

Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Тема 1. Понятие, типология и функции конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, признаки и уровни конфликта.

2. Основные виды классификации конфликтов.

3. Типология конфликтов по составу участников:

- внутриличностные;

- межличностные;

- конфликты в организациях;

- конфликты в больших социальных группах;

4. Двойственный характер функций конфликта (конструктивные и негативные функции конфликта).

 

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2013.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 2012.

3. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М., 2009.

4. Громова О.К. Конфликтология. М., 2010.

5. Дмитриев А.Е. Конфликтология. М., 2012.

6. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология. М., 2012.

7. Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. М., 2013.

8. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 2001.

9. Леонов Н.И. Конфликтология. М., 2010.

 

1. Вопросы и задания

для самостоятельной работы

1. Соберите пословицы и поговорки, в которых присутствует прямо противоположное отношение к конфликту, например:

«Худой мир лучше доброй ссоры» – «Война – бог всего».

Проанализируйте собранный группой материал и обсудите, чем объяснить такие противоречия, которые доносит до нас народная мудрость.

2. Запишите все слова, которые приходят вам в голову, когда думаете о конфликте. Их может быть достаточно много, но не менее 20. Теперь рассортируйте их по степени близости к конфликту, проанализируйте роль этих слов.

3. Запишите за одну минуту все реакции, которые приходят в голову– агрессию (оскорбили, ударили, унизили) по отношениюк вам. Что будете делать в ответ на агрессию извне?

Запишите за одну минуту все слова, которые обычно вы говорите своим близким в хорошие минуты. Затем дайте себе еще одну минуту и запишите слова, которыми вы пользуетесь, когда сильно сердитесь.

Подведите итог всем трем упражнениям – «нуждаюсь в развитии толерантности» или «не нуждаюсь, но хочу». Это ответ самому себе. Если сумеете, попытайтесь объяснить, длячего нам необходима толерантность (приведите веские аргументы), словно перед вами собеседник, упорно не соглашающийся с вашей позицией.

 

2. Деловая игра:

«Что есть конфликт: норма или патология?»

 

Проводится деловая игра в виде семинара (круглого стола) по теме: «Что есть конфликт: норма или патология?»

Цель: тренинг умения выделять основные подходы и представления о конфликтах, существовавшие и существующие в философии, социологии, психологии, конфликтологии.

Участники круглого стола готовят выступление «от имени» представителя той или иной научной школы по примерному плану:

1. Сущность конфликта.

2. Кто участвует в конфликте?

З. К чему ведет конфликт?

4. Возможно ли преодолеть конфликты, заложены ли они в природе человека и общества?

После выступления участников дискуссии все пытаются выделить основные направления рассмотрения конфликтов, найти единомышленников, объединиться в «конфликтологические школы» на основе указанных критериев.

В игре также могут участвовать эксперты, оценивающие качество выступлений и правомерность объединения различных подходов к рассмотрению конфликтов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.