Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав и структура работников предприятия





Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..5

Глава 1. Теоретические основы анализа обеспеченности организации трудовыми ресурсами……………………………………………………………7

1.1. Состав и структура работников предприятия …………...…………………8

1.2. Движение работников на предприятии…………………...……………….14

1.3. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов……...….19

1.4. Основные способы управления трудовыми ресурсами ………………..28

Глава 2. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ООО «Мост – авто»………………………………………………………………………………43

2.1. Характеристика деятельности предприятия…….……………………….44

2.2. Показатели обеспеченности работниками, приема, выбытия, текучести и стабильности кадров……………………………………………..45

2.3. Численность работников и их состав по категориям…………………….47

2.4. Нормирование и оплата труда на предприятии. Влияние условий труда и социальных условий на закрепление кадров………………………….……..51

2.5.Подготовка ООО «Мост – авто» работников ведущих специальностей.53

2.6. Совершенствование организации и нормирования труда………………..55



2.7. Меры по сокращению применения в производстве ручного труда. Решение социальных вопросов труда и быта работников предприятия……..63

Заключение…………………………………………………….……………..…..71

Библиографический список…………………………………………………….74

Приложения……………………………………………………………………...77

Введение

Понятие «трудовые ресурсы» предприятия характеризует ее потенциальную рабо­чую силу как часть трудовых ресурсов страны, «персонал» — весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Человеческие ресурсы предприятия являются главным ресурсом каж­дого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Человеческие ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме при­были. Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отка­заться от предложенных ему условий и потребовать изменения ус­ловий труда и модификации неприемлемых с его точки зрения работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, на­конец, уволиться с предприятия по собственному желанию. Организо­ванные в профсоюзы работники выступают в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и его оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии. Затраты на персонал, включающие затраты на оплату труда, жилье, социальную защиту работников, профессиональное обучение, культурно-бы­товое обслуживание и налоги, связанные с использованием рабо­чей силы, прочно занимают второе место (после материальных) в структуре затрат производственного предприятия.



Показатели эффективности использования трудовых ресурсов могут дать представление о количественном, качественном и структур­ном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности исполь­зования человеческих ресурсов предприятия, поэтому в настоящее время очень актуальна тема эффективности использования трудовых ресурсов.

Целью написания данной работы является изучение вопросов анализа трудовых ресурсов предприятия, а также рассмотрение данного вопроса на примере ООО «Мост – авто».

Круг экономистов, посвятивших свои труды исследованию управлению трудовыми ресурсами на предприятии, следующие: Ракоти В. Д., Ковалев В.В., Баканов М. И., Беллендир М. В., Классон Б., Кондраков Н. П. и ряд других ученых.



Законодательной базой написания работы являются приказы и постановления Министерства Финансов РФ.

Предметом изучения в данной работе является организация использования трудовых ресурсов на предприятии.

Объектом исследования в данной работе ООО «Мост – авто».

Методы, применяемые в работе при анализе: аналитический, монографический, статистический и ряд других.

Новизна проведенного нами исследования в работе состоит в применении современных научных методов исследования.

Работа имеет практическую значимость в плане применения исследованных систем мотивации в организациях как основы управления трудовыми ресурсами.

 

 

Состав и структура работников предприятия

Кадры – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников, «кадры» - основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Качественная характеристика трудовых ресурсов определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.

Персонал предприятияподразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру персонала предприятия.

С целью оценки трудового потенциала предприятия необходимо определить следующие показатели.

1. Коэффициент занятости персонала в аппарате управления Кз, характеризующий долю работников аппарата управления Чау в общей численности промышленно-производственного персонала Чппр, рассчитывается по формуле 1:

Кз= (1)

Норматив - 0,04 – 0,07.

2. Показатель уровня квалификации работников Пкр рассчитывается по формуле 2:

Пкр= (2)

Чау – численность работников аппарата управления с необходимым базовым образованием. Норма Пкр = 1.

Данный анализ позволяет сделать оценку кадровой политики на предприятии – эффективная или неэффективная.

Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и со­держанию вида[4, c. 324]:

• связанные со сменой форм стоимости товара;

• обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения.

Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др.

Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выг­рузка товаров и др.

Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса. Таким образом, первая отличи­тельная особенность труда на торговых предприятиях — его двойственный характер.

Вторая отличительная особенность в том, что труд, связанный с продолжением производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме трудовых процессов. Главная причина данного явления — низкая оснащенность техникой торговых пред­приятий. Как правило, большинство процессов, связанных с преоб­разованием промышленного ассортимента в торговый; фасовкой; подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Большие затраты живого труда — негативный фак­тор, тем более что около 80% занятых в торговле — женщины (на­пример, в розничной торговле в среднем за смену приходится пере­мещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15 т груза).

Третья особенность труда в торговом бизнесе в том, что труд, связанный со сменой форм стоимости, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено целым рядом причин: во-первых, организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно огра­ничивает свободу проявления инициативы работников; во-вторых, недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты произ­водятся вручную.

Четвертая особенность труда в торговых предприятиях — значи­тельное влияние на него вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от место­расположения предприятия; значительные колебания спроса по то­варным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к не­избежным простоям работников, а в других — к очень высокой на­грузке и резкому повышению напряженности труда.

Пятая особенность труда в торговых предприятиях заключается в том, что конечным результатом труда является не продукт, а услуга.

Планирование персонала определяется как «процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время»[4, c. 129]. По другому определению, планирование персонала – это «система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников – внутренних и внешних, имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки». Отечественные специалисты в области кадрового планирования используют такую формулировку – «кадровое планирование – направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалифицированной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием».

При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в денежных средствах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях – тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того внимания, которого оно заслуживает.

Процесс кадрового планирования включает в себя три этапа (табл. 1)[5, c. 264]:

1. Оценка наличных ресурсов.

2. Оценка будущих потребностей.

3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Планирование трудовых ресурсов в действующей организации логично начать с оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели. Помимо этого, руководство должно оценить и качество труда своих работников.

Таблица 1

Планирование персонала

Планирование персонала
1. Оценка наличных трудовых ресурсов 2. Оценка будущих потребностей   3. Разработка программы по развитию трудовых ресурсов

 

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей. Естественно, что при крупных организационных изменениях, например, при создании нового завода, оценка будущей потребности в рабочей силе представляет собой сложную и важную задачу. В этих случаях необходимо оценить внешний рынок труда и определить имеющуюся на нем рабочую силу. Определив свои будущие потребности, руководство должно разработать программу их удовлетворения. Потребности – это цель, программа – средство ее достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Для того чтобы нанять соответствующих работников, необходимо в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем управления трудовыми ресурсами. Без него трудно реализовать все остальные функции управления. Всесторонняя оценка всех специальностей создает надежное основание для принятия будущих решений о найме, отборе, назначении зарплаты, оценке деятельности и повышении в должности.

Цель набора персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.

Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявления до того как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Одним из методов является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу друзей и знакомых. Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания.

Компании, принявшие участие в опросе, пережили этап развития, когда штат сотрудников комплектовался за счет родственников, друзей и знакомых.

Обращает на себя внимание крайне низкая оценка эффективности работы с Государственной службой занятости. Возможно, это происходит потому, что изначально ориентированная на обслуживание промышленных предприятий, ГСЗ не успевает приспособиться к быстро изменяющимся потребностям новых предпринимательских структур, которым требуется персонал с иными характеристиками и качествами.

Безусловным лидером по поставке на рынок труда молодых, энергичных, грамотных и амбициозных сотрудников, не обремененных комплексом «рабочего и служащего социалистического предприятия» являются учебные заведения. Кроме этого сотрудничество с ними не требует

высоких затрат. Наиболее явным недостатком работы с учебными заведениями, по оценкам респондентов, являются большие временные затраты. Но их можно снизить, привлекая возможных кандидатов на вакансию уже на стадии прохождения студентами производственной практики и написания ими курсовых и дипломных работ по заказу компании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.