Понятие информационной системы
Слово система происходит от греческого systema, что означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определённую целостность (единство).
В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера.
Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач.
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем.
Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Информационные системы делятся на автоматические и автоматизированные:
В автоматических информационных системах все операции выполняются с помощью компьютера автоматически, а роль человека сводится лишь к наблюдению за работой информационной системы и осуществлению текущего контроля.
Автоматические информационные системы удается создать в случае, если задачи, решаемые системой, удается строго формализовать, т.е. разработать однозначный алгоритм их решения, который удается программно реализовать на компьютере.
Автоматические системы широко применяются при управлении техническими объектами и технологическими процессами.
В сфере экономики большинство задач и проблем не могут быть формализованы и следовательно решены с помощью автоматических информационных систем.
В автоматизированных информационных системах (АИС) операции по преобразованию информации выполняются с помощью технических средств, но при участии человека.
Обычно, человек выбирает алгоритм и параметры решения задачи, утверждает полученные результаты и т.п.
Автоматизированные информационные системы можно классифицировать по различным признакам, приведем некоторые из них:
По уровню:
1) ГАС или ГИС;
2) АС (ИС) региона;
3) АС (ИС) организации;
4) АС (ИС) отдела;
5) АС (ИС) на рабочем месте (автоматизированное рабочее место).
По типу принимаемого решения:
1) информационно-справочные системы и информационно-поисковые системы;
2) информационно-советующая (справочная) система, представляет варианты и оценки по различным критериям этих вариантов;
3) информационно-управляющая система, выходной результат не совет, а управляющее воздействие на объект.
По назначению и областям человеческой деятельности:
1) военные АСУ;
2) экономические системы (предприятия, конторы, управляющие властные структуры);
3) медицинские системы;
4) другие.
По решаемым задачам, например, экономические информационные системы:
1) автоматизация бухгалтерского учета;
2) автоматизация аудита;
3) экономический анализ;
4) автоматизация биржевой торговли
5) другие.
По типу применяемых вычислительных машин:
Мейнфреймы – компьютеры сверхвысокой производительности, суперкомпьютеры – используются для решения специфических задач, где требуется очень высокая производительность, например, прогнозирование погоды, научные расчеты и т. п.
Мини-компьютеры – компьютеры высокой производительности – чаще всего используются как серверы больших компьютерных сетей, в частности Internet.
Персональные компьютеры – самый распространенный тип компьютеров. Делятся на настольные и портативные (ноутбуки). В настоящее время потенциальные возможности и методика применения настольных и портативных ПК приблизительно соизмеримы. Цены на портативные ПК при сохранении тех же характеристик приблизительно всего в 1,5 раза выше. И идет постепенная замена настольных ПК ноутбуками.
Мобильные компьютеры (устройства) – карманные компьютеры, а также устройства способные выполнять ряд функций «полноценных» компьютеров: сотовые телефоны, электронные записные книжки и т.п.
Виды обеспечения информационных систем
Информационная система состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей.
Функциональная часть информационной системы включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов.
В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов.
Для нормальной деятельности функциональной части информационной системы в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части информационной системы (так называемые обеспечение).
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплекс технических средств составляют:
· компьютеры любых моделей;
· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
· устройства передачи данных и линий связи;
· оргтехника и устройства автоматического съема информации;
· эксплуатационные материалы и др.
Математическое обеспечение (МО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Программное обеспечение (ПО) - совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение (ОО) - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) – совокупность научно-технических терминов и языковых средств, используемых в целях облегчения общения персонала с компьютерами и другими средствами вычислительной техники.
Метрологическое обеспечение (МО) – измерительные приборы и подсистемы, входящие в информационную систему.
Методическое обеспечение (Метод.О) – состав нормативно-технической документации на систему.
Базовые типы информационных систем
К наиболее распространенным и перспективным типам информационных систем относятся:
· фактографические;
· гипертекстовые;
· документальные;
· интеллектуальные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|