Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретическое обоснование необходимости разработки проекта Федерального закона «О порядке взаимодействия общества и государства в процессе ресоциализации осужденных».





Важное место в системе современных правоохранительных органов России занимает уголовно-исполнительная система, задачей которой является исправление осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Мы считаем, что исправление осужденных не представляется возможным без привлечения широких слоев общества. Конечно, мы не будем предаваться правовому идеализму, считая, что закон, разработкой которого следует заняться, решит все имеющиеся проблемы. В данном законе мы лишь предлагаем решить наиболее сложные вопросы, которые, к сожалению, современное российское государство разрешить пока не может.

Основной целью законодательного регулирования станет совершенствование механизмов взаимодействия общества и государства в деле ресоциализации осужденных. Можно отметить, что в современной России, как отмечает проф. А.С. Автономов, модель игнорирования, действовавшая в отношениях государства и общественных структур в 90 гг., сменилась моделью взаимодействия и в некоторой части – моделью патернализма. Формой взаимодействия государства и общества стали разнообразные общественные советы. Первый общественный совет был создан в 2003 г. при Министерстве юстиции. Основными задачами его стали: содействие учреждениям и территориальным органам УИС Министерства юстиции Российской Федерации в создании гуманных условий отбывания наказаний; соблюдение прав и законных интересов сотрудников УИС, осужденных и заключенных; социальная реабилитация лиц, освобожденных из мест лишения свободы; защита прав человека и гражданина и другое. 26 января 2007 г. появился приказ о создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний России, позже подобные советы были созданы на базе территориальных управлений ФСИН России. 10 июня 2008 г. был принят ФЗ №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В 2009 г. начали действовать Общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК), утвержденные Общественной палатой РФ, необходимые для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и заключенных[38].



Хотя, как было указано ранее, пенитенциарная система должна выступать во взаимодействии с обществом в деле перевоспитания осужденных, но, к сожалению, реальность такова, что уровень преступности, остается в нашей стране достаточно высоким, и, что надо отметить, особую опасность представляет показатель уровня рецидивной преступности. Мы считаем, что причиной этого является недостаточно действенное исправление осужденных в местах лишения свободы. Для качественного преломления ситуации необходимо уделить особое внимание вопросам взаимодействия общественных объединений и органов уголовно-исполнительной системы. Созданные Общественные советы, хотя и некоторым образом и напоминают патерналистским настроем, совпадением целей и задач Попечительное о тюрьмах общество, но реализуют свою деятельность более успешно, что является явной заслугой действующей власти. Позитивных примеров взаимодействия общества и государства в рамках реформирования УИС много. Так, к примеру, в Мурманской области члены Общественного совета в 2012 году 12 раз посетили исправительные учреждения, где решали проблемы осужденных и заключенных. В республике Мордовия Общественный совет при УФСИН и ОНК в ходе совместного заседания отчитались об успехах за 2012 г. Особое внимание было уделено духовно-нравственному развитию осужденных: открыта мечеть в ИК-7, освящен православный храм, начато строительство православных храмов еще в трех колониях[39]. В Рязанской области в 2012 г. члены ОНК осуществили 117 выездов в учреждения УИС Рязанской области. По результатам каждого выезда от комиссии в УФСИН России был направлен ряд предложений, касающихся вопросов улучшения взаимодействия общества и государства, а также необходимости повышения внимания обеспечению прав женщин и несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы Рязанской области[40].





Стоит отметить, что в нормативных правовых актах России на данный момент фактически отсутствуют правовые ограничения для функционирования общественных объединений. Хотя в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее – УИК РФ) содержатся нормы, посвященные вопросам исправления осужденных (ст. 12, 23 УИК РФ). Законодательное закрепление взаимодействия общества и государства, как мы считаем, произведено в недостаточной степени. Поэтому необходимо произвести более подробную регламентацию взаимодействия общественных структур, государства и личности в Федеральном законе «О порядке взаимодействия общества и государства в процессе ресоциализации преступников», в котором, по нашему мнению, нужно обязательно указать пределы взаимодействия общественных структур и государства в деле перевоспитания и ресоциализации осужденного.

Мы предлагаем следующие обязательные положения закона:

1. Общественные структуры, действующие в рамках взаимодействия общества и учреждений и органов, исполняющих наказание, не являются государственными, а лица, состоящие в данных структурах, не являются государственными или муниципальными служащими.

2. Общественные структуры, действующие в рамках взаимодействия общества и пенитенциарных учреждений в обязательном порядке отчитываются о своей деятельности два раза в год. Отчет публикуется в открытом доступе, с возможностью обязательного комментирования со стороны граждан Российской Федерации. Для реализации данной цели создается специальный портал, предусматривающий возможность размещения данной информации.

3. Представители общественных организаций посещают учреждения и органы, исполняющие наказание, не реже 3 раз в месяц, проводят прием жалоб осужденных и заключенных, проводят совместно с правоохранительными органами расследование деяний, вскрывшихся в ходе подачи жалоб от осужденных и заключенных. Прием жалоб осужденных и заключенных производится без присутствия представителя учреждения или органа, исполняющего наказание.

4. Не реже одного раза в 6 месяцев председатель общественной организации обязан провести пресс-конференцию, на которой будет представлен отчет о деятельности организации за полгода.

5. В структуру общественной организации входят представители религиозных организаций, которые смогли бы сыграть определенную позитивную роль в деятельности по перевоспитанию осужденных, их ресоциализации после освобождения. Мы предлагаем внести в законопроект нормы: «Религиозные и иные общественные организации, взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления способствуют трудовому устройству осужденных после освобождения в своих организациях». Мы считаем, что такая мера позволит снизить количество рецидивных преступлений[41], ускорит ресоциализацию осужденных.

6. В законопроекте должна быть отражена следующая норма: «Общественные организации обязаны осуществлять первичный социальный контроль осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, в течение не менее 16 месяцев, осуществляя посильную помощь данным лицам в решении у них имеющихся проблем».

Круг лиц, на которых предлагается распространить вышеизложенные предложения:

1. Уголовно-исполнительные инспекции;

2. Осужденные;

3. Общественные и религиозные организации;

4. Федеральная служба исполнения наказаний России (и ее структурные подразделения).

Рассмотрим их права и обязанности в отдельности:

Уголовно-исполнительная инспекция (далее – УИИ). Инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста[42]. Мы предлагаем в рамках совершенствования уголовной и уголовно-исполнительной политики дополнить обязанности УИИ, предусматривающие разрешение соответствующих проблем освободившегося осужденного, ведение его личного дела, предоставление личного дела по первому требованию представителями общественности. Кроме того, в каждой УИИ мы предлагаем ввести обязательную должность заместителя начальника инспекции, который будет заниматься вопросами взаимодействия инспекции с общественными организациями.

Осужденные. Осужденным (в теории уголовно-исполнительного права) является лицо, в отношении которого вынесен приговор, вступивший в законную силу, назначено наказание, предусмотренное уголовным законодательством Российской Федерации.

В рамках законопроекта мы предлагаем наделить их следующими правами:

- правом свободного (производимого без контроля со стороны учреждений и органов, исполняющих наказание) письменного обращения к представителям общественных организаций;

- право на бесконтрольное, то есть в отсутствие представителей учреждения и органа, исполняющего наказание, общение осужденного с представителем общественной организации, имеющей соответствующее разрешение от подразделения ФСИН России.

Общественные и религиозные организации. Определение понятия «общественные и религиозные организации» можно найти в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О религиозных организациях», иных федеральных законах.

ГК РФ определяет общественные и религиозные организации так: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей»[43]. Общественные и религиозные организации считаются некоммерческими, то есть не преследуют своей целью извлечение прибыли. Вышеуказанное понятие можно считать общим, конкретизация определения «общественные организации» и «религиозные организации» производится в соответствующих законах.

В Федеральном законе №82-ФЗ от 19.05.95 «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Общественная организация представляет собой организационно-правовую форму общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[44].

Что касается определения понятия «религиозные организации», то соответствующее понятие дано в Федеральном законе №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозным организацией является «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица»[45].

Предлагаем наделить общественные и религиозные организации следующими правами:

- правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказание;

- правом получения жалоб от осужденных;

-правом на проведение первичного социального контроля осужденного, производимого после освобождения осужденного из мест лишения свободы для проведения ресоциализации;

- правом на направление официального протеста в подразделение ФСИН России и (или) правоохранительные органы с требованием восстановить нарушенные права осужденного;

-правом на организацию трудоустройства осужденного при наличии соответствующего, специально-закрепленного волеизъявления лица;

- правом на отправление культа, осуществление воспитательного процесса, предоставление соответствующей литературы (для религиозных организаций).

Обязанностями общественных учреждений станет:

- Обязанность предоставления ежегодного отчета о своей деятельности в части проведения ресоциализации осужденного;

- Обязанность представлять отчет о своей деятельности по ресоциализации осужденного в Федеральную службу исполнения наказаний России.

Федеральная служба исполнения наказаний России.ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Мы отстаиваем идею предоставить следующие права ФСИН России:

- право контроля деятельности общественных организаций в части ресоциализации осужденных;

-право, в случае неоднократного нарушения требований законодательства России общественной организацией, на представление в Министерство юстиции Российской Федерации официального запроса с требованием отозвать соответствующее разрешение на работу данной общественной организации. Право, в случае неоднократного нарушения требований законодательства России религиозной организацией, на представление в компетентный орган официального запроса с требованием отозвать соответствующее разрешение на работу данной религиозной организации.

ФСИН России наделяется обязанностью отвечать в установленный законом срок на письма и обращения общественных организаций, проводить проверки фактов, изложенных в письмах и обращениях общественных организаций.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, основными сферами совместной работы общественных объединений, органов УИС и государства в социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, являются:

- проведение работ по трудоустройству освободившихся осужденных;

- бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- перевоспитание осужденных, их ресоциализация.

Особое внимание следует уделить проблеме трудоустройства осужденных. Напомним, что в рамках ч.1 ст. 180 УИК РФ учреждения, исполняющие наказание, могут уведомить о необходимости трудоустройства освобождающегося осужденного органы местного самоуправления, федеральную службу занятости. Однако процент трудоустроенных таким образом осужденных минимален. В качестве примера можно привести Саратовскую область, где в центры занятости обратились 229 человек, на постоянную работу были трудоустроены 92 человека[46].

Таким образом, можно сказать, что в современном российском обществе важно сохранить тенденцию на развитие и совершенствование государственного аппарата, в том числе и уголовно-исполнительной системы. Но важно помнить: нельзя превращать общественные организации в государственные, какими благими намерениями данные действия не объяснялись. Общественные организации являются элементами гражданского общества, они стабилизируют и позволяют ограничивать, контролировать государство, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать государственные механизмы управления, качественно и количественно улучшать ситуацию во всех сферах жизнедеятельности общества, что явно видно из отчетов о деятельности действующих общественных организаций, взаимодействующих с ФСИН России.


Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия предложений по законодательному урегулированию указанной проблемы (в случае реализации таких предложений).

Мы считаем, что в случае реализации данной инициативы общество и государство может получить следующие позитивные изменения:

В экономическом плане снизится экономическая нагрузка на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. В социальном плане увеличится число освободившихся, перевоспитанных осужденных, улучшится ресоциализации осужденных, уменьшится количество рецидивов. Это скажется и на общесоциальной ситуации в стране, исчезнет имеющееся напряжение. В юридическом плане мы, вводя новый закон, позволим более четко и понятно регулировать деятельность общественных и религиозных организаций в деле перевоспитания осужденных, мы устраним «белые пятна» современного российского законодательства.


Заключение.

Развитие государства, общегосударственной политики в уголовно-исполнительной системе, программа либерализации, модернизации и гуманизации, заявленная в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, требует срочных мер по разработке и внедрению новых механизмов взаимодействия общества, государства и личности. Разработка Федерального закона «О порядке взаимодействия общества и государства в процессе ресоциализации осужденных» будет отвечать общему направлению, заданному Президентом РФ Владимиром Путиным.

Мы считаем, что сегодняшнее развитие страны должно основываться на том историческом опыте, который есть у нашей страны. Введение Общества попечительного о тюрьмах в 1819 г. стало позитивным шагом власти по стимулированию реформирования пенитенциарной системы. Однако мы считаем, что в современном российском государстве создавать очередную государственную структуру было бы неправильно. Надо поощрять идеи гражданского общества, создание общественных структур заинтересованными гражданами. Сейчас этого, к сожалению, не производится в полной мере.

Мы считаем, что основной проблемой является недостаточность, наличие «белых пятен» в вопросах взаимодействия государства и общества в деле ресоциализации освободившихся осужденных, а также контроле общественности за работой уголовно-исполнительной системы. Из-за этого в учреждениях и органах УИС содержится почти 700 тысяч осужденных, которые создают негативный социально-эмоциональный фон, увеличивают экономическую нагрузку на пенитенциарную систему, закладывают своеобразную мину замедленного действия в работу государственного механизма.

Мы считаем, что для качественного улучшения ситуации в местах лишения свободы стоит несколько изменить современное законодательство. Перед разработкой нового закона мы предлагаем провести широкое общественное обсуждение на страницах российских СМИ, в сети «Интернет». Четко сформулированными предложениями граждан стоит дополнить разработанный закон.

Мы считаем, что изменения в законодательстве окажут позитивное влияние на развитие не только пенитенциарной системы, но и институтов гражданского общества. Закон позволит активизировать роль и значение общества в решении актуальных вопросов наказания, возвращение в общество освободившихся осужденных.


Список литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ. М., 2013.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М., 2013.
  3. Гражданский кодекс РФ. М., 2013.
  4. Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.95 «Об общественных объединениях».
  5. Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. 25 октября. № 43. Ст. 5544.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.97 №729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности».

 

Учебная литература, монографии.

 

  1. Автономов А.С. Система исполнения наказаний и гражданское общество: модели взаимодействия (доклад) // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». Специальный выпуск: науч. – практ. журн. Рязань, 2012.
  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
  3. Ключевский В.О. Русская история. М., 2007.
  4. Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. Изд. 3-е. СПб. 1904.
  5. Министерство внутренних дел. 1802–1902. СПб., 1901.
  6. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М., 2005.
  7. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. 1560–1880. СПб., 1880.
  8. Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.): историческая хроника. М., 2004.
  9. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: учебник для вузов./ под ред. д.ю.н. А.И. Зубкова. М., 2005. С. 204.

 


[1]См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. 25 октября. № 43. Ст. 5544.

[2] См.: Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М., 2005. С. 35.

[3]См.: Ключевский В.О. Русская история. М., 2007. С. 858.

[4]См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 160.

[5]См.: Тарасов О.А., Васильева С.А. Становление и развитие тюремных учреждений и структур Рязанского края. Историко-документальные очерки. Часть I (XII – первая половина XIX вв.). Рязань, 2010. С. 55.

[6] См.: Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. Изд. 3-е. СПб. 1904. С. 12–13

[7] См.: Министерство внутренних дел. 1802–1902. СПб., 1901. С. 41–42.

[8] См.: Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.): историческая хроника. М., 2004. С. 14.

[9] Цитата по: Тарасов О.А., Васильева С.А. Указ. соч. С. 78.

[10] См.: Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. 1560–1880. СПб., 1880. С. 20.

[11] См.: Там же. С. 24.

[12] См.: Там же. С. 22.

[13]См.: Тарасов О.А., Васильева С.А. Указ. соч. С. 78.

[14] См.: Никитин В.Н. Указ. соч. С. 21.

[15] См.: Там же. С. 22.

[16] См.: Там же. С. 16.

[17] См.: Там же. С.24.

[18] См.: Там же. С.23.

[19] См.: Там же. С. 60.

[20] См.: Печников А.П. Указ. соч. С. 17.

[21]См.: Тарасов О.А., Васильева С.А. Указ. соч. С. 79–80.

[22]См.: Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: учебник для вузов./ под ред. д.ю.н. А.И. Зубкова. М., 2005. С. 204.

[23] См.: Там же. С. 205.

[24] См.: Никитин В.Н. Указ. соч. С. 175.

[25] См.: Печников А.П. Указ. соч. С. 18.

[26] См.: Никитин В.Н.. Указ. соч. С. 29.

[27] См.: Тарасов О.А., Васильева С.А. Указ. соч. С. 79.

[28] См.: Там же. С. 79–80.

[29] См.: Там же. С. 83.

[30] См.: Там же. С. 82–83.

[31] См.: Там же. С. 86.

[32] См.: Никитин В.Н. Указ. соч. С. 38.

[33] См.: Там же. С. 39–40.

[34] См.: Там же. С.40.

[35] См.: Там же. С. 40.

[36] См.: Там же. С. 62.

[37] См.: Тарасов О.А., Васильева С.А. Указ. соч. С. 85.

[38] См.: Автономов А.С. Система исполнения наказаний и гражданское общество: модели взаимодействия (доклад) // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». Специальный выпуск: науч. – практ. журн. Рязань, 2012. С. 131–138.

[39] См.: URL:// http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=72457 (дата обращения: 11.02.2013)

[40] См.: URL:// http://www.ufsin.ru/news/398_bobori/ (дата обращения: 16.02.2013)

[41] По данным МВД России, количество рецидивных преступлений, совершаемых лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, сейчас составляет 40,7%. См.: Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. // URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505/. (дата обращения 9.08.2012).

[42] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.97 №729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности URL:// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128987;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.1691803429275751;from=98980-0 (дата обращения: 24.03.13)

 

[43] Гражданский кодекс РФ. М., 2013. Ст. 117.

[44]Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.95 «Об общественных объединениях» URL:// http://www.consultant.ru/popular/obob/76_1.html#p77 (дата обращения: 20.03.13).

[45] Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» URL:// http://base.garant.ru/171640/2/ (дата обращения: 20.03.13).

[46] Сайт «Росработа» // URL: http://community.rosrabota.ru/post/6247/. (дата обращения 12.03.2013).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.