Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие общества и государства в пенитенциарной системе в истории страны.





ФКОУ ВПО «Академия права и управления (Академия ФСИН России)»,

Курс

Научный руководитель: Илюхин Андрей Владимирович, доцент, к.ю.н.

Рязань, 2013

Оглавление.

Введение…..............................................................................................................................стр.3.

Взаимодействие общества и государства в пенитенциарной системе в истории страны………………………………………………………………………………………..стр.5.

Теоретическое обоснование необходимости разработки проекта Федерального закона «О порядке взаимодействия общества и государства в процессе ресоциализации осужденных»…………………………………………………...…………………………..стр.13.

Заключение………………………………………………………………………………..стр. 21.

Список литературы……………………………………………………………………….стр. 22.
Введение.

14 октября 2010 года была утверждена распоряжением Правительства России №1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. По мысли разработчиков документа, Концепция должна стать основой, базисом для дальнейшего реформирования УИС.

Такое направление деятельности подчёркивается теми целями и задачами, которые обозначены в документе: во-первых, повысить эффективность работы учреждений и органов, исполняющих наказание; во-вторых, уменьшение количества преступлений среди лиц, освобождённых после отбытия наказания в виде лишения свободы; в-третьих, гуманизация условий содержания осуждённых, а также лиц, которые были заключены под стражу. Кроме того, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обозначены направления привлечения общественности к оказанию посильной социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Это подразумевает осуществление мер, которые могли бы способствовать прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на базисе широкого привлечения институтов гражданского общества, в том числе и системы общественного контроля за функционированием УИС; увеличение роли общественных советов, действующих при Федеральной службе исполнения наказаний, а также в ее территориальных органах, что может рассматриваться как диалог с институтами гражданского общества; повышение потенциала религиозных конфессий, которые стремятся использовать в духовно-нравственном просвещении, воспитании осужденных, и, наконец, развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов[1].





На сегодняшний день развитие государства и уголовно-исполнительной системы непосредственно связано с проблемой диалога государства и общества в деле ресоциализации осужденных. В местах лишения свободы на данный момент содержится почти 700 тысяч человек, что усложняет процесс реформирования пенитенциарной системы. Конечно, в последние пять лет количество осужденных к лишению свободы уменьшилось, но экономическая нагрузка все еще остается.

Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, остаются без работы и без соответствующей общественной и государственной поддержки. Выход из сложившейся ситуации у них только один: возвращение в места лишения свободы, где им предоставят все необходимое (еда, помещение и другое). Данный вывод был сделан, основываясь на социологических и социальных исследованиях в местах лишения свободы, где почти 40% осужденных совершали рецидивные преступления за 1 год. Более того, в современной уголовно-исполнительной системе сохраняются негативные тенденции, связанные с проявлением фактов коррупции, совершением иных должностных преступлений сотрудниками и работниками органов и учреждений, исполняющих наказание, которые, конечно, не оказывают положительного влияния на личность осужденного, улучшение условий его существования.



Мы считаем, что сегодняшнюю ситуацию можно улучшить путем широкого привлечения общественности. Данная позиция обосновывается с исторической, теоретической и практической точки зрения в нашей работе. Для достижения поставленной цели мы предлагаем разработать Федеральный закон «О порядке взаимодействия общества и государства в процессе ресоциализации осужденных».


Взаимодействие общества и государства в пенитенциарной системе в истории страны.

 

Систему взаимодействия пенитенциарной системы и общества выстроили во время правления Александра I. Увидев серьезные проблемы в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, император взялся за реформирование всей уголовно-исполнительной системы. В 1802 году, в Малороссии начинается масштабное строительство острогов для арестантов трёх разрядов. В том же году, 8 сентября, был издан Манифест императора Александра I «Об учреждении Министерств», который заложил основы государственного управления на последующие 115 лет.

На основе Манифеста и были учреждены первые восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел. Сами органы исполнительной власти были строго централизованными бюрократическими учреждениями[2]. Стоит отметить, что Министерство внутренних дел до реформирования в 1810 г. выступало как многоцелевой орган, имевший множество функций и правомочий. МВД занималось не только устройством общественного порядка, тишины, благополучия, но и ведало хозяйственными делами в стране, в том числе и вопросами социальной политики, почтой и телеграфом, а также полицейской службой. Распыление сил министерства становится очевидным уже ко второму десятилетию XIX в. Поэтому М.М. Сперанский предлагает выделить полицейскую службу в отдельную структуру, в результате чего и было образовано Министерство полиции Российской империи. Известный историк В.О. Ключевский так описывал необходимость реформирования МВД и создание нового министерства: «Сперанский находил двойной недостаток в этих (учрежденных в 1802 г. – авт.) министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами – манифестом 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, именно коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции»[3].

Таким образом, «разнородность задач Министерства внутренних дел тормозила управление полицией, полицейскую опеку и регламентацию отдельных административно-хозяйственных отраслей деятельности. 17 августа 1810 г. по проекту М. Сперанского из этого министерства выделилось Министерство полиции…»[4].

В 1817 г. Министерство внутренних дел проводит масштабную ревизию тюремного ведомства, в результате которой был издан Высочайший указ на имя управляющего Министерством полиции «О лучшем устройстве тюрем, и о соблюдении в оных чистоты и опрятности». В данном нормативном правовом акте предписывалось привести все тюрьмы к единому стандарту, а в качестве примера данного стандарта указывались исправительные учреждения Москвы и Калуги[5].

В следующем году тюремный вопрос был поднят вновь. Связано это было с посещением представителями Английского тюремного общества Венингом, Алленом и Грелетом в 1818–1819 гг. с разрешения императора тюрем в Санкт-Петербурге, Новгороде, Твери и Москве. Представленные ими донесения указывали на «многие темные стороны тюремного дела».

Состояние тюрем того времени лучше всего иллюстрирует запись, сделанная А.Ф. Кони: «Тюрьмы Петербурга в описываемое время - мрачные, сырые комнаты со сводами, почти совершенно лишенные чистого воздуха, очень часто с земляным или гнилым деревянным полом, ниже уровня земли. Свет проникает в них сквозь узкие, наравне с поверхностью почвы, покрытые грязью и плесенью и никогда не отворяющиеся окна, - если же стекло в оконной раме случайно выбито, оно по годам не вставляется, и через него вторгаются непогода и мороз, а иногда стекает уличная грязь. Нет ни отхожих мест, ни устройств для умывания лица и рук, ни кроватей, ни даже нар. Все спят вповалку на полу, постилая свои кишащие насекомыми лохмотья, и везде ставится на ночь традиционная «параша». Эти помещения битком набиты народом. В этих местах, предназначенных при их учре­ждении для возможного исправления и смягчения нравов нарушителей закона, широко и невозбранно царили: разврат, нагота, холод, голод и мучительство. Люди одного пола содержались вместе, несмотря ни на различие возраста, ни разность повода, по которому они лишены свободы… При посещении Венинга в рабочем доме оказались сидящими вместе дети одиннадцати и двенадцати лет, разбойники, окованные цепями, и семидесятидвухлетний Тимофей Чеоров, содержавшийся уже двадцать два года»[6]. Для улучшения мест заключения при непосредственном участии Министерства полиции был выработан проект учреждения в России «Попечительного Общества о тюрьмах, который и удостоился в 1819 г. Высочайшего утверждения»[7]. Само Общество было создано по примеру Лондонского человеколюбивого общества[8]. Единственное различие между зарубежной и российской моделью данных общественных структур заключалось в контроле и надзоре за деятельностью обществ со стороны государства. Д. Тальберг подчеркнул интересное правовое положение новой общественной структуры: «При самом возникновении «Попечительное о тюрьмах общество» было каким то незаконнорожденным детищем филантропии, какой-то аномалией в порядке организации обществ, оно являлось не то частным, не то государственным учреждением»[9]. Задачами новой общественно-государственной организации, состоявшей из крупных помещиков и духовенства, стало на первоначальном этапе - нравственное исправление преступников, а в дальнейшем – и улучшение их содержания в тюрьмах. При этом государство преследовало и еще одну задачу: существенно уменьшить расходы государственного бюджета на содержание осужденных.

Общий вектор такой политики можно подтвердить следующим фактом: «Весьма характерной иллюстрацией к сказанному является пред­писание гражданскому губернатору Енисейской губернии от 14 января 1825 года из департамента полиции исполнительной Министерства внутренних дел о сокращении издержек на содержание аре­стантов, которые имели тенденцию к постоянному росту. Губерна­торам было указано проявлять бережливость и не допускать излиш­них расходов на арестантов, которые нередко находятся в тюрьмах «за неважные дела». Было предложено сократить количество аре­стантов в тюрьмах посредством направления их на поселение»[10].

Основные обязанности общества были достаточно четко изложены в Правилах «Попечительного Общества о тюрьмах», утвержденных 19 июля 1819 г.: 1) ближайший и постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений, или обвинений; 3) наставление их в правилах Христианского благочестия и доброй нравственности (для этих целей, как было указано в Правиле XI, осужденных снабжали книгами Священного Писания, проводили воспитательные беседы со священниками, «Провождение воскресных и праздничных дней в благочестивых чтениях, беседах и молитве, поставляется в обязанность для начальства тюремного, - указывается в правилах[11]); 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся, или буйствующих в уединенное место[12].

Президентом «Общества попечительного о тюрьмах» стал Александр Голицын. Он же занимал должность Председателя Библейского и Человеколюбивого общества[13]. Первичное количество членов общества составляло около 30 человек. Ко всем членам общества предъявлялись серьезные требования – они должны были быть «известны своим благомыслием честностью и человеколюбием»[14]. Само общество находилось, как было указано в уставе, под покровительством Императора, а учреждалось при Министерстве юстиции (хотя, конечно, Министерство полиции сыграло в создании филантропической структуры более важную роль)[15]. Именно устав определил общие управленческое направление деятельности Общества, полномочия членов комитетов, условия и порядок работы.

Внутренняя структура общества состояла из двух основных комитетов – женского (или дамский, открытый 13 октября 1819 г.) и мужского (открытый 11 октября 1819 г.)[16]. Сбор членов общества должен был проходить один раз в месяц, но и этот период мог быть изменен («а когда бывает нужно, то и чаще, по назначению Председательствующего; о чем Секретарь рассылает повестки»[17]).

Стоит отметить, что все члены Общества могли посещать тюремные учреждения в любое время, осматривать их и давать указания начальству тюрем. Надзиратели и смотрители были обязаны всячески содействовать – способствовать членам комитета в их деятельности, в том числе и в разделении осужденных по степени их вины и преступлений[18].

Как считает В.Н. Никитин, члены Общества «смотрели на эту администра­цию как на арестантский караул, да и были уверены, что коль скоро кто-нибудь из персонала этой администрации окажется окончатель­но не соответствующим назначению, то его всегда легко будет сме­нить. Взгляд этот был, однако, ошибочен»[19].

Основными вопросами, рассматриваемыми членами комитета стали:

- о средствах к умножению и сохранению капитала общества;

- об удобнейших способах для достижения задач, стоящих пе­ред обществом;

- о разных замечаниях и предложениях по совершенствованию внутреннего порядка в местах заключения;

- обсуждение обстановки в посещаемых местах заключения;

- учреждение новых комитетов в различных регионах России[20].

Создание центрального, петербургского Общества попечительного о тюрьмах позволило развернуть целое движение по всей стране – подобные общества начинают появляться и в других городах России. Первые отделения возникают в Архангельске, Вологде и Орле.

Схема возникновения новой структуры была сходна: общественность (преимущественно – благородного, духовного и купеческого звания) принимала решение об учреждении, вносила денежные средства, составляла список членов. А император, ознакомившись со списком членов общества, назначал руководителя общества в губернии, вице-президента, директора комитета, казначея и двух секретарей[21]. Кстати, на звание вице-президента общества могли претендовать: главный начальник губернии, губернатор, прокуроры судебных палат и епархиальный архиерей. Число вице-президентов не было ограничено: в разных регионах, в зависимости от общественной значимости комитета, их было от трех до тридцати человек[22]. При этом, как указывалось в Уставе общества, должностные лица, получающие жалованье от общества не могли состоять в звании директора комитета или отделения. Кроме того, поступление на должность в общество означало необходимость внесения определенной суммы пожертвований: в столице – около 15 рублей, в губерниях – 10 рублей, а в уездах – 5 рублей с каждого члена[23]

Отметим, что активную роль в формировании и развитии Общества попечительного о тюрьмах сыграло и духовенство. Так в Санкт-Петербурге одним из первых членов организации стал митрополит Михаил, а в Тверской губернии – архиепископ Филарет Дроздов.

К слову, в Уставе о содержащихся под стражей было указано, что «для исправления заключённых – строительство тюремных церквей становится основным (главным) предметом попечительства и занятий тюремных комитетов», а «в праздничных дни необходимо посылать арестантов для прослушивания божественной литургии»[24]. То есть данные меры рассматривались как способ примирения человека, нарушившего закон государства и церкви, с обществом.

Рассмотрим основные права и обязанности на примере Виленского отделения Общества попечительного о тюрьмах. К основным полномочиям общественной организации относилось: следить за содержанием арестантов, в том числе и размещать их по роду преступления, наставлять их в рамках «христианского благочестия»; осуществлять скорейшее производство и решение дел; сохранять и преумножать тюремный капитал; давать распоряжения; осуществлять обеспечение арестованных книгами духовного содержания; противодействовать приему горячительных напитков; делать проверку приходных и расходных книг, давать указания смотрителю замка, чтобы он вовремя «оприходовал денежные и съе­стные средства, поступающие от добродетельных людей (кружечные сборы); осуществлять ремонт замка и одежды арестантов за счет кружечных сборов[25]. Стоит отметить, что для укрепления финансовой базы попечительской работы Александр I приказал выделить обществу 10 тысяч рублей, а затем ежегодно - по 5 тысяч, что и исполнялось до самой революции 1917 года[26].

Теперь стоит рассмотреть создание и функционирование общества на территории Рязанской губернии. В Рязани инициатором создания общества попечительного о тюрьмах стал губернатор А.Д. Балашов, а также Архиепископ Рязанский Сергий. Начало было заложено ещё 27 ноября 1823 года, когда статский советник Кавелин, по поручению гражданского губернатора, начал собирать подписки будущих членов общества. Уже к лету 1824 года было собрано более 800 рублей. Главным благотворителем стал Гавриил Рюмин, внесший в общую кассу более 500 рублей[27]. Кроме статского советника Кавелина особую активность развили директор рязанской гимназии Татарников и предводитель дворянства Ладыгин. 22 июня 1824 г. в доме генерал – губернатора состоялось учредительное заседание общества попечительного о тюрьмах. В заседании приняли участие представители общественности, губернского и уездного дворянства. Граждане определили сумму взносов, а также официально объявили о начале действия организации на территории губернии. Первоначально было собрано даже 1024 руб., которые были переданы в Приказ общественного призрения для «приращения капитала»[28].

Уже в январе 1825 г. было утверждено положение для Рязанского попечительного общества о тюрьмах, домах исправительных и проч. Общество на территории Рязанской губернии, пользуясь поддержкой губернатора, сразу же начало реализовывать программу улучшения тюремной части. Так в 1825 г. (на территории тюрьмы) была освящена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В ней устраивались богослужения по праздничным дням, а также в выходные. Для проведения служб общество выплачивало священнослужителям по 30 рублей в месяц. Кроме того, для проведения богослужений из бюджета выделили 652 рубля, на которые были закуплены все необходимое для отправления церковных обрядов[29].

Кроме душеспасительных бесед, Общество попечительное о тюрьмах занималось и материально – бытовыми проблемами заключённых. Так в Рязани, сразу после строительства нового тюремного замка, Общество было вынуждено выделить денежные средства для внутреннего обустройства учреждения УИС, т.к. денежные средства из бюджета не были предусмотрены[30].

Всего за первоначальный период работы общества в Рязанской губернии было собрано около 6209 руб., которые были потрачены по следующим статьям бюджета: 3022 руб. – на устройство церкви, 544 руб. – на оплату услуг священника, 1503 руб. – на улучшение казармы. Остальные деньги, которые составляли 928 руб. 43 коп. были переданы в Рязанский приказ общественного призрения, «до востребования»[31].

В деятельности Общества до 1822 г. еще сохраняется некоторый реформаторский настрой в уголовно-исполнительной системе: комитет Министров России, к примеру, принимает положение, облегчившее существование арестантов, впервые регламентируется порядок применение оков для конвоируемых в Сибирь; вводится в действие «Устав ссыльных», который становится первой попыткой государства систематизировать правовые нормы, регламентирующие принудительный, каторжный труд. Но и такие минимальные изменения не могут убрать последствия новой, реакционной политики государства.

22 июля 1822 г. либеральный А. Голицын уходит с поста Президента общества попечительного о тюрьмах[32]. Его место занимает государственный контролёр Б. Б. Кампенгаузен, который был известен всей стране своими жёсткими взглядами по отношению к заключённым в тюрьмах, а также к демократии в рамках общества попечительного о тюрьмах[33]. В результате работа Общества существенно снизилась из-за постоянных конфликтов членов, которые не хотели диктатуры Президента, да и личность самого Президента ставили под сомнение.

Да и Б.Б. Кампенгаузен не жаловал своих сподвижников, раздавая им хлесткие комплименты: «Он… в короткое время своего президентства, так сильно утомился энергею «вольных филантропов», что в письмах к А.А. Аракчееву называл их «пестрым сборищем высокопарных философов, чувствительных филантропов, просвещенных дам и людей простодушных, под давлением которых иногда решаешься подписать и что-нибудь уродное, чтобы совсем не разладиться с ними»[34]. Новый президент пытался и устраняться от руководства обществом, и передавать управление обер-полицмейстеру Гладкову, и существенно уменьшать свободу действий членов общества, но эти меры не спасали Б.Б. Кампенгаузена от противостояния с членами комитетов[35].

Несмотря на это, количество средств из бюджета за период 1820–1825 гг. выделяется все больше и больше: в самом начале существования общества было потрачено из бюджета почти 2,1 млн. рублей, то через 5 лет – около 3,4 млн. руб.[36]. Общество продолжало до 1917 г. осуществлять свою деятельность, но более активности, чем в первый период правления Александра I, больше не было – надвигалась реакция.

Так и в Рязани, сразу после фактического ухода А.Д. Балашова, который и был главным идеологом общества, деятельность попечительства о тюрьмах начинает уменьшаться год от года. Трогательную попытку возрождения общества предпринял гражданский губернатор Н.И. Шредер, но ему данная работа не удалась: общих пожертвований он смог собрать лишь на несколько десятков рублей – около 20 рублей[37].

Резюмируя развитие уголовно-исполнительной системы в первый период XIX века, стоит признать, что создание Общества попечительного о тюрьмах стало первым незавершенным этапом совершенствования пенитенциарной политики страны.

Мы считаем, что полезный исторический опыт формирования и развития такого органа на современном этапе оказало бы неоценимый вклад в гуманизацию деятельности уголовно-исполнительной системы, расширению общественного участия в работе УИС, большей открытости пенитенциарной системы. Теоретическое обоснование необходимости разработки соответствующего Федерального закона мы представили во второй главе нашей работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.